ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2024
Просмотров: 569
Скачиваний: 1
лог) говаривал, помнится, что, как и во всех народных поверьях, есть доля истины и в поговорке: «Что днем забудешь - во сне увидишь». Люди знали давно, что человек нередко видит ночью то, о чем старался не думать днем. Но у народного поверья есть, по меньшей мере, одно преимущество перед иенародной наукой наших дней: оно несерьезно. Мы называем средние века веками веры; точнее было бы назвать их веками недоверия, полусомне ния - полунасмешки. Старые рассказы о привидениях не только страшны - они смешны. У психоаналитиков смеха не отыщешь. В старину крестьянин говорил: «Слыхал? Что днем забудешь - во сне увидишь», а другие отвечали: «А-а!» - и все долго смея лись, Да и теперь, когда коровница видит во сне похороны, дру
гая говорит: «Не иначе как к свадьбе», и обе долго хихикают. Но когда Дж. Д. Бересфорд 8 говорит, что «фрейдизм - самая
многообещающая для литературы научная теория, потому что
она исследует пол, вечную тему романов», никто не смеется.
Современный и красноречивый лектор изрекает мысли куда более
смешные, чем топорные шутки крестьян и коровниц, и не вызы вает и тени улыбки. Виной тому - неадоровая торжественно~ть, в которой, словно в вакууме, живет теперь наука. Если бы Фреиду посчастливилось изложить свои взгляды в таверне, он имел бы
очень большой успех.
Психоаналитики сильно озабочены так называемой проблемой Гамлета. Их особенно интересует то, чего Гамлет не знал, не гово ря уже о том, чего не знал Шекспир. Раньше бились над вопро сом: был ли Гамлет безумцем; теперь вопрос стоит иначе: безу мен ли весь свет? Как это ни смешно, самые тонкие критики, заме чающие самые тонкие оттенки, совершенно неспособны заметить то, что поистине бьет в нос. Изо всех сил пытаются они доказать, что подсознательно Гамлет стремился к одному, сознательно к другому. По всей вероятности, сознательно он всей душой при вегстаовал мщение, но пережитый шок вызвал в нем болезненное, тайное, странное отвращение к убийству. И никому не приходит в голову, что не так уж приятно перерезать горло собствен~ому отчиму и дяде. Мораль Гамлета отличается от современнои: он знал, что отмщение страшно, и все же считал, что обязан отмстить.
Чтоб объяснить поведение Гамлета, не нужно психоанализа. Он сам объяснил свои действия, он даже слишком этим увлекся. Долг явился ему в отталкивающей форме, и он не был создан для таких дел. Конечно, возник конфликт, но Гамлет знал о нем, он сознавал его с начала до конца. Не подсознание владело им,
аслишком ясное сознание.
Как ни странно, толкуя о подсознательном отвращении Гам лета, ученые расписываются в собственном не вполне осознанном отвращении. Это у них в подсознании лежит предрассудок, по вине которого они старательно обходят очень простую истину. Они обходят простой моральный принцип, в который Шекспир верил во всяком случае больше, чем во Фрсйдовы законы. Шек спир, без сомнения, верил в борьбу между долгом и чувством.
НО ученый не хочет признать, что эта борьба терзала Гамлета, и заменяет ее борьбой сознания с подсознанием. Он наделяет Гам лета комплексами, чтобы не наделить совестью. А все потому, что он, ученый, отказывается принять всерьез простую, если хотите - примитивную мораль, на которой стоит Шекспирова трагедия. Мораль эта включает три предпосылки, от которых современное болезненное подсознание бежит, как от призрака. Во-первых, мы
должны поступать справедливо, даже если нам очень не хочется; во-вторых, справедливость может потребовать, чтобы мы наказали
человека, как правило - сильного; в-третьих, само наказание мо
жет вылиться в форму борьбы и даже убийства. Предубежден ный современный мыслитель называет первый принцип идеализ мом, второй - насилием, а третий - варварством. Современные люди инстинктивно скрывают от себя, что иногда человек дол жен, рискуя собственной жизнью, насилуя собственную волю, убить тирана. Вот почему тираны так разгулялнсь в наши дни.
