Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1372

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) Рост мегаполисов Мегаполисы — крупные города с развитой инфраструктурой, насчитывающие несколько миллионов жителей. Они могут считаться новыми формами урбанизации. Мегаполисы для стран являются: посредниками вступления в глобальное пространство; центрами экономического, технологического, политического, культурного развития. Мегаполис очень часто становится как бы «государством в государстве» и даже определяет судьбу страны. К сожалению, рост мегаполисов приводит к отрицательным последствиям — это перенаселенность; резкое расслоение общества («бразилификация» — появление очень богатых и очень бедных); потеря национальной идентичности; возрастание уровня преступности; уменьшение социального контроля.

4) Стандартизация и унификация. Важными признаками глобализации являются: стандартизация промышленной продукции; унификация ведения отчетности, документации, международного законодательства и пр. Стандартизация — свод правил, предназначенных для обеспечения сотрудничества и однозначного толкования условий производства, коммерческой деятельности, средств контроля и требований безопасности. Стандартизация дает возможность: согласовывать различные разработки независимых корпораций; пользоваться унифицированными протоколами обмена данных; обеспечивать защиту, кодирование и декодирование информации: осуществлять согласования, необходимые для процесса глобализации.

5) Распространение по всему миру английского языка. В глобальном обществе существует необходимость в языке, понятном для всех.

Следует отметить, что современные процессы глобализации, по мнению специалистов, имеют противоречивый характер. Так, с одной стороны, открываются новые возможности для экономического и научно-технического прогресса, развития высоких технологий и новых средств коммуникации, расширения и углубления международною сотрудничества, а с другой — увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами, подрываются национальные валюты и экономики, обостряются экономические проблемы, создаются условия для манипулирования массовым сознанием с помощью новейших информационных технологий.

6)Манипуляция массовым сознанием. Манипуляция массовым сознанием — разновидность психологического воздействия, результатом которого является скрытое возбуждение и появление у адресата намерений, не совпадающих с его действительными желаниями.


Манипуляция создается путем: использования стереотипов поведения; подмены понятий; создания метафор; мифологизации; отвлечения внимания. С развитием средств массовой коммуникации появилась возможность влиять на сознание масс всего мира. Телевидение, кино, массовое искусство, глобальная сеть. Телевидение способно формировать сознание или создавать у зрителя требуемую реальность, не имеющую связи с действительностью.

Массовое искусство создает виртуальную жизнь, симулирующую реальность, так называемые симулякры — средство фиксации переживаемого состояния, «порождение, при помощи моделей, реального без истока и реальности: гиперреальности» (Ж. Бодрийяр). Реальное заменяется знаками реального. Опасность манипуляций сознанием заключается в таких факторах, как: потеря адекватного восприятия реальности в мировых масштабах; нивелирование человеческой личности.

ПРОБЛЕМЫ:

• Насаждение единого стандарта потребления; Создание препятствий для развития отечественного производств;

• Игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран;

• Навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества;

• Оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах;

• Утрата каких-то специфических черт национальных культур.

Понятие «глобализация» обычно употребляется применительно к широкому спектру событий и тенденций: развития мировых идеологий, борьбы за установление мирового порядка, роста числа международных организаций, в том числе наднациональных (ООН, НАТО, ЕС и т. д.), появления и развитие транснациональных корпораций, расширения международной торговли, создания планетарных СМИ и экспансии западной культуры во все регионы мира.

Последняя четверть ХХ века прошла под знаком беспрецедентного нарастания всех известных форм неравенства, проявляющегося на любых структурных «срезах» современного общества.

Имущественное расслоение населения развитых стран, формирование нового класса носителей знания, монополизирующего большую часть общественного богатства, резкое нарастание зависимости государств, составляющих "третий мир", от великих держав, феноменальный разрыв между постиндустриальным миром и отсталыми странами в области технологий – все это представляет собой элементы того единого и согласованного процесса, в котором и выкристаллизовывается новый мировой порядок, адекватный обществу, важнейшим производственным, социальным и даже политическим ресурсом которого являются информация и знания.



Теория и практика социального государства 70-80-х годов ХХ века.

Социальное государство — это система государственного регулирования общественных отношений, при которой материальные блага распределяются (перераспределяются) в соответствии с принципом социальной справедливости в целях обеспечения каждому достойного уровня жизни и минимальных возможностей для самореализации, устранения социальных противоречий и конфликтов, помощи нуждающимся.

Период с начала 60-х годов и до середины 80-х годов ХХ века можно условно определить обозначить как этап государства всеобщего благоденствия. Идея государства всеобщего благоденствия возникла благодаря резкому повышению уровня жизни развитых стран в 50 - 60-е годы, когда система страхования социальных рисков практически полностью компенсировала неопределенность будущего. Государство всеобщего благоденствия наилучшим образом обеспечивало сплоченность общества и реализацию основных социальных принципов. Взяв на себя новую по сравнению с предшествующим периодом функцию обеспечения высокого уровня жизни всех членов общества, государство сделало эту функцию доминирующей.

