Файл: Рудич пособие с рисунками.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 415

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предпринимательская и инновационная деятельность

Оглавление

Тема 1. Особенности российского предпринимательства в условиях модернизации экономики России

Тема 2. Экономическая сущность и содержание инновационной деятельности и предпринимательства в социально-культурной сфере

Тема 3. Инновации как ресурс развития предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере

Тема 4. Инновационное предпринимательство в социально-культурной деятельности: система, взаимосвязи, классификация, виды.

Тема 5. Предпринимательская деятельность как творчество

Тема 6. Организация финансовой деятельности учреждения культуры в социально-культурной деятельности и оценка эффективности инновационной и предпринимательской деятельности учреждений скс

Тема 7. Личность и качества менеджера по инновациям и предпринимателя в социально-культурной сфере и индустрии досуга.

Заключение

Список рекомендуемой литературы

«Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства»

15. Выберите все правильные ответы:

33. Дополните:

46.Дополните:

52.Составьте рейтинг в баллах:

53. Выберите правильный ответ:

Авторы проекта исходят из того, что эффективность инновационной деятельности социальных субъектов территории любого уровня определяется состоянием инновационного климата, который зависит от отношения к нововведениям и традициям основных социальных групп и поколений общества.

Предлагаемые изменения в отрасли культуры Томской области представляют собой деятельность по обновлению, в определенной степени преобразованию деятельности всех субъектов отрасли на новом качественном уровне. Проект ориентирован на стабильность, гармонию и инновационное развитие при сохранении значимых традиций во всех областях культуры территории.

Инновационный подход к разработке стратегии ориентирован на инновационную систему, отражающую сами новшества, материальные и интеллектуальные ресурсы и рынок продуктов, услуг и их потребителей, выступающий внешней средой для системы, определяющий потребность и параметры развития отрасли культуры.???

Разработчики, адекватно оценивая риски реализуемости предлагаемой стратегии, присваивают ей в большинстве позиций как высокие. ?

Вместе с тем нам представляется важным обратить внимание на некоторые важные аспекты рассматриваемого документа.

  1. Культура рассматривается авторами, прежде всего лишь как условие других составляющих территории, с акцентом на ее экономическое развитие. Нам представляется, что это может способствовать недооценке культуры в формировании и развитии человека как самодостаточного субъекта жизнедеятельности современного общества. Культура личности играет все большую роль в создании, развитии и сохранении культурных благ и ценностей для общества.

2) В современных условиях важно рассматривать культурную жизнь общества не только в отношении системы учреждений, находящихся в ведении органов власти. Было бы важно расширить место и роль всех востребованных населением и действующих для него формирований культуры и искусства. Мы имеем в виду досуговые коммерческие и некоммерческие и самоорганизованные и т.д. субъекты. Особенно это важно для г. Томска, как города повышенной численностью молодежи и студенчества. Так, значительную долю досуга в творческой самореализации занимает деятельность в системе образования, в производственных коллективах и организациях, взаимодействие с которыми важно было бы учитывать. Потребителю важно удовлетворение своих потребностей качественной услугой, а кто ее предоставляет, для него имеет вторичное значение.


В этой связи важно было бы более четко определить наиболее значимую нишу учреждений культуры и искусства, относящихся к институциональной форме организации социально-культурной деятельности на территории. Способствовала бы решению данной задачи модель интеграции институциональных и неинституциональных структур в социально-культурной сфере.

3) Есть сомнения в отношении правомерности коммерциализации бюджетных учреждений культуры, утверждения высокого уровня их издержек и «сокращения издержек до уровня экономической целесообразности». В данном случае, на наш взгляд, к услугам культуры неправомерен рыночный подход, так как услуги и продукты культуры и искусства имеют, как правило, длительный временной лаг их создания, востребованности и ценности. Как и в науке, сокращение затрат на содержание культуры и искусства ведет только к стагнации и снижению качества услуг. Примером тому является уровень кадрового потенциала, который оценивается разработчиками как неудовлетворительный. Кадры – особый ресурс, самый дорогостоящий, на самом деле в настоящее время самый низкооплачиваемый в стране, не сможет соответствовать реализации предлагаемой стратегии.

