Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1337
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
решений о действиях с полученной информацией;
2) относительная – социальный работник может обещать действовать ответственно в рамках профессионального этического кодекса, существующих законов, а также программ агентства. Но в отдельных случаях на практике социальный работник вынужден отступать от данного обязательства: например, когда существует угроза, что клиент может нанести вред третьему лицу.
ДашаБ
76. Подготовка социологического исследования. Программа исследования
Основные этапы социологического исследования. Назначение и функции программы социологического исследования. Разделы программы и их содержание: обоснование проблемы исследования, объект и предмет, цель и задачи исследования, уровни интерпретации понятий, системный анализ объекта исследования, гипотезы исследования, построение выборки.
Факторы, влияющие на выбор метода исследования. Классификация методов исследования в социальной работе. Познавательные возможности количественных и качественных методов.
Основные этапы социологического исследования
1. Подготовительный этап. На этом этапе уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа исследования, устанавливается выборка, разрабатываются и тиражируются методические документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением исследования.
2. Полевой этап или этап сбора первичной социологической информации. Связан со сбором информации в зоне практических действий социолога– получение информации от ее носителей-людей: в аудиториях, на улицах, в классах, домах, на производстве и т.д. Информация собирается различными способами и инструментарием, которые присущи социологии и определены программой исследования: при помощи различных видов опроса, наблюдения, анализа документов, эксперимента.
3. Этап подготовки и обработки информации. Та информация, которая получена на полевом этапе, нуждается в проверке и упорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки собранного массива включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества заполнения и выбраковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям.
4. Анализ информации и подготовка итоговых документов или заключительный этап. В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. На этом же этапе оформляются результаты исследования. Итоговый документ зависит от вида исследования и определяется пожеланиями заказчика. В качестве такого документа выступают: информационная справка, информационная записка; аналитическая записка; отчет о научно-исследовательской работе.
Программа представляет собой изложение общей концепции исследовательского проекта. Это научный документ, в котором содержатся методологические и процедурные основы исследования социального объекта, своего рода план и правила осуществления последовательной деятельности. Программа выражает, что надо делать, с помощью чего и как это выполнить.
Программа социологического исследования включает три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.
Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.
Разделы программы исследования:
1. Обоснование проблемы исследования. Для того чтобы грамотно сформулировать проблему исследования, для начала необходимо выделить проблемную ситуацию - состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития. Затем проблемную ситуацию нужно перевести в формулировку проблемы. Это означает, что он должен проделать анализ проблемной ситуации — специальную аналитическую работу, включающую решение следующих задач:
Как можно полнее представить себе структуру проблемной ситуации, вычленить наиболее существенные ее элементы и факторы и определить, к каким научным дисциплинам они относятся.
Вычленить уже известные, явные компоненты проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов.
Выделить в проблемной ситуации главные (существенные) и подчиненные (второстепенные) компоненты.
Таким образом, формулировка проблемы исследования, основанная на всестороннем анализе проблемной ситуации, предполагает вычленение и четкое описание той части социального противоречия, которая не обеспечена необходимой информацией, не имеет готовых решений и доступна исследованию социологическими методами.
2. Объект и предмет исследования.
Объект социологического исследования – это явление или сфера социальной действительности, которые выступают как непосредственные носители проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность, т.е. то, на что направлена познавательная деятельность исследователя. Предмет социологического исследования – это часть объекта исследования, его стороны, свойства, характеристики, подлежащие непосредственному изучению в данном исследовании.
3. Цель и задачи исследования.
Цель- — это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска, конечный результат научного исследования.
Задачи - звено, шаг, этап достижения цели. Задача — это цель преобразования конкретной ситуации или, иными словами, ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели.
4. Уровни интерпретации понятий.
Интерпретация представляет собой цепочку переходов между различными уровнями теоретического и эмпирического знания, а также способы перехода от одной формы познания к другой, в том числе — переход от одной теории к другой.
Теоретическая интерпретация понятий включает определение понятия, определение соотношения по объему с другими понятиями (большими, меньшими или равными по объему), а также деление понятия.
Теоретико-эмпирическая интерпретация понятия предполагает выявление эмпирической сферы, то есть выявление социальных фактов, адекватных интерпретируемому понятию. Выявление основных эмпирических параметров исследуемых социальных фактов (в том числе — прямое и косвенное), то есть логическое выявление эмпирических признаков является главным содержанием эмпирической интерпретации.
