Файл: Курсовая работа надуткин руслан александрович.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Исходные данные для выполнения курсового проекта

4. Определение эксплуатационных норм расхода топлива пожарных автомобилей

Виды инструктажей по охране труда, предусмотренные в ГПС

9.1. Определение времени следования пожарного автомобиля на пожар при заданных условиях дорожного движения Определим общую протяжённость пути следования ПА по заданному маршруту с учётом масштаба плана населённого пункта: L = (0-2 + 2-4+ 4-5+ 5-6)×М = (1.9 + 1.92 + 0,4 + 1,1)×500 = 5.32×500 = 2660 (м), где М — масштаб плана населённого пункта (1 см — 500 м). Измеренные длины участков дорог занесём в таблицу исходных данных. Минимальное время следования ПА на пожар по идеальной дороге без поворотов: (с) (1,87 мин.), где Vma× = 23.61 (м/с) (85 км/ч) — максимальная скорость движения ПА. Максимальный угол подъёма αma×, который может преодолеть пожарный автомобиль при заданный условиях дорожного движения, определяется по формуле: tgαma× = Dma× – f, где f = 0,050 ÷ 0,150 — коэффициент сопротивления качению для заданных условий дорожного движения [2 – 4, 6, 11, 18]; Dma× — максимальный динамический фактор. Используя данную формулу, определим значения требуемого динамического фактора Di для обеспечения возможности движения пожарного автомобиля на каждом участке дороги с учётом уклона αi и состояния дороги. D0 – 2= tgα0-2 + f = tg5 + 0,05 = 0,137D2-4 = tgα2-4+ f = tg4+ 0,05 = 0,1199D4-5-6= tgα4-5-6 + f = tg0 + 0,05 = 0,05Используя динамические характеристики пожарного автомобиля на заданном базовом шасси (ЗиЛ-131), представленные в [1], определим возможные скорости его равномерного движения на различных участках дороги. V0-2 = 27 (км/ч) V2-4 = 28 (км/ч) V4-5-6 = 58 (км/ч) Определим время движения ПА, с учётом изменения скорости на разных участках дороги: (с) (2,1 мин.) (с) (1,88 мин.) (с) (0,77 мин.) Общее время следования ПА на пожар: tобщ. = t0-2 + t2-4+ t4-5-6 = 2,1 + 1,88 + 0,77 = 4,75 (мин. )Сравнивая минимально возможное время следования ПА на пожар с временем следования в реальных дорожных условиях, можно сделать вывод: tобщ. = 4,75 (мин.) > tmin = 1,87 (мин.) 9.2. Определение условий движения, обеспечивающих предупреждение опрокидывания и заноса пожарного автомобиля Произведём проверку устойчивости пожарного автомобиля против опрокидывания и заноса на разных участках пути следования на пожар. При движении должна быть обеспечена устойчивость ПА против опрокидывания.Опрокидывание ПА может произойти из-за действия поперечной составляющей веса (Gg)τ при движении по косогору или из-за действия силы инерции Pj при движении на повороте. Опрокидывание ПА наступает, если не выполняются условия (9.1) и (9.2), в этот момент происходит разгрузка колёс одной стороны автомобиля, т. е. реакции в опорах равны нулю. , (9.1) (9.2) где В — ширина колеи базового шасси ПА, м; Н — высота центра масс ПА, м; R — радиус поворота, м; g = 9,81 м/с2 — ускорение свободного падения; = 0,6 — коэффициент поперечной устойчивости пожарного автомобиля против опрокидывания. Условие (9.2) выполняется. Поэтому произведём проверку устойчивости пожарного автомобиля против опрокидывания при движении на различных участках дороги на основе анализа условия устойчивости (9.1). При движении ПА на участке 0-2: 27 > 23,11На повороте 2 условие устойчивости ПА против опрокидывания при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 2, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против опрокидывания (9.1): (м/с) (23 км/ч) При движении ПА на участке 2-4: 28 > 21,39На повороте 4 условие устойчивости ПА против опрокидывания при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте в, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против опрокидывания (9.1): (м/с) (21 км/ч) При движении ПА на участке 4-5-6: 58 > 30,25 На повороте 5 условие устойчивости ПА против опрокидывания при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 5, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против опрокидывания (9.1): (м/с) (30 км/ч) При движении должна быть обеспечена устойчивость ПА против заноса. Занос ПА может произойти из-за действия поперечной составляющей силы веса (Gg) при движении по косогору или из-за действия силы инерции Рj при движении на повороте, т. е. когда не будут выполняться условия (9.3) и (9.4): ; (9.3) , (9.4)где φ = 0,3 — коэффициент сцепления колёс с дорогой [3 – 5, 11, 15]; R = 10,2 м — минимальный радиус поворота Rmin, м; g = 9,81 м/с2 — ускорение свободного падения. Условие (9.4) выполняется. Поэтому произведём проверку устойчивости пожарного автомобиля против заноса при движении на различных участках дороги на основе анализа условия устойчивости (9.3). При движении ПА на участке 0-2: 27 >  19,72 На повороте 2 условие устойчивости ПА против заноса при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 2, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против заноса (9.3): (м/с) (19 км/ч) При движении ПА на участке 2-4: 28 > 19,72 На повороте 4 условие устойчивости ПА против заноса при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 4, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против заноса (9.3): (м/с) (19 км/ч) При движении ПА на участке 4-5-6: 58>  19,72 На повороте 5 условие устойчивости ПА против заноса при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 5, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против заноса (9.3): (м/с) (



