Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1137

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эта модель вписывается в общую логику стремления использовать общественные фонды наиболее эффективно, направляя социальные ресурсы на обеспечение наиболее нуждающихся членов общества, которые не в состоянии обеспечить себя сами. Квалифицированные рабочие и сами в состоянии организовать для себя необходимое социальное обслуживание в рамках своей собственной семьи или через частные страховые компании или же с помощью собственных накоплений.

Итак, в рамках консервативной модели социальная защита имеет определенное значение только для социально уязвимых слоев населения, тогда как экономически активная часть общества рассчитывает исключительно на себя в случае возникновения социальных рисков. Эта модель исходит из необходимости обеспечить равновесие патерналистских мер власти с адресными программами социальной поддержки различных профессиональных и имущественных групп и слоев.

Виды социальной защиты. Гос. формы: доступное здравоохранение; льготы; доступное образование; пенсия; система соц. обслуживания и предоставления соц. услуг; меры соц. Поддержки, МРОТ, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

развитие системы социальных служб;. Негос. формы: добровольное соц. страхование; благотворительность; частные системы здравоохранения и др.

Система социальной защиты населения в РФ. Структура:

В соответствии с действующим законодательством в России функционирует система социальных служб, основанных на различных формах собственности, которая включает:

Государственные социальные службы, являющиеся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении.

· Муниципальные организации социальной защиты и социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и представляющие собой муниципальный сектор социальной защиты населения.

· Негосударственные службы социальной защиты и социального обслуживания основаны на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной. Негосударственные социальные службы различных организационно-правовых форм, а также частные лица, осуществляющие в установленном порядке деятельность в сфере социального обслуживания, представляют негосударственный сектор социальной защиты и социального обслуживания. К негосударственному сектору относятся также и организации социального обслуживания, образованные на базе имущества общественных объединений, в том числе профессиональных ассоциаций, религиозных и общественных организаций, деятельность, которых связана с социальным обслуживанием.


1. Соц. обеспечение - создание гос. системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан. это система денежных выплат, натуральной помощи и услуг, предоставляемых гражданам из специальных фондов. В нее включаются блоки, которые могут рассматриваться как относительно самостоятельные системы: пенсионная; денежных пособий; медицинского обслуживания; содержания и воспитания детей в детских, дошкольных и оздоровительных учреждениях; социального обслуживания и социальной помощи.

2. Соц. гарантии - предоставление соц. благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям. Соц. гарантии: бесплатное мед. обслуживание; общедоступность и бесплатность образования; МРОТ; минимальный размер пенсии, стипендии. т д.

3. Соц. страхование - защита экономически активного населения от соц. рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба.

4. Соц. поддержка предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда), меры в виде содействия и услуг и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью. Соц. поддержка не ограничивается только материальной помощью.

5. Социальная помощь - это система общественных отношений, складывающихся между гражданами (семьями), имеющими среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, и органами государства по поводу предоставления гражданам (семьям) денежных выплат, натуральной помощи и услуг сверх получаемых ими заработка, стипендий, пенсий, пособий и др. с целью обеспечения прожиточного минимума и удовлетворения их основных потребностей.

Структура системы социальной защиты обширна и включает следующие компоненты:

· социальную работу;

· социальную поддержку;

· реабилитацию и адаптацию;

· социальные льготы и гарантии;

· самозащиту и самопомощь;

· систему социального контроля за осуществлением функционирования социальной защиты.

Принципы:

· поощрительности - властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях - индивидов;



· заявительности - социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

· патернализма, обозначающего государственную опеку по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения,

гуманности, социальной справедливости, адресности, комплексности, обеспечения прав и свобод личности.

Становление системы социальной защиты населения в РФ. Впервые необходимость создания ССЗН была подчеркнута в постановлении Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по созданию государственной системы соц.помощи семье» (1991).

В РФ право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией. Социальная защита осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых негосударственных фондов. Предполагалось в сравнительно короткие сроки создать ССЗН, которая объединит и скоординирует разноплановые меры помощи людям, оказавшимся в ТЖС, соединит различные финансовые потоки и станет ощутимой частью инфраструктуры, способствующей нормальному функционированию рыночной экономики, а значит, и ее возможности создавать нормальные условия жизнедеятельности человека.

Политические мотивы реформирования ССЗН остро проявились в российском обществе в начале 90-х гг. и были связаны с начавшимися реформами, которые обернулись системным кризисом, что привело к ухудшению качества жизни людей. Возникла опасность социального напряжения. В это время начинает разрабатываться система национальных мер по соц. защите населения, в первую очередь его социально уязвимых слоев. Принимается концепция социального обслуживания (СО) населения как ведущего направления социальной защиты. Расширяется сеть учреждений СО различной специализации. Появляются первые законы РФ, регулирующие социальные отношения в этой сфере: «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах СО населения в РФ» и др. Принимаются комплексные программы «Дети России», «Старшее поколение» и др. Наряду с краткосрочными мерами по оказанию помощи людям, оказавшимся в ТЖС, определяются меры долгосрочного характера: реформирование пенсионного обеспечения, социального страхования, совершенствование системы подготовки кадров, технологизации социальной работы и др.


Социальная работа в системе социальной защиты населения. Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. СР выполняет процесс обеспечения с помощью гос. и муниц. органов существующие гарантий и права, охраняющие личность, её экономические, социально-политические, социальные потребности и интересы во всех сферах жизнедеятельности общества.

Современное состояние и актуальные проблемы учреждений социальной защиты населения.

В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих субъектах РФ пытается решить сложнейшие проблемы семьи и детства, открывая не многопрофильные ЦСПСиД, а отделения помощи семье и детям. В ряде регионов типичным явлением становится процесс объединения различных видов учреждений соц. обслуживания.

неравномерное формирование и распределение сети соц. защиты по федеральным округам и регионам страны: четверть субъектов РФ имеют всего по 3-5 учреждений с. обслуживания семьи и детей, причем в основном они созданы в областных центрах.


Современное состояние: рост количества обслуживаемых граждан и численности соц. учреждений с разнообразной номенклатурой услуг;

-введение условий гос. заказа в сферу соц. обслуживания,

-формирование рынка социальных услуг в регионах РФ и др.

-недостаточно высокий уровень эффективности соц. обслуживания граждан, обусловлен различными факторами: экономический (недостаток финансирования сферы соц. обслуживания, что приводит к низкому качеству соц. услуг, их недоступности, кадровому дефициту СР плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания).

-несовершенство законодательства, его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Отсутствие сформулированных понятия того или иного вида с. обслуживания, что создает трудности в изучении потребностей клиентов и правоприменительной практике соц. защиты населения.

Перспективы и направления развития учреждений социальной защиты населения.

Реальным выражением рыночных отношений становится постепенное внедрение платности медицинских и социальных услуг, которая сама по себе имеет значительные преимущества, позволяя реализовать принцип индивидуального подхода, существенно расширить спектр предоставляемых услуг.

Осовременивание материально-технической базы нестационарных, полустационарных и стационарных учреждений является условием успешной работы по внедрению новых социальных технологий, расширению перечня и повышению качества предоставляемых услуг. Главным сдерживающим фактором развития сети учреждений соц. обслуживания пенсионеров остается проблема финансирования, что характерно не только для стран с переходной экономикой.

Одной из основных задач, стоящих перед органами социальной защиты населения, является повышение эффективности своей деятельности.

Для этого разработаны новые направления:

-внедряются инновационные принципы организации социального обслуживания, (служба «социальное такси», заключение социальных контрактов с малоимущими семьями, функционирование виртуального концертного зала)