Файл: Самосознание.европейской.культуры.XX.века.1991.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2024

Просмотров: 487

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

повсеместна. Для дикаря она составляет само собой разумеющую­

ся составную часть его картины мира, только мы из отвращения

к суевериям и из страха перед метафизикой исключили ее, дабы построить по видимости прочный И сподручный мир сознания, в

котором законы природы имеют такую же силу, как человеческие законы в упорядоченном государстве. Но поэт время от времени видит образы ночного мира, духов, демонов и богов, тайное пере­ плетение человеческой судьбы со сверхчеловеческим умыслом и не­ постижимые вещи, осуществляющие себя в Плероме. Он времена­ ми созерцает тот психический мир, который составляет для дика­ ря предмет ужаса и одновременно надежды. Было бы не лишено интереса исследовать, не окажется ли изобретенное в Новое вре­ мя отвращение к суеверию и столь же новоевропейское материа­ листическое просветительство своего рода производным и дальней­ шим ответвлением первобытной магии и страха перед духами. Равным образом притягательная сила так называемой глубинной психологии и столь же бурное сопротивление ей принадлежат

сюда же.

Уже в самых первых зачатках человеческого общества мы находим следы душевных усилий, направленных на то, чтобы отыс­ кать формы, способные связать или смягчить действие смутно ощущаемых сил. Даже в чрезвычайно ранних наскальных рисун­ ках родезийского каменного века наряду с жизненно правдивыми изображениями зверей встречается абстрактный знак, а именно восьмиконечный, вписанный в круг крест, который в этом своем облике как бы совершил свое странствие через все культуры и кото­

рый мы поныне встречаем не только в христианских церквах, но, например, также и в тибетских монастырях. Это так называемое

солнечное колесо, ведущее свое происхождение из такого време­ ни и из такой цивилизации, когда никаких колес еще не было, лишь отчасти восходит к внешнему опыту, с другой же стороны, оно представляет собой символ, факт внутреннего опыта, который, по всей вероятности, воссоздан с такой же верностью жизненной правде, как и знаменитый носорог с пгицами-клещеепами. Нет ни единой первобытной культуры, которая не обладала бы прямо­ таки изумительно развитой системой тайных учений и формул муд­ рости, т. е., с одной стороны, учений о темных вещах, лежащих по ту сторону человеческого дня и воспоминаний о нем, а с дру­ гой - мудрости, долженствующей руководить человеческим пове­

дением. Мужские союзы и тотемные кланы сохраняют это зна­ ние, и оно преподается при мужских инициациях. Античность делала то же самое в своих мистериях, и ее богатая мифология представляла собой реликт более ранних ступеней подобного

опыта.

По этой причине вполне понятно, когда поэт обращается снова к мифологическим фигурам, чтобы подыскать для своего пережи­ вания отвечающее ему выражение. Представлять себе дело так, будто он просто работает при этом доставшемся ему по наслед­ ству материале, значило бы все исказить; на деле он творит, исходя

112

из первопереживания, темное естество которого нуждается в мифо­ логических образах, и потому жадно тянется к ним как к чему-то родственному, дабы выразить себя через них. Первопереживание лишено слов и форм, ибо это есть видение «в темном зерцале». Это всего лишь необычайно сильное предчувствие, которое рвет­ ся к своему выражению. Оно подобно вихрю, который овладева­ ет всеми встречными предметами и, вовлекая их в свой порыв, через них приобретает зримый образ. НО поскольку выражение никогда не может достичь полноты видения и исчерпать его без­ граничность, поэт нуждается в подчас прямо-таки неимоверном материале, чтобы хоть отдаленно передать то, что ему примере­ щилось, и при этом он не может обойтись без диковинных и само­ противоречивых форм, ибо иначе он не способен выявить жуткую парадоксальность своего визионерского переживания. Данте рас­ тягивает свое переживание между всеми образами ада, чистили­ ща и рая. Гёте понадобились Блокберг и греческая преисподняя, Вагнеру - вся нордическая мифология и сокровища саги о Пар­ цифале, Ницше вернулся к сакральному стилю, к дифирамбу и к сказочным провидцам древности, Блейк обратил себе на потребу индийские фантасмагории, образный мир Библии и апокалиптики, а Шпиттелер заимствует старые имена для новых образов, кото­

рые в почти устрашающем множестве извергаются из рога изо­ билия его поэзии. Не остается незанятой ни одна ступень на лест­ нице, ведущей от неизъяснимо-возвышенного к извращенно-гро­

тескному.

