Файл: Курс лекций по дисциплине Налоговое право для направления подготовки Юриспруденция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 253

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16
Лекция 1.2 Система налогов и сборов в Российской Федерации.
Элементы налогообложения. Налоговые правоотношения
§ 1. Налоговая система Российской Федерации, её общая
характеристика. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории
РФ. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
§ 2. Элементы налогообложения. Объект налогообложения.
§ 3. Налоговая база. Налоговый период. Налоговая ставка.
§ 4. Налоговые льготы.
§ 5. Порядок исчисления и сроки уплаты налогов.
§ 6. Понятие и признаки налоговых правоотношений
§ 7. Структура и содержание налоговых правоотношений.
§ 8. Права и обязанности налогоплательщиков
§ 1. Налоговая система Российской Федерации, её общая
характеристика.
Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории государства.
Согласно статьи 12 НК РФ (часть 1) предусмотрена 3-х уровневая налоговая система:
1)
федеральные налоги и сборы
2)
региональные налоги и сборы
3)
местные налоги и сборы
1 уровень – федеральные налоги. Они действуют на всей территории
РФ и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета, и поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
К федеральным налогам относятся:
1.
налог на добавленную стоимость
2.
акцизы
3.
налог на прибыль организаций
4.
налог на доходы физических лиц
5.
государственная пошлина
6.
налог на добычу полезных ископаемых
7.
водный налог

17 8.
сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
9.
налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья
2 уровень – региональные налоги. Они устанавливаются законами субъектов РФ и обязательны к уплате на их территории. К ним относятся:
1.
налог на имущество организаций
2.
транспортный налог
3.
налог на игорный бизнес
3 уровень – местные налоги. Местные налоги и сборы в рамках НК РФ
устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К местным налогам относятся:
1.
земельный налог
2.
налог на имущество физических лиц
3.
торговый сбор
Существует несколько основных принципов классификации налогов, в том числе:
1.
по способу взимания различают:
а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов плательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Они в свою очередь подразделяются на реальные, связанные с владением, распоряжением, пользованием имущественными объектами и личные, которыми облагается доход (прибыль),
отдельные виды деятельности или операции, совершаемые юридическими и физическими лицами.
б) косвенные налоги, такие налоги, которые включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. Косвенные налоги в свою очередь подразделяются на:
− универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги
− фискальные монополии, которыми облагаются все товары,
производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах
− таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении импортно-экспортных операций.
2.
В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право
изменять и контролировать налоги, последние подразделяются на:
федеральные, региональные и местные.
3.
По целевой направленности введения налогов различают:


18
абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом.
целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
4.
В зависимости от субъекта выделяют следующие виды налогов:
− налоги, взимаемые с физических лиц
− налоги с юридических лиц
− смежные налоги, взимаемые с физических и юридических лиц.
5.
По уровню бюджета в который зачисляется налоговый платеж
различают:
закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди них выделяют те, которые зачисляют в федеральный, региональный и местный бюджеты, а также во внебюджетный фонд.
регулирующие налоги, поступающие одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе России действуют налог на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц. Суммы отчислений по ним,
относимые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе
РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области и т.д.
6.
По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами.
периодично-календарные, которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
§ 2. Элементы налогообложения. Объект налогообложения.
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п.6 ст.3 НК). Только совокупность элементов налогообложения устанавливает обязанность плательщика по уплате налога.
Элементами налогообложения являются (п.1 ст.17 НК):
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;

19
порядок исчисления и сроки уплаты налога.
Объект налогообложения. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК и учетом положений ст. 38 НК. Объектами налогообложения могут быть (п.1 ст.38 НК):
операции по реализации товаров (работ, услуг);
доход;
имущество;
прибыль;
стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
• иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Для целей налогообложения в НК закреплены собственные определения понятий «доход», «имущество», «товар», «работа», «услуга».
Доход - это экономическая выгода в денежной или натуральной форме,
учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами Ч.2 НК РФ:
«Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций»,
«Налог на доходы от капитала» (ст.41 НК).
Имущество - это виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК (п.2 ст.38
НК).
Товар - любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п.3 ст.38 НК).
Работа - это деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п.4 ст.38 НК).
Услуга - это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п.5 ст.38 НК)
Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно (п.1 ст.39 НК):
передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица;
возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.