Следует отметить, что высокий уровень обобществления социального страхования в тот период существенным образом трансформировал другие социальные функции. Например, большинство социальных услуг: страхование по безработице, медицинское страхование, пенсионное обеспечение. К концу 80-х годов в большинстве стран отошли от индивидуального контрактного страхования соответствующих рисков, "дрейфуя" в сторону социальной помощи, в том числе и социальным группам, которые не платят социальные взносы.

Характеризуя данный этап как период максимального развития страховых принципов, необходимо подчеркнуть, что определяющим для государства всеобщего благоденствия стал принцип солидарности. Именно им обусловлена всеобщность социальной поддержки, ориентация на универсальные показатели качества жизни и преимущественное использование механизмов финансирования страхования рисков на солидарной основе.

Распределительная или корректирующая справедливость нацелена на равенство экономическое равенство. Такая справедливость основана на принципе перераспределения благ между богатыми и бедными и соответствует максиме "каждому по потребности". Справедливость перераспределительная требует вмешательства какого-либо государственного органа. Система социального страхования государства всеобщего благоденствия отождествляет принцип равенства и механизм перераспределения
через гипертрофированное понимание солидарности, возведя его в догмат. Солидарность как цель общества сделала функцию перераспределения главной функцией государства.

Развитие национальных моделей государства всеобщего благоденствия способствовало более глубокому пониманию сущности социального государства, позволяя вычленить его инвариантные, системообразующие свойства. Именно на этом этапе утвердилось понимание социального государства как родового понятия, фиксирующего принципиальные социальные качества государства, находящиеся в развитии, по-разному проявляющиеся в различных странах, но имеющие в своей основе единый набор принципов.

Пониманию природы социального государства способствовало и развитие в этот же период иных его моделей, не подпадающих под определение "государство всеобщего благоденствия". Одна из таких моделей, которую П. Розанваллон назвал "обществом всеобщего возмещения убытков", представлена в США.

Исторически обусловленный акцент на либеральные ценности протестантской морали, абсолютизация гражданских прав и свобод привели к приоритету принципа возмещения ущерба относительно принципа солидарности. В этом случае справедливость понимается как компенсация и возмещение ущерба; социальные риски подменяются понятием "жертва". Только добившись признания себя жертвой, человек получает право на компенсацию.

С точки зрения функций государства, и принцип солидарности, и принцип возмещения ущерба одинаково реализуются через принятие государством на себя определенной социальной ответственности. Однако различная природа этой ответственности и, соответственно, разные способы перераспределения общественного богатства определяют несхожие механизмы социальной политики и могут вызывать противоположное отношение в обществе.

Социальная защита как фактор стабильности и устойчивого развития государств.

Определение понятия sustainable development (на русский язык обычно переводится как «устойчивое развитие»), ставшее хрестоматийным, было предложено в 1987 г. Международной комиссией, но окружающей среде и развитию, которую возглавляла премьер-министр Норвегии Г. X. Брундланд.

Согласно данному определению, устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности
. В соответствии с данным подходом устойчивость, устойчивое развитие могут трактоваться как воспроизводимость ресурсов, благ, условий жизни, необходимых для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.

В качестве ключевых принципов устойчивого развития следует рассматривать принцип сбалансированности и принцип вовлеченности заинтересованных сторон.

В связи с этим социальная политика может рассматриваться в качестве инструмента устойчивого развития.

К важнейшим направлениям социальной политики в контексте устойчивого развития следует отнести:

  • сохранение и преумножение экономического капитала,

  • накопление и повышение качества человеческого и социального капитала, что предполагает ликвидацию бедности и устойчивое получение дохода, позволяющего не только удовлетворить базовые потребности человека, но и обеспечить возможность его развития;

  • развитие здравоохранения и образования:

  • формирование благоприятной социальной среды (социальную стабильность, высокий уровень доверия в обществе, развитую систему формальных и неформальных норм и правил, регулирующих взаимодействие общественных групп, формирование общепринятой системы ценностей и целевых установок).

Европейская модель социальной работы имеет длительную историю. Она формировалась по мере того, как прерывались общинные (межобщинные) связи и, соответственно, слабела поддержка нуждающихся со стороны их ближайшего окружения.

В конце XIX в. развитие европейской социальной работы было связано с социальным движением и особенно с развитием феминистических идей. «Матери-основательницы» социальной работы рассматривали зарождающуюся профессию не только как рычаг социальных реформ, но и как инструмент эмансипации женщин.

В 1920—1930-е гг. расширяются международные связи специалистов и организаторов социальной работы. Вторая мировая война нарушила планы и международные связи в области социальной работы, и эта деятельность замирает до 1945 г. Возобновившись, социальная работа наполняется американскими методами и подходами в оказании социальной помощи населению. В Европе работа с индивидуумом, группой и общиной называлась американской классической триадой. Однако в Европе активно шел поиск своих подходов к организации социальной работы. Особенно это проявилось при критическом осмыслении индивидуалистической направленности социальной работы, которая господствовала в США.