Файл: Цель нир Методическое сопровождение открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся на цифровой платформе Разработка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 59 классов по шести направлениям (математи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
По естественнонаучной грамотности по результатам внешней экспертизы и замечаниям экспертов к отдельным заданиям выполнена следующая доработка:
5 класс
Комплексное задание «Суперспособности растений»
 В задании №2 уточнён основной вопрос задания.
 Сокращён текст, предшествующий заданию №3.
 Задание №4 переквалифицировано на сложное.
 В задание №5 добавлен ключевой вопрос, на который было указано в экспертном мнении.
Комплексное задание «Звуки музыки»
 Улучшено расположение рисунков в задании.
Комплексное задание «Чем мы дышим»
 Заменена фотография. Уточнена формулировка задания 2. Уточнены критерии оценивания задания 2.
6 класс
Комплексное задание «Что такое снег?»
 Уточнена формулировка задания 5.
7 класс
Комплексное задание «Чем питаются птицы»
 Исправлены критерии оценивания для задания 2.
 Исправлена опечатка в задании 3.
Комплексное задание «Сапоги скороходы»

41
 Уточнены критерии оценивания задания 5.
Комплексное задание «Красный прилив»
 Уточнены критерии оценивания на 1 балл в задании 3.
 Сокращен текст в задании 4.
 Уточнены критерии оценивания задания 4.
 Уточнены критерии оценивания на 1 балл в задании 6.
8 класс
Комплексное задание «Гамбургер»
 Скорректирована формулировка дистрактора А в задании 1.
 Скорректирована формулировка вопроса в задании 3.
Комплексное задание «Загрязнение атмосферы»
 Изменен уровень сложности задания 3 на «средний».
 Изменен уровень сложности задания 4 на «высокий».
9 класс
Комплексное задание «Вирусы»
 Исправлен критерий оценивания для задания 1.
 Исправлен критерий оценивания для задания 5.
Комплексное задание «Мир зеленого безмолвия»
 Изменены описание опыта и формулировка вопроса в задании 1.
Комплексное задание «Путешествие в силиконовую долину»
 Уточнена формулировка задания 4.
По результатам внешней экспертизы замечаний к другим заданиям нет.
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
По финансовой грамотности по результатам внешней экспертизы и замечаниям экспертов к отдельным заданиям выполнена следующая доработка:
I.
Правка текста заданий и вопросов.
5 класс.
Задание «Экономия карманных денег».


42
Задание 4/4.
Было:
Помогите Саше подсчитать, сколько денег ему надо стараться сэкономить к концу каждой недели, чтобы через три недели купить компьютерную игру, которая стоит 360 рублей.
Стало:
Компьютерная игра стоит 360 рублей. Саша решил накопить на нее деньги за три недели. Он планирует к концу каждой недели откладывать одну и ту же сумму. Сколько денег надо экономить Саше каждую неделю?
Задание «Поездка в зоопарк».
Задание 4/4
Было:
– Теперь, когда мы точно знаем, какими услугами мы решили воспользоваться, ты можешь сам подсчитать, сколько денег понадобится твоему другу, – включилась в разговор Наташа. – Вот, посмотри, окончательный вариант наших планов на поездку:
(таблица)
Сколько денег потребуется на поездку Андрею?
Ответ запишите числом.
Андрею потребуется _________ рублей.
Стало:
– Ты можешь сам подсчитать, сколько денег понадобится твоему другу, чтобы просто попасть в зоопарк и чтобы участвовать в нашей программе посещения зоопарка,– включилась в разговор Наташа. – Вот, посмотри, окончательный вариант наших планов на поездку:
(таблица без изменений)
1) Какая минимальная сумма денег потребуется Андрею, чтобы попасть в зоопарк и посмотреть на животных?
Ответ запишите числом.

