Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1115

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21. Долг и ответственность социального работника: перед обществом и государством, перед профессией, коллегами, клиентом (Аня)

Деонтология внешних взаимоотношений с предприятиями, организациями и службами разных форм собственности. Долг и ответственность социального работника в различных видах взаимоотношений внутри системы. Реализация гуманистического потенциала профессии в обществе. Формирование положительного общественного мнения о профессии, пропаганда знаний, реклама социальных услуг. Моральные принципы деятельности специалиста по социальной работе в системе социального обслуживания. Деонтология в системе взаимоотношений с клиентом социальной службы. Деонтология в социальной работе с семьей. Деонтология в работе с больными, инвалидами, с социально депривированным контингентом.

Деонтология является одной из основ профессиональной деятельности социальных работников, медицинских работников, учителей, психологов и представителей других профессий, объектом деятельности которых является человек, а профессиональные действия непосредственно связаны и направлены на достижение физического, психического и социального здоровья и благополучия человека, его социального окружения и общества. Профессиональная деонтология представляет собой учение о долге и обязанностях представителя профессии перед обществом и государством, перед своей профессией, перед коллегами и перед людьми, на которых, в конечном счете, направлена деятельность.

Деонтология социальной работы — это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.

Профессиональный долг социального работника состоит в том, чтобы осознать применительно к конкретному положению и практически осуществить моральные требования к профессии. Подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива и профессиональной группы идеалам, ценностям и целям, содействие коллегам в усвоении, присвоении и реализации этих ценностей и целей, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива.


Таким образом, профессиональный долг специалиста - это тетребования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью.

Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией. Таким образом, профессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, определяющих поведение специалиста.

Сознательное выполнение своего долга является условием высокоэффективной деятельности как самого социального работника, так и всей социальной службы и института социальной работы в целом.

Сознание своего долга определяет поведение специалиста, выбор им определенных норм морали, которым он следует в своей повседневной практической деятельности. В отличие от профессиональных обязанностей профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости определённых действий.

Ответственность социального работник – это соответствие реализуемой морали профессиональному долгу с учетом обстоятельств и реальных возможностей участников социального процесса.

Каждый социальный работник несет ответственность за эффективность деятельности всего коллектива. Поддержка деятельности коллег, подчеркивание ее значимости и важности, уважение их профессионального опыта, оказание им всесторонней помощи на основе собственного профессионального и жизненного опыта и знаний, открытость, честность, доброжелательность, высокая требовательность к коллегам и еще более высокая – к себе самому – долг СР перед ними.

Для каждого члена трудового коллектива профессиональным долгом является завоевание высокого авторитета не только перед коллегами, но и перед клиентами и их близкими, уважения у представителей различных государственных и общественных организаций, общества в целом.

Ответственность специалиста характеризует его личность с точки зрения нравственных требований, предъявляемых к ней в части профессионально-квалификационных и личностных качеств и деятельности. Когда же, долг специалиста состоит в том, чтобы в конкретной ситуации осознать и практически реализовать требования профессиональной морали, то ответственность его определяется с точки зрения выполнимости долга.



Социальная работа как вид профессиональной деятельности исоциальный институт возникают в ответ на объективную общественную необходимость. Соответственно, и обязанности социального работника являются отражением объективной социальной реальности.

Содержание профессионального долга, таким образом, вытекает из требований, предъявляемых обществом к деятельности и поведению людей, выполняющих от имени общества определенные функции и занятых в данной профессиональной сфере. При определенных условиях объективный и профессиональный долг становится фактически внутренним нравственным долгом социального работника как личности и как представителя профессии.

Моральный долг - как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, диктуемой потребностями достижения блага в системе "человек - среда" - для социального работника является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии.

Для профессионального социального работника требования профессионального долга во многом совпадают с его личными интересами, в силу чего он осознает долг как необходимость, внутреннюю потребность, моральную обязанность.

Моральные принципы деятельности социального работника:

· Компетентность,

· Ответственность,

· Правовая регламентация деятельности,

· Подотчетность (действие публичного человека),

· Инициатива и творческий подход,

· Организованность и дисциплина,

· Контроль и проверка исполнения,

· Критический подход к оценке ситуации,

· Доверие (и к клиенту, и к специалисту), Конфиденциальность,

· Информирование на доступном уровне,

· Порядочность,

· Объективность.

Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, социальный работник учитывает и юридические, и профессиональные требования, установленные для него обществом, принимает во внимание возможную реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга. Вместе с тем он поступает:

свободно, - специалист может выбирать те, которые в наибольшей степени отвечают его внутренним устремлениям и представлениям о добре и благе;

сознательно, так как решение поступить так или иначе принято им самостоятельно;

добровольно, поскольку чувство долга стало его убеждением и доминирующим мотивом деятельности.


Однако профессиональная деятельность никогда не сводится к механическому выполнению функциональных обязанностей. Обязанности, ставшие моральным долгом, профессионал выполняет по внутреннему убеждению и побуждению, без непосредственного побуждающего воздействия извне, действуя при этом сознательно и творчески. Это является одной из особенностей труда социального работника - существующие формы управления профессиональной деятельностью специалиста, система прав и обязанностей и способы их реализации оставляют простор для творчества социального работника, что делает еще более значимым мотивирование профессиональной деятельности соображениями морального долга.

Деятельность социального работника не ориентирована на чисто внешние показатели, на поддающиеся официальному учету и контролю критерии эффективности с целью получения поощрений в любой форме. Деонтология показывает, какие требования предъявляет общество к социальному работнику как к специалисту, гражданину и человеку.

Долг и ответственность социального работника перед своей профессией заключаются познании ее социального смысла, ее гуманистических оснований, развитии и совершенствовании ее как специфического вида профессиональной социальной деятельности. Он включает в себя реализацию ее социального и гуманистического потенциала в обществе, утверждение социальной работы в общественном сознании и практике как необходимого общественного института, имеющего высокую престижность и значимость. Гуманистический потенциал социальной работы требует, чтобы специалист принимал меры по его защите и наращиванию, ограждению от попыток трансформировать социальную работу в сервисную деятельность, связанную с непосредственным оказанием разнообразных услуг не по объективной потребности клиента, а по его запросу. С учетом того, что теория и практика социальной работы в нашем обществе находятся в стадии становления, долг социального работника перед профессией заключается в содействии ее оптимальному развитию и становлению, постоянном совершенствовании как ее отдельных компонентов, так и всей деятельности в целом на основе реализации творческого подхода. Разработка и обоснование теории социальной работы, способной не только отразить все многообразие актуальной практики, но и способствовать ее развитию и совершенствованию - долг социального работника перед профессией.


Реализация потенциала профессии в обществе не будет эффективной без соответствующего отношения к ней каждого из представителей профессиональной группы. Относиться к своему труду как к главному делу своей жизни, как к деятельности большой социальной ценности и значимости, как к средству реализации своих позитивных, социально значимых способностей, потребностей и социальных идеалов, быть проводником этих идеалов, способствовать утверждению их в общественном сознании - долг социального работника перед профессией. Сегодня словосочетание «социальная работа» перестало быть неологизмом, однако уровень и качество знаний общества об этой профессии все еще недопустимо низки. Поэтому в первую очередь долгом социального работника перед своей профессией является пропаганда знаний о ней, реклама социальных услуг, формирование положительного общественного мнения о ней.

Сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая какие-либо уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия, четко различая заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем профессии.

Социальный работник при работе с семьями главной целью должен ставить - создание благоприятного микроклимата в семье для нормального функционирования каждого из членов в семьи в обществе. Социальный работник, обладая определенными личностными качествами (толерантность, вежливость), и, соблюдая основные деонтологические принципы социальной работы, должен выполнять широкий спектр функций и оказывать необходимые услуги.

Принципы поведения социального работника вытекают из сущности его гуманной деятельности. Поэтому недопустим бюрократизм, формальное бездушное отношение к больному человеку, инвалиду, к социально депривированным контингентом.
Алиса

22. Технология работы с клиентом: характеристика основных этапов

Цикл помощи в работе с клиентом: характеристика основных этапов оказания помощи клиенту. Начальный этап работы с клиентом. Оценивание ситуации, проблемы, потребностей клиента. Элементы оценивания. Источники информации, правила ведения записей о клиенте. Методика планирования работы с клиентом. Оценка эффективности работы с клиентом. Завершающий этап работы.