ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2024
Просмотров: 562
Скачиваний: 1
quia absurdum est (<<верую не в то, что, а потому что абсурдно».~ Саст.). Способность к этому виртуозному акту «принесения в жертву интеллекта» -- есть главнейший признак позитивно-ре лигиозного человека. И это как раз свидетельствует о том, что напряжение между ценностными сферами науки и религии не преодолимо, несмотря на существованиетеологии (а скорее даже благодаря ей).
«Жертву интеллекта» обычно приносят: юношапророку. верующий ~ церкви. Но еще никогда не возникало новое проро чество (я намеренно привожу здесь еще раз этот образ, который для многих был предосудительным) оттого, что некоторые совре менные интеллектуалы испытывают потребность, так сказать, об
ставить свою душу антикварными вещами, подлинность которых была бы гарантирована,и при этом вспоминают,что среди них бы ла и религия; ее у них, конечно, нет, но они сооружают себе в качестве эрзаца свособразную домашнюю часовню, для забавы украшенную иконками святых, собранными со всех концов света, или создают суррогат из всякого рода переживаний, которым приписывают достоинство мистической святости и которыми торгуют вразнос на книжном рынке. Это или надувательство, или самообман. Напротив, отнюдь не надувательство, а нечто серь езное и настоящее (но, быть может, неправильно истолковываю щее себя) имеет место тогда, когда некоторыемолодежныесоюзы, выросшие в тиши последних лет, видят в своей человеческой об щности общность религиозную, космическую или мистическую. Всякий акт подлинногобратства вносит в надличноецарство нечто
такое, что останется навеки: но мне кажется сомнительным стрем ление возвысить достоинство чисто человеческих отношений и человеческой общности путем их религиозного истолкования. Од нако здесь не место обсуждать этот вопрос.
Судьба нашей эпохи, с характерной для нее рационализацией
иинтеллектуализацией и прежде всего расколдованием мира,
заключается в том, что высшие благороднейшие ценности ушли из общественной сферы или в потустороннеецарство мистической жизни, или в братскую близость непосредственных отношений отдельных индивидовдруг к другу. Не случайно наше самое высо кое искусство интимно, а не монументально; не случайно сегодня только внутри узких общественных кругов, в личном общении, крайне тихо, пианиссимо,пульсируетто, что раньше буйным пожа ром, пророческимдухом проходилочерез большие общины и спла чивало их. Если мы попытаемся насильственно привить вкус к монументальномуискусству и «изобретем» его, то появится нечто столь же жалкое и безобразное, как то, что мы видели во многих памятниках последнего десятилетия. Если попытаться ввести религиозныеновообразованиябез нового, истинного пророчества, то возникнет нечто по своему внутреннему смыслу подобное ~ только еще хуже. И пророчествос кафедры создаст в конце концов только фантастические секты, но никогда не создаст подлинной общности. Кто не может мужественновынести этой судьбы эпохи,
148
тому надо сказать: пусть лучше он молча, без публичной рекла мы, которую обычно создают ренегаты, а тихо и просто вернется в широко и милостиво открытые объятия древних церквей. Это ведь нетрудно. ОН должен при этом так или иначе принести в «жертву» интеллект ~ это неизбежно. Мы не будем его пори цать за это, если он действительно в состоянии это сделать. Ибо подобное принесение в жертву интеллекта ради безусловной пре
данности религии есть все же нечто в нравственном отношении иное, чем попытка уклониться от обязанности быть интеллек туально добросовестным, что бывает тогда, когда не имеют муже ства дать себе ясный отчет относительно собственной конечной позиции, а облегчают себе выполнение этой обязанности с по мощью дряблого релятивизма. Та позиция представляется мне более высокой, чем кафедральное пророчество, не дающее себе
отчета в том, что в стенах аудитории не имеет значения никакая
добродетель, кроме одной: простой интеллектуальной честности. Но эта честность требует от нас .констагироватъ, что сегодня
положение тех, кто ждет новых пророков и спасителей, подобно
тому положению, о котором повествуется в одном из пророчеств
Исайи,~ речь идет здесь о прекрасной песне едомского сторожа времен изгнания евреев: «Кто мне кричат с Сеира: сторож! сколь ко ночи? сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается
утро, но еще ночь. Если вы насгоягеаьно спрашиваете, то обра титесь и приходите» 8.
