Файл: Отчет по практике защищен с оценкой канд полит наук, доцент.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 5 - Структура общего дохода основных IT компаний России за 2022 г.
В корпоративном сегменте, продажи остались примерно на прежнем уровне. Планшетный компьютер способен заменить персональный для простых пользователей, которых интересует просмотр Интернет-страниц, использование социальных сетей, просмотр фильмов, а также игры. В корпоративном сегменте планшеты, на данном этапе своей функциональности, не в силах заменить ПК, поэтому в данном сегменте по-прежнему отдаются предпочтения в сторону простых компьютеров.
Продажи ноутбуков сократились на 95%, так как их функционал почти равен таковому у планшетов. Выполнение таких задач, как: написание и редактирование текстов, разработка новых изделий, работа с изображениями и видео и др., по-прежнему удобнее выполнять на ПК (с использованием физической клавиатуры, мониторов больших размеров, мыши или тачпада со стилусом), а некоторые из приведенных примеров, вообще невозможно выполнять на профессиональном уровне. В связи с этим, падение продаж ПК в ближайшее время должно прекратиться, так как будет достигнут тот минимум, который не может быть заменен планшетными устройствами (рис. 2).
IT предприятия при разработке конкурентной стратегии должны опираться на сильное влияние двух рыночных сил: повышение конкуренции внутри отрасли, а также большое влияние поставщиков на рынок. В области IT услуг поставщики с развитой системой сбыта определяют уровень производственного процесса, а также качество самого товара.
Необходимо отметить, что государство достаточно сильно изменяет структуру отрасли инфокоммуникаций, влияя на конкурентные возможности, создавая неравные условия вхождения на рынок. Но, с другой стороны, IT рынок нуждается в поддержке со стороны государства. Создание институциональной политики государства в области IT с помощью федеральных программ может повысить формирование и развитие профильных структур управления, вернув к жизни различные бизнес- ассоциации и внедряя новые бизнес-модели. С точки зрения развития IT рынка, со стороны государства можно выделить такие факторы:
1. Действия по стимулированию спроса, имеющие положительное влияние: увеличение прозрачности государственных закупок, помощь в преодолении входных барьеров на международные рынки и др.
Рисунок 6 - Динамика российского рынка ПК, в %
Действия по стимулированию предложения, которые также должны иметь положительное влияние: уменьшение административных издержек, изменения в налоговой системе, способствующие притоку капитала, и другие стимулирующие меры.
2.2 Конкурентоспособность CRM-продуктов в России
Любая компания в условиях современной рыночной экономики считает своим ценным ресурсом – клиентов. Первостепенной задачей компаний в этой ситуации становится сокращение оттока потребителей и увеличение их прибыльности. Однако, без формирования у клиентов чувства доверия и лояльности – достижение такой задачи не представляется возможным. Добиться этого можно лишь благодаря эффективному управлению потребителями, в основу которого, в первую очередь, заложен индивидуальный подход к каждому из них.
Тема статьи затрагивает одну из важных проблем современного мира. Её суть заключается в том, что в современных условиях добиться определенных преимуществ перед конкурентами, удержать и сохранить их весьма затруднительно. Причиной такого явления является повсеместная доступность информации и обмен данными, что приводит к усложнению и увеличению конкурентоспособности на рынках. Именно поэтому в XXI веке компании обязаны анализировать потребности клиентов и активно изучать тенденции современного рынка. Впоследствии именно такие компании смогут опередить своих конкурентов за счёт уверенного, грамотного и оперативного реагирования на постоянно меняющиеся требования потребителей.
Именно этими аспектами обусловлено написание данной научной статьи, основной целью которой является рассмотрение CRM-системы как эффективного инструмента с точки зрения повышения конкурентоспособности организации. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи: проанализировать, преимущественно в каких сферах деятельности специализируются компании, использующие CRM-системы; выявить особенности и рассмотреть те процессы CRM- систем, которые непосредственно позволяют повысить продуктивность организации; проанализировать выручку участников российского рынка CRM-систем; определить степень востребованности различных CRM-продуктов отдельных вендоров на IT-рынке.
В процессе исследования были применены такие методы, как: метод обобщения и классификации, синтеза полученной информации, метод анализа в целях исследования информации различной научной литературы, статей и экономических журналов, соответствующих тематике данной работы.
Технологический прогресс во многом способствует эффективному управлению взаимоотношениями с клиентами, в частности такое его достижение, как CRM-система. Данная система представляет собой некое программное обеспечение (ПО), которое осуществляет хранение данных о потребителях, а также включает в себя автоматизацию, контроль и анализ всех процессов взаимодействия с ними [1].
В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» заявлено создание экосистемы цифровой экономики РФ, как ключевого фактора производства во всех сферах социально- экономической деятельности. Собственно, именно CRM-системы полностью соответствуют этой цели, способствуя повышению эффективности работы российских компаний и росту их конкурентоспособности на рынках присутствия.
Сегодня в России примерно 14% компаний получили конкурентные преимущества в своих видах деятельности за счет внедрения CRM-систем, примерно каждая 7-я из них увеличила конкурентоспособность на рынке за счет автоматизации процессов взаимодействия с клиентами. По результатам наблюдений, был сделан вывод о том, что информационная база TAdviser пополнилась более чем на 2,5 тыс. проектов CRM.
Самыми востребованными отраслями для внедрения и применения CRM-систем стали торговля, что составило 18% от общего числа проектов, и сфера финансовых услуг (16%). Актуальными для CRM-систем также стали такие две сферы, как информационные технологии и строительство, на которые приходятся 7% и 5% проектов от всех CRM-внедрений соответственно (см. Рис.7).
Рисунок 7 – Распределение CRM-проектов по отраслям [2]
Учитывая, что доля компаний в России, где компьютерами оборудовано более половины рабочих мест, составляет около 40%, рынок CRM-систем в РФ является перспективным.
Крупные компании, которые отдают своё предпочтение CRM-системам как неким платформам для развития бизнеса, пока не могут найти альтернативы зарубежным
решениям. Уже «зрелые» CRM-решения отличаются своим технологическим превосходством, наличием широкой партнерской связи и возможностью инвестирования вендора в развитие продукта. Однако на сегодняшний день уже ощущается давление на традиционных игроков со стороны разработчиков новых CRM-решений. Это в свою очередь вынуждает вендоров выходить за рамки привычного и вносить изменения в уже чётко выстроенные модели.
Так, за последние годы появилось достаточно много новых российских CRM-решений, которые ориентированы на малый и средний бизнес, в связи с этим конкуренция в данном сегменте усилилась. Причём российские разработчики предлагают слияние современных трендов в IT-пространстве с традиционными моделями построения CRM-систем, а именно внедрение облачных решений, предоставление пользователям мобильного приложения, аналитические возможности и интеграцию с social media.
Компании стремятся оцифровать в первую очередь те бизнес-процессы, итог автоматизации которых не заставит себя долго ждать и будет заметен уже в ближайшей перспективе. В свою очередь повышение эффективности маркетингового взаимодействия с потребителями позитивно влияет сначала на рост их лояльности и как следствие – увеличение клиентской базы, а в более долгосрочной