Файл: Цель нир Методическое сопровождение открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся на цифровой платформе Разработка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 59 классов по шести направлениям (математи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

50
Задание 4/4. Этот раздел в системе оценки будет дополнен конкретными примерами ответов учащихся по результатам массовой апробации.
Ситуация «Тёплая одежда», решение естественнонаучных проблем
Задание 1/3. Доработаны критерии оценки ответов на 1 балл. Уточнена ссылка на неявно присутствующий во вспомогательном тексте перечень потенциальных опасностей.
Задание 2/3.
1) Сопроводительный текст доработан.
2) Ориентиром для учащегося, как это следует из текста задания, должны являться названные ребёнком в предыдущем задании опасности.
Именно с ними учащимся предложено соотнести и откорректировать свой ответ.
3) Более конкретные примеры ответов будут приведены по результатам массовой апробации
Задание 3/3. Замечаний нет
Ситуация «Буккроссинг», решение социальных проблем
Замечаний нет
В 6 класс по заключению эксперта представленная система заданий в целом
-оценивает сформированность функциональной грамотности в направлении «Креативное мышление», с учётом сделанных замечаний,
-соответствует возрастным особенностям и жизненному опыту учащихся пятого класса,
-соответствует знаниям и кругозору пятиклассников (учащиеся имели возможность освоить отдельные знания и умения, необходимые для выполнения задания в рамках учебных предметов),
-отражают реальные ситуации,
-может быть использована после перепроверки и при необходимости доработки системы оценки ответов учащихся для заданий
-№№1 ситуация «Сломать голову»,
-№№2,4 ситуация «Питание растений»,
-№№4 ситуация «Создай персонажа»,
-№№3,4 ситуация «Поговорим о дежурстве»

51
В 7 классе по замечаниям эксперта произведена следующая доработка
Ситуация «Сломать голову», визуальное самовыражение
Задание 1/3. Внесено уточнение в формулировку критериев оценивания.
Окончательно сформировать критерии оценивания и привести примеры возможно после проведения апробации.
Задание 2/3. Замечаний нет
Задание 3/3. Замечаний нет
Ситуация «Питание растений», решение естественно-научных проблем
Задание 1/4. Замечаний нет
Задание 2/4. В данном задании учащихся просят предложить идею опыта, подтверждающего факт перемещения питательных веществ у растений. Можно предложить разные варианты опытов, в том числе – наглядные и занимательные. Подобные идеи, редко встречающиеся в выборке ответов, в нашем случае можно оценивать как креативные.
Задание 3/4. Замечаний нет
Задание 4/4. Доработана (упрощена) формулировка задания. Вместе с тем необходимо отметить, уровень сложности данного задания планируется как высокий.
Ситуация «Создай персонажа», письменное самовыражение
Задание 1/4. Замечаний нет
Задание 2/4. Замечаний нет
Задание 3/4. Замечаний нет
Задание 4/4. Задание будет дополнено ответами учащихся по результатам массовой апробациию. Формулировка задания будет изменена в сторону поиска наиболее креативной идеи.
Ситуация «Поговорим о дежурстве», решение социальных проблем
Задание 1/4. Замечаний нет
Задание 2/4. Замечаний нет
Задание 3/4. В текст задания внесено уточнение «интересные».
Окончательное решение по составу перечня советов будет приниматься с учётом ответов пятиклассников на предыдущие задания.


52
Задание 4/4. Спасибо за замеченную опечатку. В спецификацию внесено уточнение.
По заключению эксперта представленная система заданий в целом
-оценивает сформированность функциональной грамотности в направлении «Креативное мышление»,
-соответствует возрастным особенностям и жизненному опыту учащихся пятого класса,
-соответствует знаниям и кругозору пятиклассников (учащиеся имели возможность освоить отдельные знания и умения, необходимые для выполнения задания в рамках учебных предметов),
-отражают реальные ситуации,
-может быть использована после перепроверки и при необходимости уточнения инструкций и критериев оценки ответов учащихся для заданий
-№№2,3 ситуация «Условные знаки»,
-№№1,2 ситуация «Питание морских свинок»,
-№№2 ситуация «Путь сказочного героя»
По замечаниям эксперта произведена следующая доработка
Ситуация «Условные знаки», визуальное самовыражение
Задание 1/3. Разделение полей для ответа будет обсуждаться с операторами при вводе заданий в систему.
Задание 2/3. Замечаний нет
Задание 3/3.
1)
В тексте задания нет слова «поход». Дословно в тексте записано:
«Ваша команда хочет тайно встретиться накануне соревнований.»
2)
Конкретизация на примерах критериев оценки возможна по результатам массовой апробации
Ситуация «Кафе для подростков», решение социальных проблем
Задание 1/3. Замечаний нет
Задание 2/3. По результатам массовой апробации будет произведена проверка того, насколько часто подобные ответы встречаются при выполнении задания 1/3.
Задание 3/3. Замечаний нет