Народ, которому это было сказано, спрашивал и ждал более двух тысячелетий, и мы знаем его потрясающую судьбу. Из этого надо извлечь урок: одной только тоской и ожиданием ничего не сделаешь, и нужно действовать по-иному ~ нужно обратиться к своей работе и соответствовать «требованию дня» ~ как челове чески, так и профессионально. А требование это будет простым и ясным, если каждый найдет своего демона и будет послушен
этому демону, ткущему нить его жизни.
ПРИМЕЧАНИЯ
В лице Вебера XIX век имел одного из последних своих представителей. Когда
Be~ этот, переживш~й уже свои официальные похороны (ими была первая мировая воина), в последнии раз взглянул «окрест себя», на месте лелеемого им разумного царства Истины, Добра и Красоты он увидел одни лишь развалины. Это и засвиде тельствовал Вебер, отметивший отделение Истины от добра и красоты, Добра _ от красоты и истины, Красоты -- от истины и добра; отделение, превратившее не
когда светлое, ~розрачное и гармоничное «царство» В нечто, подобное джунглям, в царство стихии, в поле битвы богов, где каждый воюет против всех и все ._- против каждого. Сегодня мы знаем, констатируст Вебер в докладе «Наука как призвание и профессия», «что нечто священно именно потому и постольку, поскольку оно не прекрасно... Мы знаем также, что прекраснос может не быть добрым и даже что оно
прекрасно и~енно потому. что недобро, это нам из ностпо ['О времени Ницше, а еще ранее вы н аилетс ЭТО в «Цвстах зл а»... И уже холячс« м у.тростъю является то, что истинное может не быть прскрасным н ЧТО нечто истиь:«. >-\:~'~i!, постольку, поскольк-,
ОНО не ирскр асно, не священно и нг д<>rjро. 110 -'!ТО ['<1\1[,],' э.тсмснтирные случаи борь бы богов:. <несовместимосгиценностей», пишет Вебер. Иначе говоря, тот идеально
разумнын мир смыс.тообразукпцих ценностей, который ешс нротивостоит у нсокан-
14Ч
тианцев (например, у Риккерта) стихии «жизни» как нечто целостное, распался у Вебера на множество удельных враждующих княжеств.
Одна из самых важных и самых общих причин этого получает исчерпыва~щее выражение в лаконичной формуле Ницше: «Бог умер». Если «умер» единыи бог христианства, а потребность в миропросветляющих идеалах, в смыслооб~азующих ценностях осталась, еще живет в человечестве (это для Вебера простои эмпири ческий факт), то каждый из этих идеалов (ценностей) становится сам себе богом и требует к себе соответствующего отношения. Таким образом, происходит нечто вроде возврата от христианского монотеизма к дохристианскому (языческому)
политеизму. Правда, старые языческие боги вышли из этой метаморфозы уже по блекшими. «Многочисленные древние боги, лишенные своих чар и поэтом~ приняв шие образ безличных сил, выходят из гробов, стремятся завладеть нашеи жизнью и вновь начинают вести между собой вечную борьбу». Зато теперь над ними уже нет высшего начала, а потому невозможно установить среди них не только «суб ординацию», но элементарный порядок. Более того, поскольку «бог умер» ~ невоз можно определить, кто из этих языческих божеств олицетворяет светлую, а кто - темную силу. Каждое из них претендует на абсолютную значимость, каждое из них выдвнгает свою «ценность» В качестве высшей, служение которои должно исчерпать все человеческие возможности. Исчезло общее для всех солнце, и ста ли видны все звезды на небе. Каждая светил ась теперь своим собственным светом. Особенность каждой звезды выявил ась со всей отчетливостью - наконец-то любую из них можно было постичь во всей ее «специфичности». Но одного нельзя было установить: какой звезде следует отдать предпочтение. Решение этого вопроса
зависело отныне только от индивида. Какая из них приглянется ему - |
ту он и волен |
сделать (своей') абсолютной ценностью. |
• |
Вебер зафиксировал воистину драматическую ситуацию запа-:ноевропе~ского |
|
человека Речь шла о положении, так сказать, между небом и землеи - |
землеи «эм |
пирической реальности» и небом идеалов (ценностей). Человек оказался как раз на
полпути между «дольним» И «горним». А именно там, говор.ят, и сторожит е!о дья вол. С одной стороны, перед человеком открывался реальныи мир, не несушин в себ: никакого смысла, хотя бы уже по одному тому, ЧТО он был создан с помощью тои самой науки (и базирующейся на ней техники), которая, tогла~но Веберу, чисто «технична» и, значит, принципиально «бессмысленна». С другои стороны, высоко над его головой, в туманно-голубой дымке витало царство идеала, не только