Для понимания сущности этого пестрого феномена должна

доставить терминологию и материал для сравнения прежде всего

психология. То, что предстает в визионерском переживании, есть один из образов коллективного бессознательного, т. е. своеобраз­ ный и прирожденный компонент структуры той «души», которая является матрицей и предпосылкой сознания. По главному закону филогенеза психическая структура в точности так же, как и ана­ томическая, должна нести на себе метки пройденных прародите­ лями ступеней развития. Именно это и происходит с бессозна­

тельным: при помрачен иях сознания - во сне, при душевных

недугах и т. П.- на поверхность выходят такие психические про­ дукты, которые несут на себе все приметы дикарского состояния души, и притом не только по своей форме, но и по своему смысло­ вому содержанию, так что нередко можно подумать, будто перед нами фрагменты древних тайных учений. При этом часто мифо­ логические мотивы скрыты за современным образным языком, как­ то: вместо Зевсова орла или птицы Рок выступает самолет, вместо сражения с драконом - железнодорожная катастрофа, вместо героя, сражающего дракона,- героический тенор из городской оперы, вместо хтонической Матери - толстая торговка овощами, а Плутон, похищающий Прозерпину, заменен опасным шофером. Но существенная и важная для литературоведения черта заключа­ ется в том, что выявления коллективного бессознательного в своем

отношении к складу сознания имеют характер компенсации, т. е.

113


односторонний, плохо связанный с действительностью или даже угрожаемый склад сознания через них должен обрести равнове­ сие. Но эту же функцию находят также в невротических симпто­ мах и в бредовых идеях душевнобольных, где феномен компен­

сации нередко лежит на поверхности, как-то у лиц, которые ведут

себя по отношению ко всему миру с боязливой замкнутостью и в один прекрасный день открывают, что каждый осведомлен об их интимнейших тайнах и все об этих тайнах говорят. Разумеется, не все случаи компенсации до такой степени прозрачны; уже при

неврозах они много хитроумнее, и прежде всего те из них, кото­

рые имеют место в наших же сновидениях, нередко почти совер­

шенно непроницаемы не только для неспециалист а, но и для

знатока; при этом они могут оказаться ошеломляюще простыми,

как только удастся их уразуметь. Но ведь достаточно известно, что самое простое нередко труднее всего разгадать. По этим вопросам я должен отослать моего читателя к научной литера­

туре.

Если мы для начала не будем считаться с предположением, что хотя бы «Фауст» есть личная компенсация для склада созна­ ния Гёте, то возникает вопрос, в каком отношении подобная вещь

находится к сознанию эпохи и не следует ли рассматривать это

отношение опuять-таки как компенсацию. Великое творение, порож­ денное душои человечества, было бы, по моему мнению, при этом исчерпывающе объяснено, если бы речь шла о его возведении к личному. Дело в том, что всякий раз, как коллективное бессозна­ тельное прорывается к переживанию и празднует брак с созна­ нием" времени, осуществляется творческий акт, значимый для

целои эпохи, ибо такое творение есть в самом глубинном смысле

весть, обращенная к современникам. Поэтому «Фауст» задевает

что-то в душе каждого немца, поэтому Данте пользуется неуми­ рающей славой, а «Пастырь» Гермы в свое время едва не стал канонической книгой. Каждое время имеет свою однобокость, свои предубеждения и свою душевную жизнь. Временная эпоха подобна индивидуальной душе, она отличается своими особеннос­ тями, специфически ограниченными свойствами сознания и поэто­ му требует компенсации, которая со своей стороны может быть осуществлена коллективным бессознательным лишь таким обра­ зом, что какой-нибудь поэт или духовидец выразит все невыска­ занное содержание времени и осуществит в образе или деянии то, что ожидает неосознанная всеобщая потребность.

Опасно говорить о собственной эпохе, ибо слишком велик раз­ мах сил, вступивших сегодня в игру. Достаточно нескольких наме­ ков. Творение Франческо Колонны - это апофеоз любви в форме некоего (литературного) сновидения; не история страсти, но изоб­ ражение отношения к аниме, т. е. к субъективному образу жен­ ского начала, воплощенному в вымышленном образе Полии. Это отношение выражает себя в языческих, античных формах, что примечательно, ибо. насколько мы знаем, автор был монахом. Его творение противопоставляет средневеково-христианскому соз-

нанию одновременно более старый и более юный мир вызванный

из Гадеса, который есть могила, но в то же самое BpeM~ и материн­

ское лоно. На более ~ысокой ступени Гёте делает мотив Гретхеи - Елены - Mater GlorlOsa - Вечной Женственности красной нитью