43
Чтобы попасть в зоопарк и посмотреть на животных Андрею потребуется _________ рублей.
2) Какая сумма денег нужна будет Андрею, чтобы участвовать в программе посещения зоопарка, составленной родителями Антона?
Ответ запишите числом.
Чтобы участвовать в программе посещения зоопарка, составленной родителями Антона, Андрею потребуется_____________________ рублей.
6 класс.
Задание «Билеты на каток».
Задание 2/4
Было:
- Согласен, давай проанализируем объявление. У нас впереди каникулы, мы можем выбрать любой день.
Стало:
- Согласен, давай проанализируем объявление. У нас впереди каникулы, мы можем выбрать любой день. Я обожаю кататься, у меня отличные коньки.
Задание «Как сэкономить на покупке книг»
Задание 1/4:
Было:
– Ехать до хорошего книжного магазина далековато, а в ближайшем выбор небольшой, я не уверена, что мы найдём там все необходимые тебе книги, – сказала мама. – Помимо этого, нам нужно будет выделить деньги из бюджета и запланировать эту покупку.
Стало:
– Ехать до хорошего книжного магазина далековато, а в ближайшем выбор небольшой, я не уверена, что мы найдём там все необходимые тебе книги, – сказала мама. – Помимо этого, нам нужно будет выделять деньги из бюджета и планировать эти покупки.
Задание 2/4.
Было: – Чтобы не откладывать покупку книг, найдём возможность купить их дешевле, – сказала старшая сестра Рита, – для этого заглянем в интернет.


44
Стало:
- Есть возможность сэкономить на покупках книг, - сказала старшая сестра Рита. - Для этого заглянем в интернет.
Задание 3/4.
Было:
– Давай посмотрим, в каком именно интернет-магазине дешевле всего будет купить твои книги, – предложила Рита.
Стало:
– Давай посмотрим, в каком именно интернет-магазине дешевле всего будет купить каждую из твоих книг, – предложила Рита.
Было:
В каких интернет-магазинах ему следует купить каждую из книг?
Стало: В каких интернет-магазинах следует купить каждую из книг, если покупать по одной книге в неделю?
7 класс.
Задание «Мобильные помощники».
Задание 2/4.
Было:
При заказе до 5 марта – скидка 10 %
Стало:
При заказе через мобильное приложение – скидка 10%
8 класс.
Задание «Стоит ли верить скидкам».
Задание 6 / 6
Было:
Модель продаваемых туфель морально устарела.
Стало:
Модель продаваемых туфель прошлого сезона.
Было:
Холодильник, демонстрирующийся в зале магазина в отключённом состоянии.
Стало:

45
Соковыжималка, демонстрирующаяся в зале магазина в отключённом состоянии.
9 класс.
Задание «Кредит или лизинг».
Задание 4/6.
Было:
Стоимость грузовика 1 000 000 руб.
Собственные средства 300 000 руб.
Сумма, взятая в кредит 700 000 руб.
Период
60 месяцев
Процент 15 %
Предполагаемый транспортный налог за 5 лет 150 000 руб.
Стало:
Стоимость грузовика 1 000 000 руб.
Собственные средства 300 000 руб.
Сумма, взятая в кредит 700 000 руб.
Период
60 месяцев
Процент 15 %
Предполагаемое страхование автомобиля на 5 лет
200 000 руб.
Предполагаемый транспортный налог за 5 лет 150 000 руб.
Было: Отметьте один верный вариант ответа. o
16 652, 95 х 60 = 999 177 o
999 177 + 150 000 =1 149 177 o
1 000 000 + 150 000 = 1 150 000 o
1 000 000 + 299 177 = 1 299 177
Стало: Отметьте один верный вариант ответа. o
999 177 + 150 000 =1 149 177 o
999 177 +150 000+200 000=1 349 000 o
1 000 000 + 150 000+200 000 = 1 350 000 o
1 000 000 + 299 177 = 1 299 177