оторванное от земли, но и потрясенное в своих основаниях внутренними раз дорами «богов», перешедших отныне от «иерархии» К «равноправию». Задача человека заключалась, по Веберу, в том, чтобы, насколько это возможно, «свяаатьэ
небо и землю придав смысл своему земному существованию с помощью идеалов
и ценностей ~оплотив в «дольнем» мире все так или иначе причастное царству идеалов чтоон способен воплотить. И задачу эту человек должен был осуществлять с ясным' сознанием того, что ему неоткуда ждать помощи. «Землю>, преобразуемая
наукой и техникой, которые руководствуются одним лишь принципом полезности: сама по себе ни на шаг не продвинется к идеалу. Небо, обессиленное междоусобнои «войной богов», само по себе не только не способно облагородить «землю», .но И вряд ли сможет сохранить себя от распадения. Словом, человек - в которыи уж раз! - оказывается в гамлетовской ситуации: «Мир раскололся, и смешнеи всего, что должен - я - восстановить его!»
Веберовский человек, окончательно усомнившийся в осмысленности (<<зем ной») реальности и осознавший бессилие (<<небесного») царства идеалов, должен был ориентироваться на себя - и только на самого себя. Он был абсолютно сво боден по отношению к царству идеалов. Он не имел пер:Д ним никак.их «обяза тельств». Обязательства он имел только перед самим собои, перед своеи ~ове~тью, а точнее - перед своей «судьбой». Словом, хотел этого западноевроп~искии че: ловек или не хотел, но Вебер оставлял его один на один с самим собои, со свое.и свободой, со своей судьбой, которая, впрочем, целиком совпадала с его свободои. Она не предъявляла ему никаких требований, «внеположных». ему самому, но и не давала никаких гарантий. И, оказывается, это было величаишее бремя - бремя свободы, величайшее испытание - испытание произволом, своим собственным произволом, самим собой.
Эту позицию Вебер и пытался противопоставить широкому потоку умонастрое ния, первоначально осознававшего себя в формулах «философии жизни», НО уже
вырвавшегося за ее «философские» рамки, умонастроения, принявшего форму по
гони «за переживанием», за расслабляющим дух «переживанием жизни»...
Но идет ли речь о человеке, который очертя голову бросается в «Поток жизни», ие сознавая того, что это - акт кризиса, кризиса культуры, кризиса европейского человечества, или о человеке, который осознал ситуацию в качестве кризисной, но не видит выхода из нее,-- в одном отношении они тождественны друг другу. Оба они «люди кризиса», несущие в себе «демоническое», разрушительное начало
наследие породившей их умершей эпохи. И как раз по этой причине на самом дне ве беровского миросозерцания таилось нечто, роднящее Вебера с его противниками из
числа взыскующих чистого <переживания жизни». По сути дела, веберовский чело век, освобожденный от традиционных обязательств по отношению к «земле» И «небу» и предоставленный его судьбе, его историческому времени, был глубоко род
ствен тому, которого «философия жизни» освободила от всех обязанностей, кроме обязанностей «жить», реализуя в своей судьбе «полноту жизни». Непонятным, не
постижимым оставалось только одно: почему первый - человек «исторической судьбы» _. не мог, подобно второму - человеку «жизненной судьбы»,- навсегда
распроститься с желанием придать «смысл» своему существованию. Почему он,
прекрасно знающий, что его судьба "0' - жить в «богочуждую эпоху», продолжал
обращатьс~ой взор к голубым небесам идеалов, почему он стремилсяориентиро
ваться «по звездам», а не надеялся на свой темный «жизненныйинстинкт». На этот вопрос Вебер не дает никакогоответа и не дает потому, что здесь - тайна. Тайна свободы веберовского человека, который стремится придать «смысл» своему су
ществованию, потоку своей жизни, своей исторической CYДb~ не «благодаря», а
.«вопреки»: не благодаря тому, что на это есть «достаточные основания», а вопреки
отсутствию каких бы то ни было оснований. Ибо просто-напросто он так хочет. Воистину: это был слишком хрупкий фундамент, чтобы пытаться восстанав
ливать на нем разрушенное здание Истины, добра и Красоты.