20
§ 4. Налоговая база. Налоговый период. Налоговая ставка.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (п.1 ст.53 НК).
Налогоплательщики, имеющие статус организации или индивидуального предпринимателя, производят исчисление налоговой базы по итогам каждого налогового периода.
Основанием для исчисления налоговой базы являются:
• для налогоплательщика-организации (п.1 ст.54 НК):
- данные регистров бухгалтерского учета;
- иные документально подтвержденные данные об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением;
• для индивидуальных предпринимателей (п.2 ст.54 НК):
- данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций,
составленные в порядке, определяемом Министерством финансов РФ и
Министерством РФ по налогам и сборам;
• для остальных налогоплательщиков (п.3 ст.54 НК):
- получаемые в установленных случаях от организаций данные об облагаемых доходах;
- данные собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.
Налоговый период - это период времени, по окончании которого применительно к отдельным налогам определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговым периодом может быть признан календарный год или иной период времени. При этом налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (ст.55 НК).
Следует различать понятия «налоговый период» и «отчётный период»,
т.е. срок подведения итогов (окончательных или промежуточных), составления отчётности и представления её в налоговый орган. Налоговый и отчетный периоды могут совпадать. Например, при уплате НДС налоговый и отчетный периоды равны 3 месяцам, т.е. одному кварталу.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст.53 НК).
По методу установления выделяют ставки твёрдые и процентные (квоты).
При методе твердых ставок на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога (например, 10 руб. за гектар пашни).
Процентные ставки характерны для налогообложения прибыли и дохода и

21
устанавливаются в процентах от единицы налогообложения (например, 13 %
каждого рубля налогооблагаемого дохода).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

§ 5. Налоговые льготы
Льготы по налогам и сборам - это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 Ч.1 НК РФ).
Налоговые льготы не относятся к числу обязательных элементов юридического состава налога. Есть налоги, исчисляемые без предоставления каких-либо льгот их плательщикам. Ст.17 НК РФ не упоминает льготы в числе обязательных элементов юридического состава налога. Определено только, что
«в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком».
Все налоговые льготы имеют одну общую цель - сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика.. Налоговые льготы служат главнейшим инструментом выравнивания налогового бремени, которое несут различные налогоплательщики. Равномерность налогообложения оценивается на основе сопоставления экономических возможностей различных налогоплательщиков и сравнения той доли свободных средств, которая изымается у них посредством налогов.
По механизму своего действия налоговые льготы имеют существенные различия. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога - объекта налогообложения, налоговой базы или налоговой ставки направлены льготы, они могут быть разделены на три группы:
изъятия (налоговая льгота, направленная на выведение из-под объекта налогообложения отдельных объектов налогообложения);
скидки (льготы, направленные на сокращение налоговой базы);
освобождения (льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки).
§ 5. Порядок исчисления и сроки уплаты налогов
Лица, исчисляющие налог. Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на налогоплательщика, налоговый орган или на налогового агента.

