Файл: Рудич пособие с рисунками.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 399

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предпринимательская и инновационная деятельность

Оглавление

Тема 1. Особенности российского предпринимательства в условиях модернизации экономики России

Тема 2. Экономическая сущность и содержание инновационной деятельности и предпринимательства в социально-культурной сфере

Тема 3. Инновации как ресурс развития предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере

Тема 4. Инновационное предпринимательство в социально-культурной деятельности: система, взаимосвязи, классификация, виды.

Тема 5. Предпринимательская деятельность как творчество

Тема 6. Организация финансовой деятельности учреждения культуры в социально-культурной деятельности и оценка эффективности инновационной и предпринимательской деятельности учреждений скс

Тема 7. Личность и качества менеджера по инновациям и предпринимателя в социально-культурной сфере и индустрии досуга.

Заключение

Список рекомендуемой литературы

«Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства»

15. Выберите все правильные ответы:

33. Дополните:

46.Дополните:

52.Составьте рейтинг в баллах:

53. Выберите правильный ответ:

Культурный продукт являясь предметом роскоши и, одновременно предметом массового потребления, отличается от продукта любого другого назначения. Культурный продукт нередко потребляется повторно, а на формирование цены стоимость производства не влияет. В отличие от простого продукта, который уничтожается в процессе потребления (вещи снашиваются, продукты питания съедаются и т.д.), культурный продукт в процессе потребления наращивает свою ценность – чем больше людей посетили музей или концерт, прочли книгу, посмотрели программу и т.д., тем выше социальная значимость культурных продуктов.

Последнее из явных отличий культурного продукта от иного продукта заключается в том, что экономисты относят культурные продукты к смешанным благам, сочетающим в себе одновременно индивидуальную и социальную пользу, иными словами, культурный продукт удовлетворяет потребности и человека, и общества, в то время как многие остальные продукты только индивидуально полезны.

Анализируя отличия культурного продукта от иных, следует упомянуть и о специфике потребления культурного продукта: они универсальные, в том числе:

- включают в себя некий эстетический компонент;

- представляют собой досуговое потребление;

- требуют специальной подготовки / уровня знаний;

- порождают продуктовое многообразие, которое позволяет получать не повторные ощущения, а каждый раз новые, даже при повторном потреблении;

- обусловлены не столько субъективными причинами, сколько социальной природой, так как повышают статус потребителя [63].

Отличия культурного продукта от иного продукта выступают его преимуществами. Для полноты картины необходимо также рассматривать общие качества и свойства культурного продукта и продуктов иного назначения. Оба типа продукта рассчитаны на массового потребителя, на языке маркетинга они конкурируют за одну целевую аудиторию. Подтверждением выдвинутого предположения является одно из определений массовой культуры как набора культурных продуктов с товарными свойствами, в котором экономические характеристики, то есть возможность продать на рынке, являются главным критерием, а ценностная нагруженность выступает как второй план. В этом кроется угроза, как для самого культурного продукта, так и для его производителя – организации культуры. Например, для клубных учреждений угроза уже не является гипотетической, они, особенно в крупных городах, перестали быть монополистами на рынке культурных услуг. При свободе «входа» и «выхода» на рынке культурная сфера развивается в условиях конкуренции, как внешней, так и внутренней, и из опросов населения следует, что в борьбе за свободное время посетителей в этих условиях в крупных городах торговые предприятия одержали победу. Они успешно внесли поправку даже в названия своих коммерческих учреждений: вместо «магазина», «гастронома» и даже «супермаркета», они заявляют себя как «торгово-развлекательные» «торгово-досуговые центры» и т.п.


Таким образом, деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различных ведомственной принадлежности и форм собственности, а также частными лицами. Спектр таких организаций становится все шире, и в силу социальной значимости самих услуг, они могут предоставляться одновременно на разных по величине территориях, разным категориям граждан и слоям населения.

Зарубежная практика свидетельствует, что и культурный и иной тип продукта в современном обществе все шире производится индустриальным способом. А. Маттеларт и Дж. Пьемм в статье «Культурные индустрии: происхождение идеи» указали, что индустриальный тип производства приводит к появлению у культурного продукта черт, которые были ранее характерны лишь простому продукту: сериализация, стандартизация, разделение труда. По мнению авторов, культура и бизнес на данном этапе развития цивилизации – самые значимые выразители человеческого духа, они могут задействовать человеческие ресурсы самым удивительным образом. Так, сегодня, даже в России, весь бизнес окружен искусством. Известно, что Колин Твиди – бывший британский финансист, любитель культуры и искусства, большой знаток и почитатель классического искусства, около 30 лет назад ушел из финансового бизнеса, где занимал заметное место, и организовал компанию «Arts & Business». Эта компания стала аккумулировать внебюджетные средства для развития искусства Великобритании, что успешно продолжает делать и сегодня, став законодателем в данной области деятельности не только в Британии, но и в мире. Твиди приезжал в Россию для участия в Первом Международном форуме «Культура плюс» осенью в 2005 г. Проводил мастер-класс для студентов факультета «Предпринимательство в культуре» Международного университета в Москве по вопросам фандрейзинга, социальной ответственности бизнеса, организационного партнерства [69].

Все больше опыт развитых стран востребован в России, что показывает, что бизнес и культура способны плодотворно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Классическое бизнес-предпринимательство может транслировать сфере неклассического предпринимательства в культуре и искусстве современные бизнес-технологии, а сфера культуры и искусства - благотворно влиять на образ современного предпринимательства, возвышая его имидж в общественном сознании.