I «Наука как призвание и профессия» - доклад, прочитанный Вебером зимой 1918 г. в Мюнхенском университете, непосредственной целью ставил показать сту
дентам, в чем состоит их призвание как будущих ученых и преподавателей. Однако, по существу, выступление Вебера вышло далеко за пределы наме
ченной задачи и превратилось в программную речь, подводящую итог его более
чем тридцатилетней деятельности в области политической экономии, социологии, философии истории. В центре доклада оказалась проблема превращения ду_ ховной жизни в духовное производство и связанные с этим вопросы разделения
труда в сфере духовной деятельности, изменения роли интеллигенции в обще стве, наконец,-- судьбы европейского общества и европейской цивилизации вообще.
Такое «разрастание» темы доклада не случайно. Она в известном смысле тра диционна для Германии: проблема университета всегда выступала здесь как проб
лема воспитания в самом широком смысле слова и тесно связывалась не только С судьбой немецкой нации и ее историей, но и с судьбами человеческой культуры вообще. Вспомним знаменитые лекции Фихте «О назначении ученого» (М., 1935), в
которых звучит пафос подлинно религиознойпроповеди, или гсгелевскиеуниверси тетские речи о высокойроли науки, открывающейчеловечествусвет истины. В ХХ в.
та же традиция находит свое продолжениев выступленияхТеодора Литта и Карла Ясперса, развивающих мысль о великой воспитательнойроли университета, кото рый должен служить противовесомограниченно-профессионалыюгопониманияоб
разования, характерногодля современности.Речь о призвании ученого и о социаль ной роли науки, отожлествлявшейгяобычно с философией, звучала в устах немец ких профессоровне только как их теоретическое,но главным образом, как мировоз зренческое кредо. Так же прозвучала она и у Вебера.
Высокаяоценка роли университетав Германиитесно связана с протестантским
характером религиозностив этой стране: протестантизмнастолько рационалиэиро-
'вал духовнуюжизиь, настольколишил религиозныеотправлениякультово-обрядо
ВОго характера, что речь проповедникаВ протестантскойцеркви мало чем огличает ся от речи профессора немецкого университета. Более того, именно протестантизм сделал возможнымтот факт, что немецкаяфилософияво многих отношенияхсмогла Взять на себя роль, которую в католических странах играла церковь; отсюда и Громадное значение воспитательнойроли философии и науки вообще, т. е. универ
ситста.
151
150
Другое обстоятельство, обусловившее программный характер выступления Ве бера, связано с тем, что он затронул здесь больную тему ХХ B.~ об изменении роли науки и связанном с ним изменении общественного статуса ученого. Л~гик:: самого
вопроса привела Вебера к необходимосТи показать перемены в европеискои духов ной культуре вообще, которые наметились уже давно, но только в ХХ в. стали оче
видными для всех тех, кто вышел за рамки установившихся традиционных пред-
ставлений.
2 Немецкое слово «Beruf» может быть переведено и как «профессия», И как «призвание». На основании анализа протес:антизма Вебер пришел к выводу, что эта двvзначностьтермина «Beruf» не случаина: она вырастает из понимания про фессиональнойдеятельностикак божественногопризвания и приво"дит ~ весьма су щественным последствиям для европейского общества и европеискои культуры. Поэтому мы здесь для перевода «Beruf» используем оба указанных значения этого
слова.
