Файл: Цель нир Методическое сопровождение открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся на цифровой платформе Разработка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 59 классов по шести направлениям (математи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

59
В подготовленных материалах отражены требования по вводу заданий
по каждому из шести направлений функциональной грамотности.
Например, по математической грамотности были разработаны два типа заданий инновационного характера: со встроенными электронными таблицами; с вкладками. В рекомендациях дается описание особенностей введения заданий данного типа.
«В задание включается электронная таблица, содержащая столбцы, заполненные данными, и свободные столбцы для отображения результатов действий (арифметические действия и действия упорядочивания). Под таблицей располагается «панель управления» с выпадающими меню для выбора наименование столбца и действия, которое необходимо выполнить.»
Задание с вкладками используется для представления отдельных таблиц, диаграмм, графиков и прочих средств представления информации вне основного текста задания. Ученик может сам обращаться к необходимой ему вкладке, открывая или закрывая ее.
Для ввода заданий по глобальным компетенциям были разработаны следующие рекомендации:
1. Для ввода некоторых (не всех) заданий необходим первый экран –
Введение, на нем дается введение в проблему. На этом экране может быть текст с иллюстрациями, может быть текст, далее инструкция – «Прочитайте текст «Введения и нажмите кнопку «ДАЛЕЕ»». Наличие такого экрана должно быть оговорено в технической инструкции для обучающихся.
2. На экране Введения или на экранах с правой стороны даны тексты и гиперссылки – указаны источники информации. При вводе заданий требуется сделать гиперссылки неактивными, чтобы при выполнении заданий обучающиеся не могли выйти на посторонние сайты – это не цель апробации материалов и наличия ссылок.

60 3. Необходимо обеспечить возможность видеть максимальный объем текста, расположенного справа, без использования полосы прокрутки, особенно в 5 и 6 классах.
4. При вводе заданий с открытым ответом следует оставлять большое поле для ответа, чтобы выполняющий задание мог видеть несколько предложений текста, который он ввел, без использования полосы прокрутки.
Это же касается заданий, которые подразумевают наличие двух полей к одному заданию для ввода ответа. Важно обеспечить обучающимся возможность максимально полно видеть оба свои ответа.
5. Задания на перетаскивание. Перетаскивать предлагается варианты ответов – предложения – в предлагаемую таблицу. В таблице для перетаскивания должны быть выделены заголовки столбцов (цветом или жирной линией, или еще каким-либо способом), чтобы она не сливалась с элементами, которые должны перетаскиваться. В таблице должны быть выделены строки. Количество строк во всей таблице должно соответствовать числу предлагаемых вариантов ответов. При перетаскивании обучающийся должен видеть заполняемую таблицу и оставшиеся варианты ответа.
6. Задания с выбором ответа из выпадающего меню. Необходимо сохранить возможность оставить слово «Выберите» - т.е. не сделать выбор для какого-либо варианта ответа.
7. Задания с множественным выбором. Следует обеспечить изменение выбора в каждой строке, а также возможность отменить выбор в данной строке. Если проходящий тестирование сначала сделает выбор в строке, а затем не просто изменит на другой ответ, а оставит строку незаполненной.
Техническое обеспечение введения разработанных заданий в электронный банк требует наличие следующих модулей в платформе открытого банка для проведения апробации:


61
Модуль введения заданий в систему для проведения апробации
Модуль тестирования для проведения апробации
Модуль тестирования для проведения апробации
Модуль анализа и представления общей статистики
Дополнительные инструменты для импорта/экспорта данных
В результате реализации данной части проекта подготовлено методическое обеспечение введения разработанных заданий в электронный банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности для проведения апробации (результаты представлены в Приложении 4, общий объем – 1,1 п. л.).

62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из задач Министерства Просвещения РФ является разработка учебно-методических материалов для организации учебного процесса, направленных на формирование у учащихся навыков, необходимых выпускникам школ для активной жизни в современном обществе, а также организация мониторинга формирования способности применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач (функциональной грамотности). Это актуальное для реализации задач, поставленных президентом РФ, направление включает разработку национального инструментария и технологии оценки функциональной грамотности, а также проведение работ по оценке качества общего образования на основе методологии и инструментария международных исследований качества подготовки обучающихся.
Цель
научно-исследовательской
работы:
Методическое сопровождение открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся на цифровой платформе
Разработка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям (математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению).
Задачи исследования:
1. Разработка научно-методических подходов обновления банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям (математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению).