46
Задание 6/6 (характеристики)
Было: так как оплачиваются только ежемесячные лизинговые платежи, не надо оплачивать транспортный налог;
Стало: так как оплачиваются только ежемесячные лизинговые платежи
II.
Примечания.
5 класс. Задание «Штраф». Задание 1/4.
Заданию изначально присвоен средний уровень сложности, поэтому в правке нет необходимости.
6 класс. Задание «Билеты на каток». Задание 1/4.
То, что покупающий и катающийся может быть одним человеком, не меняет алгоритма выбора правильного ответа. В правке нет необходимости.
Задание «Интересные выходные».
Ремарка о том, что в задании не учтены затраты времени при расчете стоимости поездки, проанализирована.
При разработке задания акцентировалось внимание на финансовом аспекте поездки, учет времени находится за пределами стоявшей задачи. В правке нет необходимости.
7 класс. Задание «Подарки к Новому году». Задание 3/4.
Задание предполагает выбор одного подарка, следовательно, выбор наиболее выгодного предложения. В правке нет необходимости.
8 класс. Задание «Нужен ли кредит?» Задание 4/5.
Данный кредит является целевым. Сумма кредита напрямую связана со стоимостью кредита. На оплату страховки кредит не оформляется. В правке нет необходимости.
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
По глобальным компетенциям также была проведена внутренняя экспертиза, тестологическая экспертиза и внешняя экспертиза.
Тестологическая экспертиза была проведена Садовщиковой О.И., младшим научным сотрудником Центра оценки качества образования «ИСРО
РАО».
Внешняя экспертиза: Кушнерева Ю.В., Каськова Н.Л.
Все замечания тестологической экспертизы были учтены при доработке заданий (45 замечаний).


47
Внешние эксперты анализировали задания, доработанные по замечаниям тестолога. Эксперты пришли к выводу, что все разработанные задания в основном соответствуют целям формирования функциональной грамотности, возрастным особенностям учащихся и их жизненному опыту:
«Они интересны для учеников, формируют навыки функциональной грамотности и позволяют оценить уровень овладения глобальными компетенциями». Часть заданий получила оценку «отличное задание», зафиксированную в экспертных заключениях (5 класс – 5 заданий, 6 класс – 7 заданий. 7 класс – 4 задания, 8 класс – 8 заданий, 9 класс – 10 заданий).
Больше всего замечаний вызвало соответствие системы заданий жизненному опыту учащихся (дана оценка «частично»).
Одно из замечаний эксперта, касающееся уровня сложности двух заданий для 6 класса (одно - слишком лёгкое, другое – слишком сложное) не принято. Наличие лёгкого задания позволит дать правильный ответ обучающимся с невысоким уровнем подготовки. Замечание эксперта об отсутствии у шестиклассников знаний для ответа на вопрос высокой сложности не принято, так как в критериях оценивания данного задания с открытым ответом, заложена возможность получить высший балл нивелируется возможностью без использования специальных знаний.
По результатам внешней экспертизы с учётом замечаний была проведена доработка всех комплексных заданий.
1.
Уточнены
или
скорректированы
тексты
«Введение»
комплексных заданий: 6 класс «В лесу родилась ёлочка» - изменён рисунок,
7 класс «Кто пойдёт в поход», «Нам не страшен гололёд», 8 класс «На каком языке учиться» 9 класс «Этичное производство и потребление».
2. Уточнены или скорректированы тексты, лежащие в основе
ситуаций: комплексных заданий: 5 класс: «Один в поле воин», «Соседи», 6 класс: «Как отметить день рождения (3/4 ), «Привет, меня зовут Грун»: (4/4),
«Руководство по спасению мира для лентяев»: (1/4), 7 класс «Кто пойдёт в поход» (1/5), 8 класс: «Леса или сельскохозяйственные угодья», «На каком языке учиться», 9 класс: «Цель №7», «Этичное производство и потребление»,
«Плюсы и минусы стереотипов».
3. Уточнены или скорректированы вопросы: 5 класс: «Один в поле воин» 1/5, 2/5, 3/5, 5/5), «Соседи» (1/5, 2/5, 3/5, 4/5, 5/5), 6 класс «В лесу родилась ёлочка» - (4/4), 6 класс: «Как отметить день рождения (2/4, 3/4, 4/4),


