ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2024
Просмотров: 570
Скачиваний: 1
от имени человеческого общества, желал бы возвести потребности или идеалы своего общества в ранг правила творчества" прави ла, которое действует в самом процессе продуцирования произ ведения. Взятый в этом смысле девиз «Искусство для народа» безоговорочно игнорирует мир искусства как такового, ценности
творческого интеллекта, факт, что художник есть художник. Верно, что в конечном счете искусство служит благу челове
ческого общества -- в некоем глубинном и таинственном смысле,
который я попытаюсь очертить в конце этой главы. Но ошибка
состоит в данном случае в том, что эту истину ложно понимают, злоупотребляютею и в итоге приходят к убеждению, ;,то мораль ная или социальная ценность произведениядолжна воити в самое сферу творчества, как ее высший регулятор.
Представляется полезным распространить анализ несколько далее. Я сказал, что всякая человеческая интенция и всякая че ловеческая цель, каковы бы они ни были, могут стимулировать художника при условии, что движение его искусства к произве дению не собьется с пути и что его искусство окажется достаточно сильным, чтобы в своей собственной сфере оградить свою авто
номию.
Как это возможно? Как автономия искусства может остаться
в таких условиях неприкосновенной?
Как мне представляется, двояким образом. Либо постольку,
поскольку желаемая человеческая цель совершенно внеполож на домену художнической активности, как это происходит (или
должно происходить) С заработной платой для рабочего, с автор скими правами для писателя, с успехом для художника.Либо пос
тольку, поскольку то, что движет художником, до предела интег риров-ано его творческой субъективностью и его творческим
опытом.
То что называют заказом, то есть положение дел, при кото-
ром н~кий покровитель, будь то правитель или богатый м:ценат,
нанимает художника на предмет выполнения определеннои зада
чи, я отнес бы к первой категории. Здесь мы имеем дело с пробле мой, поставленной перед художником извне; она ограничивает простор возможностей, но решает ее исключительно творческая активность художника. Поль Валери уверял, что ему доставило
бы высшую радость получить заказ на стихотворение, в котором количество стихов, более того - количество слов, более того - количество букв, было бы задано заранее. При таких обстоятель
ствах ремесленническая хватка часовщика выявит все свои в02зu можности, а Валери мечтал быть совершенным часовщиком
В другом упомянутом мной случае, когда поэт повинуется не кой дорогой ему идее или страсти - и притом идее или страсти,
столь удаленной по своей сути от духовного творчества, как со циальная идея или социальная страсть,- присутствует, без сом
нения, серьезный риск, ибо такая страсть или такая идея, до тех пор пока она не интегрирована творческим опытом или интуитив ной эмоцией, остается по отношению к искусству посторонним
фактором и постольку может вытеснить требования искусства или паразитировать на них. Обычно для поэта не к добру стать
национальным поэтом, хотя в ряде случаев отличные стихи писа лись в пылу национальной или даже политической страсти. Но в этих случаях страсть, о которой идет речь, входила в целое творческого импульса, была интегрирована поэтической интуи цией и через это пресуществлена; если она была однажды интегри рована поэтической интуицией, она превращалась из идеи или из страсти в поэтическое сознание. Отныне это уже не страсть или
идея, привходящая в генезис вещи,-- это поэтическое сознание,
вдохновляющее весь генезис вещи в его полноте. Поэтому-то вер нее иметь дело с особо универсальными и особо всепроникающими страстями, идеями и предметами веры (каковы религиозные, фи лософские или метафизические), либо с целостным интеллектуаль
ным и культурным универсумом наподобие того, который носили в своем уме Данте, Донн 2 или Шекспир. Все человеческие бо
гатства превращались для этих поэтов, все использовавших на благо вещи, в субстанцию поэтического огня или творческой
интуиции.