Разработчики концепции развития культуры Томской области правомерно ставят задачу подготовки и особенно переподготовки кадров культуры и искусства как условия реализации стратегии. Однако, с точки зрения государственной концепции художественного образования, Томская область уступает всем территориям ЗСФО: Алтайскому краю, Новосибирской, Тюменской и Кемеровской областям. Мы имеем в виду отсутствие в системе культуры и искусства начального (переданного в систему дополнительного) художественного образования, в результате чего нарушена система «школа – ССУз - Вуз». Известно, что для подготовки мастера какого-либо вида искусства требуется 7 лет – ДШИ, 3-4 года в среднем специальном учебном заведении и 5 - 6 лет в вузе. Такая цепь в настоящее время в Томской области разорвана [49].

Представленный Томской областью проект свидетельство того, что вопросы предпринимательской деятельности в сфере культуры и искусства становятся актуальными для региональных и муниципальных органов власти.

Какие же направления предпринимательской деятельности учреждений культуры и искусства на региональном уровне включаются в ее содержание. Ответом на данный вопрос могут служить данные по Красноярскому краю.


Последние десять лет идет активный процесс преобразования традиционных клубных учреждений в различные центры: культурно-досуговые, центры отдыха и развлечений и другие структуры. В Красноярске в культурно-досуговые центры преобразованы практически все крупные кинотеатры, оставшиеся несколько лет назад без зрителей, но живущие в настоящее время практически новой, насыщенной жизнью.

Социологической службой администрации Красноярского края Министерства культуры была проведена инвентаризация услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства, субъектами культурной политики иных форм собственности населению Красноярского края. Поступившая информация дает представление о видах культурных услуг в 57 городах и районах края. Учреждениями культуры и искусства отрасли культуры населению оказывается 185 видов услуг, из них учреждениями клубного типа (Дворцы, Дома культуры, Центры досуга, клубы) – 44 вида услуг, учреждениями музейного типа – 42 вида, библиотечного типа – 32, паркового типа – 8, киноучреждениями – 14, театрально-зрелищными учреждениями – 3 вида услуг. Из них 57 видов услуг (30,8 %) носят прикладной, непрофильный характер (аренда помещений, прокат костюмов, аудио-видеокассет и т.д.) В то же время учреждениями других ведомств и форм собственности оказывается 19 видов услуг культуры населению. Цифра не большая, но она дает возможность задуматься: почему население или предприятие выбирает аналогичную услугу, предоставляемую коммерческой фирмой? Почему возникает конкуренция которая, при государственном недофинансировании отраслевых учреждений, в худшем случае, приведет к приватизации и дальнейшему перепрофилированию учреждений клубной сети. Отсюда же возникновение суррогатной культуры, потеря региональной самобытности культуры края и вытеснение ее с российской и мировой арены. Есть опасения, что конкуренцию государственным учреждениям культуры составит въездной шоу-бизнес, что еще более ограничит возможности развития краевого бизнеса в культурно-досуговой сфере. В итоге полюс предоставления культурной услуги м ожжет полностью перейти к частному сектору, а конституционные обязательства государства в сфере культуры при таком варианте выполняться не будут. Ведь социально-культурные услуги требуют равного доступа всех членов общества к ним, независимо от платежеспособного спроса на эти блага. Они диктуют необходимость соблюдения принципа солидарной справедливости, гарантий равенства социальных прав на образование, здравоохранение и культурные ценности [56].


На рубеже 70 - 80-х годов ХХ века новый импульс социально- культурному проектированию придало создание и развитие сети разнообразных центров культуры и досуга: социально - -культурных, социально - педагогических, культурно-спортивных, физкультурно- оздоровительных комплексов, а позднее молодёжных культурных центров, видеосалонов, аттракционных комплексов и т.д.