48
«Привет, меня зовут Грун» (4/4), «Руководство по спасению мира для лентяев»
(1/4, 4/4), 7 класс: «Кто пойдёт в поход» (5/5), «Нам не страшен гололёд» (1/5,
3/5), 9 класс: «Цель №7», «Этичное производство и потребление» (2/6, 4/6).
4. Уточнены или скорректированы дистракторы: 5 класс «Один в поле воин» (1/5, 4/5), «Соседи» (2/5, 4/5, 5/5), 6 класс «Как отметить день рождения (1/4, 4/4), «Привет, меня зовут Грун» (1/4, 2/4, 3/4, 4/4),
«Руководство по спасению мира для лентяев» (1/4), 7 класс «Кто пойдет в поход» (2/5), «Нам не страшен гололёд» (1/5, 2/5, 4/5, 5/5), 8 класс «Леса или сельскохозяйственные угодья» (5/6), «На каком языке учиться» (4/6, 6/6), 9 класс «Плюсы и минусы стереотипов» (2/6, 4/6, 5/6).
5. Уточнены или скорректированы ответы и системы оценивания:
«Соседи» 3/5 (задание с открытым ответом переведено на 2 балла, 4/5 – задание с комплексным множественным выбором переведено на 1 балл),
«Руководство по спасению мира для лентяев» (1/4), 8 класс «На каком языке учиться» (1/6) , 9 класс «Этичное производство и потребление» (5/6), «Плюсы и минусы стереотипов» (5/6).
6. Внесены изменения в определение уровня сложности задания: 5 класс «Один в поле воин» (4/4) (задание с высокого уровня переведено на средний), «Руководство по спасению мира для лентяев» (задание 1 переведено на низкий уровень в связи с изменением дистракторов и рекомендациями тестолога, задание 4 переведено на средний уровень в связи с рекомендациями тестолога и внесёнными изменениями), 9 класс «Плюсы и минусы стереотипов» (5/6) по предложению тестолога повышен уровень сложности до
«высокий».
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
По креативному мышлению задания были доработаны по замечаниям внутренней экспертизы, тестологической экспертизы и внешней экспертизы.
В 5 классе по заключению эксперта представленная система заданий в целом
-оценивает сформированность функциональной грамотности в направлении «Креативное мышление»,
-соответствует возрастным особенностям и жизненному опыту учащихся пятого класса,

49
-соответствует знаниям и кругозору пятиклассников (учащиеся имели возможность освоить отдельные знания и умения, необходимые для выполнения задания в рамках учебных предметов),
-отражают реальные ситуации,
-может быть использована после перепроверки и при необходимости доработки критериев оценки ответов учащихся для заданий
-№№1,3 ситуация «Эмблема для первоклассников»,
-№№1,2,4 ситуация «Литературная викторина»,
-№№1,2 ситуация «Тёплая одежда»
По замечаниям эксперта произведена следующая доработка
Ситуация
«Эмблема
для
первоклассников»,
визуальное
самовыражение
Задание 1/3. У учащихся сохраняется возможность нарисовать эскиза эмблемы полностью самостоятельно, не используя предложенный материал.
Для тех, кто испытывает трудности при работе с графическим редактором, возможность создать коллаж из предложенных рисунков, является определённым выходом из этой ситуации. Создание коллажа для пятиклассников – задача довольно сложная, которая никак не ограничивает их воображение.
Задание 2/3. Замечаний нет
Задание 3/3. Окончательное решение по составу эскизов, а также по способу их предъявления учащимся будет приниматься по результатам массовой апробации.
Ситуация «Литературная викторина», письменное самовыражение
Задание 1/4. Текст задания дополнен новой инструкцией: «Выберите, о
чём вы будете писать – о городах, или о странах, – и запишите свой ответ
Задание 2/4. Окончательное решение критериям оценки будет приниматься по результатам массовой апробации. В настоящее время использование идеи Рисовалии не противоречит критериям полностью принимаемого ответа при условии, что в тексте выдержаны остальные условия задания (близкие по смыслу названия, оригинальная форма и т.д.).
Задание 3/4. Замечаний нет