Файл: Цель нир Методическое сопровождение открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся на цифровой платформе Разработка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 59 классов по шести направлениям (математи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 1. Поддержать и даже усилить геометрическую линию, поскольку учащиеся демонстрируют низкие результаты в выполнении заданий на использование пространственных представлений, умения измерять и сравнивать геометрические величины при решении задач практического характера. Предполагается сохранить идею применения перечисленных умений, увеличив при этом число заданий низкого и среднего уровня.
2. В 6 классе контекст «образовательная деятельность» представить в 1-2 сюжетах.
Область содержания
3. Учесть при разработке сюжетов и формулировании заданий, что самые низкие результаты (менее 33%) были показаны по содержательной области «Измерения и данные». Обратим внимание, что успешность выполнения заданий разработанного банка, связанных с выделенными областями содержания, была следующей (в порядке убывания):
Неопределенность и данные (лучше всего) - Количество – Пространство и форма – Изменения и зависимости (хуже всего). Поэтому считаем целесообразным в сюжеты с заданием на Неопределенность и данные и
Количество добавлять задания на Изменение и зависимости и
Пространство и форма.
Уровни сложности
4. Следить, чтобы в каждом комплексном было одно задание низкого уровня.
5. В 5 классе половину заданий сделать с тремя вопросами, половину – с двумя, в 6 классе – все задания должны включать 3 вопроса.

Форма ответа
6. Добавить задания на выбор ответа. Например, числового выражения.
7. Увеличить число заданий с кратким ответом.
8. Добавить задания на выбор двух способов решения одной и той же проблемы. Или выбор двух разных верных решений проблемы.
9. Сократить количество, но оставить задания с развёрнутым ответом – в них потенциал формирования грамотности
(плюс ведение математических записей, проведение рассуждений), а также

12 возможность для педагогов увидеть момент, когда у ученика появляется трудность или ошибка.
Количество новых сюжетов и заданий, которые планируется разработать:
5 класс
4 сюжета по 3 задания в каждом, 4 сюжета по 2 задания в каждом
6 класс
7 сюжетов по 3 задания в каждом.
В Приложении 1 приведены результаты анализа существующих банков заданий для формирования и оценки функциональной грамотности и предложения по обновлению банка – разработки новых заданий по шести направлениям: математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению. Объем представленных материалов 1 п.л.
2. Разработка заданий для формирования функциональной
грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям
(математической, читательской, естественнонаучной, финансовой
грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению)
Основой для разработки инструментария для формирования и оценки функциональной грамотности являются материалы международного исследования PISA (концептуальные рамки, примеры заданий и результаты выполнения заданий российскими учащимися). При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.
Концептуальные рамки для разработки заданий по функциональной грамотности разрабатывались с учётом особенностей учащихся, но с ориентацией на рамки PISA-2022.
Основой для разработки банка заданий, как правило, являются различные ситуации реальной жизни. Тексты и ситуации для учащихся по функциональной грамотности в 2020 году подбирались с учётом их

13 возрастных особенностей, релевантности для жизни, интереса учащихся и развития познавательной активности учащихся.
По каждой ситуации разрабатываются задания, оценивающие различные компетенции, обозначенные в концептуальных рамках. Задания, объединённые в тематические блоки, составляют измерительный инструментарий для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов- заданий, относящихся к этой ситуации.
Каждый блок состоял из нескольких комплексных заданий, разработанных на основе реальных жизненных ситуаций, как правило, в проблемном ключе, и нескольких вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации.
В таблице 2.1 представлено число комплексных заданий и отдельных заданий к ним по шести направлениям функциональной грамотности, разработанных в рамках для обучающихся 5-9 классов.
Таблица 2.1.
Область
функциональ-
ной
грамотности
Число заданий
5 класс
6
класс
7 класс 8 класс 9 класс Итого
Комп
л
ексн
ые
От
де
л
ьны
е
Комп
л
ексн
ые
От
де
л
ьны
е
Комп
л
ексн
ые
От
де
л
ьны
е
Комп
л
ексн
ые
От
де
л
ьны
е
Комп
л
ексн
ые
От
де
л
ьны
е
Комп
л
ексн
ые
От
де
л
ьны
е
Математическая грамотность
8 23 8
23 8
20 8
27 6
17 38 110
Естественно- научная грамотность
4 20 4
20 4
22 4
25 5
29 21 116
Читательская грамотность
2 20 2
22 3
22 3
23 3
24 13 111
Финансовая грамотность
3 12 3
12 3
13 3
16 3
18 15 71