Чтобы не думать, упаси Господи, о тех случаях, когда очень хочется быть в мире, а долг призывает к ссоре, ученый кромсает пьесу и ишет ее разгадку в смутных до бессмысленности совре менных учениях. Он пытается толковать ее в свете новой морали, о которой Шекспир и не слыхивал, потому что как огня боится старой морали, о которой Шекспир просто не мог не слышать. А мораль эта (по мнению многих, основанная на гораздо более глубоком знании человеческой психики) признает тирано убийство не только потому, что оно ведет к свободе, но еще и по тому, что оно искупает грех. Когда же нас призывают заменить
возмездие состраданием, это значит одно: не решаясь покарать тех, кто достоин кары, современный мир карает тех, кто до
стоин сострадания.
в ЗАЩИТУ ДЕТЕКТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ *
Если вы хотите понять, почему так популярны детективы, вам придется прежде всего отказаться от нескольких штампов. Напри
мер, не следует считать, что народ предпочитает плохую литера
туру и любит детективы за то, что они плохо написаны. Не всякая плохая книжка становится популярной. В железнодорожном
справочнике нет ни психологии, ни юмора, однако его не принято читать вслух у камина. Если детективы читают чаще, чем спра вочники, значит, они интересней. По счастливой случайности, мно гие хорошие книги стали популярными; по еще более счастливой случайности, еще больше плохих книг популярности не снискало. Вероятно, хороший детектив читали бы ничуть не меньше, чем плохой. К сожалению, многие вообще не представляют себе, что может быть хороший детектив; для них это так же бессмысленно,
* Chesterton С. К. Iп dеfепсе of detective stoгies / / Chesterton С. К. The
dеfепdапt. L., 1901. Р. 157~162.
221
220
как хороший черт. По-видимому, они считают, что написать о прес туплении - так же дурно, как и его совершить. Этих нервных людей, в сущности, можно понять - действительно, в детективах
не меньше крови, чем в шекспировских драмах.
Однако на самом деле между хорошим и плохим детективом такая же разница, как между хорошим и плохим эпосом. Детек тив не только совершенно законный жанр - он играет немалую роль в сохранении нормальной жизни общества. Прежде всего детективы - единственный и первый вид литературы, в котором как-то отразилась поэзия современной жизни. Люди жили веками
среди гор и дремучих лесов, пока не поняли, как много в них поэ
зии. Может быть, наши потомки увидят фабричные трубы алыми, как горные вершины, а уличные фонари - естественными, как деревья. В детективном романе нам открывается большой город, дикий и независимый от нас,- и в этом, без сомнения, детектив подобен «Илиаде». Вы замечали, надеюсь, что герой и сыщик ходит по Лондону свободно, как сказочный принц в царстве фей: омни бус сверкает перед ним чистыми красками волшебной колесницы, городские огни светятся, как бесчисленные глаза гномов,- ведь они хранят тайну, быть может зловещую, которую писатель знает, а читатель нет. Каждый поворот улицы указует на нее, словно палец; странные силуэты домов на фоне темного неба говорят о ней.
