Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1364
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
· Табличный метод. Метод заключается в выявлении факторов эффективности и неэффективности проекта и расположения их в виде таблицы. Такая форма представления информации позволяет упорядочивать факторы воздействия, правильно расставлять акценты и достаточно точно оценивать эффективность реализации проекта. К табличным методам оценки можно отнести, в частности, диаграмму Гантта (от англ. Ganttchart; также ленточная диаграмма, график Гантта), которая позволяет наглядно представить весь процесс реализации проекта, оценить временные и трудозатраты на каждом из этапов и, в случае необходимости, перераспределить ресурсы
· Субъективно-определительный метод. Этот метод заключается в оценке эффективности, составленной на основе субъективного мнения экспертов, целевой аудитории, представителей общественности. Для этого используются самые различные социологические методики сбора и анализа информации: интервью, опрос, фокус-группа, фокусированное интервью, метод репертуарных решеток и т. д.
· Комбинированный метод. Такой метод можно использовать для предпроектной оценки сложных проектов, на успешность реализации которых оказывают влияние множество разнообразных факторов, чтобы откорректировать размер ожидаемого эффекта. Не стоит забывать, что этот метод применим только в том случае, если результат проекта (и количественную и качественную его стороны) можно представить в численном выражении.
Социальная диагностика и социальная экспертиза.
Социальная диагностика — это установление степени соответствия (несоответствия) параметров социальной реальности (ресурсов, свойств объектов, социальных установок) социальным показателям и нормативам.
В основе социальной диагностики лежат:
I. Объективные факторы. Это статистические данные. В основе социальной диагностики лежит измерение признаков, и здесь применяются различные измерительные процедуры.
II. Субъективные факторы. Это установки населения и исследователей. Впрочем, опора на различные учетные данные недостаточна для выводов о жизнеспособности проекта, поскольку необходимо учесть субъективные факторы, влияющие на то или иное поведение людей. Установки могут существенно изменить объективные параметры проблемы.
На первом этапе диагностики проводится сравнение: с результатами деятельности (свойствами и т.д.) других (мы бы сказали "чужих"). Это позволяет нам выявить социальную соотносительную норму; с прежними результатами нашей деятельности (свойствами и т.д.) с поставленными целями (критериями). Это предметная соотносительная норма.
На втором этапе делается анализ полученных измерений, итогом которого становится классификация по интересующим нас признакам, цель которой - определение причинно-следственных связей. Третий этап составляет интерпретация (синтез) полученной разнородной информации. Социальная диагностика призвана дать инициатору проекта характеристику социальной реальности "здесь и сейчас".
Особым способом прогнозирования является экспертиза. В социальном проектировании она применяется не только для решения задач прогнозного обоснования, но и везде, где приходится заниматься вопросами с низким уровнем определенности параметров, подлежащих изучению.
Экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на "здравый смысл".
Социальный проект подвергается экспертизе на всем протяжении его разработки и осуществления.
Реализация социального проекта.
Реализация социального проекта проходит в несколько этапов (их принято называть шагами):
1. Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
2. Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.
3. Определение целей и задач социального проекта.
4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.
5. Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.
6. Разработка системы оценки проекта.
7. Формирование общественного мнения.
8. Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.
9. Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.
10. Проведение плановых мероприятий.
11. Анализ результатов работы.
Управление социальным проектом.
Управление проектом — специальная методология организации, планирования, руководства и координации всех видов ресурсов при помощи различных методов и технологий управления для достижения результатов. На современном этапе традиционно к управлению проектами применяется процессный подход. Иными словами, объектом управления выступают различные процессы как ряд взаимосвязанных действий или операций, выполняемых командой проекта для выполнения запланированных целей, достижения заранее известных результатов. Одновременно управление проектом осуществляется на основе принципов интеграции. То есть задача управленца — сделать так, чтобы все процессы и все элементы процессов были взаимосвязаны, — так координация будет происходить гораздо легче. Интеграция должна осуществляться на всех уровнях и этапах проекта: начиная от постановки целей и увязки всех выделенных задач и конкретных целей друг с другом, заканчивая вносимыми изменениями, которые должны быть оценены с точки зрения влияния на другие элементы проекта.
Катя:
64. Фандрайзинг и его роль в реализации социального проекта
Бюджет социального проекта. Обоснование необходимости фандрайзинговой деятельности. Понятие фандрайзинга, его виды. Основные цели фандрайзинга. Возможные источники финансирования. Программа фандрайзинга и подготовка спонсорского пакета документов. Способы привлечения ресурсов. Специфика работы с различными грантодающими фондами. Виды фондов и требования к заявке на грант. Особенности фандрайзинговой деятельности с органами государственными власти, виды документов-обращений. Спонсорские проекты. Мотивация спонсорской поддержки социальных проектов.