впестрой ткани своего «Фауста». Ницше возвещает смерть бога

ау Шпиттелера цветение и увядание богов становятся МИфО~

круговорота времени года. Каждый из этих поэтов говорит голо­

сом тысяч и десятков тысяч, предвозвещая сдвиги в сознании

эпохи. «Гипнэротомахия Полифило», говоря словами Линды Фьерц, «есть символ живого становления, которое незаметно и непостижимо свершалось в людях того времени и сделало из Ре­ нессанса начало HOBO~O времени». Во времена Колонны уже под­ готавли~алось, с однои стороны, ослабление церкви через схизму,

с другои же СТОрОНЫ,- столетие великих путешествий и научных

открытий~ Старый мир умирал, и новый эон поднимался, преднос­

хищенныи в парадоксальном, внутренне противоречивом образе Полии, uновоевропейской души монаха Франческо. После трех столетии религиозного раскола и научного исследования мира Ге­ те рисует опасно подвинувшегося к божескому величию фаустов­ ского человека и пытается, чувствуя бесчеловечность этого обра­ за, :оединить его с Вечной Женственностью, с материнской Со­ фиеи. Последняя предстает в качестве высшей формы анимы, которая сбросила с себя языческую жестокость нимфы Полин. Эта попытка компенсации не имела прочных последствий, ибо Ницше снова завладел сверхчеловеком и сверхчеловеку еще оста­ валось ринуться к собственной погибели. Достаточно сопоставить «Прометея» Шпиттелера с этой современной драмой, и мое указа­ ние на профетический смысл великого литературного шедевра

станет понятным.

2. АВТОР

Тайна творческого начала, так же как и тайна свободы воли, есть проблема трансцендентная, которую психология может опи­ сать, но не разрешить. Равным образом и творческая личность - это загадка, к которой можно, правда, приискивать отгадку при посредстве множества разных способов, но всегда безуспешно. И все же новейшая психология время от времени билась над про­ блемой художника и его творчества. Фрейду казалось, что он

отыскал ключ, которым можно отпереть произведение искусства

идя от сферы личных переживаний его автора (ср. работу Фрейда

о «Градиве» Вильгельма Йенсена и его же труд «Леонардо да Винчи»). В самом деле, здесь открываются очевидные возмож­ ности; почему бы и не попытаться вывести произведение искусства из «комплексов» напо.r:обие того, как это делают с неврозами? Великое открытие Фреида в том и состояло, что неврозы имеют

сов:ршенно определенную психическую этиологию, т. е. они имеют свои исток в эмоциональных причин ах и в детских переживаниях реального или фантастического свойства. Некоторые из его уче-

115

114


ников, в особенности Ранк и Штекель, работали с подобной пос­ тановкой вопроса и добивались сходных результатов. Нельзя от­

рицать, что в определенном отношении личная психология автора может быть проележена вплоть до корней и вплоть до последних разветвленийего создания.Точка зрения, согласно которойличная сторона художника во многом предопределяетподбор и оформле­ ние его материала, сама по себе нисколько не нова. НО показать,

как далеко простирается эта предопределенностьи в каких свое­

образныхсвязях по аналогииона себя осуществляет,удалосьлишь фрейдонской школе.

Невроз, по Фрейду, представляетсобой эрзац удовлетворения. Стало быть, нечто иенастояшее. ошибку, предлог, извинение, на­ меренную слепоту, короче говоря, нечто по сути своей негатив­ ное, то, чего не должно было бы быть. Трудно решиться замолвить за невроз доброе слово, ибо он, по всей видимости, не содержит в себе ничего, кроме бессмысленного и потому нежелательного расстройства. Художественное произведение, коль скоро его, по всей видимости, можно анализироватьнаподобие невроза и таким же образом возводить к чисто личным «вытеснениям» В психике

автора, тем самым оказывается в подозрительном соседстве с неврозом; правда, оно при этом попадает все же в хорошее об­ щество, ибо фрейдовский метод рассматриваеттаким же образом религию, философию и т. п. Если дело не идет дальше простого рабочего метода рассмотрения и притом открыто признано, что

идет оно не о чем другом, как о выщелушивании персональных обусловленностей, которые, разумеется, всегда присутствуют,-­ против этого, по совести, не может быть никаких возражений. Но если выдвигается пригизание, будто при таком анализе оказы­ вается объясненной и сущность самого произведения искусства, то это притязание должно быть категорически отклонено. дело

втом, что сущность художественного произведения состоит не в

его обремененности чисто персональными особенностями-- чем больше оно ими обременено, тем меньше речь может идти об ис­

