Файл: Курсовая работа надуткин руслан александрович.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Исходные данные для выполнения курсового проекта

4. Определение эксплуатационных норм расхода топлива пожарных автомобилей

Виды инструктажей по охране труда, предусмотренные в ГПС

9.1. Определение времени следования пожарного автомобиля на пожар при заданных условиях дорожного движения Определим общую протяжённость пути следования ПА по заданному маршруту с учётом масштаба плана населённого пункта: L = (0-2 + 2-4+ 4-5+ 5-6)×М = (1.9 + 1.92 + 0,4 + 1,1)×500 = 5.32×500 = 2660 (м), где М — масштаб плана населённого пункта (1 см — 500 м). Измеренные длины участков дорог занесём в таблицу исходных данных. Минимальное время следования ПА на пожар по идеальной дороге без поворотов: (с) (1,87 мин.), где Vma× = 23.61 (м/с) (85 км/ч) — максимальная скорость движения ПА. Максимальный угол подъёма αma×, который может преодолеть пожарный автомобиль при заданный условиях дорожного движения, определяется по формуле: tgαma× = Dma× – f, где f = 0,050 ÷ 0,150 — коэффициент сопротивления качению для заданных условий дорожного движения [2 – 4, 6, 11, 18]; Dma× — максимальный динамический фактор. Используя данную формулу, определим значения требуемого динамического фактора Di для обеспечения возможности движения пожарного автомобиля на каждом участке дороги с учётом уклона αi и состояния дороги. D0 – 2= tgα0-2 + f = tg5 + 0,05 = 0,137D2-4 = tgα2-4+ f = tg4+ 0,05 = 0,1199D4-5-6= tgα4-5-6 + f = tg0 + 0,05 = 0,05Используя динамические характеристики пожарного автомобиля на заданном базовом шасси (ЗиЛ-131), представленные в [1], определим возможные скорости его равномерного движения на различных участках дороги. V0-2 = 27 (км/ч) V2-4 = 28 (км/ч) V4-5-6 = 58 (км/ч) Определим время движения ПА, с учётом изменения скорости на разных участках дороги: (с) (2,1 мин.) (с) (1,88 мин.) (с) (0,77 мин.) Общее время следования ПА на пожар: tобщ. = t0-2 + t2-4+ t4-5-6 = 2,1 + 1,88 + 0,77 = 4,75 (мин. )Сравнивая минимально возможное время следования ПА на пожар с временем следования в реальных дорожных условиях, можно сделать вывод: tобщ. = 4,75 (мин.) > tmin = 1,87 (мин.) 9.2. Определение условий движения, обеспечивающих предупреждение опрокидывания и заноса пожарного автомобиля Произведём проверку устойчивости пожарного автомобиля против опрокидывания и заноса на разных участках пути следования на пожар. При движении должна быть обеспечена устойчивость ПА против опрокидывания.Опрокидывание ПА может произойти из-за действия поперечной составляющей веса (Gg)τ при движении по косогору или из-за действия силы инерции Pj при движении на повороте. Опрокидывание ПА наступает, если не выполняются условия (9.1) и (9.2), в этот момент происходит разгрузка колёс одной стороны автомобиля, т. е. реакции в опорах равны нулю. , (9.1) (9.2) где В — ширина колеи базового шасси ПА, м; Н — высота центра масс ПА, м; R — радиус поворота, м; g = 9,81 м/с2 — ускорение свободного падения; = 0,6 — коэффициент поперечной устойчивости пожарного автомобиля против опрокидывания. Условие (9.2) выполняется. Поэтому произведём проверку устойчивости пожарного автомобиля против опрокидывания при движении на различных участках дороги на основе анализа условия устойчивости (9.1). При движении ПА на участке 0-2: 27 > 23,11На повороте 2 условие устойчивости ПА против опрокидывания при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 2, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против опрокидывания (9.1): (м/с) (23 км/ч) При движении ПА на участке 2-4: 28 > 21,39На повороте 4 условие устойчивости ПА против опрокидывания при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте в, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против опрокидывания (9.1): (м/с) (21 км/ч) При движении ПА на участке 4-5-6: 58 > 30,25 На повороте 5 условие устойчивости ПА против опрокидывания при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 5, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против опрокидывания (9.1): (м/с) (30 км/ч) При движении должна быть обеспечена устойчивость ПА против заноса. Занос ПА может произойти из-за действия поперечной составляющей силы веса (Gg) при движении по косогору или из-за действия силы инерции Рj при движении на повороте, т. е. когда не будут выполняться условия (9.3) и (9.4): ; (9.3) , (9.4)где φ = 0,3 — коэффициент сцепления колёс с дорогой [3 – 5, 11, 15]; R = 10,2 м — минимальный радиус поворота Rmin, м; g = 9,81 м/с2 — ускорение свободного падения. Условие (9.4) выполняется. Поэтому произведём проверку устойчивости пожарного автомобиля против заноса при движении на различных участках дороги на основе анализа условия устойчивости (9.3). При движении ПА на участке 0-2: 27 >  19,72 На повороте 2 условие устойчивости ПА против заноса при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 2, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против заноса (9.3): (м/с) (19 км/ч) При движении ПА на участке 2-4: 28 > 19,72 На повороте 4 условие устойчивости ПА против заноса при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 4, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против заноса (9.3): (м/с) (19 км/ч) При движении ПА на участке 4-5-6: 58>  19,72 На повороте 5 условие устойчивости ПА против заноса при заданной скорости движения не выполняется. Следовательно, водителю ПА необходимо снизить скорость. Максимальную скорость движения на повороте 5, при которой будет обеспечена безопасность движения ПА, определим из условия устойчивости против заноса (9.3): (м/с) (



19. Устранить все дефекты ПТО, выявленные во время работы. При невозможности устранения дефектов, произвести замену из числа резерва.

20. Проверить и при необходимости дополнить шанцевый инструмент.

21. Проверить наличие вооружения и надёжность его крепления согласно описи.


3.3. Техническое обслуживание техники на пожаре, при проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ (учений)


Техническое обслуживание на пожаре, при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (учений) выполняется специалистом (водителем), осуществляющим управление техникой, в объёме требований нормативных и распорядительных документов МЧС России, а также инструкции по эксплуатации соответствующего предприятия-изготовителя.

Примерный перечень основных операций технического обслуживания на пожаре, при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (учений) для пожарных автомобилей АЦ-3,0-40(43206), АЦ-5,0-40(43202) и АНР-100-3000 (6522)

1. Проверить надёжность установки автомобиля на место и безопасность его от воздействия опасных факторов пожара.

2. При подаче воды из водоёма проверить положение всасывающих рукавов и всасывающей сетки. Всасывающие рукава не должны иметь резких перегибов, а всасывающая сетка должна быть полностью погружена в воду и находиться ниже уровня воды не менее 300 мм.

3. При работе насоса через каждый час смазывать его подшипники и сальники поворотом на 2 - 3 оборота крышек колпачковых маслёнок при открытых краниках.

4. Периодически проверять утечку воды через соединения и сальники насоса, вентили, а также из системы охлаждения двигателя (основной и дополнительной); утечку масла из двигателя, коробки передач и коробки отбора мощности.

5. Следить за температурой воды в системе охлаждения двигателя. Температура охлаждающей жидкости должна быть 80 - 95ºС. В летний период при необходимости открывать капот двигателя и жалюзи радиатора. При включенном дополнительном охлаждении температуру воды регулировать вентилями линии теплообменника.

6. Следить за давлением масла в системе смазки двигателя и других контрольно-измерительных приборов.

7. По окончании работы на пожаре или учении:

– в случае подачи пены промыть чистой водой все внутренние полости насоса и каналы пеносмесителя;

– наполнить цистерну водой:

– открыть сливной краник и выпустить воду из рабочей полости насоса, после чего краник закрыть.

С наступлением холодов напорные патрубки и сливные краники насоса держать открытыми, закрывая их только при работе насоса и проверке его на герметичность.

8. При следовании в подразделение пожарной охраны, на ходу автомобиля проверить работу сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, рулевого управления, ручного и ножного тормозов. Не допускается самовыключение передач, а также стук и скрежет в коробке передач и раздаточной коробке. Передний ведущий мост должен легко включаться и выключаться без выключения сцепления при малых оборотах двигателя. Ножной тормоз должен одновременно действовать на все колёса. Полное торможение происходит при одноразовом нажатии на педаль тормоза. Ручной тормоз обеспечивает надёжное торможение автомобиля на уклонах не менее 16%.



9. Следить за правильной прокладкой пожарных напорных рукавов, исключающей попадание их в кислоты, масла и другие вещества, вызывающие порчу, отсутствием заломов. При прокладке по проезжей части защитить рукавными мостиками в целях исключения наезда автотранспорта. В зимнее время рукавные головки утеплить снегом, замерзшие рукава в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами.

10. При использовании всасывающей сетки или гидроэлеватора исключить засорение (заиливание) решётки, повреждение верёвки обратного клапана.

11. При работе с пожарной колонкой следить за состоянием сальников, при необходимости подтянуть уплотнение.

12. При работе с разветвлением в зимнее время утеплить его снегом, при возможности установить в помещении.

13. При использовании рукавных задержек следить за тем, чтобы острые предметы, части конструкций не повредили петли, охватывающие рукав.

14. При подъёме и спуске по трёхколенной выдвижной лестнице следить за полной фиксацией кулачков валика-останова о ступень колена лестницы.

15. При работе со спасательной верёвкой не допускать воздействия на неё едких веществ, открытого пламени, соприкосновения с острыми углами строительных конструкций.

Примерный перечень основных операций технического обслуживания на пожаре, при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (учений) для пожарного автомобиля АД-45/20(3302)

1. Проверить надёжность установки автомобиля на место и безопасность его от воздействия опасных факторов пожара, предусмотрев возможные случайные их проявления.

2. Следить за температурой воды в системе охлаждения двигателя. Температура охлаждающей жидкости должна быть 80 - 95ºС. В летний период при необходимости открывать капот двигателя и жалюзи радиатора. При включенном дополнительном охлаждении температуру воды регулировать вентилями линии теплообменника.

3. Следить за давлением масла в системе смазки двигателя и других контрольно-измерительных приборов.

4. При следовании в подразделение пожарной охраны, на ходу автомобиля, на ходу автомобиля проверить работу сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, рулевого управления, ручного и ножного тормозов. Не допускается самовыключение передач, а также стук и скрежет в коробке передач и раздаточной коробке. Передний ведущий мост должен легко включаться и выключаться без выключения сцепления при малых оборотах двигателя.


Ножной тормоз должен одновременно действовать на все колёса.

Полное торможение происходит при одноразовом нажатии на педаль тормоза.

Ручной тормоз обеспечивает надёжное торможение автомобиля на уклонах не менее 16%.

5. Следить по приборам за параметрами работы электросиловой установки. Не допускать превышения установленных норм.

6. Контролировать температуру корпуса генератора и его подшипников. Не допускать их перегрева.

7. Принимать меры по исключению механических повреждений электрических кабелей. Не допускать попадания влаги в разъемные соединения.

8. В случаях частого срабатывания защитно-отключающего устройства, поступления сигнала о снижении сопротивления изоляции ниже допустимого уровня принять меры по обеспечению безопасности работы личного состава (применение ковриков, диэлектрических перчаток) и устранению неисправностей.

9. Защитно-отключающее устройство должно быть защищено от атмосферных осадков, механических повреждений и от прямого воздействия солнечной радиации.

3.4. ТО №1. Посты технического обслуживания

ТО №1 проводится на посту ТО в подразделении пожарной охраны водителями, закреплёнными за пожарным автомобилем под руководством старшего водителя.

Примерный перечень основных операций технического обслуживания на ТО №1 для пожарных автомобилей АЦ-3,0-40(43206) и АЦ-5,0-40(43202)

1. По шасси пожарного автомобиля

1.1. Контрольно-диагностические, крепёжные и регулировочные работы

1.1.1. Осмотреть автомобиль, проверить состояние кабины, кузова и его отсеков, стёкол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, регистрационных знаков, механизмов дверей, капота, буксирного устройства.

1.1.2. Проверить действие стеклоочистителя и омывателей ветрового стекла и фар, действие системы отопления и обогрева стекол (в холодное время года), системы вентиляции, звукового сигнала.

1.1.3. Проверить осмотром герметичность системы смазки, питания и охлаждения двигателя (в том числе и пускового подогревателя), а также крепления на двигателе оборудования и приборов.


1.1.4. Проверить состояние и натяжение приводных ремней.

1.1.5. Проверить крепление деталей выпускного тракта (приемная труба, глушитель и др.).

1.1.6. Проверить крепление двигателя.

1.1.7. Проверить действие оттяжной пружины и свободный ход педали сцепления. Проверить герметичность системы гидросистемы выключения сцепления.

1.1.8. У автомобилей, оборудованных пневмоусилителем сцепления, проверить крепление кронштейна и составных частей силового цилиндра усилителя.

1.1.9. Проверить крепление коробки передач и её внешних деталей (в т.ч. крепление коробки отбора мощности для привода специального пожарного оборудования (насоса и др.).

1.1.10. Проверить в действии механизм переключения передач на неподвижном автомобиле.

1.1.11. Проверить люфт в шарнирах и шлицевых соединениях карданной передачи, состояние и крепление промежуточной опоры и опорных пластин игольчатых подшипников. Проверить крепление фланцев карданных валов.

1.1.12. Проверить герметичность соединений заднего (среднего) моста.

1.1.13. Проверить крепление картера редуктора и фланцев полуосей.

1.1.14. Проверить герметичность системы усилителя рулевого управления.

1.1.15. Проверить крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояние шкворней и стопорных гаек.

1.1.16. Проверить люфт рулевого колеса и шарниров рулевых тяг.

1.1.17. Проверить затяжку гаек клиньев карданного вала рулевого управления.

1.1.18. Проверить люфт подшипников ступиц колёс.

1.1.19. Проверить компрессор: визуально внешнее состояние, работу на слух и создаваемое давление по манометру.

1.1.20. Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы.

1.1.21. Проверить эффективность действия тормозов.

1.2. Смазочные и очистительные работы

1.2.1. Смазать узлы трения и проверить уровень масла в картерах агрегатов и бачках гидроприводов в соответствии с химмотологической картой (картой смазки), проверить уровень жидкости в гидроприводе тормозов и выключения сцепления, жидкости в бачках омывателя ветрового стекла и фар, а в холодное время года и в предохранителе от замерзания (в тормозном приводе).

1.2.2. Прочистить сапуны коробки передач и мостов.

1.2.3. Промыть воздушные фильтры гидровакуумного (вакуумного) усилителя тормозов.

1.2.4. Спустить конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов.

1.2.6. При работе в условиях большой запыленности заменить масло в поддоне картера двигателя, слить отстой из корпусов масляных фильтров и очистить от отложений внутреннюю поверхность крышек корпуса топливного фильтра и центробежной очистки масла, промыть поддон и фильтрующий элемент воздушных фильтров двигателя и вентиляции его картера.