Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1340

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- внедрение – применение рекомендаций сформулированных в результате исследования, в практике социальной работы, в управлении организациями, в образовании;

- информирование – распространение информации о выявленных проблемах или положительном опыте их разрешения;

- концептуализация – развитие теоретических представлений, научной базы знаний социальной работы;

- развитие рефлексной практики – изучение, осмысление и критический пересмотр практики социальной работы;

- активизация – мобилизация социальных сетей, выявленных посредством исследований, объединение людей и наделение их полномочиями проводить исследования и осуществлять изменения;

- преобразование – проведение социальных изменений в ходе эксперимента.

Благодаря исследованиям происходит развитие теории и методов практической социальной работы, оттачивается идеология профессии, подвергается редакции этический кодекс. Эмпирические данные подвергаются обобщению и анализу, излагаются в публикациях различного жанра – информационных, справочных и докладах, научных статьях и учебных пособиях. Тем самым осуществляется приращение знания о практике социальной работы, управлении организациями социальной сферы, способах решения социальных проблем.

Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, взаимовлияний механизмов, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей, способствующих реализации их жизненных сил и социальной субъектности, а также характер сопряженности жизненных сил индивида и группы и средств обеспечения их реализации в разных социальных ситуациях. Предметом социальной работы как науки являются закономерности и принципы развития социальных процессов, их динамики под влиянием различных факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе. Объект социологического исследования – это явление или сфера социальной действительности, которые выступают как непосредственные носители проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность, т.е. то, на что направлена познавательная деятельность исследователя. Предмет социологического исследования – это часть объекта исследования, его стороны, свойства, характеристики, подлежащие непосредственному изучению в данном исследовании.

В зависимости от сложности решаемых задач выделяют три вида исследования:


§ разведывательное (пилотажное или зондажное) — самый простой вид исследования, имеющий целью получить оперативную информацию об изучаемом явлении; разновидностью разведывательною исследования является экспресс-опрос, проводимый с целью выявления отношения людей к каким-либо актуальным событиям;

§ описательное — более сложный вид, где объектом анализа выступает большая совокупность людей, различающаяся своими характеристиками, объединив их в однородные группы, можно сделать сравнение и сопоставление;

§ аналитическое — самый глубокий вид исследования, направленный на выяснение причин, лежащих в основе изучаемого явления.

В зависимости от частоты проведения социологические исследования подразделяют на:

§ разовые (точечные) — дают информацию о состоянии объекта анализа в статике, т.е. моментальный срез;

§ повторные — позволяют получить данные, отражающие динамику изменения объекта, и сделать сравнительный анализ. Непрерывное и оперативное получение данных о явлениях и процессах, происходящих в обществе, называется социальным мониторингом.

Выделяют три разновидности повторных исследований:

§ панельные — проводятся по одной и той же методике, на одной и той же совокупности людей, но через равные промежутки времени (например, сплошные и выборочные переписи населения);

§ лонгитюдные — направлены на изучение одной и той же совокупности людей в течение длительного времени;

§ когортные — позволяют изучить лиц одного возраста (когорты) на протяжении длительного времени и выявить изменения в образе жизни, ориентации людей одного поколения.

В зависимости оттого, кто является источником информации, выделяют два вида исследований:

§ массовое — это такое исследование, в котором на вопросы социолога отвечают большие массы людей, профессионально не связанные с объектом изучения, их называют респондентами;

§ специализированное — предполагает опрос компетентных людей (знатоков, экспертов), которые как специалисты дают экспертную оценку изучаемого объекта, а сам опрос называется экспертным опросом.

По масштабности социологические исследования делятся на международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные.


Классификация исследований

Как уже отмечалось, социологические исследования могут быть как теоретическими, так и практическими (эмпирическими):

§ теоретические социологические исследования ориентированы в основном на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, анализ общих противоречий;

§ эмпирические социологические исследования касаются изучения конкретных социальных проблем, часто связанных с решением практических задач, регулированием межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов.

По задачам

Классификация по задачам:

§ разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) — наиболее простой вид социологического исследования, который преследует цель получения оперативной социологической информации. В нем используют сжатый по объему инструмент, а изучению подвергается небольшая группа респондентов. Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных социологических исследований либо для сбора начальных сведений об объекте исследования для общей ориентации. В этом случае можно говорить о такой разновидности разведывательного исследования, как экспресс-опрос, цель которого — выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также выявить степень эффективности только что проведенных мероприятий;

§ описательное исследование, которое преследует цель получения сведений целостного характера об изучаемом явлении. Результатом описательного исследования оказывается общая картина состояния изучаемого объекта. Здесь ставится задача целостного восприятия проблемы, но без глубинного проникновения в существо дела;

§ в ходе проведения аналитического исследования требуется выявить причины, противоречия, характер и способы разрешения проблем. Здесь устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления, определяются факторы, влияющие на него изнутри и извне. Это самый сложный и глубокий вид социологического исследования. Разновидностью аналитического исследования считают эксперимент. В социологии эксперимент служит не столько методом сбора информации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы непосредственно на практике.

