Файл: Микрофонный прием.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.05.2024

Просмотров: 394

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Микрофонный приём

§1. Связь спектрального состава акустического сигнала и амплитудно-частотной характеристики (ачх) электроакустического преобразования микрофона.

§2. Связь характеристик направленности излучения и микрофонного приёма.

М1 м3 м4 Источник

§3. Связь чувствительности микрофона с динамическими характеристиками источника звука.

§4. Особенности стереофонического микрофонного приёма.

§5. Расположение артистов и микрофонов в тон-ателье.

§6. Нестандартные способы микрофонного приёма.

Заключение.

На битву святую Крещу тебя, Расплюев.

Спасай Россию!

§3. Тембральные аспекты фонографической стилистики.

§4. Статичные и динамические звуковые изображения.

Фонографическая композиция

§1. Фонографическая плоскость.

§2. Фонографическое пространство.

§3. Акустическая обстановка.

§4. Плановое звукоизображение.

§5. Техническая реализация.

Стереометрические обоснования выбора микрофонной техники.

Манипуляции регуляторами направления (панорамными регуляторами) звукорежиссерского пульта.

Управление спектральными и громкостными признаками удаленности.

Формирование в фонографической картине акустической обстановки и диффузных признаков удаленности.

В этом зале крупноплановая запись данного источника простым микрофонным способом - невозможна.

§6. Понятие об акустическом ключе.

Фоноколористика

§1. Естественные тембры источников звука. Тембр и спектр.

§2. Пространственно – акустические влияния на тембр

§3. Исполнительские влияния на тембр. Искусственная обработка звуковых сигналов.

§4. Искусственная спектральная окраска.

§5. Темброво - спектральная композиция.

§6. Слуховая тренировка.

§4. Плановое звукоизображение.

Подобно тому, как это делается в теории изобразительных искусств, применительно к фонографии тоже можно говорить о разноплановой организованности звуковых образов, или квазиобъектов.

Такая организация, как одна из составных частей звукорежиссуры, входит в основу композиционного фонографического построения. Именно разноплановость, как было показано, придает звуковой картине глубину и масштабность, помогает акцентировать наиболее важные элементы звукового произведения. Это же позволяет использовать методы контрапунктной композиции, при которой разные звуковые линии, не мешая, друг другу, хорошо излагаются в записи или передаче.

Мы уже знаем, что масштабная величина звукового плана по сравнению с изобразительным гораздо менее абсолютна. В кино, к примеру, можно точно идентифицировать так называемый «средний поясной план», когда актер снят камерой по пояс, или деталь, если зрителю показаны только глаза. Но в звуковом изложении звучащий крупно голос не может однозначно ассоциировать у всех слушателей точный зрительный план: одни представят себе человека, находящегося на расстоянии 1 - 2 метра от них, другим покажется, что говорящий ближе. Это происходит потому, что изобразительная информация более конкретна в своей геометрии, чем звуковая, а слуховое восприятие гораздо индивидуальнее зрительного (во всяком случае, в отношении оценки размера звукового объекта или квазиобъекта).

Поэтому нет смысла пользоваться множеством градаций звуковых планов, аналогичных градациям планов изображения, принятым в живописи, фотографии или кино. Звукорежиссерская практика показывает, что достаточно ограничиться следующими плановыми разновидностями:

1. Сверхкрупный план.

2. Крупный план.

3. Средний план.

4. Общий план.

5. Дальний план.

Градации 2, 3 и 4 являются наиболее распространенными.

Естественно, что границы между указанными звуковыми планами не могут быть определены точно, так как в каждом конкретном случае слушатель не только оценивает впечатления о расстоянии до квазиисточника и его величине, но проводит также постоянные подсознательные или рациональные соизмерения со всеми остальными элементами фонокомпозиции, невольно апеллируя к той акустической обстановке, которую звуковая картина сообщает его воображению. Поэтому необходимо учитывать, что плановая организация, плановое распределение звуковых образов строится по двум координатам: наиболее крупному плану одного из голосов (под голосом подразумевается инструментальная или вокальная линия в музыкальном произведении) и наиболее удалённому плану, при том, что ключом к восприятию удалённости является общая диффузная атмосфера звуковой картины, дающая возможность оценить, пусть даже субъективно, размеры звучащего пространства (см. параграф «АКУСТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА»).