" Шпенер Ф. Я. (1635-1705) - протестантский теолог пиетистского направ-
ления.
4 Как видим, те идеи, которые в 20-30-х годах развивал экзистенциализм,
критикуя сциентистское мировоззрение как техницистское и усматривая в научнои рациональности принцип, приводящий к утере духовности современный мир, восхо
дят в Максу Веберу. Один из представителей экзистенциалистской философии, Карл Ясперс, неоднократно ссылается на Вебера как на мыслителя, революциони зировавшего современное мышление и давшег? то~чок целому ряду новых постано вок вопроса относительно перспектив европеискои цивилизации.
5 Позитивистское требование отделять факт от его интерпретации и иметь дело только с фактом, по возможности освобожденным от всех «метафизических» ми
ровоззренческих предпосылок, заставило Вебера отмежеваться не только от гегель~ янекой традиции в немецкой философии культуры, не только от Маркса, которыи
представлялся ему «слишком метафизически ориентированным мыслителем», но и
ОТ школы Дильтея, от исторической концепции Шпенглера, словом, от всего того направления, которое впоследствии (особенно в американской социологии) стали
именовать «историцизмом» (см. доклад Т. Парсонса на 15-0М немецком социологи ческом конгрессе, посвященном столетию со дня рождения Вебера.-- Рагsопs
Т. Evaluation et objectivite dапs le dоmаiпе de sсiепсеs. Uпе iпtегргеtаtiоп des travaux de Мах Weber. «Rev. iпtегп. des sсiепсеs sociales». Р, 1965. Vol. 17. N. 1.
Р. 49--69).
Вебер полемизирует с представителями этого направления прежде всего по вопросам методологическим:он не согласен с идущим от Дильгея противопоставле нием наук о природе наукам о духе; он резко выступает против метода вживания, вчувствованияв историческуюреальность, который Дильтей противополагаетесте ственнонаучному методу «объяснения», обязанному своим существованием тому факту, что предмет природы противопоставлен человеку в качестве внешнего объекта, в отличие от человеческойреальности (духа), данной историку, искусство
веду и т. д. «изнутри».
Вебер полагает, что если гуманитарная наука претендует на звание науки, то она должна удовлетворятьтребованиюобщезначимости,которое всегда выполняет~ ся естественными науками, и выполняется именно потому, что в них познаюшии субъект находится всегда на дистанции по отношению к познаваемому предмету: Сохранение такой дистанции, по Веберу, необходимо и в общественных науках. «отсутствиедистанциипо отношениюк изучаемомуобъектудолжно быть осуждено, так же как и отсутствиедистанции по отношению к человеку» (Weber М. Gesam-
гпепе Aufsiitze zur Religionssoziologie. 1. Tubingen, 1922. S. 14).
Во избежание н('доразуменияследует сразу же оговорить, что Вебер не согла сен именно с тем различением наук естественных и гуманитарных, которое дает Дильтей и которое основано на убеждении, что гуманитарные науки как науки о
человеке должны избегать введения той дистанции по отношению к изучаемому прелм гу, которая характернадля естественных наук. Что же ка~ается вообщетре
бования различать подход исторический и естественнонаучныи, то против этого требования,исходяшсго прежде всегоот Риккерта, Вебер не возр~жает. Риккертов
ский пэинпип различения предполагает,что образованиепонятии в исторических и естесгвснных науках производится 110 различным основаниям, но как те, так и дру гие одинаково должны вводить дистанцию между исследуемым объектом, а потому
и те и другие -- равно объективны,выводы тех и других ~. равно общезначимы.Что же касается такой науки о человеке. как социология, то она строит свою систему понятий по тому же основанию, как и естественные науки (на языке Риккерга - это наука «номотетическая», а не «идеографическая»), так же, как и естественные науки, она пытается установить общие законы социальной жизни. Вебер, подобно Риккерту, рассматривает социологию как позитивную науку, пользующуюся теми же методами мышления, что и естествознание. Он тем самым категорически про
тестует против понимания личности как некоего «иррационального» существа, в
основе которого лежит «переживание», И противопоставляет этому свою теорию «социального действия».
