Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1367

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На данной стадии появляется идея, она обдумывается, обсуждается и постепенно превращается в концепцию проекта. На базе одной идеи может родиться несколько альтернативных концепций, но после обсуждения и проработки обычно остается только одна, которая и ложится в основу проекта. На этой стадии концепция оформляется, собираются необходимые данные, устанавливается цель и задачи проекта, исследуется выполнимость проекта, определяются ресурсы и источники дополнительных ресурсов, планируется реализация проекта. Это самый непродолжительный, но самый важный в содержательном плане этап жизненного цикла проекта. Стадия разработки проекта (25 % жизненного цикла). На данной стадии готовится вся проектная документация, производится стратегическое планирование работ, изыскиваются ресурсы, составляется бюджет/сметы, разрабатывается система управления проектом, назначается руководитель, выбирается команда. Значительная часть проектов финансируется за счет заемных средств, поэтому на данной стадии исполнители-разработчики либо ищут спонсора, либо принимают участие в конкурсе.

2. Период реализации проекта (60 % жизненного цикла). В этот период осуществляются все запланированные мероприятия. В этом периоде, в зависимости от содержания и характера проекта и плана его выполнения, можно выделить несколько стадий. Однако стадийность носит индивидуальный характер и может заметно различаться от проекта к проекту. После каждой стадии проводится промежуточная оценка эффективности и корректируется реализация проекта.

3. Период завершения работ (12 % жизненного цикла). На данном этапе делается вывод об успешности/неуспешности проекта. Если предполагается, что результатом проекта будет кто-то еще пользоваться, то в период завершения проводится подготовка кадров и описание опыта в методической литературе. Не стоит забывать, что проекты могут продолжать оказывать свое влияние на социальную систему и после завершения жизненного цикла проекта. Такие проекты называют устойчивыми. Устойчивость является очень важной характеристикой и должна планироваться еще во время разработки проекта.

Основные этапы работы над проектом:

1. Разработка концепции проекта.

2. Оценка жизнеспособности проекта.

3. Планирование проекта.


4. Составление бюджета.

5. Защита проекта.

6. Предварительный контроль.

7. Этап реализации проекта.

8. Коррекция проекта по итогам мониторинга.

9. Завершение работ и ликвидация проекта.

В наиболее общем виде в жизненном цикле проекта выделяют четыре последовательные стадии: инициирование, планирование, реализация и завершение.

· На стадии инициирования проводят анализ потребностей, выявляют проблемы и сравнивают возможные варианты решения. Эту фазу завершает принятие решения о дальнейшей разработке (планировании) проекта.

· На стадии планирования формируется общая логика проекта: определяют последовательность шагов, объем необходимых ресурсов, оценивают возможные риски. Завершение фазы – принятие решения о реализации проекта.

· На стадии реализации проводятся все запланированные мероприятия.

· На стадии завершения подводят итоги проекта, происходит переход к рутинному использованию его результатов.

Проектирование охватывает стадии инициирования и планирования.

Предмет социального проектирования

Предмет социального проектирования – те изменения, которые предполагаются в социальных отношениях как результат реализации социального проекта.







Классификация проектов

По характеру основной проектной задачи:

• Объектно-ориентированные проекты разрабатываются в соответствии со сложившимися в обществе нормативами. Проектная задача

имеет определенный, конечный, ограниченный характер; затраты невелики, легко просчитываются. Эти проекты реализуются последовательно. В них может присутствовать творческая составляющая.

• Проблемно-ориентированные проекты носят творческий

характер. Их цель – решить проблему принципиально новым способом. Проектная задача может не быть четко очерчена. Затраты

на реализацию данных проектов могут быть велики и просчитаны

приблизительно. В результате такие проекты могут быть не реализованы до конца.

• Субъектно-ориентированные проекты связаны с поиском

способов реализации определенной системы субъектных ценностей и интересов человека.

По масштабности. Специфика социального проектирования



в России отличается преобладанием макропроектирования,

т.е. преобладают объемы затраты, количество благополучателей,

срок реализации макропроектов – свыше 10 лет.

По степени новизны проекты бывают инновационными,

предполагающими создание объектов нового типа. В них присутствует творческое начало. Выделяют поддерживающие проекты, которые модернизируют или приспосабливают объект к новым условиям функционирования.

По источникам финансирования: бюджетные, инвестиционные, спонсорские, благотворительные, кредитные, смешанные

проекты.

По направлениям деятельности: социальные проекты историко-культурной направленности, оздоровительные, социально-педагогические проекты, проекты в сфере профессиональной

культуры.

По содержанию проекта: социальные, экономические, организационные, технические, политические, комплексные проекты.

По признаку приоритетности выделяют главные и второстепенные проекты.

По длительности достижения: стратегические, тактические,

оперативные, текущие или долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные проекты.

