Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1376
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Государственные институты социального страхования
4. Негосударственные институты социального страхования (государство создает правовую основу их деятельности, но не отвечает по их обязательствам).
Ведомства социального блока, входящие в систему органов государственной власти, их региональные и местные подразделения в административно-территориальных единицах страны:
На федеральном уровне основным ведомством социального блока, входящим в систему органов государственной власти, является Министерство труда и социальной защиты РФ. На региональном – Министерство социальной политики, на муниципальном – управления социальной политики, учреждения социальной политики, а также общественные организации.
На федеральном уровне разрабатывается социальная политика государства, осуществляется ее правовое обеспечение, разрабатываются основные методы и подходы к решению задач социальной политики, вырабатывается и совершенствуется структура исполнительных органов, на которые возлагается решение поставленных социальных задач. На этом уровне проводится социальный мониторинг, социальное прогнозирование, разрабатываются и утверждаются федеральные социальные программы. К функциям федерального уровня власти также относятся установление таких социальных нормативов, как минимальный размер оплаты труда, минимальные пенсии, прожиточный минимум, разработка основных методов социальной поддержки наиболее нуждающихся в ней групп населения. На региональном и местном уровнях разрабатываются концепции социального развития территорий, готовится региональное и местное законодательное обеспечение, подбираются формы и методы работы, адекватные региональным и местным особенностям, а также проводится социальный мониторинг и социальное прогнозирование, изыскиваются средства для дополнительных поступлений в бюджеты территорий, выделяются средства на оплату труда бюджетников, осуществляется финансирование учреждений муниципальной собственности, устанавливается система региональных и местных налоговых и других льгот, осуществляются мероприятия по социальной защите населения.
К непрофильным институтам социальной политики относятся государственные структуры, создающие общие условия для ее реализации:
1. Ведомства финансового блока (Минфин, Минэкономики и т.п.), которые при разработке государственного бюджета обеспечивают финансирование СП.
2. Правовые институты – разрабатывают и принимают государственные законы в социальной сфере, а также организуют контроль за соблюдением уже действующего социального законодательства.
3. Предприятия и организации – работодатели, представляющие работникам в соответствии с действующим законодательством определенный уровень социальных гарантий.
Социальное страхование (в отличие от просто страхования) страхует только от одного вида рисков - потери заработка и охватывает в первую очередь социально-трудовую сферу, где главное - взаимоотношения работодателя и застрахованного лица.
Негосудар.страхование. Негосударственные страховые компании предлагают весь комплекс современного страхования. Во-первых, это личное страхование. Во-вторых, добровольное пенсионное страхование. В-третьих, медицинское страхование. В-четвертых, страхование автомобильной гражданской ответственности и другое.
Государственное страхование – комплекс мероприятий, направленный на создание специального страхового фонда, сформированного за счет страховых взносов его участников, из средств которого специализированной государственной организацией производится возмещение (компенсация) материального ущерба (убытка), а также финансирование на устранение последствий от стихийных бедствий, пожаров, несчастных случаев или других обстоятельств. Государственное страхование возмещает материальный ущерб, который был причинен государственным, некоммерческим, общественным организациям, а также имуществу и здоровью граждан.
Взаимодействие институтов социальной политики. Общественные организации.
Социальная политика многосубъектна: государство, работодатель, общественные организации и компании. Центральному место принадлежит государству в лице его представительных, исполнительных и судебных органов, действующих на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. Они формулируют общую концепцию, определяют основные направления соц.политики, ее стратегию, тактику, формируют информационное социальное поле, обеспечивают законодательную, правовую основу, реализуют политику на местах. Взаимодействие различного рода субъектов повышает эффективность, целенаправленность, адресность и гибкость политики. Общественные организации в реализации СП играют важную роль. Общественная организация — объединение граждан на основе общих интересов и целей. Иногда используется определение «третий сектор», неправительственная, некоммерческая организация. НКО, как и иные социальные институты создаются в ответ на актуальные общественные потребности. Основная институциональная цель деятельности НКО – мобилизация гражданских инициатив, направленных на решение актуальных соц. проблем и управления общественными процессами, что определяет их соц.функции, формы, методы и инструменты соц.деятельности.
Правовое обеспечение социальной политики: государственное социальное законодательство, нормативные документы федерального значения, социальное нормотворчество на региональном и местном уровнях.
Государственное соц. законодательство, нормативные документы федерального значения:
- Конституция РФ (1993 г.)
- "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ
- "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)
- Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
- Федеральный закон от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»
- Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон №81-ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 08.06.2020 с изменениями, вступившими в силу с 08.06.2020)
- Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм. от 19.11.2015)
- Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ (последняя редакция)
- Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г.
- Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 01.07.2021) "О беженцах"
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
Социальное нормотворчество на региональном и местном уровнях:
- Закон Свердловской области от 3 декабря 2014 года N 108-ОЗ «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области» (с изменениями на 2 марта 2022 года)
Финансовый механизм социальной политики определяется, как правило, законодательной и исполнительной ветвями государственной власти и устанавливает порядок образования и использования финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения мероприятий социальной политики, а также деятельности структур, выполняющих эти функции. Первый блок обеспечивает регулирование финансового обеспечения части собственно социальной политики. Второй блок финансового механизма социальной политики включает порядок формирования финансовых ресурсов, необходимых, во-первых, для государственной поддержки (в случае возникновения такой необходимости) производителей товаров и услуг, которые удовлетворяют платежеспособный спрос населения; во-вторых, для государственного инвестирования проектов и целевых программ, связанных с развитием материально-технической базы некоммерческой части социальной сферы (прежде всего имеющих для общества историко-культурное значение); в-третьих, для реализации природоохранных и иных проектов, влияющих на уровень жизни населения. При этом используются стандартные механизмы бюджетного процесса, предусматривающие процедуры отбора для финансирования проектов, имеющих социальное значение.
Налоговые рычаги и стимулы в социальной политике используются для ориентации работодателей на содействие проведению социальной политики (в качестве пассивных ее субъектов), а домохозяйств — на повышение уровня экономической самостоятельности и социальной защищенности, обеспечиваемой собственными усилиями.
ПРИМЕР: снижение налоговой нагрузки
В 1990-е гг. в Российской Федерации феномен теневой заработной платы, не облагаемой подоходным налогом, на которую не начислялись обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования; в дальнейшем — единый социальный налог), стал серьезной проблемой.
Одной из попыток сокращения этой части оплаты труда и создания соответствующих стимулов у работодателей стало принятие в 2000 г. второй части Налогового кодекса Российской Федерации. Одним из инструментов выведения оплаты труда из "тени" должна была явиться ст. 224. В соответствии с этой статьей средства, полученные физическими лицами в виде оплаты труда, стали облагаться по единой ставке 13% (ранее предельная ставка, по которой с них уплачивался подоходный налог, достигала 35%)
Административный ресурс в социальной политике
Административные решения (административный ресурс) в социальной политике используются органами государственного управления различных уровней, прежде всего для повышения уровня социальной поддержки населения сверх установленного государственным законодательством (такие решения могут быть приняты и работодателями) при условии, что их реализация не приведет к росту расходов государственного бюджета.
Информационные технологии, применяемые для реализации тех или иных целей социальной политики:
1) К первому типу относятся базы и банки данных.
2) Ко второму типу информационных технологий относятся информационно-поисковые системы (ИПС).
3) К третьему типу информационных технологий относятся экспертные системы, позволяющие выполнять экспертизу в той или иной области социальной политики.
4) К четвертому типу информационных технологий