ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2).Плакат пожеланий.

Предложения по проведению Масленицы. «Широкая Масленица — 2015».

Проведите Масленицу 2015 на природе, не пожалеете! Как организовать Масленицу?

Этапы проведения Масленницы:

Учебно-методический комплекс дисциплины

1.4 Извлечение из гос впо

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:

1.6. Содержание дисциплины:

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени:

1.6.2. Содержание разделов дисциплины:

1. Основы этнической педагогики.

2.Основы этнической психологии.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения:

1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Список дополнительной литературы

1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.

1.13 Примерная тематика рефератов.

Этническая культура личности

Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий).

Словарь терминов (глоссарий) по изучаемым темам.

Раздел 1. Основы этнической педагогики

Тема 1.1 Теоретические основы этнической педагогики

Тема 1.2Народное воспитание в наследии классиков педагогики

Тема 1.3Народный идеал воспитания

Тема 1.4 Средства народной педагогики

Тема 1.5Факторы народного воспитания

Тема 1.6 Семья как хранитель и продолжатель опыта народной педагогики. Этнопсихология семейных отношений

Раздел 2. Основы этнической психологии

Тема 2.1Теоретические основы этнопсихологии как научной дисциплины

Тема 2.2 Этничность и этническая идентичность

Тема 2.3 Этнические стереотипы в процессе межэтнического общения

Тема 2.4Этнокультурные различия и психология межэтнических отношений

Раздел 5. Практикум по решению задач. Нет

Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы

Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:

В отечественной этнологии, термины этничность и этническая идентичность, с корнем «этно» чаще всего используются как взаимозаменяемые и означающие «народ как национальную общность». Соответственно, этничность и этническую идентичность понимаются как национальность (в смысле национальной принадлежности) и национальную идентичность (в смысле идентификации себя с определенным народом).

Отечественные исследователи исходят из неявной предпосылки, что известно определение этноса: «этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства я отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании». Автор «альтернативного» подхода - Л.Н. Гумилев рассматривал этнос как прежде всего природное явление. В его понимании этнос - это тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения. При этом этнический стереотип поведения не передается по наследству, а усваивается ребенком в процессе культурной социализации и является довольно прочным и практически неизменным в течение всей жизни человека.

В понимании термина этничность отечественная наука использует и многие западные наработки, в частности, три основных западных подхода к определению «природы» этничности: примордиалистского), инструменталистского и конструктивистского.

Примордиалистский подход, рассматриват этничность в качестве изначальной характеристики, присущей индивиду как члену реально существующей этнической группы. Это «этничность в сердце», замешанная на «крови» и «почве». Ее основа - кровное родство, общее происхождение и исконная территория.

Конструктивизм - наиболее распространенный на западе современный подход в объяснении природы этничности. Для его последователей этничность коренится не «в сердцах», а «в головах» индивидов, которые являются членами этнических групп - «воображаемых сообществ» или «социальных конструкций». Смысл этничности для конструктивиста в значительной степени воплощается через субъективные стороны этничности: групповое сознание, мифотворчество, чувство солидарности. Конструктивисты рассматривают этничность как ситуативный, нередко «навязанный» феномен. Процесс социального конструирования, может быть направлен, в частности, на компенсацию дефицита культурной отличительности. С этой целью предпринимаются специальные усилия в поддержку процесса культурной дивергенции. Элиты в стремлении мобилизовать этническую группу против своих противников или против центральной государственной власти стремятся увеличивать сумму групповых черт и символов, чтобы доказать, что члены группы отличаются не только какой-то отдельной чертой (например, диалектом), а многими чертами. Инструменталистская ориентация - сочетает в себе и «первородные», и «конструктивистские» начала. Ученые инструменталистской ориентации предлагают объяснение этничности как средства достижения групповых интересов, как идеологию, создаваемую элитой для мобилизации группы.


Функции этнического самосознания. Приспособительная функция (адаптация индивида к системе норм и ценностей). Ценностно-экспрессивная функция (обеспечение определённого контроля над преемственностью элементов национальной культуры, обычаев, традиций через систему национального воспитания). Познавательная функция (удовлетворение сходства с себе подобными, усвоение нравственных качеств своего народа).

Основная литература:

1.Арутюнян Ю.В., Л.М.Дробижева, А.А.Сусоколов. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М., «Аспект Пресс», 1998 г.