Инструментальная интерпретация предполагает операциональную или семантическую интерпретацию. Операциональная интерпретация включает операции с эмпирическими признаками: выявление способов регистрации единиц анализа или единиц счета и построение инструментария измерения (единиц измерения, эталонов измерения и единиц счета). Семантическая интерпретация может включать как вербальные и невербальные компоненты и представляет собой «перевод терминов с языка объекта на язык программы исследования»
5. Системный анализ объекта исследования один из этапов разработки программы социологического исследования . Суть его состоит в рассмотрении объекта исследования как системы, т.е. комплекса элементов и связей, образующих во взаимодействииорганическое целое, в котором фактическое или предполагаемое изменение одного из элементов ведет кизменению других элементов и всей системы в целом
6. Гипотеза – обосновано предположение о способах решения исследовательской проблемы. В социологическом исследовании гипотеза – это научное предположение о структуре изучаемого социального объекта, характере составляющих его элементов, механизме его функционирования и развития и возможных средствах решения социальной проблемы. Она помогает отобрать те факты, которые необходимы для решения проблемы исследования и определяет основное направление анализа эмпирических фактов. Выдвигаемая гипотеза должна быть логически согласована с проблемой и целью исследования. Гипотезу следует формулировать в понятиях, которые получили предварительное уточнение и интерпретацию в программе исследования.
7. построение выборки . Выборкой в социальных науках называют: а) стратегии и техники, которые используются для отбора группы людей (единиц наблюдения) из более широкой популяции (генеральной совокупности); б) саму совокупность людей, отобранных для изучения.
Существуют две группы методов построения выборки, в той или иной степени реализующих репрезентацию мнений и позиций генеральной совокупности: вероятностные(базируется на использовании теории вероятности. В основе ее применения лежит идея, что репрезентация будет достигнута в случае, если каждой единице генеральной совокупности обеспечено равновероятное попадание в выборку) и детерминированные (обеспечивается пропорциональное представительство носителей существенных признаков (пол, возраст, доход, образование и т. п.) генеральной совокупности в выборке.)
Факторы, влияющие на выбор метода исследования.
Принципы выбора методов исследования: принцип совокупности методов исследования; принцип адекватности методов существу изучаемого предмета и результату, который должен быть достигнут; принцип запрета исследовательских методов и экспериментов, противоречащих нравственным нормам и способных нанести вред испытуемым и социальной ситуации в целом.
Всего выделить 10 основных методов: 1) анализ документов(истематическое исследование различных источников (книг, рукописей, видео- и аудиозаписей, электронных файлов и т.п.) с целью получения наиболее полной и точной информации. ); 2) контент-анализ - метод количественных исследований документальной информации, основанный на переводе качественных параметров изучаемого текста в количественные характеристики и их последующей обработке и анализе.
3) социальное (социологическое) наблюдение - это метод сбора социологических данных способом непосредственного изучения того или иного социального явления в его естественных условиях.
4) анкетирование - метод так называемого социологического опроса,где респондент заполняет специальную анкету, отвечая на те или иные вопросы исследователя.
5) интервью - метод устного опроса, где исследование проходит в форме особой беседы (формализованной или неформализованной) исследователя с респондентом.
6) метод экспертных оценок - вид опроса (устного или письменного), где исследователь получает информацию от высококвалифицированных специалистов в данной области знания.
7) социометрический опрос - особый тип опроса, где объектом исследования является малая группа. Здесь анализируются межличностные отношения внутри малых групп .
8) тестирование - способ проведения исследования при помощи специальных методик, называемых тестами
9) социальный (социологический) эксперимент - социологическое исследование социального процесса или явления в искусственных, специально созданных условиях
10) мониторинг - это особый тип наблюдения, при котором ведется контроль над тем, чтобы социальные процессы или явления находились в определенных параметрах, не превышающих заданные пределы (выход за эти пределы может стать социально опасным или даже привести к социальным конфликтам или катастрофам)
Познавательные возможности количественных и качественных методов.
Количественные методы - это методы, применяемые в социологическом исследовании с целью проверки заранее выдвинутых гипотез с использованием формализованных методов и измерительных процедур.
Качественные методы - это методы, применяемые в социологии для глубокого понимания и объяснения социальных явлений, где объектом изучения являются люди в конкретных жизненных ситуациях при повседневном взаимодействии.
Количественные Качественные
2) относительная – социальный работник может обещать действовать ответственно в рамках профессионального этического кодекса, существующих законов, а также программ агентства. Но в отдельных случаях на практике социальный работник вынужден отступать от данного обязательства: например, когда существует угроза, что клиент может нанести вред третьему лицу.