Надо понять, что в обоих описанных мною случаях распоря жается исключительно потенция искусства без чьего-либо вмеша тельства. В первом случае - постольку, поскольку поставленная перед художником проблема или предложенные ему условия ог раничивают сферу его творческой активности, но не проникают в нее, остаются всецело вне ее. Во втором случае постольку, пос кольку человеческий импульс с самого начала находится внутри сферы творчества, составляя одно с поэтической интуицией, оду хотворяющей потенцию искусства и пронизывающей ее. Тем са
мым автономия искусства не терпит никакого умаления, напро тив, она возрастает и усиливается, ибо влияние, оказываемое в таком случае на искусство, подобно влиянию солнца и погоды на растение и принимаемый искусством импульс действует в нем как
вдохновение.
Но теория «искусства для социальной группировки» не забо тится ни о таких проблемах, ни о понятии автономии искусства. Она попросту отказывается принимать к сведению эту автономию: она делает общественную ценность, или общественное значение, или общественный резонанс вещи эстетической или художествен ной ценностью, и притом наивысшей. Согласно этой теории некое благо, которое уже не есть благо произведения, но определенное благо человеческой жизни, непосредственно становится внутрен ним объектом искусства, самой его спецификой и сущностью. Полагают, что произведение должно быть управляемо, форми руемо и творимо, не исходя из творческой интуиции, его порож дающей, из правил продуцирования, но исходя из определен ных моральных или общественных требований, подлежащих удов летворению; полагают, что произведение должно быть при самом своем возникновении отдано во власть таких суждений и опреде лений, которые зависят не от потенции искусства, но от эмоций,
184 |
185 |
целей или интересов морального или социального порядка. В этой мере искусство получает перекос и оказывается Hq службе у гос подина, который не есть ни его подлинный господин, ни его аутен тичный объект. Ввиду этого «искусство для социальной группиров ки» неминуемым образом превращается в искусство пропаган ды. То, что сегодняшняя экзистенциалистская мода именует «за вербованным искусством», фатально оказывается искусством
пропаганды с его моральными или антиморальными, социальны
ми, политическими, философскими, религиозными или антирели гиозными целями. Художник, который уступает этому неистовому влечению к завербованности, предает сразу свои дарования, свое
призвание и свою настоящую ценность.
Искусство, как и познание, подчинено ценностям, которые не зависимы от интересов, даже от самых благородных интересов человеческой жизни, ибо это суть ценности интеллектуального мира. Роль поэтов не в том, чтобы подниматься на сцену после
трапезы и предлагать дамам и господам, пресыщенным земными
яствами, хмель наслаждений, не имеющих последствий. Но их роль и не в том, чтобы разносить хлеб экзистенциалистской тош ноты, марксистской диалектики или традиционной морали, бифш
текс политического реализма или политического идеализма и тор
ты филантропии. Они заботятся о духовном кормлении челове чества, состоящем в интуитивном опыте, откровении и красоте, ибо человек есть животное, которое кормится трансцендентным. Пла тон в своем «Государстве» усматривает в поэтах лживых подра жателей подражаний, опасных для государства, его истин и его нравов. Он по меньшей мере настолько честен в отношении них, что изгоняет их из Государства. Он понимал, что поэзия, пока она остается поэзией, никогда не превратится и не может превратить ся в орудие Государства.
При всем том теория «Искусства для народа», которую я толь ко что критиковал, была спровоцирована эксцессами теории «Искусства для Искусства». Система и практика абсолютной без ответственности художника, которому для того, чтобы писать сво бодно, необходимо быть уверенным, что написанное последствий не имеет, стоят, как мы видели, в противоречии с природой вещей. Реакция общества была неминуемой. Люди не могли неограничен но терпеть, что их нормы и существеннейшие верования подвер гаются поношению, их моральное наследие стоит под угрозой, их разум приводится в помраченное состояние и их воображение от равляется из любви художника к безответственности. Их реакции могли быть тупоумными или нелепыми, филистерскими, преуве
личенными или попросту хамскими; и все же перед нами феномен естественной, почти биологической самозащиты 22. Несколько лет
назад я читал сообщение прессы, за подлинность которого не
ручаюсь, но которое в худшем случае не лишено занятности. Сообщалось. будто наборщики отказались набирать рукопись одного писателя с большим талантом, в которой содержалась непогрешимая проза недвусмысленно похабного содержания.