53
Ситуация «Питание морских свинок», решение естественно-научных проблем
Задание 1/3.
1)
Доработан текст задания. В инструкции уточнено, что требуется решить проблему ухода за зверьками.
2)
В тексте точно сказано что требуется предложить ТРИ разных решения. Уточнено, что среди них хотя бы одно должно-быть конструкторским
3)
Слово «инженерно-техническое» заменено на «конструкторское»
Задание 2/3. Уточнена компетентностная область оценки.
Задание 3/3. Замечаний нет
Ситуация «Путь сказочного героя», письменное самовыражение
Задание 1/3. Замечаний нет
Задание 2/3. Критерии оценки на 1 балл доработаны, добавлена формулировка «НО выглядит стандартно на фоне общей выборки.
Задание 3/3. Замечаний нет
1   2   3   4   5   6

В 8 классе по заключению эксперта представленная система заданий в целом
-оценивает сформированность функциональной грамотности в направлении «Креативное мышление» с учётом сделанных замечаний,
-соответствует возрастным особенностям и жизненному опыту учащихся пятого класса,
-соответствует знаниям и кругозору пятиклассников (учащиеся имели возможность освоить отдельные знания и умения, необходимые для выполнения задания в рамках учебных предметов),
-отражают реальные ситуации,
-может быть использована после уточнения инструкций и текста заданий с целью их большего соответствия проверяемым конструктам
-№№2,3 ситуация «Интернет-магазин», визуальное самовыражение
-№№1 ситуация «Теплопередача»,
-№№1,2,4 ситуация «Поговорим о манипуляциях»
По замечаниям эксперта произведена следующая доработка

54
Ситуация «Интернет магазин», визуальное самовыражение
Задание 1/3. Замечаний нет
Задание 2/3. В качестве правильного варианта ответа предложены дополнительно №1 и №3. Окончательно сформировать критерии оценивания возможно после проведения апробации.
Задание 3/3. Задание приведено в форму с двумя экранами, где в левой части задания напоминается содержание первого текста. В формулировку задания добавлена фраза «Помните об основных правилах, которые помогут вам создать качественный логотип».
Ситуация «Теплопередача», решение естественно-научных проблем
Задание 1/3. В первом задании учащимся требуется оценить и проверить все места, связанные а) с теплоизоляцией дома и б) с исправностью отопительной системы. Приведённый стимульный материал призван вербально и в наглядной форме подсказать детям, на что именно, на какие объекты в первую очередь следует обратить внимание. Целесообразность использования такого формата подсказок будет оцениваться по результатам массовой апробации.
Задание 2/3. Замечаний нет
Задание 3/3. Замечаний нет
Ситуация «Поговорим о манипуляциях», решение социальных проблем
Задание 1/3.
1)
Сам перечень ситуаций и критерии оценки будут уточняться по результатам массовой апробации
2)
Фразы-манипуляторы рассматриваются как маркеры ситуации манипулирования.
Способность вообразить различные варианты, отличающиеся от приведённых примеров, собственно, как и во всех других заданиях такого типа, и являются предметом оценки. Здесь смысл задания и критерия оценки не в проверке способности выстроить синонимический ряд, а в способности увидеть разные грани ситуации манипулирования и выразить их с помощью адекватной лексики.
Задание 2/3.
В задании используются следующие дистракторы:
1. Ты обещал делать доклад вместе. Когда начнём?


55
Такого рода обращение не является попыткой манипуляции. Это начало обычного диалога – договора о начале совместной работы.
2. Ты обещал помочь мне. Сегодня я тебя жду.
Такого рода обращение – явная попытка навязать удобное для вопрошающего время встречи, попытка манипуляции по типу «Необдуманное обещание». Предполагается, что именно эту ситуацию и должны выбрать учащиеся.
3. Ты обещал принести диск. Передумал?
Такого рода обращение не является попыткой манипуляции. Однако можно вообразить ситуацию, в которой подобная фраза может расцениваться как попытка сыграть на тщеславии, как попытка манипуляции по типу
«Слабо!» (Но не по типу «Необдуманное обещание», о котором идёт речь в задании). Предполагается, что если учащиеся именно так раскроют эту фразу, то их ответ может быть частично принят.
4. Ты обещал решить мне задачи. Завтра надо сдавать.
Такого рода обращение не является попыткой манипуляции. Это действительно напоминание о невыполненном обещании, все сроки для выполнения которого уже прошли.
Задание
3/3.
Сложность задания предварительно изменена.
Окончательное решение будет принято по итогам апробации.
Ситуация «Интернет-магазин», письменное самовыражение
Замечаний нет
По заключению эксперта представленная система заданий в целом
-оценивает сформированность функциональной грамотности в направлении «Креативное мышление»,
-соответствует возрастным особенностям и жизненному опыту учащихся пятого класса,
-соответствует знаниям и кругозору пятиклассников (учащиеся имели возможность освоить отдельные знания и умения, необходимые для выполнения задания в рамках учебных предметов),
-отражают реальные ситуации,
-может быть использована после уточнения инструкций для учащихся с целью более тесного соотнесения с системой оценки

