Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1334
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Алиса
77. Опросные методы в сфере социальной работы
Понятие социологического опроса, его особенности. Классификация опросных методов. Анкетирование как вид опроса: его преимущества и недостатки. Особенности составления социологической анкеты: ее структура, требования к содержанию и оформлению. Применение интервью в сфере социальной работы. Фокусированное интервью и фокус-группа. Примеры исследовательских проектов, которые можно реализовать с применением опросных методов.
Опрос – это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
Главным достоинством метода опроса является широта охвата различных областей социальной практики. С помощью этого метода можно получить информацию о любых проблемах в жизни современного общества. Познавательные возможности его практически безграничны, а огромное преимущество состоит в результативности опроса большого количества людей в максимально короткие сроки.
Различают две основные разновидности метода опроса: анкетирование, когда его проведение опосредовано применением анкеты, и интервьюирование, когда оно носит характер непосредственного общения социолога с респондентом.
Особенности. Широкую распространенность применения опросных методов можно объяснить тем, что данный метод достаточно универсален, а также характеризуется сравнительной легкостью применения и обработки данных. Использование опроса позволяет социальному психологу в достаточно короткий срок получить информацию как о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, так и о его субъективных мнениях, настроениях, намерениях. Главные нормативные требования к проведению опроса следующие:
· Четкая формулировка задач исследования;
· Вопросы и сама анкета должны быть адекватны задачам исследования;
· Вопросы должны быть сформулированы доступно для респондентов;
· В ходе опроса необходимо соблюдать социально-психологические основы общения, этические нормы, а также учитывать особенности и компетенции как респондентов, так и интервьюеров;
· В процессе опроса необходимо пробуждать в респондентах интерес к нему;
· Необходимо следить за точностью фиксации ответов опрашиваемых;
· Условия проведения опроса должны быть стандартизированы.
Соц.опрос – метод сбора информации об объективных/субъективных фактах, явлениях, процессах.
Опрос
анкетирование | интервьюирование |
Можно привлечь большое число респондентов; компьютерная обработка данных; правдивые высказывания при анонимных анкетах; менее затратно по времени; Ответы могут быть поспешны/необдуманны; кто-то может намеренно не давать правдивые ответы; Структура: вводная часть (обращение), основная часть, паспортичка (пол, возраст), завершающая ч. (благодарность) | Занимает много времени; требует глубокой и качественной обработки; Роль субъективной позиции исследователя; Беседа позволяет затронуть дополнительные темы, которые впоследствии помогут выявить новые проблемы, стороны проблемы… Фокусированное интервью (метод фокус-группы) – групповая дискуссия (2 – 8 человек). Модератор – исследователь. |
Примеры исследовательских проектов: исследование мнений о роли социальной работы/соц.служб (анкетирование); исследование коммуникации врача и пациента (интервьюирование)
4 разновидности опроса: 1) анкетирование – письменный заочный опрос; 2) интервью – устная беседа, очный опрос; 3) социометрический опрос (метод сбора первичной социальной информации об отношениях между личностями в небольших социальных группах); 4) экспертный опрос, предполагающей получение ответов от компетентных по изучаемой проблеме лиц.
Опросный лист (анкета) представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов. По содержанию все задаваемые вопросы подразделяются на три большие группы: вопросы о фактах, знаниях и вопросы об оценках, мнениях по поводу этих событий. Достоинством анкетного опроса является возможность получения с его помощью значительного объема эмпирической информации в короткие сроки. Заполняется анкета самими респондентами. Анкета, обеспечивающая полную анонимность, позволяет лучше исследовать темы, имеющие большую значимость: социально-психологический климат в группе, мнение о руководителях и т.д. Выделяют несколько видов анкетирования’, прессовое, почтовое, раздаточное (экспресс-опросы). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, а в особенности почтового и прессового опроса отмечается низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством их заполнения, возможность использования только очень простых по структуре и но объему анкет.
Недостатки анкеты: пропуски вопросов (часто являются следствием неудачного формулирования вопросов, использования специальных терминов, затрудняющих их понимание); преобладание единообразных ответов типа «все или ничего», т.е. отсутствие различий в ответах у респондентов (может быть связано с высокой стереотипностью вопроса); большое количество ответов «не знаю, затрудняюсь ответить» (причина — излишняя неопределенность вопросов, их «расплывчатость»); большое количество неуместных комментариев опрашиваемых (возникает как результат неполного перечня возможных альтернатив ответа); значительный процент отказов (связан с плохой композицией анкеты, неудовлетворительной инструкцией)
Интервью - наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. Существует два основных вида интервью, применяемых в социально- психологических исследованиях: стандартизированное и нестандартизированное.
В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. К достоинствам стандартизированного интервью относят то, что полученные данные легче сопоставлять друг с другом; оно считается более надежным, поскольку результаты повторных интервью одной и той же группы респондентов чаще совпадают; в стандартизированном интервью до минимума сведены ошибки в формулировании вопросов; такое интервью предъявляет менее высокие требования к квалификации интервьюера. Однако данный вид интервью имеет и определенные недостатки: возможны ошибки из-за неоднозначного понимания разными людьми тех или иных слов, содержащихся в вопросах; опрос носит несколько формальный характер, в результате чего затрудняется установление контакта между интервьюером и опрашиваемым; невозможность задать дополнительные вопросы.