Если эта история верна, такая спонтанная реакция - поучитель ный симптом.
Я спрашиваю себя, однако: что, если спонтанная цензура наборщиков стала бы общим явлением, были бы результаты от радными,- я не говорю уже для искусства, но для общества? Достаточно дать волю воображению, чтобы увидеть, как бы в не коем страшном сне, возможность еще более всеобщего явления:
яимею в виду восстание так называемых «простых людей», людей
сулицы, против всей «интеллигенции» В целом, чьи безответствен ные действия всем угрожают. Не приговорить ли к смерти этих физиков с их атомными бомбами, этих биологов с их биологической войной, этих философов с вавилонским столпотворением их воп росов, этих профессоров с их манерой расщеплять человеческие
мозги, этих журналистов с их сенсационными сообщениями, этих новейших живописцев с их неистовыми деформациями, этих новейших романистов и поэтов с их девизом «написанное последст вий не имеет»? Некое подобие этого восста~ия против интелли генции и этой ностальгии по варварству мы наблюдали в своеоб разном культе «жизни» и безудержной лести «народу» во време на нацистской Германии.
Набросанное мной кошмарное видение имеет не так уж много
шансов стать реальностью - не потому, думается мне, что лю дям не хватает для этого озлобленности, но потому, что им, по счастью, недостает власти удовлетворить ее на такой лад. Но че ловечество может оказаться перед еще более скверной реальнос тью. Людям недостает власти, но тоталитарные Государства имеют власть для того, чтобы насильно подчинить контролю мо рали - их особой морали - произведения интеллекта, и в первую очередь искусство и поэзию. В таком случае, как нам показал ре жим Гитлера и Сталина, творческие силы становятся ответствен ными перед Государством и послушными Государству; художник и писатель имеют свое главное моральное обязательство перед по литикой; равным образом они должны приспособиться К эстетичес ким принципам, как их формирует Государство, выдающее себя за выразителя и защитника интересов народа. Государство уже не изгоняет Гомера, как наивно декретировал Платон. Оно пробует
его приручить.
В заключение этой главы добавлю одно замечание. Специалис ты по эстетике большей частью занимаются ролью искусства от носительно человеческого общества. Им следовало бы заняться также и ролью человеческого общества относительно искусства. С момента, когда общество приобретает потребность в искусстве и художниках, общество имеет также определенные обязательства перед ними. Совершенно так же, как писатель обязан чувствовать свою ответственность, это должно делать и общество.
Художник, поэт, композитор, драматург ожидают от сотова рищей по человечеству, как необходимого условия для развития своих творческих усилий, следующего: быть выслушанными (я имею в виду - с пониманием), получить ответ (я имею в виду-
18б |
187 |
|
активный и великодушный ответ), обрести среди людей некий род сотрудничества, чувствовать себя в некой общности с ними, вместо того чтобы быть запертыми, как это столь часто происходит сегод ня, в своебразном интеллектуальном гетто. (Еше сквернее, когда это гетто являет собой не артистическую, но политическую общность, в вознаграждение за которую художник получает по дачки от какого-нибудь заботливого тоталитарного Государства.)
