Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1415
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- государственная социальная помощь (представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение. В отличие от соц. страх., которое основано на страховых отчислениях, предоставляется независимо от уплаты взносов, может иметь и денежную, и натуральную формы)
Виды:
-денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т.д.);
-натуральная помощь (медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов);
-льготы и услуги (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т.д.);
-компенсация доп. расходов, связанных с лечением, реабилитацией и оздоровлением инвалидов (в стационаре, амбулаторно, в санаториях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов), проездом к месту лечения и обратно, переобучение (переподготовка) безработных;
- единовременные денежные и неденежные виды поддержки отдельных категорий граждан.
Источники:
- государственное соц. обеспечение, которое осуществляется за счет гос. и местного бюджетов;
- негосударственное соц. обеспечение, которое осуществляется за счет средств юридических и физических лиц – вкладчиков пенсионных фондов.
Технология обеспечения пособиями. Обращение в орган соц. защиты, написание заявления, предоставление подтверждения нуждаемости, проверка сведений, признание гражданина нуждающимся, выплата пособия.
Порядок и условия предоставления льгот.
Льготы – это определенные законом преимущества, дополнительные права, для отдельных категорий граждан в связи с особенностями их правового статуса, с целью компенсации произведенных ими затрат и соц. поддержки данной категории граждан.
Порядок предоставления: льготы назначаются решением органа соц. защиты по месту жительства нуждающегося гражданина, на основании заявления в письменной форме.
Основания предоставления:
1) наличие определенных особых заслуг перед государством и обществом у данной категории граждан, льготы служат средством поощрения данных лиц, признания их заслуг
2) наступление определенных жизненных обстоятельств, в связи с которыми у данных лиц появляются специфические потребности.
Взаимосвязь социального обеспечения и социального страхования.
Соц. обеспечение наступает вследствие соц. страхования. Обязательное гос. соц. страхование - это средство возмещения соц. риска и средство соц. перераспределения с учетом принципа соц. справедливости. Это один из видов соц. обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях.
Понятия и принципы пенсионного обеспечения в России и за рубежом.
Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета, назначается гос. служащим (в т.ч. военнослужащим), участникам ВОВ, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также соц. незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию, – нетрудоспособным гражданам.
Мировой опыт показывает, что за рубежом используются различные модели пенсионных систем, включающие в себя разнообразные институты социальной защиты (государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и т.д.). Как правило, построенные по «накопительной» или «распределительной» схеме модели в чистом виде встречаются редко. В основном, используются комбинированные модели, отличия которых заключаются в доминировании одного из институтов.
Виды и формы пенсионного обеспечения, их источники.
формы
-
обязательное пенсионное страхование; -
государственное пенсионное обеспечение и -
негосударственное пенсионное обеспечение.
виды
-
страховые пенсии:-
по старости; -
по инвалидности; -
по случаю потери кормильца.
-
-
накопительные пенсии.
Источники: страхование – ПФР (страховые взносы), гос. обеспечение – федеральный бюджет (налоги).
Закон РФ о пенсионном обеспечении. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
Виды пенсий.
В России существует четыре основных вида пенсии:
– страховая (трудовая);
– по государственному пенсионному обеспечению;
– накопительная;
– добровольная.
Страховая (трудовая) | По государственному обеспечению (не зависят от трудового стажа) |
По возрасту | За выслугу лет. |
По инвалидности | По возрасту. |
По факту смерти кормильца | По группе инвалидности. |
| По случаю утраты кормильца |
| Социальная |
| |
Условия и порядок начисления пенсий. Условия: достижение определенного возраста и страхового стажа не менее 15 лет. Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости на общих условиях являются: достижение возраста 65 лет – для мужчин, 60 лет – для женщин (с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к Закону № 400-ФЗ).
Эволюция системы пенсионного обеспечения в России в 90-е годы. Начавшиеся в 90-х годах масштабные преобразования в политическом и экономическом устройстве страны, переход к рыночной экономике потребовали применения новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения, существовавшая в стране пенсионная система к тому времени показала свою неэффективность и выявила большое количество социально-экономических проблем.
Первое направление - это несение поправок, изменений и дополнений в действующее законодательство. Закон «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г., стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в полностью автономную систему, последовательно и достаточно четко были отражены общепризнанные принципы обязательного гос. пенсионного страхования, определены и законодательно закреплены условия формирования ПФР. Важнейшим условием взаимоотношений ПФР и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций.