Нестандартизированное интервью характеризуется значительной гибкостью процедуры проведения. У интервьюера имеется лишь общий план интервью, на основании которого он по ходу опроса и в зависимости от конкретной ситуации формулирует отдельные вопросы. К основным достоинствам нестандартизированного интервью относят то, что оно предоставляет возможность стандартизировать смысл вопросов, а не другие внешние и поверхностные аспекты вербальных реакций респондента; большая обоснованность, поскольку по форме нестандартизированное интервью ближе к обычной беседе, вызывая более естественные ответы; гибкость данной формы опроса позволяет эффективнее приспосабливаться к конкретной индивидуальной ситуации; получаемая исследователем информация является более глубокой. Основным недостатком нестандартизированного интервью считается то, что достаточно трудно бывает сопоставить полученные данные по причине вариаций либо даже ошибок в формулировках вопросов и их последовательности.
Особенности составления социологической анкеты: ее структура, требования к содержанию и оформлению.
Любая анкета включает в себя три основные части: вводную, содержательную (основную часть) и заключительную (паспортичку).
Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.
Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.
Особое внимание должно быть уделено оформлению анкеты.
Сформированная система вопросов должна быть проста для заполнения и обработки. Все разделы анкеты могут иметь пояснения и выделяться особым шрифтом перед соответствующими блоками вопросов. Все блоки вопросов и сами вопросы логически связаны между собой, но логика построения анкеты может не совпадать с логикой обработки информации. При необходимости перед каждым блоком вопросов можно давать пояснения, как работать с вопросом (особенно это важно при наличии вопросов-таблиц), как отмечать выбранный вариант ответа.
Все вопросы анкеты должны быть пронумерованы по порядку, варианты ответов на вопрос также нумеруются по порядку.
· Категорически запрещается разрывать текст вопроса и переносить его на другую страницу.
· Хорошо использовать разный шрифт при печатании вопросов и ответов, при возможности использовать цветную печать.
· Можно использовать рисунки для оживления текста анкеты, снятия психологического утомления респондента. Иллюстративно могут быть оформлены и некоторые вопросы, что разнообразит технику заполнения анкеты, позволяет избежать монотонности восприятия текста.
· Анкета должна быть исполнена четким шрифтом, предусматривать достаточное место для записи ответов на открытые вопросы и четкие стрелки-указатели переходов от одних вопросов к другим при фильтрации респондентов.
Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопросов от наиболее простых к более сложным), либо определена методом постадийного развертывания вопросов (пятимерный план Гэллапа). Гэллапом предложена техника постадийного развертывания вопроса, состоящая и пяти вопросов:
1. фильтр, для выяснения об осведомленности респондента.
2. выяснение того, как опрашиваемых в общем относится к данной проблеме (открытый).
Применение интервью в сфере социальной работы.
Установление контакта с опрашиваемым.
Интервьюер должен стремиться к созданию ситуации, в которой опрашиваемый побуждался бы к искренним ответам. Первое условие успешного интервьюирования - создание дружеской атмосферы. Некоторые исследователи считают, что метод интервью уже несет в себе большую потенциальную возможность для создания доброжелательных отношений, так как опрашиваемый принимает во внимание тот факт, что кто-то позаботился лично поговорить с ним.
Вступительные слова интервьюера должны быть краткими обоснованными и уверенными. Во вступлении интервьюер четко излагает цели исследования, используя понятную для опрашиваемого терминологию, заверяет его в анонимности ответов, если это необходимо, предъявляет свои полномочия (удостоверение личности и т. п.). Интервьюеру следует перейти к вопросам интервью как можно быстрее. Однако он обязан ответить на любые законные вопросы опрашиваемого.
В случае отказов опрашиваемых от интервью задача интервьюера состоит в том, чтобы добиться согласия. Если опрашиваемый ссылается на свою некомпетентность, нужно объяснить ему, что в интервью не может быть ни «правильных», ни «неправильных» ответов и мнение каждого заслуживает внимания. При ссылках опрашиваемого на отсутствие времени для интервью необходимо постараться убедить его, что материалы исследования будут неполными, если не беседовать с такими занятыми людьми, как он.
Вступительные слова интервьюера и его первые вопросы играют большую роль в установлении контакта с опрашиваемыми. Они должны вызывать у опрашиваемого интерес и желание дать интервью.
Опытный интервьюер обычно чувствует, когда он установил достаточный контакт с опрашиваемым. Теперь можно переходить к вопросам, касающимся основной темы интервью.
Основная фаза интервью.
Хотя интервьюеру принадлежит более активная роль, чем опрашиваемому, не рекомендуется злоупотреблять ею. По меткому замечанию американских социологов В. Гуда и П. Хэтта, интервью - это скорее «псевдобеседа», так как «один из собеседников должен постоянно помнить, что он исследователь. Он не может упускать из виду плана беседы. Оставаясь доброжелательным и внимательным к словам партнера, он должен твердо вести беседу по заданному руслу, чтобы собеседнику порой казалось, что он сам предлагает этот путь разговора».