Это означает, что первая обязанность человеческого общества перед искусством состоит в том, чтобы его уважать,- его и его духовное достоинство. Судить произведение искусства - дело
столь же трудное и столь же ответственное, как судить произве дение науки или философии. Произведение искусства вводит нас в обладание духовным сокровищем, состоящим в неповторимой правде художника, во имя которой он идет на риск и которой он обязан быть героически верен. Судить его означает судить жи вой проводник этой тайной правды, и первое условие подобного
суждения состоит в некоем предварительном сочувствии к интен
циям художника и к творческим перспективам, внутри которых
он находится. Вынося суждение о художественной продукции
своих современников, люди подлежат ответственности и перед ху дожником, и перед самими собой, коль скоро они нуждаются в поэзии и красоте. Они должны неизменно сознавать эту от
ветственность.
г л а в а IV
ПОЭЗИЯ И СОВЕРШЕНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
в этой главе стоит вопрос об ответственности художника не перед другими людьми, но перед самим собой. Иными словами,
нам предстоит понять отношение между искусством и мораль
ной жизнью внутри самого поэта, или - внутреннюю связь меж
ду его усилиями к совершенству произведения и его усилиями,
если предположить, что таковые имеют место, к совершенству человеческой жизни.
То, к чему непосредственно ведет искусство само по себе, и то,
что делает искусство тем, что оно есть,- или, как говорят схолас
ты, формальный предмет искусства - не подчиняется в себе фор мальному предмету морали. Тут нужно добавить - по пункту, который Я уже затрагивал, но который я хотел бы теперь выразить более четко,- что необходимо принять во внимание не только по рядок формальной причинности, или перспективу сущностей, взя тых самих по себе, но и порядок материальной причинности, или перспективу конкретного субъекта, где вместе сосуществуют сущ
ности различных качеств.
Этические реальности существенно значимы для художника - постольку, поскольку он человек; но в конкретной жизни они ему важны не только в той мере, в какой он человек, но также и в той - хотя на сей раз связь эта, так сказать, акцидентальная,- в ка кой он художник, или постольку, поскольку дело касается воп лощения потенций искусства. Другими словами, по той причине, что искусство исходит из человека, нравственные реальности, каса ющиеся художника как человека, имеют сверх того соприкоснове ния с ним как с художником. Иначе говоря, мораль имеет дело с потенцией искусства в порядке материальной, или наличной (dispositive), причинности. Поскольку эта связь выявляет поря док материальной причинности, она остается только внешней и косвенной и подвержена всем видам случайностей; она может обернуться разными и, по видимости, противоположнымивариан тами. Однако какой бы внешней и косвенной эта связь ни была,
она остается реальной и неустранимой.
Самые высокие моральныедостоинства23 не могут восполнить
отсутствия художественных достоинств или компенсировать пос
редственность самой потенции искусства. С другой стороны, ясно, что лень, малодушие, попустительство сами по себе, будучи нрав ственными пороками, оказываются достаточно негодной почвой для упражнения художнических способностей. Моральное устрой ство человеческого субъекта Оказывает род косвенного влияния на его искусство. «Не враждебность внешних обстоятельств, а собст венная натура ответственна за судьбу Шелли *»,- пишет безо вся кой снисходительностиФрэнсис Томпсон 24. Определенный изъян в моральной и психологической цельности и - как следствие раскол между восприимчивостью и творческой способностью ин теллекта, или воображением, вносят неким образом своеобразную красоту в поэзию Эдгара По или Харта Крейна 25, но вместе с тем и подрывают ее. Нравственный Яд, который со временем искажает силу видения, в конце концов обходным путем исказит и творчес кую способность художника, хотя какое-то время этот Яд, возмож но, ее стимулировал и обострял. В конечном счете произведение всегда «признается». Что касается больших поэтов, этот род приз наний не мешает их творениям быть великими и драгоценными, однако и в самом величии они обнаруживают некую болезненную
точку.