Следует подчеркнуть, что процессы разработки и особенно реализации проектных инициатив в социально - культурной сфере существенно сдерживались из-за финансово - ресурсной, кадровой, организационной необеспеченности, негативных последствий, господствовавших в этой сфере, административно – командного стиля руководства, ведомственности, разобщённости социальнокультурных институтов общества: семьи, школы, учреждений культуры и досуга, органов внутренних дел, общественных организаций и т.д.

Жизнь потребовала коренного изменения социальной политики общества и государства, принятия радикальных мер по оказанию социальной помощи и социальной защиты через рекреацию и самодеятельное творчество, в среде духовной жизни человека. Не случайно многие социально- культурные проекты отличаются своей гуманистической, социально защитной, реабилитационной направленностью.

Рыночная экономика предполагает конкуренцию, в том числе в социально-культурной политике. Поэтому традиционным учреждениям культуры нужно заботиться о качестве и разнообразии предлагаемых услуг, работ и соответствии их современным запросам потребителей; внедрении новейших технологий и рекламе своей деятельности. Это в свою очередь привлекает инвестиции заинтересованных сторон. В частности главными специалистами Министерства культуры администрации Красноярского края разработана программа действий по продвижению культурной продукции на рынке культурных услуг Красноярского края. Она потребует серьезных маркетинговых исследований, результаты которых обозначат круг проблем для дальнейшего формирования ряда социально- культурных проектов инновационной предпринимательской деятельности в культуре и искусстве.

Объектами разработки новой услуги могут стать:

  1. Значительные нововведения, рынки которых не определены точно и не имеют размеров. Они включают высокую степень неопределенности и риска;

  2. Запуск новых видов деятельности для обычных потребностей потребителей, использующих уже известные услуги;

  3. Освоение новой продукции на уже существующем рынке услуг для заинтересованных потребителей;

  4. Расширение номенклатуры продукта;

  5. Улучшение продукта / услуги с изменением определенных характеристики;

  6. Изменение стиля продукта / услуги или организации.


Основной функциональный признак учреждений культуры и искусства представлен двумя масштабными направлениями: культурное просветительство и художественное творчество; отдых и развлечения.

Преимущества инновационной предпринимательской деятельности в сфере культуры и искусства с том, что они:

- не требуют больших капиталовложений;

- способны более динамично развиваться, ориентируясь на инновации и быстро меняющиеся запросы потребителей;

- выступают важнейшим источником новых рабочих мест;

- помогают развернуть свою инициативу огромному числу людей, включая новичков, так как предоставляют им небольшое, обозримое поле деятельности, где ясно видна связь между различными процессами и явлениями;

- позволяют предпринимателю проявить сразу многие свои способности, так как здесь весьма условно разделение труда, а сегментация и дифференциация трудовых операций минимальна [64].

Изменяя социальные и культурные потребности, общество трансформирует культуру и состав самих социально - культурных услуг и работ. Тем самым социально-культурная сфера влияет непосредственно на человеческие, информационные и духовные ресурсы, составляющие богатство общества, и опосредованно на эффективность материального производства.

В Основных направлениях государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций до 2015 года подчеркнута необходимость сохранения и развития единого культурного и информационного пространства России, которая обусловлена неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей страны и ряда факторов экономического характера. Инновационное предпринимательство в этой ситуации будет играть существенную роль [74].

Вопросы для самоконтроля и семинарских занятий:

1. Понятия «продукты», «услуги», «работа» в сфере культуры и искусства

2. Пути преобразования деятельности всех субъектов отрасли на новом качественном уровне развития

3. Возможности бизнеса и культуры по плодотворному и эффективному взаимодействию.

4. Друкер П. об источниках инновационных идей.

5. Объекты инновационной деятельности в культуре и искусстве

в современных условиях.

6. Варианты концепций инновационного развития культуры ( примере Томской области и Красноярского края).

7.Место социально- культурных инноваций в социальной политике региона.