рни, В философии искусства стоял на элитарных позициях; подлинное искусство, по Гюйо, создается гениями, интеллектуалами, носителями высших духовных энер гнй. Наряду с «подлинным» нскусством существует искусство низшего порядка; его носителем выступает народ - пассивная, инертная масса. Трактат Гюйо «Ис кусство С точки зрения социологии» (Оиуаи J. L'art au роiпt de vue sociologique. Р., 1889), о котором упоминаетОртега-и-Гасет,переведен на русский язык в 1891 г. Влияние Гюйо весьма ощутимо в эстетической позиции Ортеги;можно сказать, что в определенном смысле его «Дегуманизация искусства» - попытка обновить элитарную концепцию искусства Гюйо с помощью аргументов из художественной практикн начала ХХ в.
3 Дебюсси, Клод (1862-1918) - французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма. Был близок поэтическому и художественному
кружку символистов и импрессионистов, возглавляемому С. Малларме.
4 Ортега одним из первых в западной социологии (вслед за О. Шпенглером) теоретнческн осознал качественио новый феиомен европейской истории ХХ В. демократизацию обществеиной жизни, выход на арену истории народных масс. Реакция Ортеги на этот процесс типична для секуляризованного буржуазного со знания: в рамках философии культуры он строит дихотомию «масса» - еэлитаэ, ревниво защищая злитарные ценности от «восстания масс» (<<Восстание масс» - его работа 1930 г., в которой Ортега выступает против тенденции еомассовленияь, иревращаюшей человека в «усредненного», обезличенного индивнда, представителя «толпы», враждебной высоким духовным ценностям). Художественная практика начала ХХ в. внушила определенный оптимизм Ортеге как социологу элиты: в живописи Пикассо, поэзии Малларме, музыке Дебюсси, театре Пиранделло он ви
дит спасительное противоядие от прогрессирующей «массовой культуры».
5 «Эрнани» - пьеса Виктора Гюго (1802-1885), в которой нашли художест венное воплощение принципы его романтического метода. Премьера «Эрнани» В феврале 1830 г., в самый канун революции, послужила сигналом для «битвы романтиков с классиками», завершившейся победой романтизма.
6 Игра слов: «еl пипк» можно перевести как «баловень», «баловство» и как «шут», «затеЙннк».
7 Русский эквивалент - «про Ивана да Марью», т. е. история, описывающая
бытовые реалии повседневного существоваиия. 8 ... И если слезы моей хочешь добиться,
Должен ты сам горевать неподдельно!..
(Гораций. Искусство поэзии. С. 102-108. Пер. Дмнтриева).
9 Кларин (псевдоиим; настоящее имя - Леопольдо мас) (1852-1901)- испанскийлитературныйкритик и писатель-реалист,наиболее последовательныйв
Испании ученик Золя.
10 Орбаиеха - испанский художник ХУI в., имя которого Сервантес исполь-
зует в качества нарицательного для обозначения неумелого живописца. 11 «Где окрик, там иет истинной науки» (uтал.).
12 «Не плакать, не возмущаться, но понимать» (лат.).
13 Сурбаран, Франсиско (1598-1664) - великий испанский живописец. Ран ние полотна Сурбарана проникнуты сильным влияннем Караваджо, В период твор ческого расцвета написал множество картин на религиоэные и мифологические сюжеты, создав суровые, монументальные и лаконичные образы, драматически на
пряженные характеры.
14 Лука Лейденский (1489~1533) - нидерландский живописец и гравер, представитель нидерландского Возрождения. Прекрасный рисовальщик, Лука по лучил известио~ть как мастер бытового жанра, бытовой детали, подчеркнутый ин
терес к которои отличает и его портреты.
15 Соролья, Хоакин (1863-1923) - испанский художник, глава испанского импрессиоиизма. Картины Сорольи, на которых, как правило, изображены пейзажи
Валенсии, отличаются живописным мастерством. эффектами светотени и колорита. 16 Бенито Перес Гальдес (1843-1920) - испанский писатель, крупнейший
представитель критического реализма в Испании. Мастер исторического и соци
ального романа.
17 «Всякое мастерство леденит» (фран.ц.).
18 Гомес де ла Серна, Рамон (1891-1963) - испанский писатель и публицист, один из наиболее ярких представителей испанского авангардизма. «Изменение
прнвычной перспективыь, о которой пишет Ортега,- основной художественный прием Гомеса де ла Серна. Гротеск лежит в основе созданного им жанра егреге
рнйэ, в которых существенные черты явлений раскрываются в форме парадокса, афоризма, неожиданных и меткнх ассоциаций, например «мыслитель Родена ~
шахматист, у которого отняли доску».
19 Раегро - мадридская скотобойня; так же называется «толкучка» В боль
ших городах Испании. Пуэрта дель |
Соль - центральная площадь в Мадриде. |
20 Жироду, Жан (1882-1944) - |
французский писатель, драматург. Рассказы |
Жироду - сатира на провннциальные буржуазные нравы. Уже в ранних книгах [еЧтение по тенив. 1917, и «Восхитительная Клио», 1920) звучит ведущая тема творчества Жироду - пацифизм, защита культурного творчества, носителями кото рого выступают одиночки-интеллигенты. Писательскую манеру Жироду отличают изящное остроумие, тонкая ирония, сарказм, склонность к парадоксу, метафори
чности.
21 Моран, Поль (1888--1976) - французский писатель и дипломат (занимал пост французского посланника в Англии, Италии, Испании и др.). П. Моран со вкусом описывает эстетиаированный им мир крупных дельцов и аферистов, кос мополитов н прожигагелей жизни. Писательскую известность принесли ему произ ведения 20-х годов: сборник новелл «Открыто ночью» (1922), роман «Левис и Ирен»
(1924), сборник новелл сЧерная магия» (1928) и др.
22 Пиранделло, ЛУИдЖи (1867-1936) -- итальянскийписателt,поэт и драма
тург. Реформатор итальянского и мирового театра. В своих пьесах Пирвнделло отступает от традиционнойформы, выдвигает новые философско-психологические темы. Он разрушает категорию характера - центральную в классической драма тургии, отказывается от традиционных приемов композиции. Одна из ведущих тем драматургии Пиранделло - «лицо и маска», действительность и иллюзия. Эта тема разрабатывается в субъективно-идеалистическом ключе: внешняя реальность постоянио ускользает, человек имеет дело только с ее субъективным образом, с иллюзией реальности. Все выворачивается наизнанку: внешний мир, предметная ре альность объявляется фикцией, а ее субъективный образ приобретает статус единст венной объективной достоверности, онтологизируется. Пьеса «Шесть персонажей в поисках автора», которую упоминает Ортега, написана в 1921 г., за четыре года до появления с:Дегуманизации искусства» и, по собственному признанию Орте
ги, ощутимо повлияла на его философско-эсгетнческие позиции. 23 «Следует бежать плоти» (лат.).
24 «Ненависть К своим занятиям» (лат.).
С. Л. Воробьев