22
Правоотношения по уплате налогов, самостоятельно рассчитываемых налогоплательщиками, возникают при наступлении условий, с которыми закон связывает обязанности уплатить налог:
1) наличие объекта обложения,
2) наступление сроков представления декларации (расчета) и уплаты налога.
Примером самостоятельного исчисления налога налогоплательщи- ком является налог на прибыль организаций. Согласно ст. 286 гл.25 Ч.2
НК сумма налога определяется плательщиками самостоятельно на основании данных налогового учета.
Сумма налога на имущество физических лиц рассчитывается нало- говыми органами. Налоговые органы обязаны собрать и обработать сведения, необходимые для налогообложения, составить и к установ- ленному законом сроку вручить гражданам платежные извещения на уплату налога (налоговые уведомления).
Обязанность исчислить налог может быть возложена и на третье лицо, которое в силу закона обязано выступить налоговым агентом. Такую обязанность возлагает, например, НК РФ на работодателей, ведущих выплаты физическим лицам (ст.226 Ч.2 НК РФ). На налоговых агентах лежит ответственность за правильное и своевременное исчисление,
удержание и перечисление налога в бюджет.
В Российской Федерации применяется метод исчисления налога
нарастающим итогом. Задача этого метода - определять сумму дохода,
полученную на конкретную дату года, а также общую сумму льгот, право на которые имеет налогоплательщик к этому сроку. С общей суммы дохода с учетом суммы скидок, рассчитанной также с нарастающим итогом, исчисляют налог. При уплате сумму расчетного налога уменьшают на сумму налога, удержанного с этого дохода ранее
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п.1 ст.57 НК). Они определяются (п.3 ст.57 НК):
• календарной датой;
• истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами,
месяцами, декадами, неделями и днями;
• указанием на какое-либо событие или действие.
Налогоплательщик должен самостоятельно уплатить налог в срок, но вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок,
невнесенная сумма считается недоимкой, подлежащей к взысканию в установленном законом порядке.


23
§ 6. Понятие и признаки налоговых правоотношений
Налоговые правоотношения представляют собой особый вид финансовых правоотношений, урегулированных нормами налогового права.
Налоговые правоотношения — это отношения по установлению,
введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля,
обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговым правоотношениям свойственны следующие общеправовые признаки:
Формальная определенность. Налоговые правоотношения возникают между определенными лицами (юридическими и физическими) и имеют обще- ственную значимость в первую очередь в сфере налогообложения.
Налоговые правоотношения регулируются нормами налогового права, т.
е. эти отношения возникают на основе норм налогового права, складываются в соответствии с правовыми предписаниями и осуществляются в пределах норм налогового права и прекращаются на их основе.
Юридическая связь участников налоговых правоотношений посредством субъективных прав и юридических обязанностей. Участники налоговых правоотношений выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы лишь через деяния другого.
Налоговые правоотношения основаны на властных отношениях,
поскольку с одной стороны в них всегда выступают государственный орган или орган, уполномоченный государством;
Налоговые правоотношения - это отношения, возникающие по поводу денежных средств и уплаты их в доход государства, а также по поводу приобретения определенных прав или разрешений (в отношении сборов). При этом уплата налога носит односторонний характер и не предусматривает какое- либо встречное удовлетворение;
Налоговые правоотношения являются четко определенными,
конкретными отношениями. Это связано с их характером и невозможностью,
без соответствующего закрепления в норме налогового права, вносить какие- либо изменения и дополнения.

24
§ 7. Структура и содержание налоговых правоотношений.
Структуру налоговых правоотношений, как и структуру любых правоотношений, образуют следующие три элемента:
объекты правоотношений;
субъекты правоотношений;
содержание правоотношений.
Объектом налоговых правоотношений выступает то, по поводу чего возникают правовые отношения, ради чего субъекты правовых отношений в сфере налогообложения вступают в правовую связь. В качестве объекта налоговых правоотношений, как правило, указывается обязательный безвоз- мездный платеж (налог или сбор). При этом следует добавить, что к объектам налоговых правоотношений необходимо отнести и определенные материальные
(средства производства, предметы потребления и др.) и нематериальные
(продукты творчества, само поведение участников) блага.
Субъекты налоговых правоотношений – это его участники
(стороны).
К числу участников налоговых правоотношений относятся:
а) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с
НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
б) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с
НК РФ налоговыми агентами;
в) налоговые органы (ФНС России – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
г) таможенные органы (Государственный таможенный комитет
РФ - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, и подчиненные ему органы).
Юридическое содержание налоговых правоотношений образуют субъективные права и юридические обязанности участников таких отношений. При этом материальное содержание налоговых правоотношений представляет собой поведение сторон (действие или бездействие), связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей.