Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1386
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологический цикл называется циклом помощи в социальной работе. Он состоит из взаимосвязанных элементов
· оценка потребностей
· планирование
· выполнение
· промежуточная оценка эффективности
· конечный этап.
Оценка потребностей: определить в чем проблема. Каковы слабые и сильные стороны ситуации, уровень проблемы для клиента.
планирование: планирование действий социального работниками совместно с клиентом, распределение ответственности между СР и клиентом. Мероприятия в первую очередь должны быть направлены на решение задач. выполнение активных действий, направленных на решение задач.
оценка, соотнесение полученных результатов с ситуацией в начале работы.
Сбор информации происходит в первую очередь благодаря собеседованию или интервью с клиентом.
Интервью как метод практики социальной работы определяется как проводимая по определенному плану беседа, цель которой обмен информацией для выявления и решения проблем, содействие созданию стратегий деятельности, направленных на улучшение качества человеческой жизни.
Оценивание нужд и проблем клиента при определении необходимого вида помощи.
Важным элементом технологического цикла помощи клиенту является оценивание нужд клиента. Данный этап является первым технологическим этапом, на основе которого строится дальнейшая работа с клиентом. Можно выделить несколько основных элементов данного процесса:
Элементы процесса оценивания
1. Определить сущности ситуации (выделение центральной проблемы, из-за которой возникла трудная жизненная ситуация);
2. Необходимо представить всю картину того, что происходит с клиентом. Сугубо говоря можно выделить три основных субъекта ситуации: клиент, социальное окружение и социальный работник (возможно, ряд учреждений социальной защиты и поддержки). В большинстве случаев социальная ситуация клиента носит комплексный характер и в такой ситуации проф. социальному работнику необходимо оценивать ситуации с разных сторон. Это могут быть субъективные и объективные обстоятельства, причины и т.д.л.
3. Определиться со спорными вопросами, в какой помощи нуждается клиент; Социальный работник должен быть грамотным слушателем, который задает наводящие вопросы, обобщает информацию и дает возможность выговориться клиенту (рассказать свое отношение.)
4. Ситуация клиента соотносится с законами, политикой организации, в которой работает социальный работник. Социальный работник, получив первичную информацию, оценивает возможности своей организации и компетенции в решении вопроса клиента;
5. Определиться с сильными сторонами клиента, которые можно использовать в решении проблем клиента; Выделяются сильные и слабые стороны клиента.
Главным источником для оценки является беседа с клиентом, в некоторых случаях наблюдения и информации из других учреждений. Также важно отметить, что оценка нужд клиента оформляется в той или иной официальной форме. На основе анализа нужд клиента уже происходит следующий технологический: этап планируемых действий.
Источники сбора информации при оценивании нужд клиента
- письменные источники (социальная карта, ИПР)
- наблюдение
- беседы с ближним окружением
Запись информации о клиенте и правила ведения документации.:
1. Собранная информация должна записывается: это необходимо в интересах клиента, записи помогают контролировать результаты;
2. Устанавливается соглашение о том, что будет делать социальный работник и клиент.
3. Ведение записей важно для социального работника (он контролирует и организует свою собственную работу; в случае конфликта с клиентом, запись – это доказательство, подтверждающие правомерность или неправомерность методики).
4. Необходимость записи – преемственность в работе с клиентом.
5. Записи необходимы, когда клиент передается другому социальному работнику.
6. Записи необходимы для эффективного управления СР в данном учреждение;
7. Записи вносятся в документ, который содержит следующие разделы: документ-оценка; личная характеристика клиента; карта мониторинга; форма периодических записей; информация о расходах клиента.
Планирование - это процесс установления или уточнения целей, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления и распределения ресурсов.
Планирование позволяет системно осмысливать ситуацию, организовывать координацию действий всех субъектов помощи, а также уточнять задачи и прогнозировать их выполнение. В узком смысле планирование позволяет разрабатывать пошаговые действия, позволяющие разрешать отдельные проблемы клиента по достижению стоящих перед ним целей в рассматриваемый период.
Планом социального обслуживания
называется документ, в котором отражен перечень проблем и задач, которые необходимо разрешить для того, чтобы улучшить качество жизни клиента (семьи) или оказать влияние на разрешение или преодоление им трудной жизненной ситуации.
Виды деятельности на этапе выполнения плана.
Предоставление услуг. Стандартом предусматриваются следующие виды услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-экономические, социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические услуги. Консультирование.
Правовые и бытовые консультации.
! При планировании нельзя решать за клиента то, что он способен решить сам, иначе он станет зависимым от соц. Раб.Нужно развить способность клиента к управлению собственной жизнью.
Результативность социальной работы можно рассматривать как с точки зрения фактически достигнутых результатов, так и как соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов.
В работах отечественных исследователей эффективность социальной работы рассматривается как максимально возможное в данных условиях удовлетворение социальных потребностей клиентов при оптимальных затратах. От результативности социальной работы зависит социальное благополучие населения.
Выделяются различные виды результативности.
Экономическая эффективность подразумевает сопоставление результатов и затрат в их денежном выражении. Применительно к социальной работе её измерение актуально в связи с увеличением финансирования социальной сферы и необходимостью изучения её финансовых потоков.
Организационная эффективность включает в себя оценку управления персоналом, управления финансами и материальными ресурсами, внешними связями, информацией в организации, рабочим процессом.
Социальная результативность имеет не только количественную, но и основную качественную составляющую, характеризующую степень приближения полученного результата к заданной цели социального развития. В отличие от расчётной экономической эффективности в социальной результативности важно субъективное измерение, - оценка достигнутых результатов через определение степени удовлетворения социальных потребностей и изменения жизненной ситуации клиентов. Оценивается конкретное социальное благо, адресованное определенному социальному субъекту (личности, социальной группе). Например, результатами работы с отдельным клиентом могут быть усиление степени его самостоятельности; активизация его внутренних ресурсов; адаптация в социуме; различные формы реабилитации и коррекции поведения; удовлетворение базовых социальных потребностей.
Показатель результативности социальной работы на микроуровне – практической социальной работы с индивидами и небольшими социальными группами (семьями, организациями) - выведение клиента из трудной жизненной ситуации путем активизации его социального и личностного потенциала.
Алиса
23. Коммуникация социального работника и клиента как основа технологии в работе с клиентом. Методика проведения интервью (беседы) с клиентом
Цель и задачи интервьюирования клиента социальным работником в процессе оказания помощи клиенту. Основные требования к организации интервью, структура интервью. Методика задавания вопросов. Значение использования различных типов вопросов для решения задач интервьюирования (собеседования) клиента. Профессиональные навыки и умения, которыми должен владеть социальный работник при проведении интервью с клиентом.
Беседа (интервью) с клиентом как вид деятельности на этапе оказания помощи
Интервью как метод практики социальной работы определяется как проводимая по определенному плану беседа, цель которой обмен информацией для выявления и решения проблем, содействие созданию стратегий деятельности, направленных на улучшение качества человеческой жизни.
Задачи интервью:
- установление контакта с клиентом,
- получение информации
В ходе беседы социальный работник должен направлять разговор в нужное русло и не давать клиенту излагать историю своей жизни, а чтоб он старался говорить о своих отношениях, мыслях и прочей информации, которой поможет поставить диагноз о его социальной ситуации.
Требования к интервью:э
· четкий план (цели)
· они должны базироваться на одной проблеме. Если же планируется организовывать несколько встреч, то можно несколько проблем, но по одной на встречу
· во время интервью социальный работник должен быть готов предоставить клиенту необходимую информацию
· каждое интервью должно структурировано.
В начале беседы социальный работник должен представиться (кто он, чем занимается), в середине – задает основные вопросы (нужно уже установить контакт), конец – 1-й прием длится не более 15 минут.
· социальный работник точно обозначает время проведения интервью
· начинать беседу только после того как человек понял, что для него может сделать социальный работник, куда он пришел.
· клиент должен чувствовать, что социальный работник внимательно его слушает и готов помочь
· выбирать соотношение открытых и закрытых вопросов в зависимости от времени.
Правила интервью:
Социальный работник не должен подсказывать ответы, домысливать, обобщать. Необходимо удостовериться правильно ли вы поняли клиента. Не выносить категоричных оценок или суждений. В ходе интервью задавать вопросы с нейтральной интонацией. Не нужно спрашивать много, не повторять часто почему.
Требования к организации интервью с клиентом при оказании помощи.
Интервью – метод получения информации в практике социальной работы, который предполагает целенаправленный диалог между специалистом по СР и клиентом для выявления и решения проблем, содействие созданию стратегий деятельности, направленных на улучшение качества человеческой жизни.