По степени обоснованности: обоснованные, слабо обоснованные, необоснованные проекты.

По признаку реалистичности: реальные, осуществимые; нереальные, неосуществимые проекты.

По объему: общие, частные, локальные проекты.

По характеру: конечные и промежуточные проекты.

По степени выполнения: выполненные полностью, частично,

невыполненные проекты.

Разработка социального проекта: анализ проблемной ситуации, характеристика контактной и целевой аудитории, целеполагание, инструментальное и ресурсное обеспечение проекта.

1 этап — анализ ситуации

Ситуация — совокупность типичных условий и обстоятельств, в которых функционирует некий субъект (организация, группа, человек, общность).

Проблема — основная единица анализа ситуации, ее содержание и характер определяют всю последующую логику проектного процесса. Это некое препятствие, непреодолимое известными объекту методами и средствами. То
есть проблема фиксирует факты неблагополучия, затрудняющие процесс жизнедеятельности, и характеризует отношение субъекта к препятствию.

В итоге анализа ситуация либо не воспринимается как проблемная, либо воспринимается как неразрешимая, либо преобразуется в цель и задачи будущего проекта.

2 этап — определение и характеристика целевой аудитории.

В процессе анализа ситуации возможны два варианта:

1) проектировщику удается определить или идентифицировать те социальные категории и группы, которые выступают источником и носителем проблем.

2) среди реальных социальных групп нет той, которая соответствовала бы критериям нормативности и актуальности. В этом случае аудиторию необходимо сформировать по нормативным параметрам, а затем продумать мероприятия, способные скорректировать или изменить ценности и поведение определенного сегмента в желаемом направлении.

3 этап — целеполагание.

На данном этапе осуществляется определение нормативных параметров объекта проектирования (в форме целевых установок) и шагов их достижение (задач).

Цель — предмет стремления, желаемая ситуация в будущем, осознанное и вербализованное предвосхищение результата действий.

Технологически цель — «перевернутая» проблема — следствие. Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации или команды проекта. Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, то есть существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не нужно формулировать цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.

Задачи вырабатываются на материале проблем — причин и ориентированы на устранение условий и факторов, порождающих проблемную ситуацию.

4 этап — инструментальное оснащение проекта.

Задачи данного этапа:

1. Осуществить поиск вариантов проектного изменения ситуации.

2. Просчитать возможные последствия реализации каждого решения и выбрать оптимальные и обеспеченные в ресурсном отношении действия и акции.

3. Обосновать наиболее эффективные формы коммуникаций между исполнителями, инициаторам проекта и аудиторией.


4. Проработать проект в содержательном отношении, то есть определить средства и методы достижения цели, определив их в виде практических мероприятий и содержания деятельности внутри каждого из них.

5. Обосновать логическую последовательность и взаимозависимость действий, представить в виде графика действий

5 этап — ресурсное обеспечение проекта.

Основные задачи данного этапа:

1. Определить характер и объем затрат.

2. Выявить и привлечь необходимые для решения задач ресурсы (финансовые, информационные, кадровые, технологические, ценностные, социальные, маркетинговые и пр.).

3. Определить социальные силы поддержки — те структуры, которые заинтересованы в реализации проекта.

Структура социального проекта.

· Название проекта

· Информация о команде

· География проекта

· Срок реализации

· Краткая аннотация

· Описание проблемы

· Целевые группы

· Цель

· Задачи

· Календарный план и методы реализации проекта

· Качественные и количественные показатели ожидаемых результатов

· Опыт успешной реализации проектов

· Партнеры проекта и собственный вклад

· Дальнейшая реализация проекта

· Информационное сопровождение проекта

· Приложения и дополнительная информация

Методы оценки эффективности социально-проектной деятельности.

· SMART-анализ. Универсальный метод используется в менеджменте и проектном управлении для разработки и оценки целей и задач. 28 Название представляет собой аббревиатуру, состоящую из начальных букв английских слов: — specific (особый, индивидуально-определенный); — measurable (измеримый); — achievable (достижимый); — relevant (значимый, важный); — time-bound (связанный с определенным промежутком времени).

· SWOT-анализ. Еще один универсальный метод, который позволяет понять специфику своего проекта, адекватно оценить его потенциал и возможные риски на пути реализации. Представляет собой матрицу из четырех граф, в которых фиксируется характеристики проекта (табл. 5). Аббревиатура SWOT образована из начальных букв слов: — «strength» — сильные стороны, «weakness» — слабые стороны (внутренняя среда); — «opportunities» — возможности, «threats» — угрозы (внешняя среда).

· Параметрический метод. Предполагает разработку определенных параметров, индикаторов для достижения цели проекта в ходе его реализации. Впоследствии соотношение желаемого и реального результата позволит команде проекта сделать заключение о его успешности или не успешности.