Файл: Методические указания по изучению теоретического материала, выполнению практических и контрольных заданий, словарь, списки основных и дополнительных информационных источников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 935
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Календарно-тематический план работы студента
18.Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика.-Р-на-Дону, 2004.
Тема 5. Методика и подготовка к судебному выступлению. Виды подготовки
Различают повседневную подготовку оратора и подготовку оратора к конкретному выступлению.
Тема 6. Произнесение судебной речи
1. Составьте план выступления и произнесите речь на тему «Особенности произнесения судебной речи».
Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления
7)Оценка языкового мастерства говорящего.
Полный цикл речевого акта завершается новым действием - свидетельством результативности высказывания. Третья ступень - обратная связь - понимается широко: это вопросы; реплики; письма на телестудию после интересной передачи; голосование на выборах депутатов Думы после долгой предвыборной агитации за того или иного кандидата; ответы учащихся на уроке или экзамене; толпа покупателей у дверей магазина после вчерашней телерекламы...
Такова единая модель перекодировки замысла в речь и декодирования информации, реакции на нее.
В курсе «Юридическая риторика» можно выделить следующие особенности правовой коммуникации:
На схеме показано, что адресантом сообщения выступает государство в лице уполномоченных правотворческих органов (языковая личность). Адресат – соответствующий круг лиц, на который распространяется сфера действия предписания. Референция – это нормативное суждение, содержание сообщения (правовой нормы). Референция определяет, к какой отрасли права соответствующая норма относится, и какие отношения она регулирует. Сообщение – текст нормативного акта, выражающий данное суждение.
Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельно речевое действие.
Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, т.е. такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию). Примерами речевых ситуаций являются - необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом. И.В. Пешков пишет, что судебная, и совещательная ситуации общения являются, с этой точки зрения, ситуациями деловыми, отличными от игровых. В судебной ситуации речь конституируется как индивидуально-вынужденная необходимостью объяснить индивидуальный поступок, в отличие от совещательной ситуации, где речь является общественно вынужденной (индивид не обязан говорить, но если говорит, то его слово предполагает особую ответственность). Речевая ситуация порождает
мотив высказывания, который в отдельных случаях перерастает в потребность совершения этого действия.
В реализации речевого действия выделяются следующие этапы:
1. Подготовка высказывания. На этом этапе происходит осознание мотивов, потребностей, целей. Все эти решения завершаются созданием внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обобщенности или конкретности. Успех речевого действия зависит от того, насколько активно знание языка, насколько сформированы у человека речевые навыки и умения.
2.Структурирование высказывания. При этом осуществляется выбор слов, расположение их в нужной последовательности и грамматическое оформление – все это происходит во внутреннем плане. Предполагается, что выбор слов в памяти осуществляется методом проб и ошибок, путем отбрасывания слов, которые недостаточно точно выражают намеченное содержание. В выборе слов определенную роль играют также словесные ассоциации, которые образуются на основе предшествующего опыта и сохраняются в памяти.
3. Переход к внешней речи. Осуществляется звуковое и графическое оформление высказывания. О результате речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, то есть обратной связи.
Культура речевой деятельности - это культура владения словом, обмен сообщениями с наивысшей эффективностью; это система знаний, умений и навыков по осмыслению ситуаций, порождению и восприятию высказывания. Отличительными показателями культуры речевой деятельности являются правильное четкое произношение (или написание), коммуникативная целесообразность речи (ее точность, выразительность и т. д.), структурно - логическое построение текстов, применение невербальных средств, объективное понимание со стороны слушающего, читающего).
Виды речевой деятельности
Различают четыре вида речевой деятельности: два из них производят текст - говорение, письмо, а другие - слушание (аудирование) и чтение - осуществляют восприятие. Таковы составляющие системы нашего «языкового существования», при этом их распределение в потоке жизни неравномерно: меньше всего мы пишем (если это не связано с профессиональной деятельностью), больше всего слушаем или говорим (это может зависеть от личных свойств человека). По данным американских психологов (см. Р. Николз «Вы слушаете» (Нью - Йорк, 1957), время, которое мы, в среднем, посвящаем различным аспектам коммуникации, делится на части:
Письмо
9%
Слушание
40%
Чтение
16%
Говорение
35%
Процессы говорения и слушания чрезвычайно сложны. Рассмотрим их подробнее.
Говорящий преследует разнообразные коммуникативные цели: согласиться или отказаться, посоветовать, предупредить, потребовать, попросить, разрешить, усомниться, поблагодарить и т. д. В зависимости от этого возникают высказывания 3 типов: сообщения, побуждения, вопросы.
Сознание говорящего сосредоточено на содержании, логико-композиционном структурировании текста, память выдает наиболее подходящие лексические варианты, интуиция (неоднократное повторение опыта в сходных условиях) помогает грамматически правильно построить предложение и озвучить его в соответствии с нормами произношения, языковое чутье позволяет определить стиль, психологическая ориентировка заставляет учитывать реакцию слушателей. Трудности говорения объясняются тем, что все вышеперечисленные операции требуется выполнять одновременно.
