Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1415

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- государственная социальная помощь (представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение. В отличие от соц. страх., которое основано на страховых отчислениях, предоставляется независимо от уплаты взносов, может иметь и денежную, и натуральную формы)

Виды:

-денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т.д.);

-натуральная помощь (медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов);

-льготы и услуги (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т.д.);

-компенсация доп. расходов, связанных с лечением, реабилитацией и оздоровлением инвалидов (в стационаре, амбулаторно, в санаториях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов), проездом к месту лечения и обратно, переобучение (переподготовка) безработных;

- единовременные денежные и неденежные виды поддержки отдельных категорий граждан.

Источники:

- государственное соц. обеспечение, которое осуществляется за счет гос. и местного бюджетов;

- негосударственное соц. обеспечение, которое осуществляется за счет средств юридических и физических лиц – вкладчиков пенсионных фондов.

Технология обеспечения пособиями. Обращение в орган соц. защиты, написание заявления, предоставление подтверждения нуждаемости, проверка сведений, признание гражданина нуждающимся, выплата пособия.

Порядок и условия предоставления льгот.

Льготы – это определенные законом преимущества, дополнительные права, для отдельных категорий граждан в связи с особенностями их правового статуса, с целью компенсации произведенных ими затрат и соц. поддержки данной категории граждан.

Порядок предоставления: льготы назначаются решением органа соц. защиты по месту жительства нуждающегося гражданина, на основании заявления в письменной форме.

Основания предоставления:

1) наличие определенных особых заслуг перед государством и обществом у данной категории граждан, льготы служат средством поощрения данных лиц, признания их заслуг


2) наступление определенных жизненных обстоятельств, в связи с которыми у данных лиц появляются специфические потребности.

Взаимосвязь социального обеспечения и социального страхования.

Соц. обеспечение наступает вследствие соц. страхования. Обязательное гос. соц. страхование - это средство возмещения соц. риска и средство соц. перераспределения с учетом принципа соц. справедливости. Это один из видов соц. обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях.

Понятия и принципы пенсионного обеспечения в России и за рубежом.

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета, назначается гос. служащим (в т.ч. военнослужащим), участникам ВОВ, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также соц. незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию, – нетрудоспособным гражданам.

Мировой опыт показывает, что за рубежом используются различные модели пенсионных систем, включающие в себя разнообразные институты социальной защиты (государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и т.д.). Как правило, построенные по «накопительной» или «распределительной» схеме модели в чистом виде встречаются редко. В основном, используются комбинированные модели, отличия которых заключаются в доминировании одного из институтов.


Виды и формы пенсионного обеспечения, их источники.

формы

  • обязательное пенсионное страхование;

  • государственное пенсионное обеспечение и

  • негосударственное пенсионное обеспечение.

виды

  • страховые пенсии:

    • по старости;

    • по инвалидности;

    • по случаю потери кормильца.

  • накопительные пенсии.

Источники: страхованиеПФР (страховые взносы), гос. обеспечение – федеральный бюджет (налоги).

Закон РФ о пенсионном обеспечении. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

Виды пенсий.

В России существует четыре основных вида пенсии:

– страховая (трудовая);

– по государственному пенсионному обеспечению;

– накопительная;

– добровольная.

Страховая (трудовая)

По государственному обеспечению (не зависят от трудового стажа)

По возрасту

За выслугу лет.

По инвалидности

По возрасту.

По факту смерти кормильца

По группе инвалидности.



По случаю утраты кормильца



Социальная







Условия и порядок начисления пенсий. Условия: достижение определенного возраста и страхового стажа не менее 15 лет. Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости на общих условиях являются: достижение возраста 65 лет – для мужчин, 60 лет – для женщин (с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к Закону № 400-ФЗ).

Эволюция системы пенсионного обеспечения в России в 90-е годы. Начавшиеся в 90-х годах масштабные преобразования в политическом и экономическом устройстве страны, переход к рыночной экономике потребовали применения новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения, существовавшая в стране пенсионная система к тому времени показала свою неэффективность и выявила большое количество социально-экономических проблем.


Первое направление - это несение поправок, изменений и дополнений в действующее законодательство. Закон «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г., стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в полностью автономную систему, последовательно и достаточно четко были отражены общепризнанные принципы обязательного гос. пенсионного страхования, определены и законодательно закреплены условия формирования ПФР. Важнейшим условием взаимоотношений ПФР и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций.