14
Глобальные компетенции
2 10 4
16 2
10 2
12 4
18 14 66
Креативное мышление
4 14 4
15 4
13 4
12 4
14 20 68
Итого
23 99 25 108 24 100 24 115 25 120 121 542
Ниже в таблицах 2.2-2.7 приведены описания (названия) каждого комплексного задания по каждому направлению функциональной грамотности для каждого класса, указано число отдельных заданий, входящих в данного комплексное задание, и формат представления задания (обычный, классический формат или формат исследования PISA).
Таблица 2.2.
Список заданий «Математическая грамотность»
Название комплексного задания
Количество отдельных заданий
Формат заданий
5 класс
Деревянная фантазия
3
PISA
Школьная форма
2
PISA
Грибная охота
3
PISA
Парк
3
PISA
Спорткомплекс
3
PISA
Поход
3
PISA
Самолет и поезд
3
PISA
Спортивный праздник
3
PISA
Итого: 8
23
6 класс
Саженцы липы
3
PISA
Коробки с чаем
3
PISA
Приготовление мороженого
3
PISA
Выбор десерта
3
PISA
Выставка натюрмортов 3
PISA
Покупки по акции
3
PISA
Встреча весны
2
PISA
Дом отдыха
3
PISA
Итого: 8
23
7 класс
Футбольная команда
2
PISA
Мировой рекорд по бегу 2
PISA
Клумбы для дачи
2
PISA
Подарочная упаковка
2
PISA

15
Лестница
3
PISA
Квест в летнем лагере
3
PISA
Питание самбиста
3
PISA
Сбор черешни
3
PISA
Итого: 8
20
8 класс
Индекс массы тела
3
PISA
Многоярусный торт
4
PISA
Тренировка по плаванию
3
PISA
Сезонный грипп
5
PISA
Формат книги
4
PISA
Столики в кафе
3
PISA
Измерение и оплата электроэнергии
3
PISA
Коробки для торта
2
PISA
Итого: 8
27
9 класс
Домашние животные
4
PISA
Прибыль малого предприятия
2
PISA
Сберегательные вклады 3
PISA
Деление одноклеточных организмов
3
PISA
Проекционное расстояние
3
PISA
Покупка подарка в интернет-магазине
3
PISA
Итого: 6
18
Таблица 2.3
Список заданий «Читательская Грамотность»
Название комплексного задания
Количество отдельных заданий
Формат заданий
5 класс
В новой школе
10
PISA
Самое загадочное явление
10
PISA
Итого: 2
20
6 класс
В переводе на человеческий
10
PISA
Знакомьтесь : Тула
12
PISA
Итого: 2
22


16
7 класс
Кино для пчёл
6
PISA
Осознанное потребление
8
PISA
Последняя рубашка
7
PISA
Итого: 3
21
8 класс
Взрослая еда
7
PISA
За тенью
8
PISA
Сигналы
7
PISA
Итого: 3
22
9 класс
Василий Суриков
8
PISA
Походы
8
PISA
Язык и культура
8
PISA
Итого: 3
24
Таблица 2.4
Список заданий «Естественнонаучная Грамотность»
Название комплексного задания
Количество отдельных заданий
Формат заданий
5 класс
Звуки музыки
5
Классический
Как вырастить новогоднюю елку
5
Классический
Суперспособности растений
5
Классический
Чем мы дышим
5
Классический
Итого: 4
20
6 класс
Животные и климат
5
Классический
Сад на окошке
5
Классический
Французский гриб
5
Классический
Что такое снег
5
Классический
Итого: 4
20
7 класс
Красный прилив
7
Классический
Молочнокислые невидимки
5
Классический
Сапоги скороходы
5
Классический
Чем питаются птицы
5
Классический
Итого: 4
22
8 класс
Гамбургер
6
Классический