Бюджет проекта – отображение расходов на мероприятия календарного плана с учётом необходимых ресурсов и срока реализации проекта.
Основные принципы формирования бюджета проекта
1. Обоснованность. Бюджет должен обеспечивать выполнение всех мероприятий календарного плана. Соотнесите статьи расходов и мероприятия: каждая статья расходов должна соответствовать конкретному мероприятию.
2. Реалистичность. Расходы по бюджету должны соответствовать рыночным ценам. Четкое описание названия и стоимости каждой позиции.
3. Полнота. Укажите в бюджете все затраты по проекту, включая софинансирование — собственный вклад организации и вклад партнеров проекта. Софинансирование также должно быть обосновано и реалистично: соответствовать мероприятиям календарного плана и рыночным ценам.
Статьи бюджета:
1. Оплата труда: в расходах на оплату труда указывается только та часть заработной платы, которую работник получит за фактически выполненную работу по заявленному проекту, включая НДФЛ.
2. Выплаты физическим лицам: указываются выплаты физическим лицам, которых организация нанимает исключительно для выполнения конкретной работы в определенный срок за установленную сумму в рамках заявленного проекта.
3. Командировочные расходы: для тех, кто задействован в реализации проекта (сотрудники организации, члены команды, волонтеры, эксперты)
4. Офисные расходы (аренда помещения, коммунальные услуги, услуги связи, почтовые услуги, канцтовары и расходные материалы и т.д.)
5. Приобретение, аренда специализированного оборудования, инвентаря и сопутствующие расходы.
6. Разработка и поддержка сайтов, информационных систем и иные аналогичные расходы.
7. Оплата юридических, информационных, консультационных услуг и иные аналогичные расходы.
8. Расходы на проведение мероприятий.
9. Издательские, полиграфические и сопутствующие расходы.
10. Прочие прямые расходы: включение всех расходов, которые не предусмотрены в других статьях бюджета проекта, но необходимы для его реализации.
Обоснование необходимости использования фандрайзинга: Некоммерческие организации направлены на решение различного рода социальных проблем посредством осуществления общественно-значимых проектов и направлений, реализация которых невозможна без достаточного объема различного рода ресурсов. Ресурсное обеспечение некоммерческих организаций является наиболее важным фактором успешности осуществляемой деятельности, поскольку качественное финансирование способствует, во-первых, стабильному развитию организации; во-вторых, эффективности осуществляемой деятельности; и, в-третьих, реализации наибольшего количества программ и проектов. Основу дохода НКО формируют внешние источники финансирования, полученные от государственных и частных фондов, различных компаний и физических лиц. Уровень привлеченных ресурсов и характер их поступлений из внешних источников зависит от используемых технологий фандрайзинга.
Фандрайзинг (привлечение ресурсов) – деятельность по обеспечению надежного потока доходов, который бы позволил организации выполнить свою миссию.
Фандрайзинг – это технология по привлечению различного рода ресурсов, включающая в себя использование разнообразных методик, применение которых способствует реализации социально-значимых программ и проектов, выстраиванию партнерских отношений, а также развитию организации.
Используется чаще в НКО, общественных, благотворительных организациях, не обладающих собственным финансированием, но осуществляющих общественно-полезную деятельность.
Виды фандрайзинга:
1. Проектный фандрайзинг. Цель - получение ресурсов для осуществления определенного проекта или программы. Постановка четких задач применения ресурсов, извлечение прибыли от проведения проекта делает данный тип фандрейзинга самым комфортным и выгодным для донора, НКО и других организаций, осуществляющих фандрайзинговую деятельность.
2. Оперативный фандрайзинг - привлечение ресурсов на осуществление деятельности и покрытие текущих расходов организации. Специалисты отмечают, что такая форма привлечения ресурсов является наименее эффективной, т. к. средства аккумулируются в текущем бюджете организации и не имеют целенаправленного назначения. В связи с тем, что средства организации необходимы для выплаты заработной платы сотрудникам, оплаты аренды и других коммунальных расходов, заинтересованность вкладчиков на такого рода финансирование существенно снижается.
По способу осуществления фандрайзинг делится:
1) на внешний, связанный с привлечением независимых экспертов, профессиональных фандрайзеров и консультантов для поиска финансирования;
2) внутренний, осуществляемый самостоятельно сотрудниками организации. Ресурсы с точки зрения фандрайзинга могут быть материальными (денежные средства, вещи, материальные предметы) и нематериальными (человеческие, информационные, юридические, маркетинговые, организационные и т. д.).
Цели:
1. Сбор средств
2. Поиск и приобретение партнеров, друзей-сторонников
3. Возможность открыто заявить о себе и информировать общественность о своих целях.