Открыть поэзию Лондона - немалое дело. Ведь, в сущности, город поэтичней деревни; природа - хаос бессмысленных сил, город - сознательных. Форма цветка и рисунок лишайника, мо жет быть, что-то значат, а может быть, не значат ничего. Но каж дый камень на улице, каждый кирпич в стене - несомненный, яв ный знак: кто-то послал его нам, как телеграмму или открытку. Самая узенькая улочка в каждом своем повороте хранит душу че ловека, построившего ее. Каждый кирпич - документ, как кли нописная табличка Вавилона; каждая черепица учит, как грифель ная доска, покрытая столбцами цифр. И все - даже фантасти ческая кропотливость Шерлока Холмса,- что напоминает нам о романтике городской детали, все, что подчеркивает предельную значимость наличников и карнизов,- благо. Хорошо приучить обыкновенного человека смотреть внимательно на десяток встреч ных людей хотя бы для того, чтобы выяснить, не окажется ли одиннадцатый знаменитым вором. Конечно, можно мечтать о другой, высшей романтике Лондона; можно думать о том, что приключения душ человеческих поинтересней, чем приключения тел, и что охотиться за добродетелью труднее и важнее, чем за пороком. Но с тех пор как все наши великие, кроме Стивенсона,
отказываются писать о том вгоняющем в дрожь ощущении, когда глаза большого города по-кошачьи светятся в темноте, мы дол
жны по достоинству ценить народную литературу, которая при
всем ее косноязычии и вульгарности не соглашается видеть в
современности прозу, а в обычном - обыденное. Искусство всех веков любило современный ему быт и костюм; художники одевали
222
группы вокруг креста в камзолы флорентийских дворян и фла мандских бюргеров. В XVIII веке выдающиеся актеры любили играть Макбета в пудреном парике. Как далеки мы сами от этой убежденности в поэзии нашей жизни, вы легко поймете, если представите себе Альфреда Великого в гольфах или Гамлета во фраке с траурной повязкой. Но нельзя, обернувшись назад, за стыть, уподобясь Лотовой жене. Не могла не появиться народная
литература о романтике современного города; и возникли попу лярные детективы, такие же грубые и освежающие, как баллады
оРобин Гуде.
Иеще одно хорошее дело сделали детективы. С тех пор как человек, бунтуя против автоматизма цивилизации, проповедует развал и мятеж, полицейский роман, роман о полицейских, в ка
кой-то мере напоминает нам, что нет приключений романтичней и мятежней, чем сама цивилизация. Рассказ о недремлющих стражах, охраняющих бастионы общества, пытается напомнить нам, что мы живем в вооруженном лагере, в осажденной крепо
сти, а пресгупники, дети хаоса - лазутчики в нашем стане,
Когда сыщик из детектива несколько фатовато стоит один против ножей и револьверов воровского .притона, мы должны помнить, что поэтичен тут и мятежен посланник общественной справедли вости, а взломщики и громилы - просто старые добрые консер ваторы, поборники древней свободы волков и обезьян. Да, ро мантика детектива - человечна, Она основана на том, что добро- детель -- самый отважный и тайный из заговоров. Она напоми нает нам, что бесшумные и незаметные люди, защищающие нас, просто удачливые странствующие рыцари.
МОГИЛЬЩИК *
Недавно в Nlанчестерской библиотеке я просматривал сред
невековые рукописи, и меня поразило совершенство тех миниатюр, которые так часто хвалят и так редко понимают. А больше всего поразила меня в них одна особенность, свидетельствующая о большой простоте и большом духовном здоровье. То, о чем я ска жу, хорошо знал Платон; знает это и каждый ребенок. Для Пла тона и для ребенка самое главное в корабле, например,--- что это корабль. И вот, если старинные художники рисовали корабль, они всеми средствами пытались выразить, что это именно корабль, а не что другое. Если они рисовали царя, он поистине царствовал; если рисовали цветок, он цвел, Их рука могла ошибиться, непра вильно изобразить тот или иной предмет, но их разум не ошибался:
они знали, в чем суть предметов,
J\'lиниатюры инфантильны в самом глубоком и лестном смысле этого слова. Когда мы молоды, сильны й простодушны, мы знаем
вещи: когда мы постарели и выдохлись, мы знаем свойства ве-
* Спезлепоп О. К. The grave -- digger / / Спезлепоп О. К. Lunacy and Letters.
L., 1958, Р. 113-117.
223