Акустические характеристики указанных плановых градаций базируются на выработанном веками психофизиологическом опыте слухового восприятия. Человеческий слух оценивает расстояние до источника звука, во-первых, по удельному весу так называемых «прямых» сигналов в общем, звучании, во-вторых, по соотношению энергий частотных компонент звукового спектра. Так, известно, что короткие звуковые волны, порожденные высокочастотными колебаниями источника, затухают из-за трения в среде распространения быстрее, чем длинные (низкочастотные). Следовательно, недостаток, к примеру, высокочастотных составляющих в звучании принципиально не может свидетельствовать о близости источника.

Нужно попутно заметить, что спектры сигналов атак большинства музыкальных инструментов, в особенности ударных, изобилуют высокочастотными компонентами. Поэтому яркое, или наоборот, мягкое звучание в атаках также имеет соответствующую связь со степенью удаленности объекта.

Кроме того, звуки различной громкости субъективно оцениваются как звуки источников, находящихся на разном расстоянии от слушателя (громкие - ближе, тихие - дальше). Как следствие этого, частотная характеристика слухового восприятия варьируется в отношении низких и, в некоторой степени, высоких частот, помогая констатировать близость источника по обилию этих спектральных составляющих, или наоборот.

Что касается упомянутой оценки удельного веса прямых сигналов в общем звучании, то необходимо отметить, что наш слух способен различать две составляющие энергии реального звукового поля: энергию Е1 прямых звуков, доходящих до слушателя непосредственно от источника, и энергию Е2 диффузного звука, являющегося результатом реверберационного процесса в помещении. Частное R = Е2/Е1, именуемое акустическим отношением, свидетельствует о том, какая из этих составляющих преобладает в той или иной точке пространства, окружающего источник. Психоакустический опыт показывает, что при прослушивании источника в непосредственной близости от него звук имеет минимальную диффузную окраску, так как прямые акустические сигналы доходят до слушателя без потерь, и к тому же маскируют в слуховом восприятии звуки, отраженные от различных архитектурных поверхностей. И, наоборот, при большом удалении от источника звучание приобретает почти исключительно диффузный, «размытый» характер, ибо энергия прямых звуков, доходящих до слушателя, ничтожна.


Однако, поскольку реверберационные процессы в закрытых помещениях существуют независимо от взаимного расположения источника звука и слушателя, то и в фонографии их невозможно исключать полностью, разве что кроме случаев, обусловленных художественной спецификой. Поэтому в число признаков удалённости звуковых объектов, соответственно, фонографических квазиобъектов, следует ввести ещё один, так сказать, уточняющий параметр, - временной сдвиг между прямыми и диффузными сигналами. Рис. 6 даёт этому обстоятельству приблизительную иллюстрацию. Суммарный - диффузный сигнал, психологически воспринимаемый слушательницей как сигнал, идущий от «дальней стены»,

поступает через время Tdiff. после каждой акустической атаки. Звук саксофона доходит до точки прослушивания за время Tsax., сопоставимое с Tdiff., так что разность Tdiff.-Tsax. стремится к нулю. Что же касается звуков контрабаса, слышимых через время Tbasso после их возникновения, то воспринимаемая диффузная окраска этого инструмента задержана на вполне ощутимую

величину Tdiff.- Tbasso.

Рис. 6

Все сказанное относится, в первую очередь, к моноуральному восприятию, когда человеческий слух не оценивает ни направления на источник звука, ни его ширины (протяженности). При бинауральном приеме в слуховой оценке размеров, как мы уже выяснили, принимает немалое участие и угловой охват источника. А его локализация в фонографическом пространстве дает возможность производить размерные сопоставления различных квазиисточников, что также связано с оценкой в звуковом изображении глубины и масштабности.

Следует, впрочем, заметить, что в искусственных звуковых полях, в фонографии, увеличение иллюзорных размеров виртуальных звуковых объектов может быть иногда связано с их незначительной реверберационной окраской, пока таковая тесно коррелирована с прямыми сигналами, а её малость не позволяет взять на себя функцию общеакустической ауры. В этом случае большая ширина квазиобъекта, являющаяся признаком его близости, может противоречить данному звуковому плану с точкизрения акустического отношения, увеличение которого суть свойство удаления источника. Такая ситуация требует повышенного внимания со стороны звукорежиссёра, а возникающие проблемы решаются путём компромисса.

О близости или удаленности акустических объектов свидетельствует подчеркнутость или, соответственно, завуалированность характерных призвуков, связанных со звукоизвлечением (стуки клапанов духовых инструментов, дыхание исполнителей, т.п.)


Итак, основные признаки, по которым в фонографии определяется план, следующие:

1. Громкость квазиобъекта.

2. Акустическое отношение и количество пространственной информации.

3. Время задержки между прямыми и диффузными сигналами.

