Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1145

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Права человека – это права, которыми мы обладаем, просто потому что мы являемся человеческими существами. Они не предоставляются ни одним государством. Всеобщие права человека являются неотъемлемыми правами каждого из нас независимо от гражданства, пола, национальной или этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. К ним относятся как основные права, включая право на жизнь, так и права, которые делают нашу жизнь достойной, включая право на питание, образование, труд, здоровье и свободу.

В основе концепции прав человека лежат две основные ценности: первая – это человеческое достоинство, а вторая – равенство. Права человека можно понимать как нечто, определяющее базовые нормы, необходимые для того, чтобы жить с чувством достоинства, и их универсальность вытекает из того, что, по крайней мере, в этом все люди равны

Из этих двух основных ценностей можно вывести многие другие, и с их помощью точнее определить, как на практике должны сосуществовать люди и общества. Например:

Свобода: поскольку человеческая воля составляет важную часть человеческого достоинства. Принуждение делать что-то вопреки нашему желанию принижает человеческую личность.

Уважение к другим: поскольку отсутствие уважения к другим не позволяет оценить их индивидуальность и их человеческое достоинство.

Недопустимость дискриминации: поскольку равенство людей в человеческом достоинстве означает, что мы не можем судить о правах и возможностях людей, исходя из их физических или иных признаков.

Терпимость: поскольку нетерпимость указывает на отсутствие уважения к различиям, а равенство не означает тождественности или единообразия.

Справедливость: поскольку люди, равные в своей принадлежности к человеческому роду, заслуживают справедливого отношения.

Ответственность: поскольку уважение к правам других людей предполагает ответственность каждого человека за его действия и требует от него усилий, направленных на реализацию его прав и прав всех людей.

Идеи прав человека в европейском, американском, российском Просвещении

европейское

американское

российское

Главными идеями Просвещения были:

- Идея гуманизма, естественного права каждого человека на признание ценности его личности, на счастье. Личность ценна независимо от ее происхождения, народности, расы.

- Осуждение социального неравенства людей, эксплуатации человека человеком. Антифеодальные настроения.

(Жан Жак Руссо Шарль Луи Монтескье, Вольтер, Дени Дидро др. Руссо на первый план выдвигает общество, доказывая, что обществу раньше принадлежала вся власть, которую оно по договору передало правителям, чтобы они пользовались этой властью в интересах самого общества. Но поскольку правители стали злоупотреблять властью в ущерб обществу, Руссо предлагает обществу вновь взять власть в свои руки для создания демократически-республиканского государства. В таком государстве каждый полноправный член общества должен принимать непосредственное участие в управлении, законодательстве и суде. Таким образом, по мнению Руссо, будет достигнуто гражданское равенство. Монтескье подчеркивал мысль о том, что законодательство и государственное устройство каждой страны должны приспосабливаться к ее климатическим и почвенным условиям, а также к религии, характеру и степени развития ее народа. Из различных форм государственного правления он отдает предпочтение респуб-кой. Он не видел возможности в современных государствах для республиканской формы правления, поэтому останавливается на конституционной монархии, в которой исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная – выборным народным представителям.)



Мыслители и писатели Просвещения отстаивали идеалы справедливости, свободы и равенства, считая их неотъемлемыми правами человека.

Томас Пейн (1737 - 1809) Пейн настаивал на том, чтобы политические, юридические и духовные права были в равной степени гарантированы всем гражданам США независимо от их имущественного положения, профессиональных занятий, вероисповедания. Выступал за предоставление избирательных прав как всем мужчинам, так и женщинам. Государство рассматривал как орган, закрепляющий социальное неравенство, но оно необходимо для обеспечения порядка в обществе и защиты его от внешних врагов. Считал обязательным контроль за деятельностью государственных органов с целью недопущения посягательств с их стороны на законные права граждан и вмешательства в их личную жизнь.

