Файл: Макарова_Информатика_2000.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.05.2024

Просмотров: 3171

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Информатика

К читателю

Предисловие

От всей души желаем вам успехов!

1.1. Информатизация общества

Опыт информатизации и перспективные идеи

1.2. Информационный потенциал общества

Рынок информационных продуктов и услуг

Правовое регулирование на информационном рынке

1.3. Информатика – предмет и задачи

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

2 Глава. Измерение и представление информации

2.1. Информация и ее свойства

2.2. Классификация и кодирование информации

2.1. Информация и ее свойства

2.2. Классификация и кодирование информации

Фасетная система классификации

Дескрипторная система классификации

Система кодирования

Классификационное кодирование

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

После изучения главы вы должны знать:

3.1. Информационные системы

Понятие информационной системы

Персонал организации

3.2. Структура и классификация информационных систем

Информационные системы для менеджеров среднего звена

3.3. Информационные технологии

Как соотносятся информационная технология и информационная система

3.4. Виды информационных технологий

Характеристика и назначение

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 4. Архитектура персонального компьютера

После изучения главы вы должны знать:

4.1. Информационно-логические основы построения

4.2. Функционально-структурная организация

4.3. Микропроцессоры

4.4. Запоминающие устройства пк

Накопители на жестких магнитных дисках

4.5. Основные внешние устройства пк

4.6. Рекомендации по выбору персонального компьютера

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 5. Состояние и тенденции развития эвм

После изучения главы вы должны знать:

5.1. Классификация эвм Классификация эвм по принципу действия

Классификация эвм по размерам и функциональным возможностям

5.2. Большие эвм

5.3. Малые эвм

5.4. Персональные компьютеры

5.5. Суперэвм

5.6. Серверы

5.7. Переносные компьютеры

5.8. Тенденции развития вычислительных систем

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 6. Компьютерные сети

После изучения главы вы должны знать:

6.1. Коммуникационная среда и передача данных

6.2. Архитектура компьютерных сетей

6.3. Локальные вычислительные сети

Управление взаимодействием устройств в сети

6.4. Глобальная сетьinternet

6.5. Локальная вычислительная сетьnovellnetware

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 7. Офисная техника

После изучения главы вы должны знать:

7.1. Классификация офисной техники

7.2. Средства изготовления, хранения, транспортирования и обработки документов

Средства транспортирования документов

7.3. Средства копирования и размножения документов

7.4. Средства административно-управленческой связи

Системы передачи недокументированной информации

Дейтефонная связь

7.5. Компьютерные системы в оргтехнике

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 8. Состояние и тенденции развития программного обеспечения

8.1. Программные продукты и их основные характеристики

8.2. Классификация программных продуктов

После изучения главы вы должны знать:

8.1. Программные продукты и их основные характеристики

8.2. Классификация программных продуктов

Сервисное программное обеспечение

Офисные ппп

Системы искусственного интеллекта

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 9. Операционная система ms dos

9.1. Основные понятия

9.2. Характеристика ms dos

9.3. Технология работы в ms dos

9.1. Основные понятия

9.2. Характеристикаmsdos

9.3. Технология работы вmsdos

Формат команды объединения нескольких файлов

Форматы команд для обмена данными между внешним устройством и файлом, хранящимся на диске

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 10. Norton commander – инструментарий работы в среде ms dos

После изучения главы вы должны знать:

10.1. Общие сведения

10.2. Работа с панелями информационного окна

10.3. Управление пакетом при помощи функциональных клавиш и ниспадающего меню

10.4. Вспомогательный инструментарий пакета

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

После изучения главы вы должны знать:

11.1. Программы-архиваторы

11.2. Программы обслуживания магнитных дисков

Проблема фрагментации дисков

11.3. Антивирусные программные средства

Программы обнаружения и защиты от вирусов

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глaba12. Операционные системыwindows95 иwindows98

После изучения главы вы должны знать:

12.1. Концепция операционных системwindows95 иwindows98

32-Разрядная архитектура

12.2. Объектно-ориентированная платформаwindows

Назначение Рабочего стола

12.3. Организация обмена данными

Внедрение объекта

12.4. Программные средстваwindows98

Комплекс программ Связь

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 13. Текстовый процессор

13.1. Базовые возможности

13.2. Работа с текстом

13.3. Работа издательских систем

После изучения главы вы должны знать:

13.1. Базовые возможности

13.2. Работа с текстом

13.3. Работа издательских систем

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 14. Табличный процессор

14.1. Основные понятия

14.2. Функциональные возможности табличных процессоров

14.3. Технология работы в электронной таблице

После изучения главы вы должны знать:

14.1. Основные понятия

Окно, рабочая книга, лист

Перемещение формул

14.2. Функциональные возможности табличных процессоров

Команды для работы с электронной таблицей как с базой данных

14.3. Технология работы в электронной таблице

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 15. Система управления базой данных

После изучения главы вы должны знать:

