Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1320

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Теория систем в психосоциальной концепции социальной работы.

Психосоциальная теория – это интегративная прикладная область познания о способах действия социального работника по разрешению социально-психологических проблем клиента. В основе психосоциальной теории лежат концептуальные подходы теории психодинамики и общей теории систем. Родоначальник теории – американская исследовательница Флоренс Холлис. В основе ее теоретических подходов лежат представления об индивидуальной психотерапии в социальной работе, где интеракциям клиента и его взаимодействиям с внешней средой уделяется особое внимание.

Теория систем вносит в психосоциальную концепцию понятие целого. Это означает, что понимание проблем клиента возможно лишь в совокупности всех его значимых связей и отношений. Вот почему важнейшим в психосоциальном подходе является осмысление системы "личность в ситуации", которая рассматривается как тройная конфигурация, состоящая из человека, ситуации и взаимодействия между ними. Именно в этой системе осмысляются потребности клиента, на которые должны быть направлены терапия и рефлексия проблем клиента. Проблемы анализируются исходя либо из неадекватного функционирования самого клиента, либо из окружающей среды, либо их взаимодействия.

В контексте идентифицирующего проблематику клиента сообщества (семья, друзья, работодатели и т.д.) наиболее часто употребляется термин "ситуация". Фундаментальным компонентом ситуации в психосоциальной работе является семья. Системные подходы в психосоциальной теории дают возможность решать и осмыслять проблемы не всей системы, что в принципе невозможно, а только тех ее частей, которые способны привести к ее изменению.

Ф. Холлис утверждала, что Эго клиента в результате внешнего давления и внутренних стрессов трансформируется из-за действия механизмов защиты. Чтобы обеспечить нормальное функционирование Эго, необходимо развивать способности клиента к принятию самостоятельных решений.

Основные причины возникновения трудной жизненной ситуации клиента с точки зрения концепции психосоциальной работы

Проблема

Основное содержание

Инфантильные потребности, сформированные в детстве

Заставляют индивида предъявлять неадекватные требования к окружающему миру или выражать несоответствующую враждебность (во взрослой жизни мешают социальному функционированию). Чрезмерно сильно развитые инфантильные потребности и установки во взрослой жизни могут вести к чрезмерной зависимости от семьи. Это может быть связано с беспокойством или робостью, которая заставляет человека требовать чрезмерной защиты или уходить от принятия взрослых обязанностей

Текущая ситуация жизни

Проявляется чрезмерным давлением. Наиболее распространенным давлением жизни являются экономические факторы, занятость, низкий квалификационный уровень, бедность, невысокие образовательные возможности, расовая и этническая враждебность, болезни, потеря родных и близких. Все это деформирует Эго клиента

Дефектные/слабые Эго и Супер-Эго

Осложняют функционирование. Дефектное функционирование Эго включает искаженное восприятие либо внешнего мира, либо самого себя, чрезмерное беспокойство и недостаточную способность управлять своими импульсами или направлять поведение


Выводы:

1. Психодинамическая парадигма социальной работы применяется в процессе установления и развития системы отношений между социальным работником и его клиентом и связана с изменением или восстановлением индивидуальности клиента, в результате чего возникают условия для разрешения его трудной жизненной ситуации.

2. Данная модель социальной работы реализуется с целью развития индивидуальности, реабилитации и адаптации клиента.

3. В практике психодинамической модели социальной работы находят отражение такие процессы, как познание природы проблем клиента, рефлексия взаимоотношений личности и среды, анализ жизненного стиля клиента.

4. Психодинамическая модель позволяет объяснить, как психика обусловливает то или иное действие человека, каким образом психические процессы и поведение влияют на социальное окружение человека и, в свою очередь, испытывают на себе влияние с его стороны.

ДашаБ.

  1. Когнитивно-поведенческая парадигма социальной работы.