При отсутствии языкового автоматизма наблюдается расчлененный механизм генерации высказывания. Речь звучит прерывисто: возникают непроизвольные, более длительные (сравнительно с остальными) остановки, повторяются отдельные слова, слоги, «растягивается» звук типа [э], произносятся выражения «Как бы это сказать ?», «Ну вот» и подобные. Эти проявления прерывистости речи раскрывают затруднения говорящего, характеризуются как внешние регулирующие действия. Паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций, а также обмолвки часто отражают состояние человека, его волнение, несобранность при усложнении речевой ситуации. В ходе публичного выступления, в беседах с руководством на службе мысленная регуляция скрывается, ее внешние проявления подавляются говорящим. Но прерывистость устной речи - свойство неоднозначное. Если подобных случаев немного, то это не мешает воспринимать информацию, а порой активизирует внимание аудитории, о чем свидетельствуют, в частности, «подсказки» тех выражений, которые «ищет» оратор.
Аудирование представляет собой процесс понимания, осмысления речи. Это коммуникативное умение не менее важно, чем говорение; является условием эффективности делового общения.
Результаты обследования множества людей указывают, что достаточными навыками аудирования обладают лишь 10% из них. Прослушав десятиминутное сообщение, «средний» слушатель понимает и запоминает только половину из сказанного.
В зависимости от особенностей восприятия текста выделяют 3 вида аудирования:
1.Глобальное, при котором достаточно определить, о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль.
2.Детальное предполагает осознание главных смысловых блоков текста в зависимости от установки, которую ставит перед собой слушающий.
3.Критическое требует критического осмысления воспринятого на слух.
Различают также 2 способа слушания:
1.Нерефлексивное (пассивное) состоит в умении не вмешиваться в речь говорящего своими замечаниями, в способности внимательно молчать. Этот способ требует значительного физического и психологического напряжения, определенной дисциплины. Нерефлексивное слушание обычно используется в таких ситуациях, когда один из собеседников глубоко взволнован, желает высказать свое отношение к тому или иному событию.
2.Рефлексивное (активное) заключается в активной обратной связи, оказании помощи в выражении мыслей. Этот способ особенно уместен, если партнер по общению ждет поддержки, одобрения, если необходимо глубоко и точно уяснить информацию.
Основными приемами рефлексивного слушания являются:
1)Выяснение, т. е. обращение к собеседнику за уточнениями, чтобы получить дополнительные факты, суждения. (Например, «Я Вас не понял. Не повторите ли еще раз?», «Что Вы имеете в виду?»).
2)Перефразирование - «передача» чужого, только что произнесенного высказывания в другой форме («Как я Вас понял...», «По Вашему мнению...», «Другими словами Вы считаете...»).
3)Резюмирование - подведение итогов услышанного («Если обобщить сказанное Вами, то ...», «Вашими основными идеями, как я понял, являются...».
4)Подтверждение контакта - приглашение высказываться свободно и непринужденно. При этом речь сопровождается репликами типа «Это интересно», «Да», «Понимаю Вас», «Приятно это слышать».
Залогом успехов в межличностных отношениях является соблюдение правил эффективного слушания:
1.Стремитесь понять, глубоко осознать позицию говорящего, сделать анализ, выводы. Научитесь находить самые ценные сведения в полученной информации.
2.Пытайтесь за фразами собеседника «уловить» его истинные мотивы, эмоциональное состояние, внутренний мир.
3.Поддерживайте устойчивое внимание к речи, не допускайте побочных мыслей. Последние возникают из - за того, что скорость мышления в 4 раза превышает скорость говорения, и у слушателя остается «свободное время».
4.Отключайтесь от внешних «помех», отвлекающих Вас, не пытайтесь слушать и одновременно делать еще 2 - 3 дела.
5.Не делайте вид, что поняли, если на самом деле это не так. Возможно, коммуникатор не оставлял необходимых пауз между фразами. Оптимальным для слушателей является темп их собственного говорения. Изменить сложную ситуацию помогут приемы рефлексивного аудирования.
6.Логически планируйте процесс слушания. «Мысленное опережение» речи собеседника или оратора является одним из средств настройки на одну волну с ним и хорошим методом запоминания речи.
7.Установите зрительный контакт с говорящим. Ваши жесты, мимика должны отражать состояние заинтересованного слушателя, который вникает в речь.
8.Старайтесь сопереживать говорящему, посмотрите на вещи его глазами, попытайтесь встать на его место.
9.Будьте терпеливы. Всегда выслушивайте собеседника до конца.
10.Не поддавайтесь чувству раздражения или гнева, если у Вас негативная установка по отношению к партнеру по общению или если Вы услышали «критические» для Вас слова, выводящие из состояния равновесия, к примеру, «рост цен», «увольнение», «ограничение заработной платы».
11.Не отвлекайтесь на специфические особенности говорящего (акцент и другое).
12.Обязательно повторяйте про себя распоряжения и указания.
13.Делайте при слушании соответствующие пометки на бумаге.
14.Не делайте самой распространенной ошибки начинающих менеджеров, коммерсантов: не стремитесь слишком много говорить самим, а слушайте других.