Особенности работы с информацией в области социальной работы, проблема объективности и конфиденциальности.


Конфиденциальной (доверительной, не подлежащей разглашению) информацией является все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, а также все остальное, что будет определено клиентом во взаимодействии с социальным работником и социальным педагогом. Они должны гарантировать ему эту конфиденциальность и принять все меры для ее обеспечения.

Социальный работник и социальный педагог должны поставить клиента в известность о том, что та или иная информация должна будет передана другим работникам данного социального института (социальной службы), их руководству для принятия оптимального решения на более высоком административном уровне по запрашиваемой клиентом социальной помощи. Также они обязаны сообщить клиенту о необходимости привлечь сторонние организации, близких лиц клиента, его соседей, представителей общественных организаций и юридических лиц, и передать им необходимую информацию. В любом случае такая информация может быть передана только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению его проблем.

При согласии клиента на передачу части согласованной информации другим лицам или организациям социальный работник (социальный педагог) должен предупредить их об условиях конфиденциальности: конфиденциальность не имеет сроков давности.

Нарушение конфиденциальности возможно только в условиях непосредственной опасности для клиента: для его жизни, здоровья, материального благополучия, психического состояния. При этом нарушение конфиденциальности должно сопровождаться предварительным извещением клиента о вынуждающих к этому условиях, об обязанностях и ответственности социального работника и социального педагога.

Требование о неразглашении сведений, полученных в ходе работы социальным работником, имеет две основные причины. Во-первых, конфиденциальность связана с фундаментальным и узаконенным правом человека на охрану частной жизни. Во-вторых, взаимодействие социального работника с клиентом должно основываться на взаимном доверии.

Реализация нормы конфиденциальности в социальной работе имеет свои особенности.

1) Конфиденциальной (доверительной, не подлежащей разглашению) информацией является все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, а также все остальное, что будет определено клиентом во взаимодействии с социальным работником. Неразглашению. подлежат данные о клиентах, поводах обращения, результатов тестов и т.п.


2) Сведения о клиенте социальный работник может сообщить третьему лицу только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению проблем клиента. Социальный работник изначально должен поставить клиента в известность о том, что та или иная информация должна будет передана другим работникам данной социальной службы, их руководству для принятия оптимального решения на более высоком административном уровне по запрашиваемой клиентом социальной помощи.

3) В некоторых случаях необходимым для решения проблем клиента является привлечение к совместной работе близких клиента, его соседей, представителей общественных организаций и юридических лиц. Однако волевые решения неприменимы – социальный работник может действовать только методами разъяснения и убеждения, аргументируя необходимость привлечения к совместной деятельности указанных лиц и организаций. В любом случае такая информация может быть передана только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению его проблем.

4) Нарушение конфиденциальности возможно только в условиях непосредственной опасности для клиента: для его жизни, здоровья, материального благополучия, психического состояния. При этом нарушение конфиденциальности должно сопровождаться предварительным извещением клиента о вынуждающих к этому обстоятельствах. (Так, социальный работник может стать обладателем информации о совершенном его клиентом преступлении или других действиях, влекущих за собой ответственность, в том числе и уголовную. В этом случае социальный работник должен руководствоваться не столько принципом конфиденциальности, сколько своим гражданским долгом, поскольку соблюдение в данной конкретной ситуации конфиденциальности наносит ущерб общественным интересам и общественной морали).

5) В тайне должны сохраняться условия безопасности офиса и его сотрудников – коды сигнализации, сейфов, доступ к компьютерным программам, документам, внутренней информации.

6) Недоступными для клиентов и посторонних людей должны быть методики работы, собственные разработки сотрудников, их журналы, дневники наблюдений, файлы научных разработок.

Таким образом, выделяют две формы конфиденциальности:

1) абсолютная – информация, данная клиентом, никогда не может быть распространена дальше социального работника. Социальный работник находится под защитой и контролем определенных государственных органов, законодательных актов, которые дают ему юридическое право привилегированной связи с клиентом, самостоятельного принятия