Поведенческие теории как контекст теории социальной работы. Теории классического обусловливания (И.И. Павлов, Дж.Уотсон). Теория оперантного научения Б.Ф.Скиннера. Теория социального научения А.Бандуры. Концепция Дж.Роттера. Поведенческая модель терапии. Когнитивно-поведенческая терапевтическая теория. Поведенческая психология и теория в теоретической парадигме социальной работы.



Основные понятия

Подкрепление - в физиологии - действие второго по порядку стимула, благодаря которому первый стимул приобретает способность вызывать ранее не свойственную ему реакцию. Отмена подкрепления ведет к торможению и угасанию условного рефлекса, хотя возникающая нервная связь межу ассоциированными стимулами сохраняется неопределенно долго.

Свободная ассоциация - метод интервьюирования, заключающийся в том, что респондент поощряется к свободной реакции на предлагаемые исследователем стимулы, к свободному рассуждению на заданные темы.

Социальная адаптация - приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей. Осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения.

Конфликт – (от лат. Conflictus столкновение, борьба) – вид общественного взаимодействия, в ходе которого происходит столкновение противоположно направленных целей, взглядов, интересов, позиций и мнений.

Теория социального научения - социально-психологическая теория, объясняющая процесс приобретения человеком жизненного опыта посредством социальных влияний и связанных с ними подкреплений и наказаний.

Оперантное научение имеет в своей основе активные действия ("операции") организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом.

Классическое обусловливание - форма научения, исследованная И.П. Павловым. Характеризуется тем, что вместе со стимулом, закономерно вызывающим определенную реакцию, подается нейтральный стимул. В дальнейшем этот стимул приобретает значение условного раздражителя, автоматически запускающего ту же реакцию.




Поведенческая модель терапии

Поведенческие модели терапии достаточно широко используются в практике социальной работы. В основе практических методов лежат теории классического обусловливания, теории оперантного научения и теории социального научения.

Теории классического обуславливания –формирование условно-рефлекторных реакций (за счет внешних стимулов)

В основании теории классического обусловливаниялежат идеи И. Павлова и Дж. Уотсона.

И.П. Павлов русский физиолог, который впервые сформулировал учение об условных рефлексах. Условный рефлекс выступал в качестве основного акта поведения, благодаря которому организм приспосабливался к изменяющимся условиям среды, приобретая новые формы поведения.

И.П. Павлов экспериментальным путем установил наличие условных и безусловных рефлексов. Безусловные рефлексы (врожденные) — это реакции на непосредственные раздражения (пища, находясь в полости рта, вызывает слюноотделение). Условный рефлекс (приобретенные) — реакция на свойства (признаки) раздражителя (запах пищи, вид пищи вызывают слюноотделение). Условные реакции всегда носят сигнальный характер.

Как считают исследователи, И.П. Павлов под рефлексами понимал не сведение простейших реакций к феноменам человеческой психики, а видел в них более глубокие процессы, «законы поведения живых существ, которые служат реальным, земным фундаментом возведения на них высших форм человеческой активности». Поэтому неслучайно применительно к человеческой активности ученый вводит такие понятия как рефлекс цели и рефлекс свободы. Работы И. П. Павлова повлияли на оформление взглядов Дж. Уотсона, позволив ему выйти на объективное объяснение развития навыков и появления новых форм поведения.

Д. Уотсон выступал против психологии как науки о сознании, считая, что сознание не может быть изучено методами естественных наук, а методы самонаблюдения не давали объективных представлений о психических процессах. Он видел необходимость изучения поведения как подлинного предмета психологической науки.

Находясь под влиянием философии позитивизма, Д. Уотсон предложил схему, объясняющую поведение человека как систему реакций: S-R, где S-стимул порождает некую реакцию R. Отношения стимул - реакция были определены как единица поведения.

Исходя из такого подхода Д. Уотсон, утверждал, что человек является продуктом научения и внешние факторы являются основными в определении как его мировоззрения, так и жизненных ориентациях. В частности он писал, что любого ребенка можно воспитать так, чтобы он стал тем, кем хочет родитель.