В то же время И. Хангельдыева подчеркивает, что степень роста предпринимательства в культуре и искусстве даже в развитых странах сегодня весьма не однородна. По ее мнению, наиболее продвинутой страной в этом отношении являются США. Это обусловлено объективной причиной. США еще 200 лет назад отказались поддерживать культуру и искусство на уровне государства, но создали условия, при которых организации культуры и искусства активно и плодотворно взаимодействуют со всеми субъектами культурной политики и в первую очередь с бизнесом.


В европейских странах нет аналогичных примеров, здесь исторически к культуре относились с большим вниманием, чем в США. Европейские государства по-разному выстраивают свои отношения с культурой и искусством. В одних случаях государство более мощно патронирует эту сферу, в других – менее. Общая тенденция заключается в том, что европейские государства начинают принимать законы, позволяющие ослабить давление на государственную казну. Принимая подобные законы, государства ретранслируют часть своих забот непосредственно бизнесу. Современный бизнес наряду с устойчивым финансовым положением имеет совершенно уникальный опыт не только выживания, но и мощного развития в условиях свободной конкуренции. Этот по- истине уникальный опыт может стать неоценимым для культуры и искусства России.

Отсюда вывод: чем больше будут установлены связи культуры и бизнеса, тем успешнее будут решаться вопросы культурной жизни муниципального образования, субъекта Федерации и страны в целом на системной основе.

В культуре России с первого десятилетия ХХ1 проводится бюджетная реформа, направленная на повышение эффективности расходования бюджетных средств. Главная цель реформы – обеспечить прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и результатами культурной деятельности. Одно из направлений реформы - внедрение новых типов государственных и муниципальных учреждений – казенных, автономных и бюджетных учреждений нового типа. Всю деятельность учреждений культуры предложено подразделять на два вида – услуги и работы.

Под услугами, согласно документам Минфина РФ, понимаются действия, направленные непосредственно на потребителя и имеющие индивидуальный характер. Работы – это действия, осуществляемые для неопределенного круга лиц в интересах общества (территории) в целом. Нередко они являются необходимым условием для последующего оказания культурных услуг населению. Отличительной чертой сферы культуры является большое количество работ (создание спектаклей, концертных и цирковых программ, сценариев, формирование и учет библиотечных и музейных фондов, проведение фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, методическая работа в сфере культуры и др. [29].

Но надо согласиться с Е. Игнатьевой в том, что отдельных видов деятельности как услуги или работы не существует: показ спектакля может быть отнесен к услуге, а может - и к работе.


Особенностью предоставлении услуг и работ является то, что они могут быть абсолютно бесплатным, платными и частично платными. Последние однозначно выступают как предпринимательская деятельность с экономической точки зрения.

Бесплатные, согласно законодательным актам федерального уровня, субъектов Федерации и муниципальных органов, финансируются из бюджетов. Однако нельзя не учитывать и то, что и бесплатные услуги и работы могут рассматриваться как инновационное предпринимательство, но экономическая сущность его отражается опосредованно – новая технология производства, иная аудитория потребителей, использование новых ресурсов и т.д. и наконец «выгода души» производителя и потребителя.

К характеристике инновационного предпринимательства в социально-культурной сфере целесообразно подходить с позиции П. Друкера [26]. Так, П. Друкер выделяет признаки, которые служат основанием для оценки и использования инноваций. В их числе :

- неожиданные события (неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие);

- неконгруэнтность – несоответствие между реальностью, какой она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней («такой, какой она должна быть»);

- нововведения, основанные на потребности производственного процесса (те его недостатки и «слабые места», которые могут и должны быть устранены);

- демографические изменения;

- изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

- новые знания ( как научные, так и ненаучные) [ 26, с. 48].

Классификация И. Пригожина отражает содержательные признаки инновации, которые на наш взгляд свойственны и продуктам социально-культурной сферы. (47)

Принято рассматривать инновации с позиции видов и целей предпринимательской деятельности, приведенные ниже.

Вставка рис. 2.4. Виды и цели инновации

Виды инноваций

Инновационные цели

Продукт- инновация

Обеспечение выживания

Увеличение доходов

Независимость

Интересы клиентов

Повышение престижа

Создание новых рабочих мест

Рост оборота и сбыта

Процесс-инновация

Рост доходов ( в результате роста производительности, экономии сырья и энергии )

Уменьшение загрязнения окружающей среды

Социальные инновации

Социальная ответственность по отношению к коллективу и обществу

Рост престижа фирмы

Независимость

Улучшение положения на рынке труда


Рис. 2.4. Виды и цели инновации

Все они в полной мере также свойственны организациям культуры и искусства.

Исходя из статьи 4 Основ законодательства Российской Федерации о культуре сфера услуг и работ культуры включает следующие направления, которые могут стать объектом инновационной предпринимательской деятельности:

- выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

- художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

- художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

- самодеятельное (любительское) художественное творчество;

- музейное дело и коллекционирование;

- книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

- телевидение, радио, другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения ценностей;

- эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;

- научные исследования культуры;

- международные культурные обмены;

- производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

- иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности [8 ].

Исходя из современной ситуации к приведенному перечню следует добавить ряд видов особых услуг и работ культуры и искусства, такие как шоу-бизнес, туризм, экскурсии и анимации, игровой бизнес, модельные агентства, рекламные мастерские и агентства, сувенирное производство, продюсерские центры, концертные организации, арт-центры, уличные массовые праздники, художественные галереи, театральные мастерские и др.

Анализ инновационных услуг предпринимательской деятельности учреждений социально-культурной сферы показывает, что в настоящее время наиболее эффективно реализуются продукты и услуги посредством разработки и внедрения культурных проектов. В качестве примера приведем данные анализа стратегии развития культуры Томской области до 2020 года «Культура инновационного региона» [73].