Файл: Дипломная работа тема Товароведная характеристика ассортимента и оценка качества стеклянных изделий, реализуемых в ооо гипермаркете обипарнас.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 621

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предварительно отделенную от трубки, вставляют баночку из бесцветного стекла и, сильно ее раздувая, спаивают с внутренней стенкой воронки. Наружную стенку воронки обрызгивают водой и отделяют; затем баночку после подогрева в печи раздувают в форме в готовое изделие.

Изделия с путаной ниткой вырабатывают путем навивания нити из расплавленного цветного стекла на баночку из стекла бесцветного, с последующим выдуванием изделия в форме. В результате поверхность изделия покрывается рельефной сеткой из тонких нитей цветного стекла.

Изделия под мрамор обычно имеют внутренний слой из заглушенного стекла молочного цвета, а наружный — из стекла бесцветного. Между этими слоями находятся прожилки из стекла различных цветов. Самый простой способ получения такого изделия состоит в том, что баночку из молочного стекла покрывают кусочками или полосками цветного стекла, затем набирают бесцветное стекло и баночку выдувают в готовое изделие.

Изделия с внутренней спиралью характеризуются наличием внутренних спиралеобразных нитей из цветного стекла, получение которых является весьма сложным процессом.

Изделия с волнообразной поверхностью (валиком) имеют продольные, как бы расплывчатые грани, разной ширины на отдельных участках изделия.

Получают такие изделия выдуванием сначала в черновой форме с гранями, а затем в чистовой форме.

Готовую выдувную стеклянную посуду украшают нанесением матовой ленты и матового узора, декоративной шлифовкой, гравировкой, травлением и живописью.

Матовую ленту наносят на изделия на особых станках с помощью кашицы из песка и воды, которая непрерывно подается под стальные пластинки, прижатые к поверхности вращающегося изделия. Зерна песка при этом царапают поверхность изделия, оставляя на ней матовые полоски по ширине стальных пластинок.

Матовый узор получают на стенках изделий с помощью пескоструйного аппарата. При этом изделия помещают в металлические футляры с отверстиями в виде какого-либо узора. Направляя струю песка на эти отверстия, получают на поверхности изделий матовый узор, соответствующий форме отверстий в футляре.

Декоративная шлифовка состоит в том, что с помощью смачиваемых водой вращающихся каменных кругов различного профиля (поперечного сечения) с поверхности прижатых к этим кругам изделий снимают постепенно верхние слои стекла, получая грани различной формы и размера. Грани эти затем, как правило, полируют обычным способом.


В зависимости от характера и сложности граней декоративная шлифовка делится на простую, или валовую, — в виде круглых или овальных, не связанных между собой ямок; номерную — в виде несколько более сложных узоров; прямую широкую, или шайбочную, — в виде широких граней вдоль изделия; алмазную — в виде различных, чаще всего звездчатых или лучистых узоров, составленных из глубоких канавок. Алмазная шлифовка отличается разнообразием узоров различной сложности и поэтому подразделяется для большинства изделий на 10 групп (десять номеров), а для некоторых изделий (блюда, вазы для цветов) — на 16 групп.

Гравировка состоит в том, что на изделие наносят неглубокие узоры с помощью вращающихся медных дисков и специальной шлифующей пасты.

Полученный узор полируют или оставляют матовым. В зависимости от степени сложности узора гравировка делится на 10 групп, приравниваемых при расценке посуды к соответствующим группам алмазной шлифовки.

Травление производится с помощью плавиковой (фтористоводородной) кислоты, обладающей способностью разрушать (растворять) стекло, оставляя без изменения воск, парафин, дерево и т. п.

Различают три вида травления: обыкновенное, пантографное и глубокое, или художественное.

При обыкновенном травлении изделия покрывают тонким слоем мастики, чаще всего из воска и парафина. По мастике с помощью особой машины вычерчивают (до обнажения стекла) различной формы узоры, после чего изделия обрабатывают (обычно погружением) травильной жидкостью. Содержащаяся в травильной жидкости плавиковая кислота разрушает поверхностный слой стекла в местах, освобожденных от мастики, вследствие чего на поверхности изделий, после удаления промыванием в горячей ванне мастичного слоя, остается тонкий матовый «кружевной» рисунок.

Пантографное травление отличается от обыкновенного только более сложного узора, который вычерчивают по мастичному слою с помощью особой машины — пантографа. При расценке посуды пантографное травление приравнивают к первой группе алмазной шлифовки.

Глубокое (или художественное) травление выполняют на изделиях с нацветом постепенным стравливанием цветного стекла в местах, где не должно быть узора. В результате на поверхности изделий образуется рельефный узор из цветного стекла.

Техника глубокого травления значительно сложнее, чем травления обыкновенного и пантографного. При расценке посуды глубокое травление приравнивают к алмазной грани восьмой — десятой групп.



Живопись — ручная раскраска стеклянной посуды особыми силикатными красками, представляющими собой растертые на скипидаре тонкоизмельченные легкоплавкие цветные стекла или смеси окислов металлов с флюсами.

Закрепляются нанесенные краски обжигом изделий в специальных печах, причем краски плавятся, прочно приплавляясь к поверхности изделий.

Цена выдувной посуды в значительной степени зависит от вида украшения. Так, например, чайный стакан с алмазной шлифовкой первой группы сложности расценивается приблизительно в два раза дороже гладкого стакана, а с алмазной шлифовкой десятой группы сложности — приблизительно в десять раз дороже.

Прессованная посуда специальному украшению подвергается сравнительно редко. Узоры на ней, как уже указывалось выше, образуются в процессе самого прессования.