2.Стефаненко Т.Г. «Этнопсихология». Москва, Институт психологии РАН «Акад.проект», 1999 г.

3.Свод этнографических понятий и терминов: этнические и этносоциальные категории. М: 1995.

Дополнительная литература:

1.Бромлей. Ю.В.Очерки теории этноса. М.,1983 г.

2.Перепёлкин Л.С., Соколовский С.В. Этносоциология. Новосибирск. 1995 г.

3.Лебедева Н.М. «Введение в этническую и кросс-культурную психологию». Москва, «Ключ-С», 1999г.

Лекция 9.Этнические стереотипы в процессе межэтнического общения (2 часа)

План:

1. Сущность понятия этнического стереотипа.

2. Взаимосвязь понятий «национальный характер» и «стереотип».

3. Этнический стереотип и межкультурная коммуникация.

Основные понятия:этнический стереотип, национальный характер, внешняя идентификация, межгрупповое взаимодействие, этнические установки, механизмы стереотипизации.

Тезисы

В обществе складываются определенные стереотипы - как относительно самих себя, относительно поведения и традиций в пределах своего культурного пространства, так и относительно представителей другого языкового и культурного пространства.

На протяжении длительного времени ведется полемика об определении понятия «стереотип», делаются попытки выявить пути формирования и распространения национальных стереотипов в обществе, обсуждается вопрос о влиянии их на отношения между народами. Нет единого мнения среди исследователей и относительно правомерности использования самого слова «стереотип».

Термин «стереотип» (греч. stereos – твердый, typos - отпечаток) введен в научный оборот американским социологом У. Липпманом. Под стереотипом понимал особую форму восприятия окружающего мира, оказывающую определенное влияние на данные наших чувств до того, как эти данные дойдут до нашего сознания. Человек, пытаясь постичь окружающий его мир во всей его противоречивости, создает «картину в своей голове» относительно тех явлений, которые он непосредственно не наблюдал. Человек имеет ясное представление о большинстве вещей еще до того, как он с ними непосредственно столкнулся в жизни. Подобные представления-стереотипы формируются под влиянием культурного окружения данного индивидуума. Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, выйти за рамки своего узкого социального, географического и политического окружения. Стереотипы так настойчиво передаются из поколения в поколение, что часто воспринимаются как данность, реальность, биологический факт. Стереотип может быть правдой, или частично правдой, или ложью.


Этнический стереотип - это устойчивое представление, мало согласующееся с теми реалиями, которое оно стремится представить, и вытекающее из присущего человеку свойства сначала определить явление, а потом уже его пронаблюдать.

Этнический стереотип - это картина в умах людей, относительно их собственной или других национальных групп. Подобные образы или представления обычно широко распространены в обществе; как правило, они чрезвычайно примитивны и невосприимчивы к обьективной реальности.

Этнические стереотипы явление неизбежное, но и опасное. Даже положительные стереотипы, так как они создают впечатление объективности и таким образом поддерживают всю систему стереотипов в целом. Словарь-справочник по психологии (М. Кордуэлл): «Стереотип - жесткое, часто упрощенное представление о конкретной группе или категории людей. Поскольку мы вообще склонны к упрощениям, то формируем стереотипы для большей предсказуемости поведения других людей. Эти стереотипы часто имеют негативную природу и основаны на предрассудках и дискриминации. Стереотипы не обязательно являются ложными; обычно они содержат некое зерно истины. Их разделяет значительное количество людей, что в целом способствует их укоренению. Стереотипы могут меняться со временем, но их носителям часто бывает трудно избавиться от усвоенных представлений».

Причины появления стереотипов анализируются и в когнитивных теориях: изучают, в какой степени наши мысли зависят от непосредственного общественного контекста и, в свою очередь, влияют на наше поведение в обществе. Когнитивные теории акцентируют нашу потребность классифицировать людей, так как это упрощает способ восприятия окружающего мира. Люди обладают способностями для обработки информации об окружающем мире, поэтому они пользуются когнитивными обобщениями (в число которых входят и стереотипы), чтобы максимально уменьшить нагрузку на мышление. Люди разрабатывают схемы, отражающие их знания о самих себе, о других и их общественных ролях. Когда эти схемы закрепляются, они определяют наш способ обработки информации и формирования суждений о себе и других.