И вот, не является ли внутренняя склонность художника тем самым каналом, которым открываются ему вещи? Не в ней ли и не через нее ли, эмоцию и субъективность поэта, последний - коль скоро речь идет о поэтической интуиции,- знает все, что он знает? В то же время наиболее реальное в мире ускользает, таким обра зом, от внимания помраченной души. Напомним в этой связи за мечание Плотина: «Подобно тому как о чувственной красоте ничего не может сказать тот, у кого нет глаз, чтобы ее восприни мать, то же происходит и в мире духовных вещей с тем, кто не спо-
* Thompson F. Essay оп Shelley / / Works. L., 1913. Vol. 3. Р. 16.
189
188
собен видеть, как прекрасен лик справедливости или умеренности и что ни утренняя, ни вечерняя звезда не могут быть так прекрас ны» *. В этом смысле можно понять, почему многие романисты считали, что «только болота плодоносны». Во всяком случае, про
изведение всегда вскармливается опытом человека.
Однако проблема усложняется еще и тем, что сам художник может сознавать это воздействие нравственной жизни на его ис кусство. И возможно также, что ради любви к своему искусству он готов развивать определенную идею нравственной жизни или
нравственного героизма, определенную систему моральных цен
ностей, моральных критериев и императивов - все это, подчинен ное благу своего художества, а отнюдь не своей души. Речь идет о том, что я назвал бы соблазном чисто артистической морали.
Я думаю, что роль, которую в этом деле играли в ХХ веке Уолтер Пейтер 26 или Оскар Уайльд, была немаловажной.
Иногда поэзия преподносится нам как нечто такое, что на лагает на человека моральные обязательства, бремя которых он
уже никогда не может сбросить. «В нас пребывает ангел, кото рого мы постоянно оскорбляем,- говорил Кокто 27,_ мы должны
стать хранителямиэтого ангела» **. Случается так, что художник говорит о необходимости этики и о чистоте и жертвенности своего Я в столь строгих выражениях, какие не пришли бы в голову ни
какому моралисту.
Но вдумаемся внимательнее! Этика, о которой нам говорят, должна, по-видимому, сводиться к тому, чтобы рассматривать нравственный закон как пластырь на нарыве или слой свежей крас ки на грязной стене - осторожно, окрашено! Пачкает! .. Самопо жертвование, выходит, должно состоять в том, чтобы на своей душе, на своем теле и на судьбах других людей испытывать весь новый опыт, способный открыть новые человеческие горизонты, и в том, чтобы, погрузившись в пучины зла, искупить его затем своей поэзией.
Такая чисто артистическая мораль, или такая чисто артистичес кая система жизни есть по меньшей мере артикулированное уче ние и по большей - состояние практического духа, спорадически проявляющееся в определенных группах. Я вовсе не склонен при писывать этому типу морали большей последовательности, чем она на самом деле имеет. Позвольте мне сказать, однако, что эта мораль настаивает на трех принципиальных «добродетелях»: на
определенном типе искренности, на определенном типе чистоты и на неудержимой любознательности.
Разумеется, существует такая искренность, которая является подлинной добродетелью. Она не есть только искренность перед
другими, но прежде всего она ·есть искренность перед самим со бой - искренность понимания, когда человек проникает в свою внутреннюю жизнь: прямой беспощадный взгляд, перед которым
* Плотин. Эннеады. 1, 6.4.
** Cocteau J. Le coq d'Агlеquiп / / Cocteau J. Le гарреl а I'ordre. Р., 1926.
Р. 43.
сердце раскрывается, как открытая местность, и стыдливость, об
щественные запреты и прочие регулятивы, касающиеся диалога с другими, не могут быть перенесены в тот тайный разговор, когда говорит с нами только Бог и когда всем этим запретам и регуля тинам не удается ничего утаить в наших внутренних глубинах. Но искренность чисто артистической морали - это особый род иск ренности: это искренность материи, готовой принять любую форму. Она состоит не в том, чтобы видеть себя, но в том, чтобы принимать и лелеять себя именно таким, каким в тот или иной момент себя об наруживаешь, отказываясь от какого-либо выбора и морального решения: ведь существует риск помешать потенциям моего Я сво бодно развернуться ~. сразу и в сторону Бога, и в сторону дьяво
ла,- и эти разные стороны самопроявления в творческом продук
те рассматриваются как варианты эпифании собственного Я. В од но и то же время Жид с искренностью писал две маленькие кни жечки - в одной из них он выражал преданнейшую любовь к Евангелию, в другой - проповедовал гомосексуализм.