ДашаБ
76. Подготовка социологического исследования. Программа исследования
Основные этапы социологического исследования. Назначение и функции программы социологического исследования. Разделы программы и их содержание: обоснование проблемы исследования, объект и предмет, цель и задачи исследования, уровни интерпретации понятий, системный анализ объекта исследования, гипотезы исследования, построение выборки.
Факторы, влияющие на выбор метода исследования. Классификация методов исследования в социальной работе. Познавательные возможности количественных и качественных методов.
Основные этапы социологического исследования
1. Подготовительный этап. На этом этапе уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа исследования, устанавливается выборка, разрабатываются и тиражируются методические документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением исследования.
2. Полевой этап или этап сбора первичной социологической информации. Связан со сбором информации в зоне практических действий социолога– получение информации от ее носителей-людей: в аудиториях, на улицах, в классах, домах, на производстве и т.д. Информация собирается различными способами и инструментарием, которые присущи социологии и определены программой исследования: при помощи различных видов опроса, наблюдения, анализа документов, эксперимента.
3. Этап подготовки и обработки информации. Та информация, которая получена на полевом этапе, нуждается в проверке и упорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки собранного массива включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества заполнения и выбраковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям.
4. Анализ информации и подготовка итоговых документов или заключительный этап. В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. На этом же этапе оформляются результаты исследования. Итоговый документ зависит от вида исследования и определяется пожеланиями заказчика. В качестве такого документа выступают: информационная справка, информационная записка; аналитическая записка; отчет о научно-исследовательской работе.
Программа представляет собой изложение общей концепции исследовательского проекта. Это научный документ, в котором содержатся методологические и процедурные основы исследования социального объекта, своего рода план и правила осуществления последовательной деятельности. Программа выражает, что надо делать, с помощью чего и как это выполнить.
Программа социологического исследования включает три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.
Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.
Разделы программы исследования:
1. Обоснование проблемы исследования. Для того чтобы грамотно сформулировать проблему исследования, для начала необходимо выделить проблемную ситуацию - состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития. Затем проблемную ситуацию нужно перевести в формулировку проблемы. Это означает, что он должен проделать анализ проблемной ситуации — специальную аналитическую работу, включающую решение следующих задач:
Как можно полнее представить себе структуру проблемной ситуации, вычленить наиболее существенные ее элементы и факторы и определить, к каким научным дисциплинам они относятся.
Вычленить уже известные, явные компоненты проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов.
Выделить в проблемной ситуации главные (существенные) и подчиненные (второстепенные) компоненты.
Таким образом, формулировка проблемы исследования, основанная на всестороннем анализе проблемной ситуации, предполагает вычленение и четкое описание той части социального противоречия, которая не обеспечена необходимой информацией, не имеет готовых решений и доступна исследованию социологическими методами.
2. Объект и предмет исследования.
Объект социологического исследования – это явление или сфера социальной действительности, которые выступают как непосредственные носители проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность, т.е. то, на что направлена познавательная деятельность исследователя. Предмет социологического исследования – это часть объекта исследования, его стороны, свойства, характеристики, подлежащие непосредственному изучению в данном исследовании.
3. Цель и задачи исследования.
Цель- — это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска, конечный результат научного исследования.
Задачи - звено, шаг, этап достижения цели. Задача — это цель преобразования конкретной ситуации или, иными словами, ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели.
4. Уровни интерпретации понятий.
Интерпретация представляет собой цепочку переходов между различными уровнями теоретического и эмпирического знания, а также способы перехода от одной формы познания к другой, в том числе — переход от одной теории к другой.
Теоретическая интерпретация понятий включает определение понятия, определение соотношения по объему с другими понятиями (большими, меньшими или равными по объему), а также деление понятия.
Теоретико-эмпирическая интерпретация понятия предполагает выявление эмпирической сферы, то есть выявление социальных фактов, адекватных интерпретируемому понятию. Выявление основных эмпирических параметров исследуемых социальных фактов (в том числе — прямое и косвенное), то есть логическое выявление эмпирических признаков является главным содержанием эмпирической интерпретации.
