Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1370
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
- условия размещения учреждения;
- укомплектованность учреждения специалистами и уровень их квалификации;
- специальное и табельное техническое оснащение учреждения;
- состояние информации об учреждении;
- наличие собственной и внешней службы (системы) контроля за деятельностью учреждения по предоставлению услуг.
4.2.2 Контроль качества документации (устав учреждения, положение об учреждении, руководства, правила, служебные инструкции, методики работы с клиентами и собственной деятельности, документация на оборудование, приборы и аппаратуру, национальные стандарты социального обслуживания и др.) осуществляют визуальным и аналитическим методами.
4.2.3 Контроль качества условий размещения учреждения осуществляют визуальным и аналитическим методами в отношении документации на здания и помещения и визуальным методом в отношении самих зданий и помещений.
4.2.4 Контроль качества укомплектованности учреждения специалистами осуществляют аналитическим и визуальным методами.
4.2.5 Контроль качества квалификации, образования, профессиональной подготовки специалистов, их деловых и моральных качеств осуществляют аналитическим и социологическим методами (изучение их личных дел, анализ результатов собеседований), опросом руководителей, специалистов и клиентов учреждения, а также изучением письменных отзывов о работе специалистов.
4.2.6 Контроль качества специального и табельного технического оснащения (оборудование, приборы, аппаратура) осуществляют визуальным и аналитическим методами.
4.2.7 Контроль качества состояния информации об учреждении (сведения о наименовании учреждения, его местонахождении, характере, видах и объеме предоставляемых услуг, порядке, правилах и условиях их предоставления) осуществляют визуальным и социологическим методами.
4.2.8 Контроль качества собственной системы (службы) контроля за деятельностью учреждения осуществляют визуальным и социологическим методами путем опроса руководителей и специалистов учреждения, а также ознакомлением с имеющейся документацией на эту систему (службу).
4.2.9 Контроль качества внешней системы контроля осуществляют аналитическим и социологическим методами, изучением документально оформленных результатов проверок учреждения комиссиями разного уровня, характера отмечаемых недостатков, степени реализации мероприятий по их устранению.
Социальная услуга (отличительные черты) и качество услуги.
Социальная услуга определяется как действие по оказанию отдельным категориям граждан помощи, предусмотренной действующим законодательством. Также закон определяет виды услуг: социально-бытовые, социально - медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые, ограничивая их предоставление критерием наличия трудной жизненной ситуации. Вместе с тем следует отметить, что для уставов учреждений социального обслуживания всех типов характерны обобщенные формулировки услуг, как неформализованной помощи или функциональных задач.
В целях определения критериев и показателей результативности социальных услуг необходимо четко дифференцировать понятия «обслуживание» и «услуга» или «процесс обслуживания» и «процесс оказания услуги». Наиболее остро данный вопрос стоит при разработке стандартов услуг, то есть «стандарта услуги» или «стандарта обслуживания». Качество «обслуживания», кроме удовлетворения потребности во внимании, удобстве, безопасности и других, опосредованно определяет и качество самой «услуги». В данном случае речь идет об «обслуживании» как условиях оказания «услуги». В практике оказания социальных услуг возможно выделение видов услуг в зависимости от времени оказания услуги и ее комплексности.
Если рассматривать достаточно распространенный вид социальных услуг – социально-бытовые услуги, то услуга, определяемая в нормативных актах как «помощь в приготовлении пищи» получает новый смысл – обеспечение потребности человека в получении качественной пищи в соответствии с определенными медицинскими нормами и индивидуальными особенностями (диета, национальные особенности, территориальная специфика питания и т.д.).
Основные проблемы и сложности в оценке качества социальных услуг.
