ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 0
Для наглядности обратимся к работе В. Яхонтова «Ленин», где артист продолжает поиски, начатые в программе «На смерть Ленина». Текст литмонтажа был напечатан еще при жизни Яхонтова и рекомендовался для клубной самодеятельности.
Сохранились и свидетельства современников об исполнении программы.
Главная тема литмонтажа — историческая роль Владимира Ильича Ленина в Октябрьской революции, в судьбе России и народов, ее населяющих.
Литмонтаж «Ленин» построен на историко-хроникальной основе. Цепь исторических событий определяет его сюжетное развитие и движение темы.
Работа имеет семь частей — семь эпизодов, семь монтажных листов.
В первой части, используя в основном материал поэмы Маяковского «В. И. Ленин» и «Коммунистического манифеста», Яхонтов раскрывает основные исторические этапы раз-
пития капитализма и его могильщика — пролетариата. Мотив объединяющегося рабочего класса и его исторической миссии, взятый из «Манифеста» поэтически и эмоционально оформлен Яхонтовым строфой известной песни:
Наш паровоз, вперед лети!
В Коммуне — остановка.
Иного нет у нас пути —
В руках у нас винтовка.
Монтажируя знаменитые строки «Манифеста» —«Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма...» со строчками В. Маяковского:
Коммунизма
призрак
по Европе рыскал,
уходил
и вновь
маячил в отдаленьи...
По всему поэтому
в глуши Симбирска
родился
обыкновенный мальчик
Ленин.
В. Яхонтов строит завязку вещи, экспозирует главную тему и переходит к следующей части, к развитию действия.
Вторая часть посвящена новому историческому событию — организации ленинской партии.
В третьей части раскрываются события первой мировой войны, деятельности Ленина в эмиграции, Февральской революции и того исторического дня, когда Владимир Ильич после сложнейших мытарств прибывает в революционный Петроград.
Четвертая часть передает события Октября, пятая — рассказывает о заседании II съезда Советов, о победно завершившемся штурме Зимнего. Шестая — полная драматизма, говорит о ранении Ильича вражеской пулей и его выздоровлении. В седьмой повествуется о первых годах Советской власти и деятельности Ленина, его участии в строительстве нового общества. Здесь же в эмоционально-приподнятой поэтической форме обобщается суть происшедших событий в нашей стране и роль партии, народа, руководимых В. И. Лениным.
Таков событийный ряд драматургии. Но им далеко не исчерпывается содержание литмонтажа. Кстати, необходимо заметить, что уже из этого обзора виден характер отобранного Яхонтовым материала. Он тяготеет к изображению сложных драматических ситуаций, потребовавших от вождя революции максимального проявления духовных сил. Выражаясь терминологией драматургии, Яхонтов создает, как автор, для своего героя такую провоцирующую среду, обстоятельства, которые требуют немедленного принятия решений, поступков. От них зависит судьба революции в России.
Яхонтов, как истинный лирик, не мог просто фиксировать события: «Когда я делаю работу, когда защищаю идеи, которыми живет и дышит моя страна, я тем самым нахожусь в состоянии борьбы с противоположным лагерем. И вот эта неназванная борьба и эта стрела, направленная туда, и есть драматургия каждой такой работы... Я не могу быть простым регистратором событий, я хочу быть взволнованным соратником (выделено мною.— Д. К.), более того, активным борцом за тот светлый день коммунизма, куда зовет меня и куда ведет меня партия».
Так говорит о себе артист. Его мысль подтверждают живые свидетели спектакля. «Важно отметить,— пишет Б. Емельянов,— что, всегда оставаясь самим собой, Яхонтов никогда не занимает нейтрального, внешнего положения рассказчика. Он всегда выбирает определенную позицию... Он всегда тенденциозно относится к судьбе героев, открыто выражая свои симпатии и антипатии. Он действует, а не повествует. Поэтому его искусство театрально.
Вот это-то пристрастное отношение к материалу, стремление динамически развернуть тему, испытывая истину в горнило доводов, «за» и «против», во многом и определило драматургию выступлений Яхонтова. Ее особенностью является гармоническое сочетание двух начал – эпического и лирического. Эпическое связано с повествованием, передачей конкретных фактов действительности, в том числе и исторических. Но сами факты служили более важному. Они становились толчком для возникновения, личных оценок исполнителя, когда открывался «третий смысл» (суждение артиста) из сопоставления рядом стоящих, хотя внешне не связанных кусков текста.
Как известно, прозаик представляет весь комплекс обстоятельств, рисует картину действительности. У лирика же картина служит материалом для убеждений, переживаний.
Сочетая два начала, эпическое и лирическое, Яхонтов при ходит в исполнении композиции к двум позициям: актерской и чтецкой (рассказчика).
Приведу пример использования им «актерской позиции». Многим помнится знаменитый эпизод в литмонтаже «Ленин», где говорится о приезде Ильича в Петроград. Сам Яхонтов волнуется, с нетерпением ждет появления Ленина на платформе Финляндского вокзала, заражая своим ожиданием зрителей. Пережить это событие, ощутить волнение, рождающееся тут же у всех на глазах помогает артисту выстроенная им драматургия. Здесь возникает неповторимый по искусству литмонтажа эпизод, динамический до предела. Вот как он строится.
Используя материалы — отрывки из поэмы В. Маяковского «В. И. Ленин», воспоминания Г. М. Кржижановского о Копенгагенском конгрессе, Н. К- Крупской о периоде эмиграции и поездке в Питер, Яхонтов формирует из системы мотивов, полных драматизма, прежде всего образ времени, «миросо-стояния». Мотив событий 9 января переплетается с рассказом о том, как Ильич борется с враждебными течениями в партии. События движутся дальше. Возникает образ «страшного четырнадцатого года», начала «всемирнейшей мясорубки». Текст поэмы Маяковского, отражающий классовые причины империалистической войны, монтажируется по принципу противостояния с церковной Монархической молитвой «Спаси господи, люди твоя, и благослови достояние твое. Победи благоверному императору нашему Николаю Александровичу...» В горниле исторических событий, сложных кровавых перипетий как будто лучом света выхвачены строки Маяковского:
Превратим
войну народов
в гражданскую войну!
Яхонтов делает эти строки поэтической доминантой в слагающемся образе времени.
Затем рассказывается о февральской революции и решении Ленина срочно ехать в Петроград, Яхонтов далеко не сразу монтажирует фрагменты материалов, свидетельствующих о приезде Ильича. Такой ход не случаен. Он понадобился для того, чтобы не только раскрыть действия Ленина, принятые им решения, но и заглянуть во внутренний эмоционально напряженный мир вождя и тех, кто его в тот момент окружал. Все были охвачены страстным стремлением вернуться на родину, на помощь революционному Питеру.
Вот этот эпизод.
«В Белоострове нас встретили Мария Ильинична, Шляпников, Сталь и другие товарищи. Были работницы. Сталь все
убеждала меня сказать им несколько приветственных слов, но у меня пропали все слова, я ничего не могла сказать.., Скоро мы приехали в Питер».
Наш паровоз, вперед лети!
В коммуне остановка.
(Песня)
Минуты напряженного ожидания тянулись нестерпимо долго.
(Бонч-Бруевич)
Другого нет у нас пути,
В руках у нас винтовка...
(Песня)
Вот, наконец, в туманной дали замелькали огоньки.
(Бонч-Бруевич)
Наш паровоз, вперед лети!
В коммуне остановка.
(Песня)
Вот на повороте змейкой блеснул ярко освещенный поезд.
(Бонч-Бруевич)
Другого нет у нас пути,
В руках у нас винтовка.
Вот ближе ближе... ближе застучали колеса. Забухал, запыхтел паровоз... остановился... Мы бросились к вагонам. Из пятого вагона выходили Владимир Ильич, Надежда Константиновна...
