ника на его духовную родину, это могло бы означать только гибель самого искусства. Отмахнуться от прошлого нельзя, и на прасно презирать болезнь, которой не находишь исцеления. Это неуклюжий, тяжелодумный век, без молодости, без веры, без на дежды, без целостного знания о жизни и душе, разорванный, пол ный воспоминаний и предчувствий; век небывалого одиночества
художника, когда рушились все преграды и все опоры стиля, по гибла круговая порука вкуса и ремесла, единство художествен ных деятельносгей стало воспоминанием, и творческому челове ку перестал быть слышен ответ других людей; этот век был веком
великих музыкантов, живописцев и поэтов, он видел парадоксаль ный, мучительный расцвет музыки, живописи, поэзии, отрешенных от всего другого, не знающих ни о чем, кроме себя. Многое было у него, только не было архитектуры, не было целого; оправдываю
щего все - и великое, и малое; и пока этого целого нет у нас, мы
сами, хотим мы того или не хотим, продолжаем наше прошлое,
наследуем ему, несем на себе его тяжесть, его рок, остаемся людь ми XIX в.
Столетие назад была написана пророческая статья «Об архи тектуре нынешнего времени» 2. Автор ее, молодой Гоголь, вклю
чил ее в сборник «Арабески», и там она покоилась целый век, мало замеченная современниками и основательно забытая по томством. А между тем в этот решительный час, впервые, может быть, в Европе, 22-летний русский литератор предчувствует,
если не сознает, все, чем отныне должна стать архитектура, и
все, чем она уже не может стать. Он не оплакивает ее, но именно благодаря своему согласию с ее судьбой он эту судьбу так явст венно провидит. Гибели ее он не ждет и еще менее желает, но са
мые надежды, которые он возлагает на нее, еще сильнее застав ляют нас ощущать неизбежность этой гибели.
Статья начинается с панегирика готическому стилю и его мни мому возрождению, от которого Гоголь желал бы только еще боль шей полноты; она переходит затем к критике архитектурных форм ХУН, XVIII вв. и классицизма Империи. Петербургская клас сическая архитектура александровекого времени для Гоголя прежде всего однообразна,скучна, плоска: последний отблеск под
линного архитектурного стиля кажется ему надуманным и казен ным. «Прочь этот схоластицизм,- восклицает ОН,- предписы вающий строения ранжировать под одну мерку и строить по од ному вкусу! Город должен состоять из разнообразных масс, если хотим, чтобы он доставлял удовольствие взорам. Пусть в нем со вокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачное готическое, и обремененное роскошью украшений восточное, и колоссальное египетское, и проникнутое стройным размахом греческое. Пусть в нем будут видны и легко выпуклый млечный купол, и религиозный бесконечный шпиц, и восточная митра, и плоская крыша итальянская, и высокая фигур
ная фламандская, и четырехгранная пирамида, и круглая колон на, и угловатый обелиск» 3.
Гоголь противопоставляет, таким образом, александровскому классицизму не предвидение какого-нибудь иного, нового стиля; а возможность совместить в воображаемом им идеальном городе все уже известные стили во всей их разнородности и пестроте. Он предполагает даже «иметь в городе одну такую улицу, кото рая бы вмещала в себя архитектурную летопись всего мира. Эта улица сделалась бы тогда в некотором отношении историей раз вития вкуса, и кто ленив перевертывать толстые томы, тому_бы стоило только пройти по ней, чтобы узнать все». Правда, он спра шивает себя: «Неужели, однако же, невозможно создание (хотя для оригинальности) совершенно особенной и новой архитектуры, мимо прежних условий» 4. Он даже указывает на некоторые В03 можности, о которых впоследствии подумали в Европе. «Чугунные сквозные украшения, обвитые около круглой прекрасной башни», которые «полетят вместе с нею на небо», предвосхищают мечты 60-х годов и отчасти даже идеи инженера Эйфеля. Но «висящая архитектура», как называл ее Гоголь, не удалась. да и сам он в нее как будто не очень верил. Зато если мы что-нибудь увидели на
деле, так это стилистическое столпотворение, о котором он так
пламенно мечтал.
Пророчество Гоголя сбылось. «Всякая архитектура прекрасна, если соблюдены все ее условия» 5 - эти слова его статьи могут
служить эпиграфом для истории XIX в. Требование его, чтобы каждый архитектор «имел глубокое познание во всех родах зод
чества», исполнилось с не меньшей полнотой. От готики Виолле ле Дюка 6 до петушкового стиля Стасова 7, от неоренессанса бис марковекой эпохи 8 до русского И скандинавского неоампнра неза
долго до войны архитектура XIX в. стала тем самым, что Гоголь воображал и что он так восторженно описывал. Когда он говорил об улице, по которой «стоит только пройти, чтобы узнать все», мы можем вспомнить генуэзское кладбище или английскую сис
тему размножать лондонские памятники, воспроизводя их в точ ности в провинциальных городах, или полные архитектурных копий американские промышленные столицы, уже самыми своими именами обкрадывающие европейское художественное прошлое. Мы пережили это «постепенное изменение в разные виды» И «преображение архитектуры в колоссальную египетскую, потом в красавицу греческую, потом в сладострастную александрийскую и византийскую», потом в «аравийскую, готикс-арабскую, готи
ческую... чтобы вся улица оканчивалась воротами, заключав шими БJ>l в себе стихии нового вкуса» 9. Мы знаем теперь эти
«стихии», знаем и то, чем для европейской архитектуры стал XIX в. Он весь похож на парижскую «Альгамбру» 10, описанную в «Edu-
cation вегпипегпате» (1869) с ее мавританскими галереями, готи ческим двором, китайской крышей и венецианскими фонарями. XIX в. был веком без стиля и как раз поэтому веком стилизации и безнадежных попыток придумать стиль. Но стилизацией и вы думкой архитектура жить не может; без стиля ее нет. Весь ху дожественный быт XIX в. опорочен ее падением.