• Заявительный принцип оказания услуг затрудняет возможность оценить степень охвата целевой группы
• Социальные услуги не могут быть полностью формализованы, что затрудняет разработку прозрачных и четких критериев оценки
• Многообразные внешние условия могут повышать или снижать вероятность положительных изменений
• Изменения в жизни людей нередко носят отсроченный характер по отношению к времени оказания услуги
К тому же и для других групп может оказаться сложным оценить услуги и их последствия, ведь здесь требуются некие навыки рефлексии изменений. Еще одна характерная проблема – это разные представления об обслуживании со стороны клиента и со стороны социального работника. В некоторых случаях это может быть частично устранено использованием контрактов между обслуживаемым и специалистом. В целом же, на институциальном уровне, в социальных сервисах пока что отсутствуют единые требования к оценке эффективности, ее концепция, как и стандарты оказания услуг. А мониторинг результативности услуг с участием самих клиентов является одним из наиболее проблемных. Оценка, производимая клиентом, не может использоваться в отрыве от контекста и без учета других показателей.
Управления качеством социального обслуживания.
Управление качеством - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества услуги при ее разработке, производстве и потреблении, осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на него [19].
Управление качеством строится на следующих принципах:
· целенаправленность - необходимо иметь четкую цель в отношении качества;
· плановость - планируется совокупность мероприятий в области качества, которые подлежат осуществлению;
· непрерывность;
· интенсивность - повышение качества относится к интенсивным факторам развития экономики;
· системный подход;
· комплексность - решение проблем качества с учетом всех аспектов, от которых оно зависит;
· оптимальность - стремление к точному соответствию качества запросам потребителей;
· постоянное совершенствование - способствует конкурентоспособности учреждения.
63. Социальное проектирование в решении социальных проблем: разработка и реализация социальных проектов (Аня)
Основные понятия социально-проектной деятельности. Место социального проектирования в деятельности государственных и общественных организаций. Жизненный цикл проекта. Предмет социального проектирования. Классификация социальных проектов.
Разработка социального проекта: анализ проблемной ситуации, характеристика контактной и целевой аудитории, целеполагание, инструментальное и ресурсное обеспечение проекта. Структура социального проекта. Методы оценки эффективности социально-проектной деятельности. Социальная диагностика и социальная экспертиза. Реализация социального проекта. Управление социальным проектом.
Основные понятия социально-проектной деятельности.
Социальное проектирование – это научно-практическая деятельность, нацеленная на диагностику актуальных и перспективных социальных проблем, выработку ресурсно-обеспеченных оптимальных вариантов их решения. С.П. – это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам.
Социальное проектирование рассматривается как перспективная технология использования на практике социологических знаний в деле решения социальных проблем. Это процесс конструирования желаемых состояний будущего. Социальное проектирование предполагает определенные социальные изменения.
В процессе проектной деятельности создается социальный проект.
Социальный проект – научно обоснованная модель конкретного решения социальной проблемы, выраженная в определенной знаковой форме (системе документации).
Социальный проект – это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению. Под социальным нововведением понимается разновидность управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение того или иного социального явления или процесса, а реализация состоит в осуществлении этого замысла.
Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности - как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая атрибутивная сторона субъекта проектирования - его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. От знаний и умений, творчества и мастерства, культуры и уровня мышления субъекта проектной деятельности, от конкретных способностей людей анализировать и синтезировать информацию и выдавать оригинальные идеи во многом зависит качество разрабатываемых моделей и проектов.
Объектом социального проектирования называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия.
Место социального проектирования в
деятельности государственных и общественных организаций.
Практика последних лет показывает, что некоммерческие организации все в большей степени способны реализовывать социальные проекты при содействии органов государственной власти и местного самоуправления.
Социальные проекты в некоммерческой сфере призваны не только обнаруживать и устранять «проблемные точки» в самых различных сферах общественной жизни, но и способны объединять вокруг себя интересы и ресурсы самых различных партнеров: органов государственной власти, представителей социально ответственных бизнес-структур, общественных служб и, наконец, самих потребителей услуг. Равноправное партнерство, сотрудничество и взаимная ответственность всех заинтересованных сторон, безусловно, являются важнейшим стратегическим ресурсом социальной модернизации.
Жизненный цикл проекта. (ТРИ ВАРИАНТА Я СДЕЛАЛА)
Этапы жизненного цикла:
1. Предпроектный период.
На данном этапе осуществляется подготовительная работа и делается вывод о выполнимости/невыполнимости предполагаемого проекта. Он состоит из двух стадий: К о н ц е п т у а л ь н а я с т а д и я (3 % времени жизненного цикла).