главным образом к демонстрации жизненных реальностей. Эти реальности неизбежно застают нас врасплох, провоцируя на сочувствие, которое мешает созерцать их в их объективной чи
стоте.
Видеть - это акт, связанный с отдаленностью, с дистанцией. Каждое из искусств обладает проекционным аппаратом, который отдаляет предметы и преображает их. На магическом экране мы созерцаем их как представителей недоступных звездных ми ров, предельно далеких от нас. Когда же подобной дереализации не хватает, мы роковым образом приходим в состояние нере шительности, мы незнаем, переживать нам вещи или созер
цать их.
Рассматривая восковые фигуры, все мы чувствуем какое-то внутреннее беспокойство. Это происходит из-за некой тревож ной двусмысленности, живущей в них и мешающей нам в их присутствии чувствовать себя уверенно и спокойно. Если мы пы
таемся видеть в них живые существа, они насмехаются над нами, обнаруживая мертвенность манекена, но, если мы смотрим на них как на фикции, они словно содрогаются от негодования. Невозможно свести их к предметам реальносги. Когда мы смот
рим на них, нам начинает чудиться, что это они рассматривают нас. В итоге мы испытываем отвращение к Этой разновиднос ти взятых напрокат трупов. Восковая фигура - это чистая мело
драма.
Мне думается, что новое художественное восприятие руко водится чувством отвращения к «человеческому» В искусстве,
чувством, весьма сходным с тем, которое ощущает человек наеди не с восковыми фигурами. В противовес этому мрачный юмор восковых фигур всегда приводил в восторг простонародье. В данной связи задамся дерзким вопросом, не надеясь сразу на него ответить: что означает это отвращение к «человеческому» В ис кусстве? Отвращение ли это к «человеческому» В жизни, к самой действительности иди же как раз обратное: уважение к жизни и раздражение при виде того, как она смешивается с искусством, с вещью столь второстепенной, как искусство? Но что значит приписать «второстепенную» роль искусству - божественному ис кусству, славе цивилизации, гордости культуры и т. д.? Я уже сказал, читатель, слишком дерзко об этом спрашивать и пока
что оставим это.
У Вагнера мелодрама достигает безмерной экзальтации. И, как всегда, форма, достигнув высшей точки, начинает превра шатъся в свою противоположность. Уже у Вагнера человеческий голос перестает быть центром внимания и тонет в КОСмическом. Однако на этом пути неизбежной была еще более радикальная реформа. Необходимо было изгнать из музыки личные пережива ния, очистить ее, довести до образцовой объективности. Этот под виг совершил Дебюсси. Только после него стало возможно слушать музыку невозмутимо, не упиваясь и не рыдая. Все
программные изменения, которые произошли в музыке за по-
246
следние десятилетия, выросли в этом новом, надмирном мире, гениально завоеванном Дебюсси. Это превращение субъектив ного в объективное настолько важно, что перед ним бледнеют последующие дифференциации *. Дебюсси дегуманизировал му зыку, и поэтому с него начинается новая эра звукового искус ства.
То же самое произошло и в лирике. Следовало освободить
поэзию, которая под грузом человеческой материи превратилась в нечто неподъемное и тащилась по земле, цепляясь за деревья
и задевая за крыши, подобно поврежденному воздушному шару. Здесь освободителем Стал Малларме, который вернул поэзии ее способность летать и ее возвышающую силу. Сам он, может быть,
и не осуществил того, что хотел, но он был капитаном новых исследовательских полетов, изысканий в эфире, он отдал приказ
к решающему маневру: сбросить балласт.
Вспомним, какова была тема романтического века. Поэт с возможной изысканностью посвящал нас в свои приватные чувства «доброго буржуа», в свои беды, большие и малые, от
крывая нам свою тоску, свои политические и религиозные симпа
тии, а если он англичанин - то и свои грезы за трубкой табака.
Поэт всячески стремился растрогать нас своим каждодневным существованием. Правда, гений, который время от времени
появлялся, допускал, чтобы вокруг «человеческого» ядра поэмы засияла фотосфера, состоящая из более тонко организован ной материи,- таков, например, Бодлер. Однако подобный ореол
возникал непреднамеренно. ПОЭТ же всегда хотел быть чело
веком.
И это представляется молодежи скверным? - спросит, сдер
живая возмущение, некто, к ней не принадлежащиЙ.- Чего же они хотят? Чтобы поэт был птахой, ихтиозавром, додека эдром?
Не знаю, не знаю; но мне думается, что поэт нового
поколения, когда он пишет стихи, стремится быть только поэтом.
Мы еще увидим, каким образом все новое искусство, совпадая в этом с новой наукой, политикой, новой жизнью, ликвидирует наконец расплывчатость границ. Желать, чтобы границы между
вещами были строго определены, есть признак мыслительной опрятности. Жизнь - это одно, поэзия - нечто лругое--- так
теперь думают или, по крайней мере, чувствуют. Не будем смеши вать эти две вещи. Поэт начинается там, где Кончается человек. Судьба одного - идти своим «человеческим» путем; миссия дру
гого - создавать несуществующее. Этим оправдывается ремесло поэта. Поэт умножает, расширяет мир, прибавляя к тому реаль ному, что уже существует само по себе, новый ирреальный материк. Слово «автор» происходит от «auctor» - тот, кто расши-
* с более тщательным анализом того, что значит Дебюсси на фоне романти ческой музыки, можно познакомиться в моем эссе «Music<i;ia», перепечвтаниом из журнала «Еl Espectador», t. 3 (во втором томе настоящего собрания сочи.геннй).
247