Па протяжении всего рассказа о пути Ленина в Петроград повторяется, как рефрен, поэтический мотив паровоза Это и реальный поезд, на котором Владимир Ильич едет в Россию, и вместе с тем — образ стремления Ильича к цели, к коммуне. Строки из песни, вкрапливаемые в повествование, помогают Яхонтову построить напряженное развертывание событий, внутреннее волнение Ленина, самого рассказчика и в итоге родить «образ ситуации» — поэтический образ движения к цели — к восставшему народу, к победоносной революции, приближающей день коммуны.
Мы здесь почти физически ощущаем растущее напряжение в ожидании этих исторических минут. И чем они ближе, тем чаще возникает смена «монтажных кадров». События из прошлого незаметно переключаются в настоящее, в непосредственно развивающиеся на наших глазах, здесь сейчас, сиюминутно. Рассказчик заставляет зрителей-слушателей сопереживать волноваться, включаться в действие активного ожидания.
Так возникала у Яхонтова подлинная театрализация.
Мы видим, как прозаические фрагменты сменяются стихотворными, песенными. «Я отметил также,— замечает В. Яхонтов,— что сочетание стихов с прозой создает известную динамичность, вносит разнообразие и, ломая ритм, обычно обостряет внимание»1.
Каждый из литмонтажных кусков у Яхонтова не обрывок мысли, а как правило, законченное высказывание. Артист учитывает законы человеческого мышления, ибо мы понимаем друг друга, воспринимая мысли собеседника целостно по его высказываниям.
Яхонтов умело сочетает именно разножанровые и разно-стилевые прозаические и стихотворные фрагменты, обогащая суть и форму своего выступления. Все они подчинены в основном логическому развитию одной тем ы. Почему подчеркивается именно «одной»? Да потому, что у Владимира Николаевича возникнут позже работы, где он будет разрабатывать целые тематические циклы. Но об этом речь ниже.
Итак, Яхонтов монтирует разнофактурные куски. Они являются внутренне законченными высказываниями. И не только для того, чтобы для разнообразия перемежать сюжетное повествование лирическими зонами своих доводов, оценок. Его монтаж становится средством обогащения темы на каждом этапе ее развития, неустанного движения ее вперед. Он соединяет куски и по принципу подобия, определяя аналогичными высказываниями в стихотворной и прозаической форме одно явление. Таким образом, обыденный, но важный факт с помощью стиха укрупняется, обретает поэтически-приподнятое звучание.
Яхонтов монтирует куски и по принципу противопоставления, смежности, то есть по разным смысловым признакам.
Он заботится об эмоциональном воздействии эпизода и тогда сталкивает, ставя в непосредственную близость, совершенно отдаленные понятия: поданное в новом, необычном сочетании слово воспринимается по-новому.
Совмещая «разнопородные» отрывки, Яхонтов думает о ритмическом разнообразии, что важно для исполнителя. Он пишет: «При хорошей композиции разнофактурный материал подчинен не только логике. Огромное значение имеет и ритмическая сторона исполнения. Почему мне так нужны в композиции стихи? Они приподымают материал, расширяют его диапазон, преодолевают пространство и время, вносят праздничность, разнообразят ритм».
Автор предисловия к литмонтажу «Ленин» А. Пиотровский, высоко оценивая драматургию вещи, особо отмечает фактурное разнообразие материала и соблюдение законов чередования стиха и песни, диалога и строгой прозаической речи, взволнованных приподнятых отрывков с кусками спокойными. выдержанными; описаний с живым разговором или лирическим отступлением.
В подтверждение высказанного рассмотрим еще один фрагмент из литмонтажа «Ленин». Здесь идет речь о событиях Великого Октября и роли в них Ильича. Это четвертая часть. Она являет собой пример сложного, многомотивного монтажа — очень динамичного. Объективированное повествование чередуется с личными оценками автора композиции, его осмыслением происходящего. Разнообразное ритмическое строение помогает найти очень выразительную форму подачи события, где общие планы сменяются крупными.