которая отделяет каждого из присутствующих от единого для всех события, т. е. агонии больного. Для жены умирающего эта дистанция минимальна, ее почти не существует. Печальное собы
тие так терзает ее сердце, так захватывает ее существо, что она сливается с этим событием; образно говоря, жена включается в сцену, становясь частью ее. Чтобы увидеть событие в качестве со зерцаемого объекта, необходимо отдалиться от него. Нужно, чтобы оно перестало задевать нас за живое. Жена не присутствует при этой сцене как свидетель, поскольку находится внутри нее; она не созерцаетее, но живет в ней.
Врач отстоит уже несколько дальше. для него это - про фессиональный случай. Он не переживает ситуацию с той мучи тельной и ослепляющей скорбью, которая переполняет душу несча стной женщины. Однако профессия обязывает его со всей серьез
ностью отнестись к тому, что происходит; он несет определен ную ответственность, и, быть может, на карту поставлен его
престиж.
Поэтому, хотя и менее бескорыстно и интимно, нежели женщи
на, он тоже принимает участие в происходящем. и сцена захваты
вает его, втягивает в свое драматическое содержание, затрагивая если не его сердце, то профессиональную сторону его личности. Он тоже переживает это печальное событие, хотя переживания его исходят не из самого сердца, а из периферии чувств, связан ных с профессионализмом.
Встав теперь на точку зрения репортера, мы замечаем, что весьма удалились от скорбной ситуации. Мы отошли от нее на столько, что наши чувства потеряли с нею всякий контакт. Га зетчик присутствует здесь, как и доктор, по долгу службы, а не в силу непосредственного и гуманного побуждения. Но если про фессия врача обязывает его вмешиваться в происходящее, профес
сия газетчика совершенно определенно предписывает ему не вме шаться: репортер должен ограничиться наблюдением. Происхо дящее является для него, собственно говоря, просто сценой, отвле ченным зрелищем, которое он потом опишет на страницах своей газеты. Его чувства не участвуют в том, что происходит, дух его не занят событием, находится вне его; он не живет происходящим, но созерцает его. Однако созерцает, озабоченный тем, как рассказать обо всем этом читателю. Он хотел бы заинтересовать, взволно вать их и, по возможности, добиться того, чтобы подписчики зары дали, как бы на минуту став родственниками умирающего. Еще в школе он узнал рецепт Горация: «5i vis те flere, dolendum
est primum ipsi tibi» 8.
Послушный Горацию, газетчик пытается вызвать в своей душе сообразную случаю скорбь, чтобы потом пропитать ею свое сочи нение. Таким образом, хотя он и не «живет» сценой, но «прикиды
вается» живущим ею.
Наконец, у художника, безучастного ко всему, одна забота - заглянуть «за кулисы». То, что здесь происходит, не затрагивает его; он, как говорится, где-то за сотни миль. Его позиция чисто
созерцательная, и, мало того, можно сказать, что просходящего он
не созерцает во всей его полноте; печальный внутренний смысл события остается за пределами его восприятия. Он уделяет внима
ние только внешнему - свету и тени, хроматическим нюансам. В лице художника мы имеем максимальную удаленность От события
и минимальное участие в нем чувств.
Неизбежная пространность данного анализа оправдана, если в результате нам удастся с определенной Ясностью установить шка
лу духовных дистанций между реальностью и нами. В этой шкале степень близости к нам того или иного события соответствует сте
пени затронутости наших чувств этим событием, степень же нашей от него отдаленности, напротив, указывает на степень нашей неза
висимости от реального события; утверждая эту нашу свободу, мы
объективируем реальность, превращая ее в предмет Чистого созер цания. Находясь в одной из крайних точек этой шкалы, мы имеем
дело с определенными явлениями действительного мира - с людь ми, вещами, ситуаниями, они суть «живая» реальность; наоборот, находясь в другои, мы получаем воэможность воспринимать все как «созерцаемую» реальность.
Дойдя до этого момента, мы должны сделать одно важное для эстетики замечание, без которого нелегко проникнуть в суть ис кусства - как нового, так и старого. Среди разнообразных аспек тов реальности, соответствующих различным точкам зрения, су ществует один, из которого проистекают все остальные и который
во всех остальных предполагается. Это аспект «живой» реаль ности. Если бы не было никого, кто по-настоящему, обезумев от
горя, переживал агонию умирающего, если на худой конец ею
бы не был озабочен даже врач, читатели не восприняли бы пате
тических ~eCTOB газетчика, описавшего событие, или |
картины, |
на которои художник изобразил лежащего в постели |
человека |
окруженного скорбными фигурами,- событие это осталось бы и~
непонятно.
То же самое можно сказать о любом другом объекте, будь то человек иди вещь. Изначальная форма яблока - та, которой
яблоко обладает в момент, когда мы намереваемся его съесть. Во всех о~тальных формах, которые Оно может принять (напри
мер в _тои, какую ему придал художник 1600 г., скомбиниро вавшии его с орнаментом в стиле барокко, либо в той, какую мы видим в натюрморте Сезанна, или в простой метафоре, где
оно сравнивается с девичьей щечкой), везде сохраняется, в боль шей или меньшей степени, этот первоначальный образ. Живо
пись, поэзия, лишенные «живых» форм, были бы невразуми тельны, т. е. обратились бы в ничто, как ничего не могла бы передать речь, где каждое слово было бы лишено своего обычного смысла.
Это означает, что в шкале реальностей своеобразное первенст во отводится «живой» реальности, которая обязывает нас оценить ее как «ту самую» реальность 110 преимуществу. Вместо «живой» реальности можно говорить о «человеческой» реальности. Худож-