В Уотсоновской трактовке, дезадаптивные модели поведения выступают не более чем привычками вести себя определенным образом. Разрушить сложившиеся «вредные» привычки можно через процедуру контр-обусловливания поведенческой реакции (например, аверсивная терапия – через неприятные ощущения в результате определенного действия: рвотный рефлекс после приема алкоголя).

Теория оперантного научения

Б. Скинер. Согласно этой концепции, организм приобретает новые реакции благодаря подкреплению. В зависимости от того позитивное или негативное данное подкрепление, поведенческий акт либо повторяется, образуя определенную тенденцию, либо избегается, либо ему не придается значение.

Отличие концепции Б. Скиннера от концепции стимул-реактивных теорий научения в том, что поведение детерминируется не столько физиологически опосредованными воздействиями среды, сколько системой поощрения и наказания, воздействующих на эмоциональный уровень регуляции поведения. Подобная трактовка механизма формирования поведения позволила поведенческим психологам в дальнейшем постулировать когнитивное опосредование эмоциональных реакций.

На основе концепции оперантного научения Ф. Скинер предложил программу модификации поведения для психиатрических клиник, школ, социальных служб, исправительных учреждений. Программа модификации поведения основана на использовании положительного подкрепления в целях контроля, изменения личности или группы.

Теория социального научения - популярная теория научения в психологии, согласно которой поведение человека обусловливается постоянным взаимным влиянием поведенческих, когнитивных и средовых факторов.

Альберт Бандура соглашается с бихевиористическими теориями условных рефлексов и оперантного обусловливания. К данным теориям он добавляет две важные идеи:

  • Между стимулом и реакцией есть другие связующие процессы.

  • Поведение человека формируется посредством наблюдения за окружающими его людьми и на основе их опыта.

Иными словами, согласно этой теории, приобретенное поведение не следует считать исключительно результатом подкрепления, вознаграждения или наказания, оно вырабатывается также через научение путем наблюдения. Бандура считал, что люди выбирают, как поступить в той или иной ситуации, во многом основываясь на поведении окружающих.


Теория социального научения Дж. Роттера. Его теория социального научения — это попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения. В центре внимания теории Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Роттер полагает, что нужно тщательно проанализировать взаимодействие четырех переменных. Эти переменные включают в себя потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическую ситуацию

1. потенциал поведения — это вероятность данного поведения, встречающегося в какой-то ситуации в связи с каким-то стимулом. Поведение состоит из моторных реакций, познания, вербального поведения, невербально выраженного поведения, эмоциональных реакций (например, гнев в ответ на оскорбление);

2. ожидание - это субъективная вероятность того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения (например, ожидание того, что гнев заставит обидчика извиниться). Ожидания могут быть специфическими, т.е. применимыми к одной конкретной ситуации, и генерализованными, т.е. отражающими опыт различных ситуаций;

3. ценность подкрепления — это степень, с которой человек предпочитает одно подкрепление другому при равной вероятности их получения (например, посещение театра — посещению ресторана). Ценность различных подкреплений основана на предыдущем опыте и может меняться с течением времени (например, общение с другими людьми будет иметь большую ценность, если человек одинок, и меньшую, если он не одинок). При этом ценность подкрепления соотносится с мотивацией;

4. психологическая ситуация — это совокупность внешних обстоятельств поведения, воспринимаемых или представляемых индивидом;

Важность этой теории для социальной работы заключается в том, что данная концепция дает возможность прогнозировать поведение личности. Основная формула поведения по Дж. Роттеру: Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления.

Люди действуют целенаправленно, максимизируя поощрение и избегая наказания, стремясь удовлетворить следующие основные потребности:

  • · потребность признания,

  • · потребность в защите,

  • · потребность в доминировании,

  • · потребность в независимости,

  • · потребность в любви и привязанности,

  • · потребность в физическом комфорте.