кусстве,- но в том, что 0110 говорит от имени духа человечества,

сердца человечества и обращается к ним. Чисто личное -- это для искусства ограниченность,даже порок. «Искусство», которое только лично или хотя бы в основном лично заслуживает, чтобы на него смотрели как на невроз. Если фрейдовскан школа выдви­ нула мнение, что каждый художник обладает инфантильно-авто­ эротически ограниченной личностью, то это может иметь силу

применительнок художнику как личности, но иеприменимо к нему как творцу. Ибо творец ни автоэротичен. ни гегероэротичен. ни как-либо еще' эротичен, но в высочайшей степени объективен, существенен, сверхличен, пожалуй, даже бесчеловечен или сверх­ человечен, ибо в своем качестве художника он есть свой труд, а не человек. Каждый творчески одаренный человекэто некого­ рая двойственностьили синтез парадоксальныхсвойств. С одной стороны, он представляет собой нечто человечески-личное,с дру­ гой _.- это внеличный чг.ювеческий процесс. Как человек он может

116

быть здоровым или болезненным; поэтому его личная психология может и должна подвергаться индивидуальному же объяснению. В своем качестве художника он может быть понят единственно

из своего творческого деяния. Ведь было бы грубой ошибкой пы­ таться возвести к личной этиологии манеры английского джен­ тльмена, прусского офицера или кардинала. Джентльмен, офицер и князь церкви осуть объективны:, внеличные officia * с присущей им объективнои же психологиен. Хотя художник представляет собой противоположность всему официальному, все же между

этими двумя случаями существует потаенная аналогия, коль скоро специфически художническая психология есть вещь коллективная и никак не личная. Ибо искусство прирождено художнику как инстинкт, который им овладевает и делает его своим орудием. То,

что в первую очередь оказывается в нем субъектом воли, есть не он как индивид, но его произведение. В качестве индивида он мо­ жет иметь прихоти, желания, личные цели, но в качестве художни­ ка он есть в высшем смысле этого слова «Человек», коллективный человек, носитель и ваятель бессознательно действующей души человечества. В этом его officium бремя, которое нередкодо такой степени перевешивает остальное, что его человеческое счастье и все, что придает цену обычной человеческой жизни, закономер­ но должно быть принесено в жертву.

При этих обстоятельствах менее всего удивительно что имен­ но художник- рассматриваемый в своей'цельности ---'- дает осо­

бенно обильный материал для психологического критического ана­ лиза. Его жизнь по необходимости переполнена конфликтами, ибо в нем борются две силы: обычный человек с его законными потреб­

ностями в счастье, удовлетворенности и жизненной обеспечен­ ности, с одной стороны, и беспощадная творческая страсть, поне­

Bo~e втаптывающая в грязь все его личные пожелания,- с дру­

гои. Отсюда проистекает то обстоятельство, что личная житей­ ская судьба столь многих художников до такой степени неудовле­

творительна. даже трагична, и притом не от мрачного сочетания обстоятельств, но по причине неполноценчогти или недостаточной ириспособляемости человечески личного в них. Очень редко встре­ чается творчески одаренный индивид, которому не пришлось бы

дорого оплатить искру божью _. свои необычные возможности

Самое сильное в нем, его собственнотворческоеначало, пожирает

большую часть его энергии, если он цейсгвительно художник а для прочегоостаетсяслишком мало, чтобы из этого остатка могла

развиться в придачу еше какая-либо ценность. Напротив, чело­ век оказывается обычно настолько обескровленным ради своего творческого начала, что может как-то жить лишь на примитив­ ном или вообще сниженном уровне. Это обычно проявляется как ребячество и бездумностъили как бесцеремонный,наивный эгоизм (так называемый «авгоэрогизм»}, как тщеславие и прочие поро­ ки. Подобные несовершенства оправданы постольку, поскольку

* обязанности (лат.).

117


лишь таким образом Я может сэкономить достаточную жиз­ ненную силу. Оно нуждается в подобных низших формах суще­ ствования, ибо в противном случае погибло бы от полного истоще­

ния. Присущий личному облику художников автоэротизм можно сопоставить с автоэротизмом незаконных или вообще заброшен­

ных детей, которые с малолетства должны развивать свои сквер­ ные наклонности, чтобы выстоять против разрушительного воз­

действиЯ своего безлюбого окружения.

Пожалуй, достаточно очевидно, что художник должuен быть

объяснен из своего творчества, а не из несовершенств своеи ~aTYPЫ и не из личных конфликтов, которые представляют собои лишь

прискорбные последствия того факта, что он - художник, т. е.; такой человек, который несет более тяжелое бремя, чем просто~

смертный. Повышенные способности тре~уют также и повышеннои растраты энергии, так что плюс на OДHO~ стороне неизбежно дол­

жен сопровождаться минусом на другои.