Главным нововведением названного Закона было введение выплаты полного размера пенсии всем работающим пенсионерам без исключения.
В 1993-1994 годах, чтобы не допустить обнищания пенсионеров, власти регулярно индексировали пенсии, из-за крайней ограниченности средств отдавая приоритет поддержке наименее обеспеченных пенсионеров. Для этого в ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная выплата ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальной пенсией по старости.
Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции на рубеже 1994-1995 годов стремительно снизили покупательную способность пенсий,
1997 г стала Программа пенсионной реформы, утвержденная в 1998 г. В ней сохранены три уровня. «1 уровень - государственное пенсионное обеспечение, предназначенное для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, и для отдельных категорий граждан (госслужащие, военнослужащие и др.). 2 уровень - государственное пенсионное страхование - выплата пенсий обеспечивалась в зависимости от страхового стажа и уплаченных пенсионных взносов. Он включил две компоненты, основанные на различных принципах финансирования: за счет текущих поступлений в ПФР и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление и инвестиционного дохода от их размещения. 3 уровень - дополнительное пенсионное страхование, формируемое за счет добровольных взносов работодателей и граждан.
Даша Пр
42. Защита прав человека в практике социальной работы
Механизмы защиты прав человека: основные международные и государственные институты.
Понятие «права человека». Общечеловеческие ценности как основания содержания прав человека. Идеи прав человека в европейском, американском, российском Просвещении. Свойства прав человека. Права и свободы: общее и отличное. Классификация прав человека. Права человека в конституции РФ.
Универсальная система защиты прав человека: основные документы и институты защиты прав человека. Региональная система защиты прав человека: основные документы и институты защиты прав человека. Система защиты прав человека в РФ: государственные и негосударственные механизмы защиты. Уполномоченный по правам человека. Уполномоченный по правам ребенка. Прокуратура как институт защиты прав человека. Негосударственные механизмы защиты прав человека.
Международные (Контроль реализуется на двух уровнях) | Государственные институты. | |
Универсальный уровень: (ООН) При ООН действует Генеральная Ассамблея ООН – организует исследования и дает рекомендации. Совет безопасности ООН – расследует ситуацию, которая может привести к межд.трениям; создает Межд.трибуналы для суд.преследования лиц. Комиссия по правам человека, которая рассматривает любые гуманитарные вопросы. (главный орган по правам чел. ООН; рекомендации и проекты межд.документов, проводит исследования по правам чел.) система конвенционных органов, включающая в себя: 1. Комитет по правам человека; 2.Комитет по расовой дискриминации; 3.Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин; 4.Комитет по экономическим, социальным и культурным правам; 5.Комитет против пыток; 6.Комитет по правам ребенка. (Основной функцией этих органов является рассмотрение докладов государств о состоянии гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, а также индивидуальных жалоб. По результатам анализа они принимают решения, которые носят рекомендательный характер.) В системе ООН включается также четырнадцать специализированных учреждений, которые содействуют развитию международного сотрудничества в отдельных сферах общественной жизни. В их числе: Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие | Региональный: (Совет Европы) контрольный механизм – европейская комиссия Европейский Суд по правам человека, куда могут обращаться не только государства‑участники, но и неправительственные организации, группы лиц и отдельные личности, которые, по их мнению, стали жертвами нарушения со стороны властей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Жалобы на действия частных лиц Европейским Судом не принимаются. Решение Европейского Суда является окончательным и обязательным для государств – участников Конвенции 1950г. Суд вправе взыскать с государства, чьи действия обжалуются, расходы на оплату судебной процедуры или суммы в пользу выигравшего процесс заявителя. Государство, не выполнившее решение Суда, может быть подвергнуто штрафу, возможно и приостановление его членства в Совете Европы. | 1) Конституционный Суд Российской Федерации. В него можно обратиться за защитой не любых, а именно конституционных прав и свобод. Правом на подачу жалобы обладает только участник уголовного, административного процесса или сторона гражданского дела. Конституционный Суд проверяет конституционность конкретного закона, а не само дело. Жалоба может быть подана на любой стадии рассмотрения дела: после его завершения или начала разбирательства в соответствующем органе. 2) судебная защита (ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ), включая право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48); 3) институт обжалования действий и решений государственных и муниципальных органов, должностных лиц, государственных служащих в вышестоящие административные органы; 4) прокуратура РФ 5) институт Уполномоченного по правам человека (и ребенка) , 6)"Неправительственные правозащитные организации РФ"(НПО) |