Файл: Отчет о прохождении производственной практики профессиональный модуль.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 1159
Скачиваний: 32
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Комплексы потешек, пестушек и игр с пальчиками для детей младшего дошкольного возраста (2 – 3 года).
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. В наши дни произведение устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически забыты. Не употребляются в речи пословицы и поговорки, которыми так богат русский язык. А ведь именно в младшем возрасте знакомство с народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок.
В работе с детьми средсвами фольклора решаются следующие задачи:
1. Формирование правильной, красивой речи у детей через устное народное творчество.
2. Обогащение и расширение словаря детей, используя фольклорные жанры.
3. Воспитание положительного отношения к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т. д.
Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками. Поэтому следует использовать потешки, стишки к первым играм с пальцами, ручками и ножками («Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил», «Этот пальчик – дедушка». Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Малые формы фольклора помогают увеличить словарный запас ребенка, так как потешки привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что способствует развитию разговорной речи.
Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе– кинестетики : они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
Целенаправленное и систематическое использование фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства.
При проговаривании потешек, воспитатель должен обеспечить понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, восстанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребёнка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми. Воспитатель может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку-воспитателю. Потешки должны соответствовать уровню развитию детей. Дети легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в свои игры - во время кормления куклы или укладывания её спать.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Потешки привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи.
Лаковое обращение к ребёнку создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает, радует ребёнка. Благодаря фольклору ребенок не только легче адаптируется к детскому саду, главное его речь начинает развиваться, ребёнок пытается повторять за воспитателем все произведения, сопровождая это всё пальчиковой игрой, а через развитие мелкой моторики рук, идёт и развитие речи.
Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Стишки эти просты, но они влияют не только на развитие двигательных функций, но и на развитие ребёнка в целом, ребёнок запоминает текст и пытается повторить его, идёт развитие речи.
Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Потешки представляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которого происходит вовлечение ребёнка в игру. Потешка «Сорока-ворона» это игра с пальцами, а через развитие мелкой моторики рук, идёт и развитие речи ребёнка. Каждая игра-потешка содержит наставление: в потешке «Сорока-белобока» птица щедро кормит всех кашей, кроме одного, того, кто ленился и не работал вместе со всеми - идёт нравственное воспитание малышей.
Комплексы потешек и пестушек в режимных моментах детского сада.
№ 1. Потешки при одевании:
1) Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки;
Этот- с правой ножки,
Этот- с левой ножки,
Вот так хорошо!
-
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить. -
Маша варежку надела:
-Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
-Поглядите-ка нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь!
Здравствуй, пальчик, как живешь?
№ 2. Потешки при кормлении:
-
Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели понемножку. -
Кашка из гречки,
Где варилась? В печке!
Сварилась, упрела,
Чтоб Мишенька ел,
Кашу хвалил,
На всех разделил! -
У котенка в чашке
Было много кашки.
Две тетери прилетели,
Две тетери кашку съели.
И кричат они котенку:
- Ротозей ты, ротозей!
Если дали тебе кашку,
нужно съесть её скорей!
№3. Потешки при умывании:
-
Зайка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо! -
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок! -
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Детке улыбаемся. -
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода -
С дитя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху.
№4. Потешки - колыбельные:
-
Ай, бай, бай, бай,
Ты собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать. -
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят - поспят, всему миру спят – велят. -
Баю-баюшки-бай-бай -
Наша детка засыпай.
Крепче глазки закрывай,
Поскорее засыпай.
Скорей глазки закрывай -
Баю-баю-баю-бай.
-
Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Нашу деточку качать,
Стали деточку качать,
Стала детка засыпать!
№ 5. Потешки при пробуждении:
-
«Потягунючки, поростунюшки!
Роток – говорунюшки,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки. -
Потягуни-потягушечки,
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!
Вот как выросли! -
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой (имя ребёнка) .
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
(имя ребёнка) -хороший!
(имя ребёнка) пригожий! -
Ручки-рученьки да у деточки,
Потягушеньки словно веточки,
Тянем к макушечке потягушечки,
И ладошечки, и подушечки.
Раскрасивые мои плечики,
Шаловливые, как кузнечики
Потянушечки-локотулечки,
Потягушечки у лапулечки.
№ 6. Потешки на прогулке:
-
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет-нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное. -
Солнышко-вёдрышко,
Выйди из-за облачка,
Сядь на пенёк,
Погуляй весь денёк. -
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройдись по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.
-
Котя, котенька-коток,
Кудреватый лобок!
Хвостик пушистый,
Глазок золотистый.
Как у котика-кота
Шубка очень хороша:
Спинка серенькая,
Грудка беленькая.
Как у котика-кота
Лапки крепкие,
Лапки крепкие,
Когти цепкие! -
- № 7. Пальчиковые игры:
-
Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом опять начнём! -
Сорока, сорока,
Сорока — белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Кашки не едали.
Все своим деткам отдала:
Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскребышки.
А этому нет ничего.
А ты мал-маленек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил. -
Большаку дрова рубить (большой палец),
А тебе воды носить (указательный),
А тебе траву косить (средний),
А тебе печь топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец),
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать. -
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик — гриб нашел,
Этот пальчик — чистить стал,
Этот — резал,
Этот — ел.
Ну, а этот лишь глядел! -
(Пальцы сжаты в кулачок)
Мальчик-пальчик, где ты был?
(разгибается большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)
Тема 3. Теория и методика экологического образования дошкольников.
Прогулка по экологической тропе
с детьми старшего дошкольного возраста
в весенний период
Цель: Расширять и уточнять знания детей о разнообразии объектов экологической тропы весной (деревьев).
Задачи:
Образовательные : Закреплять умение детей узнавать и называть деревья и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.
Закрепить понятие «перелетные птицы» и правильно их называть (4-5 видов), познакомить детей с лекарственным растением подорожник и ввести это слово в активный словарь. Закрепить знания о сезонных изменениях объектов экологической тропы.
Развивающие: Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами. Развивать умение сосредотачивать своё внимание на рассматриваемых объектах. Развивать внимания слушать вопрос и отвечать на него полным распространённым предложением.
Воспитательные: Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, восприятию её красоты.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь.
Предварительная работа: беседы на занятиях по экологии, рассматривания иллюстраций с изображением весенних пейзажей, рассматривание деревьев, растущих на участке, наблюдение во время прогулок за птицами, рисование деревьев,
дидактические игры: «Найди дерево по листу», «Найди дерево по описанию».
Материалы: игрушка сорока, телеграмма, карта-схема экологической тропы, стихи о деревьях. Сова – взрослый участник в костюме совы.
Методические приемы и структура занятие.
1. Беседа о весне. Игра «Узнай и назови деревья и кустарники своего участка».
2. Загадка о сове. Сорока с телеграммой и картой-схемой.
3 Осмотр фитоогорода. Сбор листьев подорожника.
4 Остановка у березки. Рассказ воспитателя о березе как символе России.
5 Остановка у липы. Рассказ о липе.
6. Остановка у тополя. Рассказ о топтле.
6. Остановка у яблони. Осмотр и беседа воспитателя с детьми о дереве.
8. Встреча с мудрой совой. Прикладывают к лапке совы подорожник и перевязывают бинтом.
9. Подвижная игра «Совушка-сова».