Томас Джефферсон(1743–1826) автор «Декларации независимости» (1776) В толковании Джефферсоном естественного права заметно влияние идей либерализма Дж. Локка. Все люди сотворены равными и наделены неотчуждаемыми правами, к числу которых, по Джефферсону, принадлежат права на жизнь, свободу и стремление к счастью. В отличие от Локка, который считал право собственности естественным и неотчуждаемым правом человека, Джефферсон относил его не к естественным, а к устанавливаемым в обществе самими людьми правам. И в этом он близок взглядам Ж.-Ж. Руссо. Американский мыслитель говорит о стремлении человека к счастью как о важнейшей морально-психологической установке его существования в обществе. Он придавал болыцое значение «теории морального чувства», согласно которой такое «чувство», как «нравственный инстинкт», присуще всем нормальным людям. Это способствует установлению гуманных и справедливых отношений между людьми. По мнению Джефферсона, гуманистические установки в деятельности и поведении людей должны стать важным фактором политических отношений между ними. Он также указывал на значительную роль «чувства справедливости» в политическом общении людей.

Лучшей формой государственного устройства Джефферсон считал демократическую республику как выражение подлинного народовластия. Поскольку человек есть «существо политическое», то каждый гражданин должен принимать участие в управлении обществом. Ради поддержания республики граждане должны быть готовы жертвовать в той или иной степени своими личными интересами. Этим взгляды американского просветителя отличаются от взглядов Локка, который считал человека независимым и самостоятельным по отношению к обществу существом, всегда стремящимся к личной свободе.

Александр Николаевич Радищев не отрицал возможность отмены крепостного права путем реформы. Но он признавал право крестьян на революцию в том случае, если его естественные права будут нарушаться. Социальным идеалом Радищева было общество свободных равноправных собственников. Земля должна быть передана безвозмездно тем, кто ее обрабатывает. Радищев не был сторонником общественных форм собственности. Привилегии дворян нужно отменить. Дворянство надо уравнять в правах с другими сословиями. Табель о рангах надо ликвидировать, бюрократию сократить и поставить под контроль представительного органа. Наилучшей политической организацией считал республику. Концепцию разделения властей не признавал. Отстаивал принцип равенства всех граждан перед законом.

Николай Иванович Новиков был сторонником теории общественного договора. Он считал, что государство должно заботиться о благе общества. Он верил в благотворную деятельность «просвещенного монарха», который управляет на основе мудрых законов. Он был противником самовластия, беззакония, тирании. Он не считал, что общество должно слепо повиноваться монарху. Он выступал за независимость мнения общества от правительства, свободу общественной инициативы. Общественной мнение должно препятствовать узурпации власти монархом. Необходимо развитие просвещения, нравственное воспитание людей, развитие науки, искусства. Новиков разделял идею естественного равенства людей, считал, что сословное деление общества морально калечит людей. По его мнению, человек должен трудиться на благо отечества.


Основные права и свободы имеют следующие свойства:

– формируют базис правового статуса человека, они находятся в основе всех остальных прав и свобод, которые закрепляются иными нормативными актами;

– адресованы широкому кругу субъектов;

– закреплены за каждым человеком и гражданином;

– отличаются всеобщностью: они едины и равны для всех без исключения, соответственно для каждого человека и гражданина;

– характеризуются особым механизмом реализации. Они являются предпосылкой для любого правоотношения в определенной сфере, для постоянного и неотъемлемого права каждого участника отношения;

– обладают особой юридической формой их закрепления. Они отражаются в нормативно-правовом акте государства, который имеет высшую юридическую силу (Конституции);

– гарантируются повышенным уровнем правовой охраны: закрепляющие их конституционные нормы не могут изменяться в рамках действующей Конституции, без принятия нового Основного закона.

Вышеуказанные свойства характеризуют понятие основных свобод и прав гражданина и человека. Их понятие можно сформулировать следующим образом: основные (конституционные) права и свободы – это неотъемлемые права и свободы человека, принадлежащие ему с момента рождения (или в отдельных случаях с момента получения гражданства), формирующие ядро правового статуса личности и защищаемые государством.


Различия между понятиями «право» и «свобода» в целом условны. Обе категории подразумевают юридически признанную возможность каждого индивида выбирать вид и меру собственного поведения как человека и гражданина своего государства.

При этом понятие «свобода» в большей мере связано с правомочиями личности, очерчивающими область её самостоятельности, защищающие от вмешательства в её внутренний мир (свобода мысли, совести, вероисповедания; научного, технического, художественного и иных видов творчества и т.д.). А понятие «право» в большей мере предполагают определенные положительные действия и услуги со стороны государства либо правомочия индивида на участие в функционировании тех или иных общественно политических и хозяйственных структур.