63 2. Разработка комплекта заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям функциональной грамотности.
3. Проведение экспертизы разработанных заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям функциональной грамотности. Доработка заданий по результатам экспертизы.
4. Разработка методического обеспечения введения разработанных заданий (тестологическое и техническое обеспечение работы) в электронный банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
Объект исследования: качество образования в основной школе
Предмет исследования: функциональная грамотность обучающихся
5 -9 классов основной школы по шести составляющим – математической, естественнонаучной, финансовой, читательской грамотности, глобальным компетенциям и креативному мышлению.
Методы
исследования: анализ литературы, компьютерное тестирование, количественный и качественный анализ результатов, экспертная оценка.
Основные результаты, полученные в ходе исследования:
В рамках задачи 1 разработаны научно-методические подходы обновления банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям (математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению) с учётом методологии международных сравнительных исследований
(PISA,
TIMSS) и особенностей Федерального электронного банка заданий для оценки

64 функциональной грамотности.
Разработанные научно-методические подходы обеспечивают преемственность с разработанным банком заданий, размещённым на портале РЭШ.
Результаты выполнения данной задачи представлены в Приложении 1
(объем – 1 п.л.).
В рамках задачи 2 разработан комплект заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям
(математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению) в соответствии с основными подходами обновления банка заданий (542 задания, в том числе не менее 100 заданий по основным направлениям (математической, читательской и естественнонаучной грамотности).
В рамках задачи 3 была проведена экспертиза разработанных заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям функциональной грамотности с привлечением специалистов в области разработки компетентностно-ориентированных заданий, учителей и специалистов в области оценки качества образования
(Экспертные заключения представлены в Приложении 3, объем – 4,2 п.л.).
По результатам экспертизы были доработаны задания для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям функциональной грамотности. В результате доработки после проведения экспертизы количество заданий было скорректировано: одно из заданий по математической грамотности было разделено на 2 отдельных задания, по читательской грамотности 2 задания были исключены. По итогам доработки осталось 541 задание. Задания представлены в Приложении 2, общий объем – 27,8 п.л.


65
В рамках задачи 4 было подготовлено методическое обеспечение введения разработанных заданий в электронный банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности для проведения апробации. Разработка включала тестологическое и техническое обеспечение работы.
Результаты выполнения задачи представлены в Приложении 4 (общий объем – 1,1 п. л.).
1   2   3   4   5   6

Рекомендации по внедрению:
Разработанные материалы могут послужить основой для проведения работ по различным направлениям, связанным с проведением в России международных и национальных исследований качества образования, что должно повысить эффективность использования результатов данных исследований для повышения качества российского образования.
Подготовленные банки заданий и методические рекомендации по их использованию в учебном процессе могут служить педагогической базой для разработки заданий по функциональной грамотности, а также для системы повышения квалификации учителей (оценки их профессиональной компетентности и формирования стратегий развивающего обучения).

66
Список использованных источников
1. Виноградова Н. Ф.,
Кочурова Е. Э.,
Кузнецова М. И. и др.
Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф,
2018. 288 с.
2. Ковалева Г. С. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования): материалы к заседанию Президиума РАО 27 июня 2018 г. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 5 (55). С. 150–169.
3. Мониторинг формирования функциональной грамотности: аналитический отчет. Предварительные результаты. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. 224 с. (в рукописи).
4. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. мат-лов / под науч. ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, Издательский дом
РАО, 2003. 368 с.
5. Международная оценка образовательных достижений учащихся (PISA).
Примеры заданий по естествознанию.//Центр оценки качества образования
ИСМО РАО, 2007.
6. Основные результаты международного исследования PISA-2015. Центр оценки качества образования ИСРО РАО, 2016 // www.centeroko.ru
7. Пентин А.Ю., Ковалева Г.С., Давыдова Е.И., Смирнова Е.С. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA// Вопросы образования.
2018. №1. С. 79-109.
8. Авдеенко Н. А., Денищева Л. О., Краснянская К. А., Михайлова А. М.,
Пинская М. А. Креативность для каждого: внедрение развития навыков
XXI века в практику российских школ // Вопросы образования. 2018. № 4.
С. 282-304.
9. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. (2009) Психология креативности. М.: Когито-Центр.
10. Фрумин, И.Д., Добрякова, М.С., Баранников, К.А., Реморенко, И.М. (2018).
Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о