Что касается чистоты, незамутненности, как ее видит чисто ар тистическая мораль, то мы могли бы уподобить ее чистоте рас тения, которое, как говорит Аристотель, не имеет иной души, кроме растительной, пребывающей в постоянном сне, не нарушаемом ра ботой разума, и вся цель которого есть цветок. «Чистым» здесь считается то человеческое действие, которое никак не затрагивает различения добра и зла и которое не подвергается опасности ка кого-либо искажения со стороны моральных предписаний. Прес тупление, порок, ложь, злоба или сладострастие - все это «чисто», если ни одна извилина мозга не внесла сюда своих оценок и не вмешивал ась в их бытие, если они сохранили для поэзии свою не
тронутость *.
Наконец, любознательность для того рода морали, о которой мы ГОВОРИМ,- это верховная этическая добродетель, поскольку
она и есть движущая сила, толкающая художника идти на лю бой риск и бесстрашно встречать бедствия, грозящие и ему и другим, чтобы только открыть новые тайны вещей, и прежде всего свою собственную тайну. Художник хочет вкусить от всех плодов земли, попробовать изо всех ее сосудов и быть полно стью обученным в опыте зла, чтобы затем питать им свое искус
ство.
В итоге, исходя из идеи, что искусство воздействует на мораль и формирует ее на свой манер, утверждают, что искусство требует нравственно рискованной пищи и новых экспериментов в морали,
так же как и в эстетике,- иначе говоря, экспериментов, ставя щих целью с помощью чар поэзии сообщить невинность тем са мым вещам, которые запрещаются Богом. Это, если хотите, озна чает подчинение искусства морали, но такой морали, над которой
искусство совершило насилие.
* Ср.: Maritain J. Dialogues / / Maritain J. Ргоппегев de la роеые. Р., 1927.
Р. 82~83.
190 |
191 |
|
Но в том, что касается произведения и художественного ре зультата, кто может знать, оказалось бы произведение лучше или хуже, если бы художник не поддался прельщению чисто ар тистической морали и стал вести жизнь, более сообразную с тре бованиями нравственного закона?
2
Так где же все-таки истина?
По поводу отношений искусства или поэзии с подлинной нрав ственностью, или с истинным совершенством человеческой жизни, я предложил бы на пробу три соображения, касающиеся, во-пер
вых, влияния нравственных перемен в душе художника на иску~ ство и его произведение; во-вторых,- эстетических добродетелей:
и, в-третьих,- поэтического опыта.
В распорядке формальиой причинности моральные потенции пребывают в иной сфере, чем потенции искусства, и ни на что для него не годны. В распорядке материальной причинности мораль ные потенции - а возможно, еще больше то, что называют домо ральной предрасположенностью, глубоко укорененной в психоло гическом складе человека, и еще дальше - высшая любовь, на ко торой подвешена человеческая жизнь,- имеют опосредованное влияние на потенцию искусства. Итак, что же произоидег, когда художник, внезапно пробудившийся к тому, чтобы осознать свое назначение, нравственно изменит свою жизнь и повернется к мо ральному добру? То, что человек становится лучше, не влечет ли
за собой неизбежного улучшения его творений?
Как я уже говорил, это печальный вопрос: потому что в дейст вительности бывает, что произведение становится не лучше, а хуже. Религиозное обращение не всегда имеет благоприятное воз действие на произведение художника, особенно второстепuенного.
