ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.05.2024
Просмотров: 478
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
§2. Связь характеристик направленности излучения и микрофонного приёма.
§3. Связь чувствительности микрофона с динамическими характеристиками источника звука.
§4. Особенности стереофонического микрофонного приёма.
§5. Расположение артистов и микрофонов в тон-ателье.
§6. Нестандартные способы микрофонного приёма.
На битву святую Крещу тебя, Расплюев.
§3. Тембральные аспекты фонографической стилистики.
§4. Статичные и динамические звуковые изображения.
§1. Фонографическая плоскость.
§2. Фонографическое пространство.
§4. Плановое звукоизображение.
Стереометрические обоснования выбора микрофонной техники.
Манипуляции регуляторами направления (панорамными регуляторами) звукорежиссерского пульта.
Управление спектральными и громкостными признаками удаленности.
Формирование в фонографической картине акустической обстановки и диффузных признаков удаленности.
В этом зале крупноплановая запись данного источника простым микрофонным способом - невозможна.
§6. Понятие об акустическом ключе.
§1. Естественные тембры источников звука. Тембр и спектр.
§2. Пространственно – акустические влияния на тембр
§3. Исполнительские влияния на тембр. Искусственная обработка звуковых сигналов.
§4. Искусственная спектральная окраска.
Кроме априорно контрастирующих или сливающихся звуков, локализованных в одном и том же направлении реальной или виртуальной картины (когда их спектральные акценты соответственно разнесены или близки друг к другу), попарное проецирование источников дополнительно усиливает или снижает многие слушательские впечатления, имеющие тембральную основу (см. выше). Мало того, азимутально связанные виртуальные источники звука могут быть тембрально менее насыщенными, ибо стереофоническая близость, обеспечивая хорошие условия для взаимного сравнения, облегчает слушателю их различение. Заметим попутно, что увеличенная тембральная насыщенность, поскольку ей часто сопутствует большой подъём АЧХ в какой -то спектральной области, не может быть беспредельной, как по техническим, так и по психоакустическим причинам. А взаимные проекции позволяют повышать, к примеру, ощущение низких частот только за счёт того, что обладающий ими источник лучше «виден» на фоне какого - нибудь высокочастотного звука.
Сказанное хорошо иллюстрируется примером из зрительной области. Согласитесь, что нет проблем в различении двух фигур с абсолютно одинаковыми колористическими оттенками (цветностью), если они изображаются в разных местах:
Попробуем сблизить эти фигуры до некоторого совпадения; определить границу между ними будет невозможно из-за полного цветового слияния:
Достаточно изменить хоть чуть-чуть цветность любой из фигур, как граница становится очевидной:
Однако, если вновь разнести фигуры, особенно так, что при рассматривании нам придётся всё время переводить взгляд с места на место, то может показаться, будто они колористически по прежнему одинаковы; для их убедительной разницы цвет одной из фигур придётся изменить значительно:
И если теперь вновь сблизить фигуры, то граница между окажется более чем заметной:
Приведенная аналогия не более чем методологическая. В стереофонии два разных голоса, локализованных в полярно противоположных азимутах звуковой картины, разумеется, не нуждаются в столь тонкой колористической доработке благодаря своему различию музыкального или инструментального свойства.
Согласно авторской гипотезе, много раз подтверждённой на практике, для контрастирующих пар звуков вовсе не обязательно подбирать или формировать спектры сигналов с полярным отличием (крайние низкочастотные области - крайние высокочастотные), ибо в таком варианте контраст всегда кажется нарочитым. По той же оптической аналогии предлагается модель, подобная так называемому «цветовому кругу», где пары взаимно дополнительных цветов (красный - голубой, синий - жёлтый, зелёный - пурпурный, и масса их оттенков) располагаются на противоположных концах диаметров. Для целей фоноколористики аналогично воспринимаемые сочетания можно считать вполне достаточными в смысле тембральной рельефности, если пользоваться принципом условного круга, диаметры которого соединяют противолежащие частотные группы слуха:
Практика показывает, что натуральные звуки в меньшей степени нуждаются в фоноколористических уточнениях, нежели звуки синтезированные, в особенности если в композиции используется один электронный инструмент для имитации ансамблевой или, тем более, оркестровой фактуры. К тому же, широкий частотный спектр сигналов синтезаторов позволяет легко выделять в них те или иные области для тембрального разнообразия с помощью даже простых параметрических корректоров, и в большинстве случаев неестественность звучания не усугубляется, скорее наоборот: точно подобранная частотная коррекция, подчёркивание псевдоформантных зон, характерных для имитируемого музыкального инструмента, особенно при соответствующей диффузной окраске создаёт ощущение достоверности.
Широкоспектральное изложение ударных инструментов в современных записях эстрадной, популярной и рок - музыки предоставляет звукорежиссёру большие удобства в тембральной отделке остальных голосов фонографической картины, так как звучание ударных почти постоянно выполняет роль некой координаты, по отношению к которой легко оценивать не только плановые, но и спектральные (тембральные) положения.
Нужно сказать, что колористическая гармония в фонографии достигает максимального эффекта, если сливающиеся голоса излагаются звукорежиссёром с их равновесием и по другим признакам: громкостному, размерно - пространственному, по типу специфической обработки. В то же время различие хотя бы в одной из этих характеристик уже само по себе может привести к фонографическому контрасту, к тембральному дисбалансу.