15.1. Основные понятия

15.2. Реляционный подход к построению инфологической модели

15.3. Функциональные возможности субд

15.4. Основы технологии работы в субд

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 16. Интеллектуальные системы

16.1. Введение в искусственный интеллект

16.2. Экспертные системы: структура и классификация

16.3. Технология разработки экспертных систем

После изучения главы вы должны знать:

16.1. Введение в искусственный интеллект

История развития искусственного интеллекта в России

16.2. Экспертные системы: структура и классификация

16.3. Технология разработки экспертных систем

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 17. Инженерия знаний

17.1. Теоретические аспекты получения знаний

17.2. Практические методы извлечения знаний

17.3. Структурирование знаний

После изучения главы вы должны знать:

17.1. Теоретические аспекты получения знаний

17.2. Практические методы извлечения знаний

17.3. Структурирование знаний

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 18. Создание программного продукта

18.1. Методология проектирования программных продуктов

18.2. Структурное проектирование и программирование

18.3. Объектно-ориентированное проектирование

После изучения главы вы должны знать:

18.1. Методология проектирования программных продуктов

Этапы создания программных продуктов

1. Составление технического задания на программирование

2. Технический проект

3. Рабочая документация (рабочий проект)

4. Ввод в действие

18.2. Структурное проектирование и программирование

18.3. Объектно-ориентированное проектирование

Методика объектно-ориентированного проектирования

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

После изучения главы вы должны знать:

19.1. Автоматизация работы пользователя в средеmicrosoftoffice

19.2. Создание приложений на языкеvisualbasicforapplications

19.3. Реляционные языки манипулирования данными

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Макарова Наталья Владимировна

Матвеев Леонид Анатольевич

Бройдо Владимир Львович и др.

Информатика

101000, Москва, ул. Покровка, 7

Глава 13. Текстовый процессор 425

Разрешающая способность электрохимических и электромеханических аппаратов примерно одинаковая – 4-6 точек/мм, но электромеханические аппараты не передают полутонов (их часто называют штриховыми аппаратами).

Достоинства электромеханических аппаратов: использование обычной бумаги и простота конструкции. Современные аппараты чаще всего термографического типа: они недорогие и имеют достаточно хорошие характеристики: 7-10 точек/мм, 20 - 40 уровней серого. Примерно этого же класса электрографические и струйные факсимильные аппараты, их важная особенность – использование обычной бумаги. Лучшие характеристики имеют лазерные факсимильные аппараты: до 15 точек/мм, 64 уровней серого, но они сравнительно дорогие. По виду развертки факсимальные аппараты делятся на плоскостные (Xerox 7024, Panafax UF-60V, "Березка") и барабанные ("Нева", Xerox 7245, Panasonic KX-F700 ВХ).

В плоскостных аппаратах передаваемые документы ограничиваются размером только по ширине (может передаваться рулонный документ), а в барабанных – и по ширине, и по длине.

Согласно классификации МККТТ факсимильные аппараты делятся на четыре группы (табл. 7.2).

Таблица 7.2. Группы факсимильных аппаратов

Группа

Тип передачи сообщений

Время передачи документа формата А4, с

Разрешающая способность, точек/мм

1

Аналоговые частотно-модулированные сигналы

До 360

От 4

2

Аналоговые амплитудно-модулированные сигналы

До 180

От 4

3

Цифровое кодирование со сжатием информации

До 60

7-9

4

Высокоскоростная цифровая передача

5-10

До 16


Характеристики некоторых факсимильных аппаратов приведены в табл. 7.3.

Таблица 7.3. Характеристики факсимильных аппаратов

Параметр

Xerox

Canon

7041

7235

FAX 850 HD

FAX T20

Время передачи документа, с

7

17

3

20

Число градаций серого

64

32

64

16

Разрешающая способность, точек/мм

16

16

16

8

Скорости передачи факсимильной информации по телефонным каналам связи лежат в пределах 4800 - 14400 бод (стандарт МККТТ V.34). Факсимильные аппараты имеют следующие сервисные возможности:

  • режим копирования документов;

  • наличие телефонной трубки и возможности переключения в режим голосовой связи, а иногда и наличие дополнительного телефонного канала, позволяющего одновременно с передачей факса вести разговор;

  • подключение факсимильного аппарата к компьютеру;

  • оперативная память до нескольких мегабайт и внешнюю память – десятки мегабайт;

  • наличие автоответчика, посылающего в линию записанное ранее сообщение, принимающего и сохраняющего полученное сообщение для последующего прослушивания;

  • память номеров для соединения с приоритетными абонентами;

  • память листов документа, которые могут быть записаны в память при отсутствии или неожиданном окончании бумаги;

  • наличие электронного телефонного справочника номеров и адресов абонентов;

  • наличие жидкокристаллического дисплея, отображающего режимы работы;

  • наличие спикерфона – дуплексного громкоговорителя и микрофона;

  • передача сообщения с задержкой ("отсроченная передача") и передача по внешнему запросу;

  • полинг – приглашение нужной станции к передаче сообщения;

  • автоматическая рассылка факсов в ночное время;

  • сортировка факсов по конфиденциальным почтовым ящикам;

  • автоподача документов и бумаги;

  • автоотрезка рулонной бумаги и др.