17
Загрязнение атмосферы 8
Классический
Кристаллы
6
Классический
Пушка для снега
5
Классический
Итого: 4
25
9 класс
Вирусы
7
Классический
Лекарства или яды
7
Классический
Мир зеленого безмолвия
5
Классический
Путешествие в
Силиконовую долину
5
Классический
Сесть на астероид
5
Итого: 5
29
Таблица 2.5
Список заданий «Финансовая Грамотность»
Название комплексного задания
Количество отдельных заданий
Формат заданий
5 класс
Поездка в зоопарк
4
PISA
Штраф
4
PISA
Экономия карманных денег
4
PISA
Итого: 3
12
6 класс
Билеты на каток
4
PISA
Интересные выходные
4
PISA
Покупка книг
4
PISA
Итого: 3
12
7 класс
Мобильные помощники 4
PISA
Новые уловки мошенников
5
PISA
Подарки к Новому году 4
PISA
Итого: 3
13
8 класс
Как защититься от мошенников
5
PISA
Нужен ли кредит
5
PISA
Стоит ли верить скидкам
6
PISA
Итого: 3
16
9 класс
Заработная плата
6
PISA
Климатический магазин 6
PISA

18
Кредит или лизинг
6
PISA
Итого: 3
18
Таблица 2.6
Список заданий «Глобальные Компетенции»
Название комплексного задания
Количество отдельных заданий
Формат заданий
5 класс
Один в поле воин
5
PISA
Соседи
5
PISA
Итого: 2
10
6 класс
В лесу родилась елочка 4
PISA
Как отметить день рождения
4
PISA
Привет, меня зовут
Грун
4
PISA
Руководство по спасению мира для лентяев
4
PISA
Итого: 4
16
7 класс
Кто пойдет в поход
5
PISA
Нам не страшен гололед 5
PISA
Итого: 2
10
8 класс
На каком языке учиться 6
PISA
Леса или сельскохозяйственные угодья
6
PISA
Итого: 2
12
9 класс
Цель №7 3
PISA
Плюсы и минусы стереотипов
6
PISA
Сетикет
3
PISA
Этичное производство и потребление
6
PISA
Итого: 4
18
Таблица 2.7
Список заданий «Креативное мышление»
Название комплексного задания
Количество отдельных заданий
Формат заданий


19
5 класс
Эмблема для первоклассников
3
PISA
Тёплая одежда
3
PISA
Литературная викторина
4
PISA
Буккроссинг
4
PISA
Итого: 4
14
6 класс
Сломать голову
3
PISA
Питание растений
4
PISA
Создай персонажа
4
PISA
Поговорим о дежурстве 4
PISA
Итого: 4
15
7 класс
Условные знаки
3
PISA
Питание морских свинок
3
PISA
Путь сказочного героя
3
PISA
Кафе для подростков
4
PISA
Итого: 4
13
8 класс
Интернет магазин
(визуальное)
3
PISA
Теплопередача
3
PISA
Интернет магазин
(письменное)
3
PISA
Поговорим о манипуляциях
3
PISA
Итого: 4
12
9 класс
Пометки на полях
4
PISA
Вечное движение
4
PISA
Фантастический мир
3
PISA
Как защититься от манипуляций
3
PISA
Итого: 4
14
Итого в рамках реализации задачи 2разработан комплект заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям (математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению) в соответствии с основными подходами обновления банка заданий (542 задания, в том числе не менее 100 заданий по основным

20 направлениям (математической, читательской и естественнонаучной грамотности).
Разработанный комплект заданий прошел экспертизу и был доработан по результатам экспертизы. Доработанный по результатам экспертизы комплект заданий по шести направлениям функциональной грамотности
(математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению) представлен в Приложении 3.
В результате доработки после проведения экспертизы количество заданий было скорректировано: одно из заданий по математической грамотности было разделено на 2 отдельных задания, по читательской грамотности 2 задания были исключены. По итогам доработки осталось 541 задание.
3. Экспертиза заданий для формирования функциональной
грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям
(математической, читательской, естественнонаучной, финансовой
грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению).
Доработка заданий после экспертизы.
Комплекты заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям (математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению), разработанные в соответствии с основными подходами обновления банка заданий, должны были пройти содержательную и тестологическую экспертизу (внутреннюю и внешнюю). Во внутренней экспертизе участвовали все члены групп разработчиков, тестологическую экспертизу проводили тестологи - члены авторского коллектива, выпускники магистерской программы «Измерения в образовании и психологии» Института образования НИУ «ВШЭ».
Во внешней экспертизе заданий по функциональной грамотности участвои 11 экспертов (учителя, прошедшие курсы повышения квалификации по функциональной грамотности или разработчики заданий, работающие в других организациях): по математической грамотности - 4 эксперта, по