Файл: Отчет о прохождении производственной практики профессиональный модуль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 1159

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Комплексы потешек, пестушек и игр с пальчиками для детей младшего дошкольного возраста (2 – 3 года).

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. В наши дни произведение устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически забыты. Не употребляются в речи пословицы и поговорки, которыми так богат русский язык. А ведь именно в младшем возрасте знакомство с народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок. 
В работе с детьми средсвами фольклора решаются следующие задачи:
1. Формирование правильной, красивой речи у детей через устное народное творчество. 
2. Обогащение и расширение словаря детей, используя фольклорные жанры. 
3. Воспитание положительного отношения к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т. д. 
Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками. Поэтому следует использовать потешки, стишки к первым играм с пальцами, ручками и ножками («Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил», «Этот пальчик – дедушка». Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Малые формы фольклора помогают увеличить словарный запас ребенка, так как потешки привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что способствует развитию разговорной речи.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе– кинестетики : они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте. 

Целенаправленное и систематическое использование фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства. 

При проговаривании потешек, воспитатель должен обеспечить понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, восстанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление. 
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребёнка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми. Воспитатель может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку-воспитателю. Потешки должны соответствовать уровню развитию детей. Дети легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в свои игры - во время кормления куклы или укладывания её спать. 
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Потешки привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. 

Лаковое обращение к ребёнку создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает, радует ребёнка. Благодаря фольклору ребенок не только легче адаптируется к детскому саду, главное его речь начинает развиваться, ребёнок пытается повторять за воспитателем все произведения, сопровождая это всё пальчиковой игрой, а через развитие мелкой моторики рук, идёт и развитие речи. 
Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Стишки эти просты, но они влияют не только на развитие двигательных функций, но и на развитие ребёнка в целом, ребёнок запоминает текст и пытается повторить его, идёт развитие речи.

Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Потешки представляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которого происходит вовлечение ребёнка в игру. Потешка «Сорока-ворона» это игра с пальцами, а через развитие мелкой моторики рук, идёт и развитие речи ребёнка. Каждая игра-потешка содержит наставление: в потешке «Сорока-белобока» птица щедро кормит всех кашей, кроме одного, того, кто ленился и не работал вместе со всеми - идёт нравственное воспитание малышей.



Комплексы потешек и пестушек в режимных моментах детского сада.

№ 1. Потешки при одевании:

1) Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки, 
Этот с правой ножки, 
Если дождичек пойдёт, 
Наденем калошки;
Этот- с правой ножки, 
Этот- с левой ножки, 
Вот так хорошо! 



  1. Купим сыну валенки,
    Наденем на ноженьки,
    Пустим по дороженьке.
    Будет наш сынок ходить,
    Новы валенки носить.

  2. Маша варежку надела:
    -Ой, куда я пальчик дела?
    Нету пальчика, пропал,
    В свой домишко не попал!
    Маша варежку сняла:
    -Поглядите-ка нашла!
    Ищешь, ищешь и найдешь!
    Здравствуй, пальчик, как живешь?

№ 2. Потешки при кормлении:

  1. Каша вкусная дымится,
    Леша кашу есть садится, 
    Очень каша хороша, 
    Ели кашу неспеша. 
    Ложка за ложкой, 
    Ели понемножку.

  2. Кашка из гречки,
    Где варилась? В печке!
    Сварилась, упрела,
    Чтоб Мишенька ел,
    Кашу хвалил,
    На всех разделил!

  3. У котенка в чашке 
    Было много кашки. 
    Две тетери прилетели, 
    Две тетери кашку съели. 
    И кричат они котенку: 
    - Ротозей ты, ротозей! 
    Если дали тебе кашку, 
    нужно съесть её скорей!


№3. Потешки при умывании:

  1. Зайка начал умываться.
    Видно в гости он собрался.
    Вымыл ротик,
    Вымыл носик,
    Вымыл ухо,
    Вот и сухо!

  2. Водичка, водичка,
    Умой моё личико,
    Чтобы глазки блестели,
    Чтобы щёчки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок!

  3. Ай, лады, лады,
    Не боимся мы воды,
    Чисто умываемся,
    Детке улыбаемся.

  4. Вода текучая,
    Дитя растучее,
    С гуся вода -
    С дитя худоба.
    Вода книзу,
    А дитя кверху.

№4. Потешки - колыбельные:

  1. Ай, бай, бай, бай, 
    Ты собачка, не лай! 
    Ты, корова, не мычи! 
    Ты, петух, не кричи! 
    А наш мальчик будет спать, 
    Станет глазки закрывать. 


  2. Вот и люди спят, 
    Вот и звери спят. 
    Птицы спят на веточках, 
    Лисы спят на горочках, 
    Зайцы спят на травушке, 
    Утки на муравушке, 
    Детки все по люлечкам… 
    Спят - поспят, всему миру спят – велят. 

  3. Баю-баюшки-бай-бай -
    Наша детка засыпай.
    Крепче глазки закрывай,
    Поскорее засыпай.
    Скорей глазки закрывай -
    Баю-баю-баю-бай.




  1. Люли, люли люленьки
    Прилетели гуленьки,
    Сели гули на кровать,
    Стали гули ворковать,
    Стали гули ворковать,
    Нашу деточку качать,
    Стали деточку качать,
    Стала детка засыпать!