Факсимильные сервис-системы. Подключение факсимильного аппарата к имеющимся системам факс-сервиса позволяет существенно расширить объем сервисных услуг. Так, система общероссийского расширенного факс-сервиса, охватывающая все крупнейшие предприятия более чем в 500 городах России, стран СНГ и дальнего зарубежья, всем своим абонентам обеспечивает:

  • доступ к системе с любого факс-аппарата или ПК для отправки документов с подтверждением о доставке;

  • доставку документов немедленно или с задержкой – дата и время доставки задаются отправителем в диалоговом режиме;

  • автоматическую циркулярную рассылку документов по заранее составленным спискам;

  • конфиденциальность передаваемой информации (по идентификатору или паролю абонента);

  • выдачу квитанции с указанием результата выполнения команды абонента (документ доставлен или не доставлен), даты и времени, а также причины, по которой документ не был доставлен;

  • голосовые подсказки на русском и английском языках для начинающих пользователей, подаваемые по спикерфону.

За рубежом факсимильные системы более развиты, чем у нас. В большинстве гостиниц, аэропортов, фойе многих учреждений и других общественных местах устанавливаются необслуживаемые кабины с факсимильными аппаратами. Они работают по тому же принципу, что и таксофоны. Часто факсимильные кабины имеют две телефонные линии, позволяющие одновременно передавать факс и вести телефонные переговоры.

Широко используются радиофаксы; имеются многоканальные системы подвижной радиофаксимильной связи, включающие стационарную базовую станцию и подвижные радиофаксы, устанавливаемые в автомобилях (правда, как показывает практика, автомобильные радиотелефоны и радиофаксы нередко являются причиной дорожно-транспортных происшествий).

Существуют и интеллектуальные сотовые радиотелефоны-факсы, имеющие свои компьютеры – электронные секретари (PDA). Так, фирма IBM выпустила подобный аппарат Simon, могущий, по мнению специалистов, вытеснить PDA.

Выпускаются телефонные факсимильные приставки, которые используются для передачи рукописных сообщений и выполняемых от руки схем, подписей – по существу, телеавтографные приставки. Такая приставка – это компьютер-электронный блокнот, подключаемый к телефону. При передаче факса абонент специальным пером пишет на блокноте; текст или схема автоматически кодируется и посылается принимающему абоненту. Важно, что таким образом передается и подпись ответственного лица.



7.5. Компьютерные системы в оргтехнике

  • Системы управления электронными документами

  • Компьютерные системы административно-управленческой связи

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫМИ ДОКУМЕНТАМИ

Система управления электронными документами – это набор устройств и программ, позволяющих эффективно организовывать процедуры создания, хранения, манипулирования и пересылки электронных документов.

Создание электронных документов. Создание простых текстовых документов может выполняться на пишущих машинках различного вида с последующим вводом текста с бумажного документа в ПК с помощью сканера. Но, безусловно, эффективнее даже простые документы создавать непосредственно на ПК с использованием широкого арсенала программных средств, обеспечивающих удобный и высокоэффективный сервис. Тем более этот сервис важен при создании сложных высокохудожественных документов, предназначенных для последующего тиражирования. Составление таких сложных документов требует исполнения процедур набора текста, редактирования, корректуры, подготовки иллюстраций, макетирования и верстки страниц, печати.

Часто непосредственными источниками материалов для документов служат системы сканирования изображений, факсы, электронная почта, электронные таблицы, графики, чертежи и т.п.

Все процедуры создания документа можно эффективно выполнить на ПК, оснащенной сканером и набором проблемно-ориентированных ППП, в первую очередь программ текстового редактирования или настольной издательской системы. Сканер может использоваться для ввода в документ отдельно подготовленных фрагментов: рисунков, фотографий, схем, печатей, подписей и др.

Пример 7.23. В системах управления электронными документами можно использовать: текстовые редакторы: Лексикон, Multi Edit, Word Perfect, Word 7.0; художественные редакторы: Page Maker, Water Mark Professional; издательские системы: Ventura Pablisher, Corel Draw, Frame Maker; редакторы изображений, получаемых от сканеров: Water Mark Professional, Photo Styler, Photo Shop, и многие другие программные продукты.

Хранение электронных документов. Система хранения электронных документов должна обеспечить эффективное хранение и актуализацию документов во внешней памяти ЭВМ, а также их эффективный поиск и конфиденциальный доступ к ним. Хранилищем специальным образом организованной информации, в том числе и электронных документов, во внешней памяти ЭВМ являются базы данных. Для создания и обслуживания баз данных предназначены системы управления базами данных, которые подробно рассмотрены в гл. 15.