В соответствии со своими методологическими установками Вебер отвергает также важнейший принцип исторической школы в ее гегельянском варианте, а именно выведение отдельных моментов социальной системы из основного принципа этой системы, или, как в свое время говорил Маркс, из «клеточки», которая состав ляет исходный пункт и методологический принцип анализа. Это и понятно: не желая
отождествлять социокультурную реальность с системно-организованным целым, Вебер не принимает и адекватный метод ее постижения. Здесь он стремится быть верным своему требованию: анализировать общество так, как естеств~спытатель
анализирует природу.
б Милль Джон Стюарт (1806-1873) - английский философ и психолог, про должавший классическую традицию английского эмпиризма.
7 «Ибо Он взошел перед Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни ВО что не ставили Его. Но Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем и уничтожен Богом» (Исайя, 53, 2-4).
«Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною... » (Псал., 21, 7-8).
8 Исайя, 21, 11-12.
П. П. Гайденко Ю. Н. Давыдов
152
11
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ХУДОЖНИКА ПЕРЕД МИРОМ ГУМАННОГО
Неблагополучная ориентация современного художника в мире имеет дальнее и сложное прошлое. Последовательные этапы этого прошлого неотрывны от процесса секуляризации, оформлявшегося на исторических путях бюргерского, «гражданского» (Гегель) об щества и прослеживающегося на Западе достаточно ясно. По ходу обмирщения культуры художник, который находился ранее в традиционно-устойчивом статусе «правоверного ремесленника» (Ж. Маритен) был передвинут на новое социально-жизненное место - непривычно высокое, непривычно одинокое, неПРI\ВЫЧНО
зыбкое.
Начиная с эпохи романтизма (предшествующие - от Ренес санса -- вехи этогодвижениямы можем здесь оставитьв стороне), художниклишается опоры в каноне, «большом стиле» (Вяч. Ива нов), обеспечивавшемраньше «соборность» художе:твенногоco~
н ания и единодушие творца с достаточно широкои аудиториеи. Пока художнику в его работе был дан канон * как эстетическая форма связи с надличным целым, он мог бып: уверен, несмотря на индивидуальные поиски и блуждания. в общей правомерности сво его пути, а также в том. что его труд в принцнпе может бы;ъ понят и по достоинству оценен. В новой же ситуации творческии субъект, даже веря в вечные начала прекрасного и до,?рого и стремясь к ним приобщиться, должен действовать на свои страх и риск. Это сознание небывалой свободы, чувство новых берегов, к которым плывет он без карты и компаса, подогревает в романтическом твор це мессианский пыл и вместе с тем заставляет его испить горькую чашу изоЛЯЦИИ (<<полюс гения» и «полюс вкуса» ._.- воспользуемся
определением Канта - расходятся все дальше; у художника нет больше круга надежно подготовленных, прошедших общую с ним школу ценителей). Художник оказывается, таким образом,
* о каноне как хмдожесгвенной корреляте «традиционного общества» см. уА. Ф. Лосева (Худож~ственные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики.
М., 1964. вы». 6. С. 399). На примерах Древнего Египта, античности, Византии и го гики автор показывает, что в канонах «всякого живого искусства» «~РОIJOIЩИИ оклзываются связанными с художественным сгилгм. хуложсствснныи стиль С мировоззрением,мировоззрение с общим и сопнальио-исгорическимиосновами данной культуры.
в ситуации невыносимого перепада температур: в пламени чрезвы чайной ответственности (нет пророка кроме артиста!) и в холоде дозволенной безответственности (свободное искусство неподсудно догме и морали').