Причины этого ясны. На протяжении лет внутреннии опыт, откуда рождается вдохновение художника такого рода, б~л опы
том, который питался каким-то греховным жаром и которыи откры вал ему соответствующие аспекты вещей. Произведение извле
кало из этого пользу. Теперь сердце художника очистилось, но новый опыт остается еще слабым и даже инфантильным. Худож ник потерял вдохновение былых дней. Вместе с тем разум его заня ли теперь великие, только что открывшиеся и более драгоценные нравственные идеи. Но вот вопрос, не будут ли они, эти идеи, экс
плуатировать его искусство как некие заменители опыта и творчес кой интуиции, оказавшихся недостаточно глубокими? Здесь есть
серьезный риск для произведения.
Внешние факторы еще больше увеличивают этот риск, ибо религия предлагает художнику двойной соблазн упрощенчества. С одной стороны,- поскольку религиозные чувства - это чувства прекрасные и благородные - возможно искушение удовлетво риться выражением этих эмоций, которые выступают теперь в ка честве предмета произведения или в качестве психологических
феноменов (что, кстати, является полной противоположностью подчиненности интуитивной или творческой эмоции). С другой стос роны, общность веры ставит художника в непосредсгвенное об щение с его компаньонами по вероисповеданию, и он может быть теперь искушаем соблазном заменить этим общением, которое
дается ему задаром, коммуникацию, за которую нужно платить, или даже - подменить этим общением уникальное выражение поэтической интуиции, обеспечиваемое одним только искус
ством.
Пусть так, однако нужно хорошенько понять, что все это отно сится к акцидентальному распорядку. Ни один из этих досадных провалов не случился бы, если бы художник обладал более мощ ной творческой потенцией; если бы он понимал, что сама его вера требует от него большей взыскательности к своему искусству; если бы он был более усердным стражем того самого гаяшегося внутри него Ангела и, главное, если бы он был более терпеливым и испросил у Времени, спасительного для художественного труда, сделать его новый опыт и новые вдохновения более зрелыми, более всеохватывающими и более цельными. Ни творчество Фрэнсиса Томпсона, Гопкинса, Честертона или Т. С. Элиота, ни творчество Леона Блуа, Клоделя, Сигрид Унсет, Гертруды фон Ле Форт, Бернаноса, Жюльена Грина, Мориака, Макса Жако ба 28 не претерпело ни малейшего урона от того, что они ве рующие, или от того, что может быть названо их обращением к Богу.
Мое второе замечание касается добродетелей, которые тре буются искусству и поэзии в их собственной сфере и которые мо гут быть названы эстетическими добродетелями.
Художник в сфере своего искусства подчиняется своеобразно му аскетизму, который может требовать героического самопожерт вования уже в подлинном смысле. Он не только должен быть по стоянно на страже, оберегаясь как от вульгарных соблазнов упро щенчества в своем искусстве, так и от искушений успеха, но он должен выстоять и против целого полчища более тонких прельще ний. Он должен пройти сквозь духовный мрак, беспрерывно очи щая свои средства и добровольно покидая плодоносные почвы ради мест бесплодных и небезопасных. В определенной сфере и с частной точки зрения, в сфере делания и с точки зрения блага про изведения художник должен обладать смирением, великодушием, благоразумием, це.1ЬНОСТЬЮ, силой духа, умеренностью, простолу шием и чистосердечием. Все эти достоинства, которыми в духовной жизни герой обладает абсолютно и безусловно, художник должен
иметь в относительном и частном смысле -- по отношению к про
изведению. Добродетели художника как такового только имити руют (не существуя) добродетели человека как такового. «Боль шинство поэтов, как, вероятно, и БО.1ЬШИНСТВО святых,- писал Фрэнсис Томпсон.-~~были приготовлены к своей миссии периодом первоначальнойотделенности от мира, как зерно, чтобы ему про расти, должно быть сначала закопано в землю; перед тем как стать
192 |
7 |
Заказ N. 1315 |
193 |