цев вешали над обеденным столом. Отдельным художникам это
изредка приносило вред, но искусство в целом только в этих ус, ловиях И процветало. В частности, убеждение, свойственное жи
вописцам старых времен, что они производят лишь «копии при роды», было столь же практически полезно, сколь теоретически неосновательно. Голландские мастера считали себя не «артиста ми», а, так сказать, фотографами; это лишь два века спустя фотог рафы стали претендовать на звание «артистов». В ст,:рину гра вюра была чаще всего «документом», воспроизводя деиствитель
ность или произведение искусства, т. е. служила тои же цели, ка
кой ныне служит фотография. Различие между фотографией и гравюрой такого рода не столько в исходной или конечной точке,
сколько в том пути, по которому они следуют: одна проходит цe~
ликом сквозь человеческую душу, другая - сквозь руководимыи
человеком механизм. Еще недавно отличительным признаком фо тографии считалась точность даваемых ею «снимков»,«:к?пий» видимого мира. Одни художники обвиняли других в излишнеи бли
зости к природе и предлагали такого рода стремления предоста
вить фотографам. Но все это основано на недоразумении. Фо
тография не просто механически воспроизводит, но и механически искажает мир. Плохой живописец уподобляется фотографу. не
любовью к миру и желанием передать его возможно полнеи -
без э"-ой любви без этого желания вообще не существовало бы
изобразительны~ искусств,- а лишь применением в своей работе
заранее готовых, мертвенных, механических приемов, причем со вершенно безразлично, направлены ли эти приемы на воспроиз
ведение видимого мира или на какое угодно его изменение. Нападать на фотографию, как это делают сейчас многие,
артистически настроенные люди, за то, что она всего лишь «подражает действительности» и не помнит об искусстве или о «красоте», значит не понимать существа той опасности, какую она представляет для искусства. Светочувствительная пластинка дает двухмерное и бескрасочное, т. е. вполне условное, изобра
жение видимого мира; объектив непомерно увеличивает размеры предметов, выдвинутых на передний план; существуют и другие чисто механические искажения видимости, проистекающие из устройства фотографического аппарата. Таковы факты; но, ко нечно, можно противопоставить им тенденцию, заложенную в фото; рафии и особенно в новейших ответвлениях ее, можно ука зать на идиотическое стремление современного кинематографа давать уже не копию, а прямо-таки дублеты не ТОДЬКО видимого, но и вообще чувственно воспринимаемого мира. Нужно помнить, однако, что искусству опасно не то, что его в корне отрицает..
ато, что предлагает ему взамен более или менее успешныи
суррогат. Сахарина за сахар никто бы не принимал, если бы он не был сладок. Когда фотография и кинематограф потеряют
всяк. ю связь С искусством, они перестанут быть для него опас ным ь Беда не В ТОМ, что современный 'фотограф мнит себя
худоя ником, не будучи им: беда в том, что он и в самом деле
располагает известными навыками и средствами искусства. К тем условностям (а без условностей искусства нет), которые ему предоставляет аппарат, прибавляются те, которых он дости гает сам, снимая против света, ночью, сверху, снизу, свободно выбирая снимаемый предмет и пронзвольно обрабатывая снимок. Во всех этих действиях сказывается его выдумка, его вкус, его чувство «красоты». Все эти действия ведут к изготовлению под
дельного искусства.
Уже полвека тому назад художники стали замечать эстети ческие возможности фотографии. Дета первый воспользовался для своих картин передачей движения, свойственной моменталь
ному снимку, неожиданным вырезом, столь легко достигаемым
на пластинке или пленке, и даже некоторыми, невольными для
фотографа, колористическими эффектами. С тех пор произошло весьма опасное сближение фотографии с искусством. Если импрес сионист изображал вместо целостного мира лишь образ его, запе чатленный на сетчатой оболочке глаза, то от сетчатки к объек тиву не такой уж трудный оставался переход. Если Пикассо и ку бисты вслед за ним отказались от всякого «почерка», от всех
личных элементов живописного письма, превратили картину в сочетание ясно очерченных плоскостей, равномерно по-маляр
ному окрашенных, то этим они расчистили путь картине, от начала до конца изготовленRОЙ механическим путем, к которой как раз и стремится современная фотография. Дело тут, повторяю, не
в«списывании» предмета или в отказе от этого списывания; оно
исключительно в механических прием ах, которые при отсутствии
предмета становится еще легче применить. Можно приготовить для фотографирования и столь произвольное сочетание неживых вещей, что фотография покажется совершенно беспредметной. Современные фотографы научились достигать самых неожидан ных эффектов путем так называемого монтажа или другими путями, дальнейшее развитие получившими в кинематографе. Область фантастического, ирреального для них столь же, а быть может, и более открыта, чем для живописцев. Но в том-то и заклю чается страшная угроза, что в фотографии уже нет живой природы и одухотворенного человека, а есть лишь механический осколок
мира.
Фотография вытесняет искусство там, где нужен документ, которого искусство больше не дает (например, в портрете); она побеждает его там, где искусство отказывается от себя, от своего духа, от своей человеческой -- земной и небесной - сущности. Она побеждает, и на месте преображенного искусством целостного мира водворяется то придуманный, то подсмотренный получе ловеком. полуавтоматом образ совершенного небытия.
Победа фотографии не может расцениваться с точки зрения
искусства всего лишь как успех врага на одном, твердо огра
ниченном участке битвы. Она для живописи значит то же, что победа кинематографа для театра, торжество хорошо подобран ных «человеческих документов» для романа, триумф литератур-