№ 5. Потешки при пробуждении:

  1. «Потягунючки, поростунюшки! 
    Роток – говорунюшки, 
    Руки – хватунюшки, 
    Ноги – ходунюшки.

  2. Потягуни-потягушечки,
    От носочков до макушечки!
    Мы потянемся-потянемся,
    Маленькими не останемся!
    Вот уже растем, растем, растем!
    Вот как выросли!

  3. Вот проснулся петушок, 
    Встала курочка. 
    Подымайся, мой дружок, 
    Встань, мой (имя ребёнка) .
    Кто у нас хороший? 
    Кто у нас пригожий? 
    (имя ребёнка) -хороший! 
    (имя ребёнка) пригожий! 


  4. Ручки-рученьки да у деточки,
    Потягушеньки словно веточки,
    Тянем к макушечке потягушечки,
    И ладошечки, и подушечки.
    Раскрасивые мои плечики,
    Шаловливые, как кузнечики
    Потянушечки-локотулечки,
    Потягушечки у лапулечки.


№ 6. Потешки на прогулке:

  1. Носит одуванчик
    Желтый сарафанчик.
    Подрастет-нарядится
    В беленькое платьице.
    Легкое, воздушное,
    Ветерку послушное.

  2. Солнышко-вёдрышко,
    Выйди из-за облачка,
    Сядь на пенёк,
    Погуляй весь денёк.

  3. Катя, Катя маленька,
    Катенька удаленька,
    Пройдись по дороженьке,
    Топни, Катя, ноженькой.




  1. Котя, котенька-коток,
    Кудреватый лобок!
    Хвостик пушистый,
    Глазок золотистый.
    Как у котика-кота
    Шубка очень хороша:
    Спинка серенькая,
    Грудка беленькая.
    Как у котика-кота
    Лапки крепкие,
    Лапки крепкие,
    Когти цепкие!

  2. - № 7. Пальчиковые игры:

  1. Ручку ручкою погладим,
    Пальчик пальчиком потрём,
    Отдохнём совсем немножко,
    А потом опять начнём!

  2. Сорока, сорока,
    Сорока — белобока
    Кашку варила,
    На порог скакала,
    Гостей созывала.
    Гости не бывали,
    Кашки не едали.
    Все своим деткам отдала:
    Этому дала на блюдечке,
    Этому на тарелочке,
    Этому на ложечке,
    Этому поскребышки.
    А этому нет ничего.
    А ты мал-маленек:
    За водицей не ходил,
    Дров не носил,
    Кашки не варил.

  3. Большаку дрова рубить (большой палец),
    А тебе воды носить (указательный),
    А тебе траву косить (средний),
    А тебе печь топить (безымянный),
    А малышке песни петь (мизинец),
    Песни петь да плясать,
    Родных братьев потешать.
    Песни петь да плясать,
    Родных братьев потешать.

  4. Раз, два, три, четыре, пять!
    Вышли пальчики гулять!
    Этот пальчик — гриб нашел,
    Этот пальчик — чистить стал,
    Этот — резал,
    Этот — ел.
    Ну, а этот лишь глядел!

  5. (Пальцы сжаты в кулачок)
    Мальчик-пальчик, где ты был?
    (разгибается большой палец)
    - С этим братцем в лес ходил,
    (разгибается указательный)
    С этим братцем щи варил,
    (разгибается средний)
    С этим братцем кашу ел,
    (разгибается безымянный)
    С этим братцем песни пел.
    (разгибается мизинец)




Тема 3. Теория и методика экологического образования дошкольников.
Прогулка по экологической тропе

с детьми старшего дошкольного возраста

в весенний период

Цель: Расширять и уточнять знания детей о разнообразии объектов экологической тропы весной (деревьев).

Задачи:

Образовательные : Закреплять умение детей узнавать и называть деревья и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.

Закрепить понятие «перелетные птицы» и правильно их называть (4-5 видов), познакомить детей с лекарственным растением подорожник и ввести это слово в активный словарь. Закрепить знания о сезонных изменениях объектов экологической тропы.

Развивающие: Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами. Развивать умение сосредотачивать своё внимание на рассматриваемых объектах. Развивать внимания слушать вопрос и отвечать на него полным распространённым предложением.

Воспитательные: Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, восприятию её красоты.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь.

Предварительная работа: беседы на занятиях по экологии, рассматривания иллюстраций с изображением весенних пейзажей, рассматривание деревьев, растущих на участке, наблюдение во время прогулок за птицами, рисование деревьев,

дидактические игры: «Найди дерево по листу», «Найди дерево по описанию».

Материалы: игрушка сорока, телеграмма, карта-схема экологической тропы, стихи о деревьях. Сова – взрослый участник в костюме совы.

Методические приемы и структура занятие.

1. Беседа о весне. Игра «Узнай и назови деревья и кустарники своего участка».

2. Загадка о сове. Сорока с телеграммой и картой-схемой.

3 Осмотр фитоогорода. Сбор листьев подорожника.

4 Остановка у березки. Рассказ воспитателя о березе как символе России.

5 Остановка у липы. Рассказ о липе.

6. Остановка у тополя. Рассказ о топтле.

6. Остановка у яблони. Осмотр и беседа воспитателя с детьми о дереве.

8. Встреча с мудрой совой. Прикладывают к лапке совы подорожник и перевязывают бинтом.

9. Подвижная игра «Совушка-сова».