Можно сделать следующие выводы:

-каждый человек обладает индивидуальным личным опытом, особой формой восприятия окружающего мира, на основе которого в его голове создается так называемая «картина мира», включающая в себя объективную (инвариантную) часть и субъективную оценку действительности индивидуумом, стереотип является частью этой картины;


-основной чертой стереотипов является их детерминированность культурой - представления человека о мире формируются под влиянием культурного окружения, в котором он живет;

стереотипы разделяет большинство людей, но они могут меняться в зависимости от исторической, международной, а также внутриполитической ситуации в той или иной стране;

стереотипы в большинстве случае бывают ложными;

стереотип - это не только ментальный образ, но и его вербальная оболочка, то есть стереотипы могут существовать и на языковом уровне - в виде нормы.

Таким образом, на основе сделанных выводов можно сформулировать определение понятия стереотип:

Стереотип- это относительно устойчивый, обобщающий образ или ряд характеристик (нередко ложных), которые, по мнению большинства людей, свойственны представителям своего собственного культурного и языкового пространства, или представителям других наций;

В качестве стереотипов могут выступать как характеристики другого народа, так и все, что касается представлений одной нации о культуре другой нации в целом: общие понятия, нормы речевого общения, поведения, категории, мыслительные аналогии, предрассудки, суеверия, моральные и этикетные нормы, традиции, обычаи и т.п.

Основная литература:

1.Лурье С.В.История исследований национального характера в современной науке.- М: 1998.

2. Лебедева Н. М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ // Идентичность и толерантность / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.

3.Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения// Общение и оптимизация совместной деятельности/ Под ред.Г.М. Андреевой, Изд-во Моск. ун.-та, 1987.

Дополнительная литература:

1.Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений.- М., 1983.

2.Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы.- М., 1990.

Лекция 10. Этнокультурные различия и психология межэтнических отношений (2 часа)

План:

1. Психология межэтнических отношений.

2.Понятие об этнической культуре.

3.Основные факторы влияния на процесс адаптации к иноэтничной культурной среде.

Основные понятия:этническая культура и социализация, культурный отбор, универсальные элементы культуры, групповая идентичность и культура, культурный шок, культурный ассимилятор, этническая группа как субкультурная общность.


Тезисы

Культурологическое направление в этнопсихологии. Культуральный контекст человеческого поведения. Личность в культурах и этносах. Жизненный уклад, образ жизни; культура и повседневный жизненный опыт. Менталитет организаций и групп. Личностные черты: универсальность или специфичность. Национальный характер и этническая идентичность (формирование, поддержание, изменение).

Кросс-культурные исследования. Познание в разных культурах, влияние культуры на когнитивные процессы: мышление и язык, категоризация, научение и память, пространственное восприятие, креативность, школьное обучение и грамотность. Одной из функций этнической культуры является психологическая защита индивида. Каждый человек чувствует опасность, исходящую извне. Мир, который «во зле лежит», пробуждает ощущение тревоги. Чтобы действовать в нем, человек должен прежде всего определить конкретные источники внешней опасности. Если окружающую действительность не рационализировать, то в ней невозможно осмысленно действовать. Посредством этой рационализации человек добивается того, что ощущение тревожности трансформируется в определенные образы, которые концентрируют в себе враждебность. Одновременно вырабатываются представления об образе действия человека в мире, который бы был направлен на избежание и преодоление опасности.

Этнос адаптируется к реальному миру тем, что всему в мире дает как бы свое название, определяет его место в мироздание.

Так формируется образ мира - этническая картина мира, поскольку образ мира является основополагающей компонентой культуры этноса и, следовательно, индивидуален для каждой культуры.

Защитные механизмы этнической культуры

Повышенное чувство внешней опасности, высокая мера конфликтности по отношению к миру - все это не деструктивно для этнической культуры. Вредит скорее их недостаток, когда культура лишается внутренней напряженности, а следовательно, и мобильности. Процветание этноса зависит не от меры конфликтности, а от того, сколь хорошо функционируют психологические защитные механизмы этноса, сколь они развиты, адекватны, гибки. Так, в критической ситуации этнос с хорошо налаженным механизмом психологической защиты может бессознательно воспроизвести целый комплекс реакций, эмоций, поступков, которые в прошлом, в похожей ситуации, дали возможность пережить ее с наименьшими потерями. Это особенно бросается в глаза у народов с трудной исторической судьбой, но в целом относится ко всем.