Главным нововведением названного Закона было введение выплаты полного размера пенсии всем работающим пенсионерам без исключения.

В 1993-1994 годах, чтобы не допустить обнищания пенсионеров, власти регулярно индексировали пенсии, из-за крайней ограниченности средств отдавая приоритет поддержке наименее обеспеченных пенсионеров. Для этого в ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная выплата ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальной пенсией по старости.

Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции на рубеже 1994-1995 годов стремительно снизили покупательную способность пенсий,

1997 г стала Программа пенсионной реформы, утвержденная в 1998 г. В ней сохранены три уровня. «1 уровень - государственное пенсионное обеспечение, предназначенное для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, и для отдельных категорий граждан (госслужащие, военнослужащие и др.). 2 уровень - государственное пенсионное страхование - выплата пенсий обеспечивалась в зависимости от страхового стажа и уплаченных пенсионных взносов. Он включил две компоненты, основанные на различных принципах финансирования: за счет текущих поступлений в ПФР и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление и инвестиционного дохода от их размещения. 3 уровень - дополнительное пенсионное страхование, формируемое за счет добровольных взносов работодателей и граждан.
Даша Пр

42. Защита прав человека в практике социальной работы

Механизмы защиты прав человека: основные международные и государственные институты.

Понятие «права человека». Общечеловеческие ценности как основания содержания прав человека. Идеи прав человека в европейском, американском, российском Просвещении. Свойства прав человека. Права и свободы: общее и отличное. Классификация прав человека. Права человека в конституции РФ.


Универсальная система защиты прав человека: основные документы и институты защиты прав человека. Региональная система защиты прав человека: основные документы и институты защиты прав человека. Система защиты прав человека в РФ: государственные и негосударственные механизмы защиты. Уполномоченный по правам человека. Уполномоченный по правам ребенка. Прокуратура как институт защиты прав человека. Негосударственные механизмы защиты прав человека.


Международные

(Контроль реализуется на двух уровнях)

Государственные институты.

Универсальный уровень:

(ООН) При ООН действует

Генеральная Ассамблея ООН – организует исследования и дает рекомендации.

Совет безопасности ООН – расследует ситуацию, которая может привести к межд.трениям; создает Межд.трибуналы для суд.преследования лиц.

Комиссия по правам человека, которая рассматривает любые гуманитарные вопросы. (главный орган по правам чел. ООН; рекомендации и проекты межд.документов, проводит исследования по правам чел.)

система конвенционных органов, включающая в себя:

1. Комитет по правам человека;

2.Комитет по расовой дискриминации;

3.Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин;

4.Комитет по экономическим, социальным и культурным правам;

5.Комитет против пыток;

6.Комитет по правам ребенка.

(Основной функцией этих органов является рассмотрение докладов государств о состоянии гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, а также индивидуальных жалоб. По результатам анализа они принимают решения, которые носят рекомендательный характер.)

В системе ООН включается также четырнадцать специализированных учреждений, которые содействуют развитию международного сотрудничества в отдельных сферах общественной жизни. В их числе: Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие

Региональный:

(Совет Европы) контрольный механизм – европейская комиссия

Европейский Суд по правам человека, куда могут обращаться не только государства‑участники, но и неправительственные организации, группы лиц и отдельные личности, которые, по их мнению, стали жертвами нарушения со стороны властей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Жалобы на действия частных лиц Европейским Судом не принимаются. Решение Европейского Суда является окончательным и обязательным для государств – участников Конвенции 1950г. Суд вправе взыскать с государства, чьи действия обжалуются, расходы на оплату судебной процедуры или суммы в пользу выигравшего процесс заявителя. Государство, не выполнившее решение Суда, может быть подвергнуто штрафу, возможно и приостановление его членства в Совете Европы.



1) Конституционный Суд Российской Федерации. В него можно обратиться за защитой не любых, а именно конституционных прав и свобод. Правом на подачу жалобы обладает только участник уголовного, административного процесса или сторона гражданского дела. Конституционный Суд проверяет конституционность конкретного закона, а не само дело. Жалоба может быть подана на любой стадии рассмотрения дела: после его завершения или начала разбирательства в соответствующем органе.

2) судебная защита (ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ), включая право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48);

3) институт обжалования действий и решений государственных и муниципальных органов, должностных лиц, государственных служащих в вышестоящие административные органы;

4) прокуратура РФ

5) институт Уполномоченного по правам человека (и ребенка) ,

6)"Неправительственные правозащитные организации РФ"(НПО)