56
-№№2 ситуация «Пометки на полях»,
-№№3,4 ситуация «Вечное движение»,
-№№1,2 ситуация «Тёплая одежда»
В 9 классе по замечаниям эксперта произведена следующая доработка
Ситуация «Пометки на полях», визуальное самовыражение
Задание 1/4. Замечаний нет
Задание 2/4. В ответ на вопрос эксперта сообщаем позицию разработчиков. В соответствии с заданием требуется, чтобы была предложена такая система условных знаков и пометок, «чтобы с их помощью было легче составить план текста и пересказать его, пояснить смысл названия». Будет ли при этом ученик использовать уже придуманные или увиденные знаки, или предложит систему новых значков – это дело отвечающего. Важно, чтобы предложенная система была, как об этом говорится в задании, функциональной, а также «интересной, яркой, легко запоминающейся».
Критерии оценки подобраны так, чтобы они отвечали данным требованиям.
Окончательные решения о необходимости редактировать/уточнять текст задания и критерии будут приняты по результатам массовой апробации.
Задание 3/4. Замечаний нет
Задание 3/4. Замечаний нет
Ситуация «Вечное движение», решение естественно-научных проблем
Задание 1/4. Замечаний нет
Задание 2/4. Замечаний к редакции не было. Вместе с тем уточнена редакция вопроса. Вместо расширительной формулы «Опираясь на научные знания тех лет», предложена формулировка «Не выходя за круг научных знаний тех лет», связывающая данное задание с предыдущим, в котором прямо говорится о том, что в то время еще не было известно о тепловом движении молекул.
Задание 3/4. Задание 4/4. Результаты многочисленных проверок убедительно свидетельствуют о том, что учащиеся обладают необходимыми знаниями.
Ситуация «Фантастический мир», письменное самовыражение


57
Задание 1/3. В критериях оценки на 1 балл добавлена формулировка
«Идея фантастического мира описана кратко, но понятна и отличается оригинальностью на фоне общей выборки».
Задание 2/3. Замечаний нет
Задание 3/3. В критериях оценки на 1 балл добавлена формулировка
«Доработанная идея описана кратко, но понятна и отличается оригинальностью на фоне общей выборки».
Ситуация «Как защищаться от манипуляций», решение социальных проблем
Задание 1/3.
1)
Спасибо большое за замеченную небрежность. Примеры потенциальных ответов убраны из поля для ответов.
2)
Примеры могу приводиться в любой редакции
3)
В критериях оценки частично принимаемого ответа (на 1 балл) указывается, что конкретных примеров может не быть, но хотя бы обобщенная отсылка к рекламе должна присутствовать хотя бы в любых трёх из пяти позиций
Задание 2/3. В задании просят высказать аргумент в защиту определённой существующей в реальности позиции.
Этических противоречий, по нашему мнению, здесь нет. Скорее поднимается вопрос о допустимости различных интерпретаций. Тем не менее, слово «Многие» заменено в тексте задания на «Некоторые».
Задание 3/3. Замечаний нет
Экспертные заключения на разработанные задания для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям функциональной грамотности представлены в Приложении 3, объем – 4,2 п.л..

58
4. Методическое обеспечение введения разработанных заданий в
электронный банк заданий для формирования и оценки функциональной
грамотности для проведения апробации
Методическое обеспечение введения разработанных заданий включает три направления:
1) Учет особенностей разработанных материалов
2) Учет основных требований по введению заданий для различных направлений функциональной грамотности
3) Учет технических аспектов обеспечения введения заданий
Последнее направление требует разработки тестологического и технического обеспечение работы.
Для введения разработанных заданий в электронный банк заданий необходимо учитывать специфику разработанных материалов.
Задания для формирования и оценки функциональной грамотности имеют следующие особенности:
- по формату представления учащимся, как правило, разделено на две области.
- по форме ответа:
 Задания с выбором одного верного варианта ответа
 Задания с выбором нескольких верных вариантов ответа
 Задания с множественным выбором
 Задания с открытым ответом в виде текста или рисунка
 Задания с кратким ответом
 Задания с выпадающем меню
 Задания с перетаскиванием объектов
 Задания с выделением нужного фрагмента в тексте.
Для каждого из перечисленных форматов ответа даны рекомендации по вводу этих заданий на электронную платформу.
Разработанные материалы помимо заданий, разные формы которых представлены выше, включают систему оценивания как для заданий с автоматической проверкой, так и для заданий, которые оцениваются экспертами после проведения тестирования.