4. Спектральные качества квазиисточника, характер звуковых атак.

5. Впечатления о размерах квазиобъекта; при стереофонической передаче - ширина виртуального источника звука.

6. Заметность исполнительских шумов (призвуков).

Определим теперь конкретные характеристики звучания квазиисточников, передаваемых в художественной фонографии различными планами.

1. СВЕРХКРУПНЫЙ ПЛАН. Уровень громкости - максимально возможный. Акустическое отношение минимально, то есть диффузные сигналы либо отсутствуют вообще, либо находятся на пороге заметности; при этом временной сдвиг между прямыми и диффузными звуками ощутимо большой (в естественных условиях он зависит от архитектурных особенностей помещения, в фонографии, при использовании искусственной реверберации (см. ниже), - время задержки можно увеличивать до тех пор, пока диффузная окраска, пусть и минимальная, не станет помехой в эстетическом смысле). Частотная характеристика звукопередачи имеет подъем в нижней и верхней областях, и не только за счет электрической коррекции, применяемой для эффекта сверхкрупного плана, но и благодаря субъективному увеличению слуховой чувствительности на краях частотного диапазона при повышении громкости. Кажущиеся размеры квазиисточника - максимальные; при стереофонической передаче они могут достигать всей ширины стереобазы.

Заметим попутно, что сверхкрупный план применяется довольно редко из-за того, что такая близкая, детальная передача изобилует непривычно большим уровнем шумов, связанных со звукоизвлечением. Кроме того, в большинстве случаев требуется очень малое расстояние от микрофона до исполнителя, что сопряжено с техническими сложностями, в частности, с возможностью аэродинамической перегрузки микрофона. Этого, разумеется, можно избежать, применяя устройство ветрозащиты, но наличие последнего влияет на спектр звукопередачи, заметно снижая ее как раз в высокочастотной области, что противоречит вышеизложенным требованиям.

Французский звукорежиссер Ж. Бернар отмечал, что «...сверхкрупный план обладает известной степенью нескромности». Поэтому его использование должно быть продиктовано драматургической необходимостью, и применять сверхкрупные планы без убедительных оснований, очевидно, не следует.


2. КРУПНЫЙ ПЛАН.Уровень громкости - умеренно большой, иногда максимальный, но передача при этом состоит уже не только из одних прямых звуков. Несмотря на то, что акустическое отношение по-прежнему мало, квазиобъект всё-таки приобретает какую-то диффузную окраску. Время задержки между прямыми и реверберационными сигналами остаётся большим. Частотная характеристика передачи крупным планом может не иметь подъёмов в высокочастотной области, хотя из-за большой громкости субъективное ощущение усиления краёв спектрального диапазона, особенно на низких частотах для голосов нижнего регистра, всё ещё остается. Механизмы звукоизвлечения прослушиваются, но не подчёркнуты. Виртуальные размеры источника - большие, но уже не огромные, как это было в сверхкрупном плане; они устанавливаются в соответствии с естественными ощущениями. Стереофоническая ширина определяется в соотношении с протяжённостями квазиобъектов иных планов. Как правило, она заметно меньше стереобазы. Звуковые атаки - яркие, но уже не гипертрофированно жёсткие, как при сверхкрупной звукопередаче.

3. СРЕДНИЙ или НОРМАЛЬНЫЙ ПЛАН. Уровень громкости - близок к естественному, во всяком случае, соотносительно со звучанием всей программы. Акустическое отношение приблизительно равно 1, что означает, с одной стороны, достаточную диффузную окраску квазиисточника, а с другой - уже сообщает некоторую информацию об окружающем пространстве, разумеется, далеко не полную в своей акустической геометрии. Начальный сдвиг реверберационных сигналов меньше, чем в двух предыдущих случаях. Спектральная характеристика не имеет заметных подъёмов в каких-либо областях, хотя это требование и не является противопоказанием к применению частотной коррекции с целью исправления дефектов, связанных с природой звука или микрофонным приемом. Так же вполне допустимо использование с художественной целью различных устройств для специфической тембральной окраски.

Относительные масштабные размеры квазиобъектов, звучащих в среднем плане, адекватны естественным, поэтому ширину виртуального источника в стереофонии следует делать такой, чтобы результаты слуховой оценки расстояния (глубины) в рамках фонографической картины максимально соответствовали возникающему при этом психологическому зрительному эффекту.

Акустические призвуки исполнителей воспринимаются уже совершенно естественно, как при непосредственном слушании. То же самое можно сказать и о характере звуковых атак - их акустическое качество натурально соответствует музыкальной динамике.