Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1381
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Роль семьи и ближайшего окружения в формировании отношения человека к своему здоровью.
Семья – основной социальный институт, отвечающий за формирование облика человека, его ценностной системы, его культуры. Именно в семье складываются основные черты характера ребенка, его привычки и жизненная позиция. Данный институт прививает поведенческие стереотипы, влияющие на составляющие образа жизни человека, воздействующие на его здоровье: наличие/отсутствие вредных привычек, вовлеченность в занятие спортом, привычки в питании, отношение к профилактике и лечению заболеваний, взгляд на все другие составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ).
Падение уровня жизни семей, ухудшение общедоступности медицинской помощи, неблагоприятные изменения экологической ситуации и прочие факторы серьезно увеличивают риск здоровью и ограничивают родителей в средствах укрепления и сохранения здоровья ребенка. К тому же родители часто не обладают достаточными знаниями для воспитания культуры здоровья.
– культура ЗОЖ формируется под воздействием образа жизни ближайшего окружения. Семья является основным институтом, влияющим на ценностные установки детей и подростков в сфере здоровья и здоровьесберегающего поведения; – ориентирование детей и подростков на поддержание здоровья и ведение здорового образа жизни в процессе семейного воспитания должно быть основано как на целенаправленных действиях родителей по информированию детей о преимуществах ЗОЖ, так и на создании мотивации к ведению здорового образа жизни посредством личного примера; – уровень информированности родителей в вопросах управления факторами риска здоровью детей и подростков и их минимизации недостаточен; взрослые члены семьи недооценивают значимость влияния на здоровье ребенка многих поведенческих факторов риска, таких как: неправильное питание, лишней вес и ожирение, недостаточная физическая активность; – необходима продуманная политика по повышению грамотности родителей в вопросах ЗОЖ; – ситуацию со здоровьем детей и подростков в России усугубляет тот факт, что многие семьи в нашей стране не имеют финансовых и других возможностей обеспечить элементарные условия для поддержания здоровья и обеспечения безопасности своих детей; – требуется повсеместная модернизация материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, необходимой для поддержания здоровья детей и подростков; это включает в себя развитие транспорта, строительство спортивных объектов, организацию здорового питания вне дома, создание комфортных условий для учебной и внеучебной деятельности и т.д.; воспитание здорового образа жизни у молодого поколения и смягчение факторов риска, угрожающих их здоровью, наличие комплексного подхода с привлечением не только членов семьи, но и медиков, социологов, психологов, представителей государственных и общественных организаций.
Алиса
20. Общественное здоровье: современные представления
Определение. Детерминанты общественного здоровья (демографический, социоэкономический, медицинский аспекты; индивидуальное самочувствие). Общепринятые показатели оценки ОЗ.
Болезнь и здоровье в обществе: отношение и ответственность. Эпидемиология в социальной медицине. Системы сбора и анализа данных по общественному здоровью. Медицинская статистика. Общие принципы и социальные факторы профилактики нарушений здоровья в современном обществе.
(ВОЗ): «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Детерминанты здоровья – это ряд личных, социальных, экономических и экологических факторов, определяющих состояние здоровья отдельных лиц или населения. ряд предпосылок или основополагающих условий и ресурсов, которые являются жизненно важными для улучшения здоровья: • мир, • кров, • образование, • пища, • доход, • стабильная экосистема, • устойчивые ресурсы, • социальная справедливость и равенство.
Общественное здоровье – это здоровье населения в целом, обусловленное воздействием социальных и биологических факторов. Оно оценивается определенными показателями: основными (демографическими, показателями заболеваемости, физического развития), дополнительными: медико-демографическими и социологическими. Общественное здоровье, по мнению ВОЗ, следует рассматривать как ресурс национальной безопасности, средство, позволяющее людям жить благополучной, продуктивной и качественной жизнью. Все люди должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресурсам.
Общепринятые показатели оценки ОЗ:
1)Демографические показатели (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни).
2) Заболеваемость - это важнейший показатель состояния общественного здоровья, характеризующий структуру и динамику распространения зарегистрированных врачами болезней среди населения в целом или в отдельных его группах (возрастных, половых, территориальных, профессиональных и др.)
3) Показатели инвалидности
4) Показатели физического развития. Все критерии нужно оценивать в динамике. Важным критерием оценки здоровья
населения следует считать индекс здоровья, то есть доля не болевших на момент исследования.
В настоящее время крайне мало показателей, которые объективно отражали бы количество, качество и состав общественного здоровья. Во всем мире ведется поиск и разработка интегральных показателей и индексов оценки здоровья населения. Это связано с рядом причин.
Во-первых, правильно собранные и хорошо проанализированные статистические данные о здоровье служат основой для государственного и регионального планирования оздоровительных мероприятий, разработки организационных форм и методов работы органов и учреждений здравоохранения,
Во-вторых, к интегральным показателям и индексам здоровья населения предъявляются высокие требования. ВОЗ считает, что эти показатели должны обладать следующими качествами:
1. Доступность данных. Должна существовать возможность для получения требуемых данных без проведения сложных специальных исследований.
2. Полнота охвата. Показатель должен быть получен из данных, охватывающих все население, для которого он предназначен.
3. Качество. Национальные (или территориальные) данные не должны изменяться во времени и пространстве таким образом, чтобы на показатель оказывалось значительное влияние.
4. Универсальность. Показатель по возможности должен быть отражением группы факторов, которые определены и влияют на уровень здоровья.
5. Вычислимость. Показатель должен рассчитываться как можно более простым способом, расчет не должен быть дорогостоящим и пр.
В медико-социальных исследованиях для количественной оценки группового, регионального и общественного здоровья у нас в стране традиционно принято использовать следующие индикаторы:
1. Демографические показатели.
2. Заболеваемость.
3. Инвалидность.
4. Физическое развитие.
В настоящее время многими исследователями предпринимаются попытки дать комплексную оценку общественного здоровья (количественную и качественную) и даже разработать специальные показатели для его оценки.
Одним из наиболее популярных показателей является индекс, предложенный экспертами Всемирного банка развития в отчете за 1993 год для оценки эффективности инвестиций в здравоохранение. В русском переводе он звучит как «глобальное бремя болезней (ГББ)» и количественно определяет потери населения в активной жизни из-за болезни. Единица, используемая для измерения ГББ, – год жизни с поправкой на нетрудоспособность (показатель ДАЛИ). В показателе ГББ учитываются потери в результате преждевременной смерти, которая определяется как разница между фактическим возрастом на момент смерти, ожидаемой продолжительностью жизни в этом возрасте и утратой лет здоровой жизни в результате наступления инвалидности. Расчет ГББ позволяет оценивать значение различных болезней, обосновывать приоритеты здравоохранения и сравнивать эффективность медицинских мероприятий по уровню расходов на год жизни без болезней.
Эпидемиология исследования причин и закономерностей распространения заболеваний среди населения. В медицинской социологии исследование такого рода предполагает анализ влияния культуры на возникновение и распространение болезней. Эпидемиология изучает социальные факторы заболеваемости, она критикуется некоторыми социологами за то, что рассматривает болезнь скорее как проблему индивида в отношении социальной окружающей среды, возлагая на него ответственность за заболевание, а не как следствие социальной структуры.
Профилактика – комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.
Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.
Третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.
Основная цель профилактики – предупреждение новых случаев заболевания, а также снижение частоты обострений и осложнений у лиц, им страдающих. Профилактика социально-значимых болезней предполагает формирование безопасных стереотипов поведения молодых людей и изменение уже сформированной модели поведения, если они чреваты риском передачи социально-значимых болезней.