Искусство, не направляемое каноном, становится в произволь
ное, прихотливое отношение к истине, к высшим ценностям отношение, которое было уже допущено в средневековых основах европейской культуры самим томистским разделением на мораль ную сферу действования и практически-искусническую сферу дела ния (так что искусства в нынешнем смысле слова aгtes libeгales, принадлежа к сфере делания, получали этически и реЮ1ГИОЗНО нейтральный «паспорт»). После распада канона (чего, конечно, не предполагал классический томизм ) художественное творчество
по инерции продолжает считаться вестником смысла и света, ка
ким оно возникло и существовало века, в то время как его авто
ритет уже стал проблематичным. Такое положение чревато опас ностью и для человека, и для самого искусства. На выходе искус
ства к аудитории: экзальтированные, почти культовые упования публики, сосредоточенные на фигуре вольного художника и мыслителя, ожидание от них последней истины, в которой те все менее убеждены,- всем этим создается почва для перманентных трагедий обманутого доверия и, хуже того, для подстановок и мистификаций. Во внутренней сфере искусства: утрата даруемой каноном эстетически питательной среды должна с этих пор воз
мещаться личным энтузиастическим усилием, в результате чего индивидуальные стили переходят на все более короткое дыха ние, быстро иссякают и появляется соблазн подхлестывать их, заменяя проникновенность изобретательностью, творческую со средоточенность - истерией, человеческий пафос - скандалом.
На этом долгом пути самозаконного творчества необходимая мобильность искусства, самый импульс продвижения художника в его деле все больше обеспечивается голыми, элементарными сила
ми отталкивания - как от своих предшественников по ремеслу, так
и от нравственно-социальной общности. Художник творит сна чала независимо от нее, потом - в противовес, и, наконец, сокрушая. В результате в самом искусстве, отрицая его сущност ное определение, фокус с большой легкостью перемещается с со зидания на разрушение: от дегуманизации - к деформации, от деформации - к окончательной деструкции, к продуцированию «ничто». В эту воронку художественный авангард втягивает нравы и психологию - всех тех, для кого искусство по-прежнему являет ся источником жизненных образцов.
Так что же, гибель современного искусства тем самым предоп ределена? Нет, всякому устремленному к подлинной духовности
ичеловечности творчеству теперь приходится, помимо неотмени
мых идейных и профессиональных задач, еще решать - опять таки на свой страх и риск и каждый раз заново - задачу ПрОТИ ВОСТОЯНИЯ. Небывалое задание: противостоять агрессивным и дегуманизирующим художественным модам вместо того, чтобы.
154 |
J55 |
как было некогда, сливаться со своей эстетической средой в хоро вом единстве всеобъемлющего Стиля. Как любую позицию
упорного личного противления, вдохновляемого идеалом, пози цию эту смело можно назвать трагической. Но едва ли не то же самое трагическое усилие требуется теперь и от адресата совре менного искусства, если он не хочет стать объектом почти физиологических манипуляций и из столпотворения мод, манер, имен отваживается выбрать себе в эстетические спутники все
тех же немногочисленных союзников по противостоянию. Описанная ситуация, несмотря на ее долгое вызревание, впер
вые по-настоящему потребовала срочного отклика и самоопреде ления по отношению к ней, когда в 10-х и особенно в 20-х годах
«новое» искусство перешло от стадии страдальчески-ищущего самосознания одиноких артистов в стадию бодрого, массирован ного похода за обновление всех художественных форм, а заодно и самой жизни. Это - пора размежеваний и оформления в воинст венные школы с претензией на обладание магическими отмычками ко вселенной. Вопрос стоял не иначе, как о самой норме бытия - о ее пересмотре или о протесте против такой ревизии. Отсюда -
пылкая |
полемичность и проповеднический характер |
написан~ых |
в этой |
связи эссе Честертона, Ортеги и Маритена, |
которые вы |
ступают не только с исследовательскими размышлениями, но
исо своего рода декларациями, не выпуская из виду против
ника.
Хотя работа Маритена «Ответственность художника» создава лась в конце 50-х годов, однако его эстетические воззрения обозна чились еще в 20-е годы, в ответ на дадаистекие и затем сюрреали стические эксперименты. Так, труд Маритена «Искусство и схола стика» вместе с приложением «Границы искусства», вышедшим в 1927 г., явился своеобразнымконтрманифестомнеотомизма в про тивовес «Манифестусюрреализма»А. Бретона (1924) и «Дегума низации искусства» Х. Ортеги-и-Гасета (1925).