Однако в отдельных случаях прессованные изделия подвергают шлифовке и сплошному или частичному травлению. В этом случае цена посуды значительно повышается.

Нумерация узоров на стеклянной посуде. Каждому узору, нанесенному на стеклянную выдувную посуду, присваивают определенный номер. Так, например, матовую ленту нумеруют № 11, узоры простой шлифовки — №№ 12—18, номерной шлифовки — №№ 20—28, обыкновенного травления — №№ 80—84, пантографного травления №№ 130—133, шайбочную грань — № 1200. Взоры алмазной шлифовки и гравировки нумеруют по группам трех- и четырехзначными номерами, причем цифры сотен указывают на номер группы. Так, узоры алмазной шлифовки первой группы имеют №№ 100—106 и гравировки — №№ 150—153, узоры второй группы алмазной шлифовки — №№ 200—208 и гравировки — №№ 250—254, узоры десятой группы алмазной шлифовки — №№ 1000—1037 и гравировки — №№ 1051 —1060. Живописные рисунки обозначают различными номерами: №№ 80—95, 1170—1183 и др. Иногда им присваивают определенные названия: красный мак, фиалка и др.[1,7,10]

1.4. Идентификация и фальсификация стеклянной посуды

Идентификация — это установление соответствия характеристик товара, указанных на маркировке и в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям.

Средствами идентификации являются нормативные (стандарты, ТУ и др.) и технические документы (чертежи и др.); маркировка и сопроводительные документы.


Выделяют три вида идентификации:

1) ассортиментная (видовая);

2) качественная (квалиметрическая);

3) партионная (принадлежность части или отдельного товара конкретной партии

Ассортиментная (видовая) идентификация — это установление соответствия наименования товара по ассортиментной принадлежности, обусловливающей предъявляемые к нему требования.

Этот вид идентификации применяется для подтверждения соответствия товара его наименованию при всех видах оценочной деятельности, но особое значение он имеет при таможенной идентификации для установления кода по ТН ВЭД и сертификации товаров.

Квалиметрическая идентификация товаров – определение тождественности их потребительских свойств и показателей качества установленным требованиям нормативных документов и/или описаниям, и/или образцам.

На потребительские свойства и показатели существенное влияние оказывают формирующие факторы (компонентный состав сырья, рецептура, конструкция, технологические процессы). Кроме абсолютных значений показателей качества при идентификации устанавливают и относительные значения по шкале интервалов (соответствие – несоответствие) или отношений (уровень качества).

Для определения цвета изделие из бесцветного стекла кладется на гладкую белую бумагу. Просматривая ее через утолщенные части (дно) отмечают цветовые оттенки стекла Далее три листа оконного стекла, накладывают друг на друга и просматривают их на фоне белого листа бумаги и сравнивают с образцом-эталоном.

Твердость стекла определяют в соответствии с ГОСТ 30407-96 с помощью минералогической шкалы твердости. Для этого по гладкой поверхности изделия из стекла проводится черта острым углом минерала (со средним нажимом). Если царапина получилась нечеткой, необходимо провести рядом черту более твердым минералом. Так следует поступать до тех пор, пока не образуется царапина, которую нельзя стереть пальцем. Твердость стекла характеризуется твердостью того минерала, который оставил черту (царапину).

Термостойкость стекла определяют в соответствии с ГОСТ 25535-82, водостойкость — в соответствии с ГОСТ 10134.1-82. Для определения термической устойчивости изделий из стекла целесообразно вскипятить чайник с водой, налить в стакан горячую воду температурой не менее 95 °С. Дать воде остыть до 65 С и вылить воду из стакана. Быстро опустить стакан в воду с температурой 20 °С. Термическая устойчивость изделий из стекла определяется нагреванием ее до 55С и быстрее охлаждением до 15С.


Партионная идентификация – деятельность по информационному обеспечению установления принадлежности единичных экземпляров товаров или совокупных упаковочных единиц к определенной товарной партии.

Целью такой идентификации является обеспечение прослеживаемости местонахождения товарной партии и/или входящих в ее состав единичных экземпляров либо совокупных упаковок.

Потребность в партионной идентификации возникает на этапе формирования товарных партий, сохраняется на всех этапах предреализационной и послереализационных стадий и исчезает после полного использования товаров на стадии утилизации. Даже на стадии реализации, если выявлены критические дефекты товаров, может возникнуть необходимость в партионной идентификации для изъятия всей товарной партии.

Способами партионной идентификации являются информационное обеспечение с помощью маркировки и товаросопроводительных документов, идентификацию которых производят совместно с идентификацией упаковки.

Фальсификация (лат. falsifico — подделываю) — это действия, направленные на обман покупателя/потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

В социальном смысле фальсификация приводит к ухудшению потребительских свойств товаров, недоверию к производителям и продавцам, а для медицинских и фармацевтических товаров — это возможные неблагоприятные последствия для здоровья человека.

Объекты фальсификации и идентификации одни и те же ,так-как фальсификация является одним из двух возможных результатов идентификации.

Как правило, при фальсификации обычно подвергается подделке одна или несколько характеристик товара, поэтому выделяют следующие виды фальсификации:

— ассортиментная (видовая);

— качественная;

— количественная;

— стоимостная;

— информационная.

При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной замены его заменителями другого сорта, вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков.

Качественная фальсификация — подделка подлинных товаров с помощью различного рода пищевых или непищевых добавок или нарушений рецептур для изменения качественных показателей органолептических и других свойств продуктов.

Количественная фальсификация — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.) от предельно допустимых норм отклонений. В настоящее время в стандартах уже не указываются отклонения в ту или иную сторону. Регламентируются только допустимые отклонения в сторону уменьшения количественного показателя товара.