1.1.2. Проверить правильность опломбирования спидометра и счётчика наработки моточасов специального оборудования пожарных автомобилей; исправность приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, в т.ч. специальной; работу стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла, системы отопления, вентиляции и обогрева стёкол (в холодное время года).

1.1.3. Проверить работу и исправность гидроусилителя рулевого управления, привода тормозов, механизма выключения сцепления; проверить состояние и натяжение приводных ремней.

1.1.4. Проверить люфт рулевого колеса, состояние рулевых тяг, ограничителей максимальных углов поворота управляемых колёс.

1.1.5. Проверить запуском и на холостом ходу работу двигателя пожарного автомобиля. Остановить двигатель и на слух проверить работу фильтра центробежной очистки масла.

1.2. Уборочные и моечные работы

1.2.1. Произвести уборку кабины и отсеков кузова, пожарно-технического оборудования.

1.2.2. При необходимости вымыть и просушить автомобиль.

1.2.3. Очистить зеркала заднего вида, внешние световые приборы, специальные автосигнальные устройства, стёкла кабины и насосногоотсека, регистрационные знаки.

1.3. Смазочные и заправочные работы

1.3.1. Проверить уровень масла в картере двигателя.

1.3.3. Проверить уровень жидкости в гидроприводе тормозов и механизме выключения сцепления, в системе охлаждения двигателя.

1.3.4. Проверить уровень топлива в топливном баке, уровень воды в бачках омывателей ветрового стекла и фар и при необходимости долить.

2. Дополнительные работы по ТО

2.1. Проверить действие кранов, вентилей, задвижек, пеносмесителя и вакуумного затвора.

2.2. Проверить уровень воды в цистерне и уровень пенообразователя в пенобаке, а также отсутствие течи.

2.3. Проверить работоспособность вакуумной системы по величине создаваемого разрежения в насосе за нормативное время и герметичность насоса по падению разрежения в единицу времени. Величина создаваемого разрежения должна быть не менее 0,073 - 0,076 МПа (550 - 570 мм рт. ст.) за 20 сек. Падение разрежения в насосе не должно превышать 0,013 МПа (100 мм рт. ст.) за 2,5 мин.

2.4. Проверить исправность контрольно-измерительных приборов, действие сигнала сирены, освещения отсеков кузова.

2.5. Проверить комплектность, состояние, укладку и крепление пожарно-технического оборудования.

2.6. Проверить уровень масла в корпусе пожарного насоса, наличие смазки в масленке и при необходимости дополнить.


3. Для пожарных автомобилей с гидросистемой управления лафетным стволом и задвижками

3.1. Проверить уровень масла в баке гидросистемы. Проверить работу масляного насоса, системы управления и герметичность гидросистемы.

4. Пожарно-техническое оборудование

4.1. Проверить состояние соединительных головок, прокладок, вытяжной ленты всасывающих рукавов.

4.2. Проверить наличие, комплектность пожарных напорных рукавов согласно описи, наличие и целостность соединительных головок, прокладок, определить внешним осмотром состояние навязки рукавных головок.

4.3. Проверить состояние корпуса всасывающей сетки, наличие и целостность верёвки, работу обратного клапана, состояние соединительной головки и прокладки.

4.4. Проверить качество заточки граней и угол загиба крюка для открывания крышек пожарных гидрантов.