Если же осуществлять тембровую динамику сообразно драматургическим задачам, то открывается путь для изображения звукового действа, лишний раз, подтверждающий богатые возможности художественной фонографии.
§6. Слуховая тренировка.
Звукорежиссёры должны воспитать и постоянно поддерживать в себе способность детерминировать по восприятию разные спектральные области звуков. Этому значительно помогает звуковысотная избирательность слуха, хотя, как было сказано выше, объединение чувствительных волокон базилярной мембраны в критические группы ни анатомически, ни физиологически не адекватно степени точного восприятия высоты. Тем не менее, лёгкая тональная окраска полос розового шума, соответствующих по своим параметрам среднестатистическим частотным группам слуха, на первых порах обучения способствует выработке определённых навыков в оценке взаимосвязей между спектральным положением и тембральным ощущением.
Поскольку звуковысотные признаки полос шума ощутимо
возрастают при их сужении до Q = F центр. / F верхи. - F нижн.) = 520
(преимущественно, для средней части диапазона), то для начальных тренировок слуха можно употребить узкие полосы. Таким образом, слуховой анализатор обучающегося получит первые навыки в восприятии различных спектральных зон.
Сведения об «интонировании» узкополосных шумов приводятся в следующей таблице:
№ п.п. |
Центральная частота полосы, Hz |
КАЖУЩАЯСЯ ВЫСОТА ИНТОНИРОВАНИЯ Соответственно равномерно-темперированному строю |
1 |
50 |
Соль контроктавы |
2 |
150 |
Ре-диез малой октавы |
3 |
250 |
Си малой октавы |
4 |
350 |
Фа первой октавы |
5 |
450 |
Си-бемоль первой октавы |
6 |
570 |
Ре бемоль второй октавы |
7 |
700 |
Фа второй октавы |
8 |
840 |
Соль-диез второй октавы |
9 |
1000 |
Си второй октавы |
10 |
1170 |
Ре третьей октавы |
11 |
1370 |
Фа третьей октавы |
12 |
1600 |
Соль третьей октавы |
13 |
1850 |
Си-бемоль третьей октавы |
14 |
2150 |
До-диез четвёртой октавы |
15 |
2500 |
Ре-диез четвёртой октавы |
16 |
2900 |
Фа-диез четвёртой октавы |
17 |
3400 |
Соль-диез четвёртой октавы |
18 |
4000 |
Си четвёртой октавы |
|
|
далее – регистр идентифицируется плохо, но впечатление об интонации сохраняется |
19 |
4800 |
Ре (пятой октавы) |
20 |
5800 |
Фа-диез (пятой октавы) |
21 |
7000 |
Ля-бемоль (пятой октавы) |
22 |
8500 |
До |
23 |
10500 |
Ми-бемоль Соль |
24 |
13500 |
Ре (пятой октавы) |
Разумеется, кажущаяся высота звучания является достаточно приблизительной, так как естественные флуктуации спектральных компонент, в особенности, по фазе, обусловливают некоторую тональную модуляцию. Но, в основном, таблицей можно пользоваться для тренировки внимания к собственным критическим полосам слуха, сверяя указанные данные со своими впечатлениями.
На следующей стадии слуховых тренировок нужно пользоваться уже более широкими шумовыми полосами, близкими к психоакустическим частотным группам. Эти шумы тонально менее окрашены, и учащиеся детерминируют их, скорее по каким-либо косвенным признакам, носящим ассоциативный характер (привкус, цвет, образ, т. п.).
Так, если слушать попеременно полный спектр розового шума и любую из шумовых полос, то первый из них будет всегда казаться «неокрашенным», «белым», а шумовые полосы вызовут конкретные индивидуальные ощущения, запоминания которых и явятся результатом тренировки на данном этапе.
Следует заметить, что звуковысотные ощущения спектральных полос в реальных практических условиях, при работе над фоноколористикой, существуют далеко не всегда. Они могут наблюдаться, если производится экстремальный подъём АЧХ в какой-то области, да ещё при высокой добротности корректора. В остальных же случаях «тембральные интонирования» маскируются основными тонами звуков. В свою очередь, характер тембральной окраски розового узкополосного шума также несколько отличается от таковой применительно к натуральным акустическим источникам.
Однако, упражнения для частотных групп с помощью шумовых полос непроизвольно активизируют наши способности к практическому слуховому спектроанализу, подобно тому, как формальные в музыкальном смысле этюды для беглости пальцев знаменитого Карла Черни развивают технику пианиста, пусть даже фрагменты этих упражнений и не встречаются в иной фортепианной литературе.
Разумеется, кажущаяся высота звучания является достаточно приблизительной, так как естественные флуктуации спектральных компонент, в особенности, по фазе, обусловливают некоторую тональную модуляцию. Но, в основном, таблицей можно пользоваться для тренировки внимания к собственным критическим полосам слуха, сверяя указанные данные со своими впечатлениями.
На следующей стадии слуховых тренировок нужно пользоваться уже более широкими шумовыми полосами, близкими к психоакустическим частотным группам. Эти шумы тонально менее окрашены, и учащиеся детерминируют их, скорее по каким-либо косвенным признакам, носящим ассоциативный характер (привкус, цвет, образ, т. п.).