тем самым дегуманизируем, освободим от тождества с вещами.
Ибо, в сущности, они ирреальны. Принимать их за реальные
вещи ~ значит <идеадиэироаать», обогащать их, наивно их фаль сифицировать. Заставлять же идеи жить в их собственной ир
реальности ~ это значит, скажем так, реализовать ирреальное именно как ирреальное. Здесь мы не идем от сознания к миру, скорее наоборот; мы стремимся вдохнуть жизнь в схемы, объек
тивируем эти внутренние и субъективные конструкции.
Художник-традиционалист, пишущий портрет, претендует на то, '~TO он погружен в реальность изображаемого лица, тогда как в деиствительности живописец, самое большее, наносит на полотно схематичный набор отдельных черт, произвольно подобранных его
сознан.,ием, выхватывая их из той бесконечности, какая есть ре альныи человек. А что, если бы, вместо того чтобы пытаться
нарисовать человека, художник решился нарисовать свою идею, свою сохему Этого человека> Тогда картина была бы самой правдои, и не произошло бы неизбежного поражения. Картина, отказавшись состязаться с реальностью, превратилась бы в то,
чем. она и является на самом деле, т. е. в ирреальность.
Экспрессионизм, кубизм и т. Д. В разной мере пытались
осуществить на деле такую решимость, создавая в искусстве
радикальное направ~ение. От изображения предметов перешли к изображен~ю идеи: художник ослеп для внешнего мира и
повернул свои зрачок вовнутрь, в сторону субъективного ланд шафта.
Несмотря на рыхлость, необработанность, неотесанность своего матер~:ла, пьеса Пиранделло «Шесть персонажей в поисках ав тора» БЫ,:'lа, должно быть, единственной за последнее время
постановкои, которая заставила задуматься каждого поклонника эс;:етики драматургии. Эта пьеса служит блестящим примером
тои инверсии эстетического чувства, которую я здесь стараюсь описать. Традиционный театр предлагает нам видеть в его пер
сон~жах личности, а в их гримасах - выражение «человече скои» драмы. Пиранделло, напротив, удается заинтересовать нас
персонажами как таковыми ~ то есть как идеями или чистыми
схемами_ .
Можно даже утверждать, что это - первая «драма идей»
в строгом смысле слова. Пьесы, которые прежде назывались так, не были драмами идей, это --- драмы псевдоличностей,
символизировавших идеи. В «Шести персонажах» житейская дра ма, которую разыгрывают действующие лица,- просто предлог, эта драма и воспринимается ~aK неправдоподобн?я. Зато перед нами - подлинная драма идеи как таковых, драма субъектив ных фантомов, которые живут в сознании автора. - Попытка дегуманизации здесь предельно ясна, и возможность ее осуществ
ления доказана несомненно. В то же время становится ясно что
для широк"ой публики весьма трудно приспособить зрение к 'этой измененнои перспективе. Публика стремится отыскать «челове ческую» драму, которую художественное произведение все время
252
обесценивает, отодвигает на задний план, над которой оно посто янно иронизирует и на место которой, то есть на первый план, оно ставит самое театральную фикцию. Широкую публику возмуща
ет, что ее надувают, она не умеет находить удовольствие в этом восхитительном обмане искусства, тем более чудесном, чем откро веннее его обманная ткань.
ИКОНОБОРЧЕСТВО
Вероятно, не будет натяжкой утверждать, что пластические искусства нового стиля обнаружили искреннее отвращение к «живым» формам, или к формам «живых существ». Это станет
совершенно очевидным, если сравнить искусство нашего времени с
искусством той эпохи, когда от готического канона, словно от кошмара, стремились избавиться живопись и скульптура, давшие великий урожай мирского ренессансного искусства. Кисть и резец испытывают тогда сладостный восторг, следуя животным или растительным образцам с их нежной плотью, в которой трепе щет жизнь. Неважно, какие именно живые существа, лишь бы в них пульсировала жизнь. И от картины или скульптуры орга ническая форма распространяется на орнамент. Это - время ро гов изобилия, эпоха потоков бьющей ключом жизни, которая гро
зит наводнить мир своими сочными и зрелыми плодами.
Почему же современный художник испытывает ужас перед задачей следовать нежным линиям живой плоти и искажает их геометрической схемой? Все заблуждения и даже мошенниче ства кубизма не омрачают того факта, что в течение опреде
ленного времени мы наслаждались языком чистых эвклидовых форм.
Феномен усложнится, если мы вспомним, что через историю периодически проходило подобное неистовство изобразительного геометризма. Уже в эволюции доисторического искусства мы
замечаем, что художественное восприятие начинается с поисков живой формы и завершается тем, что уходит от нее, как бы испол ненное страха и отвращения, прячась в абстрактных знаках ~ в последнем прибежище одушевленных или космических образов. Змея стилизуется как меандр, солнце - как свастика. Иногда от вращение к Живой форме доходит до ненависти и вызывает общественные конфликты. Так было в восстании восточнохрис тианского иконоборчества против изображений, в семитическом запрете изображать животных. Этот инстинкт, противоположный инстинкту людей, украсивших пещеру Альтамира, несомненно, коренится наряду с его религиозной подоплекой в том типе
эстетического сознания, последующее влияние которого на визан тийское искусство очевидно.
Было бы чрезвычайно любопытно исследовать со всем внима нием внезапные вспышки иконоборчества, которые одна за другой возникают в религии и искусстве. В новом искусстве явно дей ствует это странное иконоборческое сознание; его формулой может
253