ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.05.2024
Просмотров: 3041
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
От всей души желаем вам успехов!
Опыт информатизации и перспективные идеи
1.2. Информационный потенциал общества
Рынок информационных продуктов и услуг
Правовое регулирование на информационном рынке
1.3. Информатика – предмет и задачи
2 Глава. Измерение и представление информации
2.2. Классификация и кодирование информации
2.2. Классификация и кодирование информации
Фасетная система классификации
Дескрипторная система классификации
После изучения главы вы должны знать:
Понятие информационной системы
3.2. Структура и классификация информационных систем
Информационные системы для менеджеров среднего звена
3.3. Информационные технологии
Как соотносятся информационная технология и информационная система
3.4. Виды информационных технологий
Глава 4. Архитектура персонального компьютера
После изучения главы вы должны знать:
4.1. Информационно-логические основы построения
4.2. Функционально-структурная организация
4.4. Запоминающие устройства пк
Накопители на жестких магнитных дисках
4.5. Основные внешние устройства пк
4.6. Рекомендации по выбору персонального компьютера
Глава 5. Состояние и тенденции развития эвм
После изучения главы вы должны знать:
5.1. Классификация эвм Классификация эвм по принципу действия
Классификация эвм по размерам и функциональным возможностям
5.8. Тенденции развития вычислительных систем
После изучения главы вы должны знать:
6.1. Коммуникационная среда и передача данных
6.2. Архитектура компьютерных сетей
6.3. Локальные вычислительные сети
Управление взаимодействием устройств в сети
6.5. Локальная вычислительная сетьnovellnetware
После изучения главы вы должны знать:
7.1. Классификация офисной техники
7.2. Средства изготовления, хранения, транспортирования и обработки документов
Средства транспортирования документов
7.3. Средства копирования и размножения документов
7.4. Средства административно-управленческой связи
Системы передачи недокументированной информации
7.5. Компьютерные системы в оргтехнике
Глава 8. Состояние и тенденции развития программного обеспечения
8.1. Программные продукты и их основные характеристики
8.2. Классификация программных продуктов
После изучения главы вы должны знать:
8.1. Программные продукты и их основные характеристики
8.2. Классификация программных продуктов
Сервисное программное обеспечение
Системы искусственного интеллекта
Глава 9. Операционная система ms dos
9.3. Технология работы в ms dos
Формат команды объединения нескольких файлов
Форматы команд для обмена данными между внешним устройством и файлом, хранящимся на диске
Глава 10. Norton commander – инструментарий работы в среде ms dos
После изучения главы вы должны знать:
10.2. Работа с панелями информационного окна
10.3. Управление пакетом при помощи функциональных клавиш и ниспадающего меню
10.4. Вспомогательный инструментарий пакета
После изучения главы вы должны знать:
11.2. Программы обслуживания магнитных дисков
11.3. Антивирусные программные средства
Программы обнаружения и защиты от вирусов
Глaba12. Операционные системыwindows95 иwindows98
После изучения главы вы должны знать:
12.1. Концепция операционных системwindows95 иwindows98
12.2. Объектно-ориентированная платформаwindows
12.3. Организация обмена данными
12.4. Программные средстваwindows98
13.3. Работа издательских систем
После изучения главы вы должны знать:
13.3. Работа издательских систем
14.2. Функциональные возможности табличных процессоров
14.3. Технология работы в электронной таблице
После изучения главы вы должны знать:
14.2. Функциональные возможности табличных процессоров
Команды для работы с электронной таблицей как с базой данных
14.3. Технология работы в электронной таблице
Глава 15. Система управления базой данных
После изучения главы вы должны знать:
15.2. Реляционный подход к построению инфологической модели
15.3. Функциональные возможности субд
15.4. Основы технологии работы в субд
Глава 16. Интеллектуальные системы
16.1. Введение в искусственный интеллект
16.2. Экспертные системы: структура и классификация
16.3. Технология разработки экспертных систем
После изучения главы вы должны знать:
16.1. Введение в искусственный интеллект
История развития искусственного интеллекта в России
16.2. Экспертные системы: структура и классификация
16.3. Технология разработки экспертных систем
17.1. Теоретические аспекты получения знаний
17.2. Практические методы извлечения знаний
После изучения главы вы должны знать:
17.1. Теоретические аспекты получения знаний
17.2. Практические методы извлечения знаний
Глава 18. Создание программного продукта
18.1. Методология проектирования программных продуктов
18.2. Структурное проектирование и программирование
18.3. Объектно-ориентированное проектирование
После изучения главы вы должны знать:
18.1. Методология проектирования программных продуктов
Этапы создания программных продуктов
1. Составление технического задания на программирование
3. Рабочая документация (рабочий проект)
18.2. Структурное проектирование и программирование
18.3. Объектно-ориентированное проектирование
Методика объектно-ориентированного проектирования
После изучения главы вы должны знать:
19.1. Автоматизация работы пользователя в средеmicrosoftoffice
19.2. Создание приложений на языкеvisualbasicforapplications
19.3. Реляционные языки манипулирования данными
Интеллектуальные роботы
Роботы – это электромеханические устройства, предназначенные для автоматизации человеческого труда.
Идея создания роботов исключительно древняя. Само слово появилось в 20-х гг. Его автор – чешский писатель Карел Чапек. Со времени создания сменилось несколько поколений роботов.
Роботы с жесткой схемой управления. Практически все современные промышленные роботы принадлежат к первому поколению. Фактически это программируемые манипуляторы.
Адаптивные роботы с сенсорными устройствами. Есть образцы таких роботов, но в промышленности они пока не используются.
Самоорганизующиеся, или интеллектуальные, роботы. Это конечная цель развития робототехники. Основная проблема при создании интеллектуальных роботов – проблема машинного зрения.
В настоящее время в мире изготавливается более 60 тыс. роботов в год.
Специальное программное обеспечение
В рамках этого направления разрабатываются специальные языки для решения задач невычислительного плана. Эти языки ориентированы на символьную обработку информации – LISP, PROLOG, SMALLTALK, РЕФАЛ и др. Помимо этого создаются пакеты прикладных программ, ориентированные на промышленную разработку интеллектуальных систем, или программные инструментарии искусственного интеллекта, например KEE, ARTS[10]. Достаточно популярно создание так называемых пустых экспертных систем, или "оболочек", – EXSYS, M1 и др., в которых можно наполнять базы знаний, создавая различные системы.
Обучение и самообучение
Активно развивающаяся область искусственного интеллекта. Включает модели, методы и алгоритмы, ориентированные на автоматическое накопление знаний на основе анализа и обобщения данных. Включает обучение по примерам (или индуктивное), а также традиционные подходы распознавания образов.
ДАННЫЕ И ЗНАНИЯ
При изучении интеллектуальных систем традиционно возникает вопрос – что же такое знания и чем они отличаются от обычных данных, десятилетиями обрабатываемых ЭВМ. Можно предложить несколько рабочих определений, в рамках которых это становится очевидным.
Данные – это отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления в предметной области, а также их свойства.
При обработке на ЭВМ данные трансформируются, условно проходя следующие этапы:
данные как результат измерений и наблюдений;
данные на материальных носителях информации (таблицы, протоколы, справочники);
модели (структуры) данных в виде диаграмм, графиков, функций;
данные в компьютере на языке описания данных;
базы данных на машинных носителях.
Знания связаны с данными, основываются на них, но представляют результат мыслительной деятельности человека, обобщают его опыт, полученный в ходе выполнения какой-либо практической деятельности. Они получаются эмпирическим путем.
Знания – это выявленные закономерности предметной области (принципы, связи, законы), позволяющие решать задачи в этой области.
При обработке на ЭВМ знания трансформируются аналогично данным:
знания в памяти человека как результат мышления;
материальные носители знаний (учебники, методические пособия);
поле знаний - условное описание основных объектов предметной области, их атрибутов и закономерностей, их связывающих;
знания, описанные на языках представления знаний (продукционные языки, семантические сети, фреймы – см. далее);
базы знаний.
Часто используются такие определения знаний:
знания – это хорошо структурированные данные, или данные о данных, или метаданные.
Существует множество способов определять понятия. Один из широко применяемых способов основан на идее интенсионала. Интенсионал понятия – это определение через понятие более высокого уровня абстракции с указанием специфических свойств. Этот способ определяет знания. Другой способ определяет понятие через перечисление понятий более низкого уровня иерархии или фактов, относящихся к определяемому. Это есть определение через данные, или экстенсионал понятия.
Пример 16.1. Понятие "персональный компьютер". Его интенсионал: "Персональный компьютер – это дружественная ЭВМ, которую можно поставить на стол и купить менее чем за $2000 - 3000".
Экстенсионал этого понятия: "Персональный компьютер – это Mac, IBM PC, Sinkler...".
Для хранения данных используются базы данных (для них характерны большой объем и относительно небольшая удельная стоимость информации), для хранения знаний – базы знаний (небольшого объема, но исключительно дорогие информационные массивы). База знаний – основа любой интеллектуальной системы.
Знания могут быть классифицированы по следующим категориям:
поверхностные – знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области;
глубинные - абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и процессы в предметной области.
Современные экспертные системы работают в основном с поверхностными знаниями. Это связано с тем, что на данный момент нет адекватных моделей, позволяющих работать с глубинными знаниями.
Кроме того, знания можно разделить на процедурные и декларативные. Исторически первичными были процедурные знания, т.е. знания, "растворенные" в алгоритмах. Они управляли данными. Для их изменения требовалось изменять программы. Однако с развитием искусственного интеллекта приоритет данных постепенно изменялся, и все большая часть знаний сосредоточивалась в структурах данных (таблицы, списки, абстрактные типы данных), т.е. увеличивалась роль декларативных знаний.
Сегодня знания приобрели чисто декларативную форму, т.е. знаниями считаются предложения, записанные на языках представления знаний, приближенных к естественному и понятных неспециалистам.
Существуют десятки моделей (или языков) представления знаний для различных предметных областей. Большинство из них может быть сведено к следующим классам:
продукционные;
семантические сети;
фреймы;
формальные логические модели.
МОДЕЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
Продукционная модель
Продукционная модель, или модель, основанная на правилах, позволяет представить знания в виде предложений типа: Если (условие), то (действие).
Под условием понимается некоторое предложение-образец, по которому осуществляется поиск в базе знаний, а под действием – действия, выполняемые при успешном исходе поиска (они могут быть промежуточными, выступающими далее как условия, и терминальными или целевыми, завершающими работу системы).
При использовании продукционной модели база знаний состоит из набора правил. Программа, управляющая перебором правил, называется машиной вывода. Чаще всего вывод бывает прямой (от данных к поиску цели) или обратный (от цели для ее подтверждения – к данным). Данные – это исходные факты, на основании которых запускается машина вывода – программа, перебирающая правила из базы.
Пример 16.2. Имеется фрагмент базы знаний из двух правил:
П1: Если "отдых – летом" и "человек – активный", то "ехать в горы".
П2: Если "любит солнце", то "отдых летом".
Предположим, в систему поступили данные – "человек активный" и "любит солнце".
Прямой вывод – исходя из данных, получить ответ.
1-й проход.
Шаг 1. Пробуем П1, не работает (не хватает данных "отдых – летом").
Шаг 2. Пробуем П2, работает, в базу поступает факт "отдых – летом".
2-й проход.
Шаг 3. Пробуем П1, работает, активируется цель "ехать в горы", которая и выступает как совет, который дает ЭС.
Обратный вывод – подтвердить выбранную цель при помощи имеющихся правил и данных.
1-й проход.
Шаг 1. Цель – "ехать в горы": пробуем П1 – данных "отдых – летом" нет, они становятся новой целью, и ищется правило, где она в правой части.
Шаг 2. Цель "отдых – летом": правило П2 подтверждает цель и активирует ее.
2-й проход.
Шаг 3. Пробуем П1, подтверждается искомая цель.
Продукционная модель чаще всего применяется в промышленных экспертных системах. Она привлекает разработчиков своей наглядностью, высокой модульностью, легкостью внесения дополнений и изменений и простотой механизма логического вывода.
Имеется большое число программных средств, реализующих продукционный подход (язык OPS 5 [8]; "оболочки" или "пустые" ЭС – EXSYS [10], ЭКСПЕРТ [2]; инструментальные системы ПИЭС [11] и СПЭИС [3] и др.), а также промышленных ЭС на его основе (ФИАКР [8]) и др.
Семантические сети
Термин семантическая означает смысловая, а сама семантика – это наука, устанавливающая отношения между символами и объектами, которые они обозначают, т.е. наука, определяющая смысл знаков.
Семантическая сеть – это ориентированный граф, вершины которого – понятия, а дуги – отношения между ними.
Понятиями обычно выступают абстрактные или конкретные объекты, а отношения – это связи типа: "это" ("is"), "имеет частью" ("has part"), "принадлежит", "любит". Характерной особенностью семантических сетей является обязательное наличие трех типов отношений:
класс – элемент класса;
свойство – значение;
пример элемента класса.
Можно ввести несколько классификаций семантических сетей. Например, по количеству типов отношений:
однородные (с единственным типом отношений);
неоднородные (с различными типами отношений).
По типам отношений:
бинарные (в которых отношения связывают два объекта);
n-арные (в которых есть специальные отношения, связывающие более двух понятий).
Наиболее часто в семантических сетях используются следующие отношения:
связи типа "часть-целое" ("класс-подкласс", "элемент-множество" и т.п.);
функциональные связи (определяемые обычно глаголами "производит", "влияет"...);
количественные (больше, меньше, равно...);
пространственные (далеко от, близко от, за, под, над ...);
временные (раньше, позже, в течение...);
атрибутивные связи ( иметь свойство, иметь значение...);
логические связи (и, или, не) и др.
Проблема поиска решения в базе знаний типа семантической сети сводится к задаче поиска фрагмента сети, соответствующего некоторой подсети, соответствующей поставленному вопросу.
Пример 16.3. На рис. 16.1 изображена семантическая сеть. В качестве вершин – понятия: Человек, Иванов, Волга, Автомобиль, Вид транспорта, Двигатель.
Рис. 16.1. Семантическая сеть
Основное преимущество этой модели – в соответствии современным представлениям об организации долговременной памяти человека. Недостаток модели – сложность поиска вывода на семантической сети.
Для реализации семантических сетей существуют специальные сетевые языки, например NET[12] и др. Широко известны экспертные системы, использующие семантические сети в качестве языка представления знаний – PROSPECTOR, CASNET, TORUS [8, 10].
Фреймы
Фрейм (англ. frame – каркас или рамка) предложен М. Минским в 70-е гг. как структура знаний для восприятия пространственных сцен. Эта модель, как и семантическая сеть, имеет глубокое психологическое обоснование.
Под фреймом понимается абстрактный образ или ситуация. В психологии и философии известно понятие абстрактного образа. Например, слово "комната" вызывает у слушающих образ комнаты: "жилое помещение с четырьмя стенами, полом, потолком, окнами и дверью, площадью 6-20 м2 ". Из этого описания ничего нельзя убрать (например, убрав окна, мы получим уже чулан, а не комнату), но в нем есть "дырки", или "слоты", – это незаполненные значения некоторых атрибутов – количество окон, цвет стен, высота потолка, покрытие пола и др.