Основные права человека (по Конституции РФ):

I группа – Личные права и свободы закреплены в статьях 20-28 Конституции РФ:

1. Право на жизнь

2. Право на свободу и личную неприкосновенность

3. Право на неприкосновенность частной жизни

4. Право определять и указывать свою национальную принадлежность

5. Право на пользование родным языком

6. Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства

7. Право на свободу совести

II группа – Политические права и свободы закреплены в статьях 29-33 Конституции РФ:

1. Свобода мысли и слова

2. Свобода информации

3. Право на создание общественных объединений

4. Право на проведение публичных мероприятий

5. Право на участие в управлении делами государства

6. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

III группа – Социальные, экономические и культурные права и свободы, закреплены в статьях 34–44 Конституции РФ:

1. Право на предпринимательство

2. Право на частную собственность

3. Право на землю

4. Право на свободный труд

5. Право на отдых

6. Право на социальное обеспечение

7. Право на охрану и помощь семье

8. Право на жилище

9. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

10. Право на благоприятную окружающую среду

11. Право на образование


12. Свобода творчества

Универсальный уровень:

(ООН) При ООН действует

Документы:

  • Международный билль о правах человека

  • Всеобщая декларация прав человека – 1948

  • Международный пакт об экономических и культурных правах - 1966

  • Международный пакт о гражданских и политических правах 1966

Основные структуры ООН

- Генеральная Ассамблея

- Совет безопасности

- Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) ЭКОСОС "уполномочивается делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех", а также "создает комиссии в экономической и социальной областях и по поощрению прав человека".

- Совет ООН по правам человека

- Верховный комиссар ООН по правам человека

Комиссия по правам человека, которая рассматривает любые гуманитарные вопросы. (главный орган по правам чел. ООН; рекомендации и проекты межд.документов, проводит исследования по правам чел.)

система конвенционных органов, включающая в себя комитеты (см. 1 таблицу)

Региональный:

(Совет Европы)

- Европейская Конвенция прав человека (1950 г.)

- Евр. Соц. Хартия

- Евр. Кодекс соц.обеспечения

Европейский Суд по правам человека, куда могут обращаться не только государства‑участники, но и неправительственные организации, группы лиц и отдельные личности, которые, по их мнению, стали жертвами нарушения со стороны властей. Государство, не выполнившее решение Суда, может быть подвергнуто штрафу, возможно и приостановление его членства в Совете Европы.

Европейская комиссия (рассмотрение докладов, вынесение рекомендаций)

Комитет министров – совещательный орган.

Парламентская ассамблея



Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – одно из важнейших достижений демократических реформ в нашей стране. Правовая основа института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г. Следующим шагом по введению должности российского уполномоченного (омбудсмена) стали статьи 45 и 103 Конституции РФ (принятой в 1993 г.). Статья 45 Конституции гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, а статья 103 наделяет парламент правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека. Дополнительным стимулом к правовому оформлению статуса уполномоченного стало Заключение Страсбурга по заявке России на вступление в Совет Европы, сделанное в январе 1996 года. Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный, в частности, рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства и принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с
необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты. Функции института уполномоченного по правам человека:

● контрольная - осуществление независимого контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными служащими;

● консультационная - информирование указанных органов о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан;

● координационная - организация согласованных действий различных органов по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Уполномоченный содействует:

1) восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;

2) совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и законных интересов детей;

3) развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей;

4) совершенствованию форм и методов защиты прав и законных интересов детей.

Прокуратура Российской Федерации играет особую право­защитную роль, так как ее органы обладают относительной ав­тономностью функциональных ветвей государственной власти и достаточной разветвленностью, обеспечивающей практически повсеместный доступ к ним населения. В Федеральном Законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Фе­дерации» закреплены нормы, подтверждающие правозащитный характер деятельности органов прокуратуры. Кроме того, проку­ратура обладает полномочиями по осуществлению защиты прав и свобод человека и гражданина, как в надзорном, так и в ненадзорном видах деятельности.

Согласно положениям, содержащимся в разделе III Закона «О прокуратуре Российской Федерации» в настоящее время российская прокуратура:

1. Следит за тем, чтобы федеральные министерства, службы, агентства и иные федеральными органами исполни­тельной власти, представительные (законодательные) и исполни­тельные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций в ходе своей деятельности не нарушали закон, соблюдали права человека, издавали нормативные акты, которые не противоречат российскому законодательству.