Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1139

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Особенности личностного развития человека в период поздней зрелости.

В поздней зрелости можно выделить три основных варианта развития: доживание; смена ведущей деятельности; сохранение основного содержания жизни, бывшего в зрелости, т.е. фактическое продолжение периода зрелости.

Согласно Э. Эриксону, в период поздней зрелости «фокус внимания человека» сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. Происходит психологическое старение, появление чувства старости. При прогрессивной линии развития на предыдущих стадиях человек может положительно оценить всю свою предшествующую жизнь, с удовлетворением подвести ее итоги как в профессиональной деятельности, общественных отношениях, так и по линии брака и семьи. Видя свое продолжение в детях и внуках, в том, что он смог сделать как профессионал, человек не страшится неотвратимости смерти. Помимо своего прошлого, подчеркивал Э. Эриксон, необходима способствующая достижению эго-интеграции «жизненная вовлеченность». Он указывает на важность участия в воспитании внуков, в политических событиях, оздоровительных физкультурных программах и т.п. В этом возрасте у людей наблюдается быстрая утомляемость, медлительность, снижение работоспособности, неспособность к интеграции отдельных способов поведения и поэтому, проявление «...отдельных странностей, скупость, недоверие, болтливость, тоска, интраверсия, ригидность и пр.» [8. С. 380].

Что касается интеллектуальной деятельности пожилых людей, то одни исследователи говорят о снижении интеллекта, другие — об особой «логике» мысли. Они персонализируют мыслительную задачу, «дают ей интерпретации», «находят несколько возможных вариантов решения».

Кризисы возрастные: 1. 51-65 (кризис стагнации) одни продолжают эмоц.связи с окр.людьми, а другие имеют эгоистичные установки(поглощенность от близких) 2. 65- послекризис значимости (оглядывается назад – достиг ли того, что хотел; «-«мнимость, нетерпимость, критикующий (способ справиться с псих.болью.

Я-концепции пожилых людей: я доволен ( есть внуки, дети) и я недоволен ( не на что опереться)

Мухина выделила след.элементы: 1)потребность в признании (идеализация своего поколения)2)ретроспективный характер самооценки (возвращение назад) 3) механизм ориентации на достижение своих детей и внуков

- отторжение от своего имени (чаще называют бабушкой и т.д.)



- сознание временной перспективы (уменьшается прош., укорачивается буд.; чем меньше событий, тем значимее они, жестче восприимчивы, черствы и т.д.)

-половая идентификация размывается (стесняются проявлять эмоции)

Стратегии эмоционального старения: 1. предполагают возможность дальнейшего личностного роста (сохранение мотивации, богатая внутренняя жизнь)2. сохранение себя, как индивида на биол.выживании (отсутствие интереса к окр.миру)

Изменения:1. пониженный эмоц.фон . 2.снижение интенсивности эмоций (спокойно говорят о смерти)3. обостряется тот фон настроения, который преобладал у чел. в молодости (конфликтность и т.д.) 4 . связь соматического состояния и эмоц. состояния 5. наличия риска возростноситуационной депрессии : 3 формы: - ипохондрич. ( фиксация на неудачу ) – бредоподобный - вымысел с горделивыми идеями собственной значимости

Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и др. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом.

Если социальная адаптация пройдена успешно, то пенсионер психологически удовлетворён условиями своей жизни. Как правило, такие люди адекватно относятся к своему новому образу жизни и новому положению. Они рады тому, что у них появилось большое количество свободного времени, они больше общаются, занимаются творчеством.

Если же возникли проблемы адаптации пожилого человека, то это чревато ухудшением состояния здоровья и плохим самочувствием. Дезадаптация характеризуется отсутствием равновесия в отношениях между личностью и окружающей средой. К сожалению, некоторые пенсионеры сильно переживают из-за того, что условия их жизни изменились. В такой ситуации адаптация длится долго и болезненно. Пожилой человек не может обрести новый круг общения, чем-либо увлечься, найти новые интересы.

Социальный работник, который обнаруживает симптомы дезадаптации у пенсионера, должен понять, чем именно недоволен пожилой человек.

1) Физиологическая адаптация

Пенсионерам свойственны разнообразные психофизиологические изменения. Ослабление функциональных возможностей в старости проявляется, прежде всего, в том, что организм тяжело адаптируется к окружающей среде. Тело пожилого откликается на любые внешние раздражители. К примеру, пенсионеры часто реагируют на изменение влажности воздуха, погоды, давления и пр. Нужно заметить, что стареющие граждане с трудом адаптируются к новой жизненной ситуации.


Для решения вопросов физиологической адаптации пенсионеров особенно важными являются следующие факторы:

Качество медобслуживания; Качество бытового обслуживания; Образ жизни; Досуг и отдых.

2) Социально-экономическое приспособление Пенсионерам рекомендуется заниматься посильным трудом, жить в хороших материальных и бытовых условиях.

3) Социально-педагогическая адаптацияпредполагает формирование жизненных ценностей посредством образовательных и воспитательных методов.Социально-педагогическая адаптация пенсионеров осуществляется при помощи следующих методов: Обучение по специальной литературе (брошюры, памятки, инструкции); Индивидуальные консультации; Групповая работа.

4) Социально-психологическая адаптация (психологическая)

Для того чтобы адаптация пожилых людей в современном обществе протекала менее болезненно, социальные работники используют следующие методы: Коммуникативные методы (психодрама, трансактный анализ, гештальттерапия); Методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, узыкотерапия, пантомима, и т.д.); Дискуссионная терапия (технология социальной адаптации пожилых людей посредством обсуждения вопросов, беспокоящих пенсионера); Групповая терапия; Создание среды позитивного общения; Организация досуга.
ДашаБ

46. Пенсионная система Российской Федерации: структура и основные характеристики

Понятие пенсионной системы. Виды пенсионных систем: распределительные и накопительные (принципы функционирования и отличительные особенности).

Пенсионная система — это экономический механизм страхования гарантированного и стабильного уровня жизни людей пожилого возраста и лиц, потерявших трудоспособность.

Пенсионное обеспечение — это государственная система правовых, экономических и организационно-административных мер по поддержке и защите лиц от материальной необеспеченности вследствие наступления старости, инвалидности или потери кормильца.

Распределительная пенсионная система работает по принципу солидарности поколений: работающее поколение платит за тех, кто уже вышел на пенсию.

В накопительной работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплату пожилым людям, а накапливаются, инвестируются и используются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление.


Роль государства в развитии пенсионной системы РФ.

На законодательном уровне средства бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) являются государственной собственностью, что позволяет правительству распоряжаться пенсионными накоплениями граждан по своему усмотрению в нарушение ключевой идеи института социального страхования

Структура пенсионной системы РФ: обязательное государственное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение, негосударственное добровольное пенсионное страхование.

Этапы развития пенсионной системы РФ в 1990-2017 гг.

1990 Создание Пенсионного фонда России, создание новой пенсионной системы отличной от СССР

1995 В ПФР теперь ведется учет сведений о пенсионных правах каждого гражданина страны. Пенсионный фонд России фиксирует личные данные для установления пенсии. На индивидуальном страховом счете гражданина содержится информация обо всех страховых взносах, т.е. копится его будущая пенсия. Персональный номер лицевого счета (СНИЛС) указывается на карточке обязательного пенсионного страхования (ОПС).

1998 – 2001 1998 год Вступил в силу федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Данный закон определил деятельность по негосударственному обеспечению у НПФ и их права.

2002 Реализация новой пенсионной реформы, которая позволяет перейти Российской Федерации от уравнительных принципов солидарной пенсии к распределительно-накопительным.

С 2003 года трудовая пенсия формируется в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Таким образом, она состоит из базовой, страховой и накопительной частей. Размер пенсии считается по установленной федеральным законодательством формуле. Базовая часть гарантируется государством и имеет фиксированный размер, который каждый год увеличивается. Страховая часть зависит от суммы взносов и стажа сотрудника. Накопительная часть формируется у граждан не старше 1967 г.р. и складывается из взносов и инвестиционного дохода.

2005 Пенсионный фонд России начал выплачивать дополнительные средства инвалидам и ветеранам ВОВ и их вдовам. Также ПФР начал вести федеральный регистр граждан, которые имеют право государственную социальную помощь.

2007 Старт реализации программы по выплатам материнского (семейного) капитала. Владельцы данных сертификатов получили возможность переводить часть капитала или всю его сумму на формирование пенсионных накоплений.