4.5. Проверить состояние маховиков, целостность корпуса, прокладок разветвлений и соединительных головок.

4.6. Проверить наличие и состояние соединительных переходных головок и прокладок.

4.7. Проверить состояние корпуса водосборника, клапана, соединительных головок и прокладок.

4.8. Проверить наличие и исправность ручных пожарных стволов, отсутствие инородных предметов в проходных каналах, работу крановых механизмов, состояние оплётки, ремня, соединительных головок и прокладок.

4.9. Проверить состояние корпуса пеногенератора, пакета сеток, соединительной головки и прокладки.

4.10. Проверить наличие и состояние рукавных зажимов и рукавных задержек.

4.11. Определить внешним осмотром состояние трёхколенной выдвижной лестницы, лестницы-штурмовки и лестницы-палки.

4.12. Проверить укладку спасательной веревки, её влажность, наличие бирки с указанием даты испытания.

4.13. Проверить наличие пожарного крюка, ломов и багров, их заточку.

4.14. Проверить состояние деревянных и металлических частей лопаты, топоров, ручных пил и их заточку.

4.15. Внешним осмотром проверить пригодность к работе диэлектрических перчаток, галош (бот), ковриков, ножниц для резки электропроводов.

4.16. Проверить наличие и исправность рукавных мостиков.

4.17. Проверить состояние корпуса, ремня, оптического элемента, выключателя группового и индивидуального фонарей, определить степень заряженности аккумуляторных фонарей по свечению нити накала.



4.18. При наличии на пожарном автомобиле специальных агрегатов и оборудования проверить их состояние и инструмента к ним.

4.19. Проверить наличие и работоспособность мобильных и носимых радиостанций.

Примерный перечень основных операций ежедневного технического обслуживания при смене караулов для пожарного автомобиля АНР-100-3000(6522)

1. По шасси пожарного автомобиля

1.1 Контрольные работы

1.2. Уборочные и моечные работы

1.3. Смазочные и заправочные работы

2. Дополнительные работы по ТО

2.1. Проверить действие кранов, вентилей, задвижек, пеносмесителя и вакуумного затвора.

2.2. Проверить работоспособность вакуумной системы по величине создаваемого разрежения в насосе за нормативное время м герметичность насоса по падению разрежения в единицу времени. Величина создаваемого разрежения должна быть не менее 0,073 - 0,076 МПа (550 - 570 мм рт. ст.) за 20 сек. Падение разрежения в насосе не должно превышать 0,013 МПа (100 мм рт. ст.) за 2,5 мин.

2.3. Проверить исправность контрольно-измерительных приборов, действие сигнала сирены, освещения отсеков кузова.

2.4. Проверить комплектность, состояние, укладку и крепление пожарно-технического оборудования.

2.5. Проверить уровень масла в корпусе пожарного насоса, наличие смазки в маслёнке и при необходимости дополнить.

3. Пожарно-техническое оборудование

3.1. Проверить состояние соединительных головок, прокладок, вытяжной ленты всасывающих рукавов.

3.2. Проверить наличие, комплектность пожарных напорных рукавов согласно описи, наличие и целостность соединительных головок, прокладок, определить внешним осмотром состояние навязки рукавных головок.

3.3. Проверить состояние корпуса всасывающей сетки, наличие и целостность верёвки, работу обратного клапана, состояние соединительной головки и прокладки.

3.4. Проверить качество заточки граней и угол загиба крюка для открывания крышек гидрантов.

3.5. Проверить состояние маховиков, целостность корпуса, прокладок разветвлений и соединительных головок.

3.6. Проверить наличие и состояние соединительных переходных головок и прокладок.

3.7. Проверить состояние корпуса водосборника, клапана, соединительных головок и прокладок.

3.8. Проверить наличие и исправность ручных пожарных стволов, отсутствие инородных предметов в проходных каналах, работу крановых механизмов, состояние оплетки, ремня, соединительных головок и прокладок.


3.9. Проверить состояние корпуса пеногенератора, пакета сеток, соединительной головки и прокладки.

3.10. Проверить наличие и состояние рукавных зажимов и рукавных задержек.

3.11. Определить внешним осмотром состояние трёхколенной выдвижной лестницы, лестницы-штурмовки и лестницы-палки.

3.12. Проверить укладку спасательной веревки, её влажность, наличие бирки с указанием даты испытания.

3.13. Проверить наличие пожарного крюка, ломов и багров, их заточку.