Знает ли сам художник-автор, что его творение в нем зачато и затем растет и зреет, или он предпочитает воображать, будто

по собственному намерению оформляет собственное измышле­ ние: это ничего "не меняет в том факте, что на деле его творение вырастает из него. Оно относится к нему, как ребенок к матери.

Психология творческого индивида - это, собственно, женская психология, ибо творчество вырастает из бессознате,:'lЬНЫХ бездн, в настоящем смысле этого слова из царства Матереи. Если твор­ ческое начало перевешивает, то эт~ о~начает, что бессознатель­

ное получает над жизнью и судьбои большую власть, чем созна­ тельная воля, и что сознание захватывается мощным подземным потоком и нередко оказывается бессильным зрителем происходя­ щего. Органически растущий труд есть судьба автора ~ определя­ ет его психологию. Не Гёте делает «Фауста», но некии психичес­

кий компонент «Фауст» делает Гёте.

Так получает удовлетворение душевная потребность того или иного народа в творении поэта, и поэтому творение означает для

поэта поистине больше, чем личная судьба,- безразлично, ~HaeT ли это он сам или нет. Автор представляет собой в глубочаишем

смысле инструмент и в силу этого подчинен своему творению, по каковой причине мы не должны также, в частности, ждать от него истолкования последнего. Он уже исполнил свою высшую

задачу, сотворив образ. Истолкование образа он должен поручить другим и будущему. Великое произведение искусства подоб­

но сновидению, которое при всей своей наглядности никогда не истолковывает себя само и никогда не имеет однозначного тол­ кования. Ни одно сновидение не говорит: «ты должен», или «такова истина»; оно выявляет образ, как природа выращивает растение, и уже нам предоставлено делать из этого образа свои

выводы.

кпониманию психологии архетипа младенца *

ВВЕДЕНИЕ

То, что мифологические мотивы до сего дня обычно изучались в обособленных друг от друга областях науки, каковы филология, эт­ нология, история культуры и сравнительная история религий, не особенно способствовало уразумению их универсальности, а выте­ кающие из этой универсальности психологические проблемы мож­ но было легко отодвинуть в сторону посредством гипотез о мигра­ ции '. ПО этим причинам, в частности, в свое время столь малым ус­ пехом пользовались идеи Адольфа Бастиана 2. Уже тогда налич­ ный эмпирический материал вполне давал основания для далеко заходящих эмпирических выводов; недоставало, однако, необхо­ димых предпосылок. Правда, психологические познания того вре­

мени направлялись и на мифотворчество, как показывает пример В. Вундта 3, но их было недостаточно для того, чтобы показать

тот же самый процесс в психике цивилизованного человека как живую наличную функцию, а равным образом и для того, чтобы осмыслить мифологические мотивы как структурные элементы психики. Поскольку психология исторически была вначале метафи­ зикой, затем учением о функциях чувств, а позднее - о сознании и его функциях, она отождествила свой предмет с сознанием и его

материалами и тем самым полностью подвергла игнорированию су­

ществование бессознательной души. Хотя различные философы, в их числе Лейбниц 4, Кант 5 и Шеллинг б, уже с отчетливостью ука­

зывали на проблему темной души, все же лишь среди врачей на­ шелся человек, который почувствовал себя вынужденным на осно­ вании своего естественнонаучного и врачебного опыта признать бессознательное за существенную основу души. Этим человеком был К. Г. Карус 7, важнейший предшественник Эдуарда фон Гарт­ мана 8. В новейшее время опять-таки именно медицинская пси­ хология без всяких философских предпосылок приблизилась к проблеме бессознательного. Это произошло, в частности, приме­

нительно к психологии сновидения, которая составляет настоящую

teгra intermedia ** между нормальной и патологической психоло­ гией. В сновидении, так же как и в продуктах психоза, возни­ кают бесчисленные соответствия, параллели которым можно по­ дыскать исключительно среди мифологических комбинаций идей (или иногда в особого рода поэтических произведениях, которые

нередко отмечены не всегда осознанными заимствованиями из ми­ фов). Если бы при основательных изысканиях на современ­ ном уровне выяснилось, что в большинстве подобных случаев дело

* Jung С. G. Zur Psychologie des Кind-Archetypus 11 Jung С. G., Kerimyi К. Einfuhrung in das Wesen der Mythologie. 4 геу. АнfI. Zurich, 1951. S. 105-117.

** - ничейная земля (лат.).

119

118