Для того чтобы понять глубину и существенностьпротивостоя ния Ортеги и Маритена, нужно задержать внимание на неожидан ных и, казалосьбы, невозможныхсовпаденияхв некоторыхсимпто матичных точках их мысли. Оба они находятся в русле многоликой реакции на гуманистическийантропоцентризм,к ХХ веку измель чавший в позитивистскойи субъективистскойфилософии, натура листическом искусстве, утилитарнойили гедонистическойэстетике. В равной мере подозрительноеотношение обоих к романтическому культу переживания, к теургическим замашкам Вагнера, симво листов или Рембо ". стремление «подсушить» эстетическую эмо цию и вернуть ei'jинтеллектуальное измерение, в связи с этим- сочувственное внимание того и другого к Валери. Малларме и даже кубистам как носителям рационально-аналитического начала в творчестве, обра 'iение через голову минувшего столетия к далеким
* 06 этом СМ. в "Н.: Marilain У. Crcative intl1ition iп аг! апсl роеггу. N. У., 195:3. Р. 188-191.
непсихологизирующим культурным эпохам, чуждым <лушев ности»,--- всё это у Маритена и Ортеги составляет общий фон для
диаметр ально противоположных ответов на запрос кризисного времени.
Речь шла о том, куда двигаться от «человеческого, слишком
челсвеч ес кого».
Вникая в новое искусство, отвергнувшее принципы традицион ного реализма, Маритен ценит его за переданный им опыт духов ного потрясения и заглядыва ние в глубины духа (будь они даже безднами), между тем Ортеге здесь дорого само освобождение от стабильных, воплощенных форм бытия и быта, от привычного чело веческого элемента (<<Поэт начинается там, где кончается чело вею» .
Неосхоластик Маритен, утверждающий, что «человек -- это
животное, которое кормится трансцендентным»,пытается вернуть индивидуальному творчеству, потерявшему, по его мнению, над личные параметры. исконную онтологическую закваску. Ортега, не полагая другого бытия, кроме изгоняемого им человече ского, приходит к полной цеэонтологиза ции искусства. И Мари тен, и Ортега, каждый по-своему, учитывают классический кан товский тезис об автономии художественной реальности. Так, Маритен настаивает на том, что художник организуетсвое произ
ведение не по меркам, заимствованнымиз «чужих» доменов, а ру ководствуясь мерилом красоты, однако в абсолюте художествен ной красоты мыслитель видит, в отличие от Канта, отображение объективносущей, наиреальнейшейгармонии бытия. А для эстети ческого нигилиста Ортеги иноприродностьхудожественнойдейст вительности по отношению к жизненной эмпирии мыслится как ее антиприродность, как самодовлеющая «мнимость», враждебная всякой реальности.далее, Маритен не забывает, что художествен ная «потенция» как частная способность человеческого разума находится внутри целостного «человеческого субстрата», так что художник, подчиняясь диктату красоты, понимает ее по-челове чески и творит в очеловеченных формах. Ортега же ни за что не хочет, чтобы искусство, отторгнутое им от объективного бытия, оставалось целиком на попечении субъекта, т. е. человека. Теоре тик предлагает искусству следующий способ избавиться от «субъ ективности» человеческого подхода к предметному миру: не дове ряться естественнымобразам вещей как отражающим реальность, а заменить их субстантивированными- якобы объективными - идеями о вещах, точнее, схемами. На самом деле субъективизм из Этого вульгаризированного неокантианского построения никуда не улетучился, но оказались истреблены последние следы участия целостного человеческого существа в эстетическом процессе. От человека-художника остается здесь одна рассудочная способность, ВЗятая в ее комбинаторно-конструирующем аспекте. Отзывчивое восприятие мира душевно вовлеченным в этот мир человеком заме
няется препарирующей работой схемообразовательного аппарата. Рекомендации Ортеги имеют очевидное соответствие с практикой
157
156