3.14. Проверить состояние деревянных и металлических частей лопаты, топоров, ручных пил и их заточку.

3.15. Внешним осмотром проверить пригодность к работе диэлектрических перчаток, галош (бот), ковриков, ножниц для резки электропроводов.

3.16. Проверить наличие и исправность рукавных мостиков.

3.17. Проверить состояние корпуса, ремня, оптического элемента, выключателя группового и индивидуального фонарей, определить степень заряженности аккумуляторных фонарей по свечению нити накала.

3.18. При наличии на пожарном автомобиле специальных агрегатов и оборудования проверить их состояние и инструмента к ним.

3.19. Проверить наличие и работоспособность мобильных и носимых радиостанций.

Примерный перечень основных операций ежедневного технического
обслуживания при смене караулов для пожарного автомобиля АД-45/20 (3302)


1. По шасси пожарного автомобиля

1.1. Контрольные работы

1.2. Уборочные и моечные работы

2. Дополнительные работы по ТО АД-45/20(3302)

2.1.1 Проверить наружным осмотром состояния установки дымоудаления, жёстких воздуховодов, пеносмесителя, рукавов и их замков.

2.1.2 Произвести пуск двигателя и включение коробки отбора мощности.

2.2.1 Проверить внешним осмотром изоляцию кабеля, кабельных разъемов, корпусов электрооборудования.

2.2.2 Произвести пуск двигателя и проверить работоспособность коробки отбора мощности.

2.2.3 Проверить включение обмотки возбуждения генератора.

2.2.4 Проверить работу контрольно-измерительных и сигнальных устройств блока управления.

2.2.5 Проверить работу защитно-отключающего устройства (ЗОУ).

2.2.6 Проверить включение стационарного прожектора.

3.2.2. Ежедневное техническое обслуживание пожарной техники
по возвращении с пожара, учения, с аварийно-спасательных
и других неотложных работ


Ежедневное техническое обслуживание проводится специалистом (водителем), осуществляющим управление техникой, и при необходимости личным составом расчёта ежедневно по окончании работы (по возвращении с пожара, с аварийно-спасательных и других неотложных работ), а также при смене караулов (дежурных смен, расчетов).


Примерный перечень основных операций ежедневного технического обслуживания по возвращении с пожара, учения, с аварийно-спасательных и других неотложных работ для пожарных автомобилей АЦ-3,0-40(43206) и АЦ-5,0-40(43202)

1. Проверить на ощупь нагрев ступиц колес, тормозных барабанов, картеров коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов и промежуточной опоры карданного вала. Нагрев считается нормальным, если не вызывает ощущения ожога ладони. Тормозные барабаны при правильно отрегулированных тормозах не должны нагреваться.

2. Проверить, нет ли подтекания топлива, масла, воды, пенообразователя, охлаждающей и амортизационной жидкостей.

3. Проверить надёжность затяжки гаек крепления колёс, а также состояние шин по их осадке. Удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между спаренными колёсами.

4. Проверить состояние рессор и крепление амортизаторов.

5. Проверить люфт рулевого управления, состояние крепления и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояние шкворней и стопорных шайб-гаек.

6. Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы, слить конденсат из воздушных баллонов пневматической системы тормозов, проверить уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра гидравлической системы тормозов.

7. Протереть двигатель, насос и приборы, расположенные на них, стёкла кабины, фары, подфарники, стоп-сигнал, регистрационные и другие знаки.

8. Проверить уровень масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе. При необходимости дозаправить эти ёмкости.

9. Заправить при необходимости автомобиль топливом и огнетушащими веществами.

10. Заправить смазкой маслёнки насоса и при необходимости долить масло в корпус (масляную ванну) насоса.

11. Проверить состояние, исправность и очистить все пожарно-техническое оборудование, бывшее в употреблении во время пожара или учения.

12. Вымыть, вычистить и протереть шасси и кузов автомобиля.

13. Укомплектовать автомобиль сухими напорными рукавами взамен использованных на пожаре или учении.

14. Боевую одежду и снаряжение, испачканные на пожаре или учении вымыть и просушить.

15. Устранить все дефекты автомобиля и ПТО, выявленные во время работы на пожаре или учении, в пути и при ТО автомобиля.

16. Поставить автомобиль в гараж пожарного депо.

17. Проверить состояние, крепление и исправность ПТО, бывшего в употреблении во время пожара или учения. При необходимости произвести его очистку.