Инструментальная интерпретация предполагает операциональную или семантическую интерпретацию. Операциональная интерпретация включает операции с эмпирическими признаками: выявление способов регистрации единиц анализа или единиц счета и построение инструментария измерения (единиц измерения, эталонов измерения и единиц счета). Семантическая интерпретация может включать как вербальные и невербальные компоненты и представляет собой «перевод терминов с языка объекта на язык программы исследования»
5. Системный анализ объекта исследования один из этапов разработки программы социологического исследования . Суть его состоит в рассмотрении объекта исследования как системы, т.е. комплекса элементов и связей, образующих во взаимодействииорганическое целое, в котором фактическое или предполагаемое изменение одного из элементов ведет кизменению других элементов и всей системы в целом
6. Гипотеза – обосновано предположение о способах решения исследовательской проблемы. В социологическом исследовании гипотеза – это научное предположение о структуре изучаемого социального объекта, характере составляющих его элементов, механизме его функционирования и развития и возможных средствах решения социальной проблемы. Она помогает отобрать те факты, которые необходимы для решения проблемы исследования и определяет основное направление анализа эмпирических фактов. Выдвигаемая гипотеза должна быть логически согласована с проблемой и целью исследования. Гипотезу следует формулировать в понятиях, которые получили предварительное уточнение и интерпретацию в программе исследования.
7. построение выборки . Выборкой в социальных науках называют: а) стратегии и техники, которые используются для отбора группы людей (единиц наблюдения) из более широкой популяции (генеральной совокупности); б) саму совокупность людей, отобранных для изучения.
Существуют две группы методов построения выборки, в той или иной степени реализующих репрезентацию мнений и позиций генеральной совокупности: вероятностные(базируется на использовании теории вероятности. В основе ее применения лежит идея, что репрезентация будет достигнута в случае, если каждой единице генеральной совокупности обеспечено равновероятное попадание в выборку) и детерминированные (обеспечивается пропорциональное представительство носителей существенных признаков (пол, возраст, доход, образование и т. п.) генеральной совокупности в выборке.)
Факторы, влияющие на выбор метода исследования.
Принципы выбора методов исследования: принцип совокупности методов исследования; принцип адекватности методов существу изучаемого предмета и результату, который должен быть достигнут; принцип запрета исследовательских методов и экспериментов, противоречащих нравственным нормам и способных нанести вред испытуемым и социальной ситуации в целом.
Всего выделить 10 основных методов: 1) анализ документов(истематическое исследование различных источников (книг, рукописей, видео- и аудиозаписей, электронных файлов и т.п.) с целью получения наиболее полной и точной информации. ); 2) контент-анализ - метод количественных исследований документальной информации, основанный на переводе качественных параметров изучаемого текста в количественные характеристики и их последующей обработке и анализе.
3) социальное (социологическое) наблюдение - это метод сбора социологических данных способом непосредственного изучения того или иного социального явления в его естественных условиях.
4) анкетирование - метод так называемого социологического опроса,где респондент заполняет специальную анкету, отвечая на те или иные вопросы исследователя.
5) интервью - метод устного опроса, где исследование проходит в форме особой беседы (формализованной или неформализованной) исследователя с респондентом.
6) метод экспертных оценок - вид опроса (устного или письменного), где исследователь получает информацию от высококвалифицированных специалистов в данной области знания.
7) социометрический опрос - особый тип опроса, где объектом исследования является малая группа. Здесь анализируются межличностные отношения внутри малых групп .
8) тестирование - способ проведения исследования при помощи специальных методик, называемых тестами
9) социальный (социологический) эксперимент - социологическое исследование социального процесса или явления в искусственных, специально созданных условиях
10) мониторинг - это особый тип наблюдения, при котором ведется контроль над тем, чтобы социальные процессы или явления находились в определенных параметрах, не превышающих заданные пределы (выход за эти пределы может стать социально опасным или даже привести к социальным конфликтам или катастрофам)
Познавательные возможности количественных и качественных методов.
Количественные методы - это методы, применяемые в социологическом исследовании с целью проверки заранее выдвинутых гипотез с использованием формализованных методов и измерительных процедур.
Качественные методы - это методы, применяемые в социологии для глубокого понимания и объяснения социальных явлений, где объектом изучения являются люди в конкретных жизненных ситуациях при повседневном взаимодействии.
Количественные Качественные
Предназначение | макросоциологическое исследование. | микросоциологическое исследование. |
Цель | объяснение причин изучаемого явления | понимание изучаемого явления. |
Задачи | изменение параметров явления; установление взаимосвязи между этими параметрами. | выявление общей картины явления; интерпретация явления. |
Исследователь | Сторонний наблюдатель | Сочувствующий участник |
Центр внимания | социальные структуры и институты, общие социальные процессы, объективные факторы. | в центре внимания является сам человек, особенные частные процессы и субъективные факторы. |
Гипотезы | Формируются заранее | По мере овладения данными |
Логика анализа | дедукция | индукция |
Результаты исследования представляются в виде | Статистических показателей, индексов | Различных высказываний, документов, дискуссии |