ную, годную для него одного традицию, от одиночества его не из бавит и она: произвольное ученичество у любого из старых ма
стеров всегда грозит превратиться в простое подражание, в под
сматривание приемов. Подражание такого рода ничем изнутри
не отличается от оригинальничания, хвастовства несходством,
стремления выдумать себя. Надо от всех отделиться и всех опе редить - таково требование, предъявляемое художнику им са
мим и теми, кто еще соглашается проявить интерес к его искус
ству. Еще довольно мастеров, знающих, что искусство не есть бла
горазумное сочетание приятного с полезным, видящих в нем вопло щение духовной сущности; но трагедия их в том, что духовную сущность эту они обречены усматривать только в собственном своем Я, и потому, не умея прорваться сквозь себя, не находят ей целостной плоти, т. е. формы. Сырой материал своего сознания или
подсознания они высекают на камне, выворачивают на холст; они
жаждут искусства и не умеют отказаться от себя ради его сверше ния. Художник всегда искал своего, того, что могло открыться ему одному, но он искал его не столько в себе, сколько по ту сторону себя, и потому искание своего не приводило к столь безусловному отвержению чужого. Лишь перелом, обозначившийся в искусстве
полтораста лет тому назад, вырыл ров между своим и чужим, по степенно превратившийся в непереступаемую пропасть; и чем она становилась глубже, тем более неуловимым и колеблющимся дела лось свое, тем больше сливалось чужое с безличным и всеобщим -
с неискусством, одинаковым для всех, всякому приятным и полез ным, безвыходно-очевидным и преднамеренно-назойливым.
Судьба искусства, судьба современного мира - одно. Там и тут бездуховная сплоченность всего утилитарного, массового, управ
ляемого вычисляющим рассудком, противополагается распылен
ности личного начала, еще не изменившего духу, но в одиночестве, в заблуждении своем - в заблуждении не разума только, а всего
существа - уже теряющего пути к целостному его воплощению.
Первое условие для создания здорового искусства, как сказал Бод лер, есть вера во всеединство. Она-то и распалась; ее-то и нужно собирать. Искусство и культуру может сейчас спасти лишь сила, способная служебное и массовое одухотворить, а разобщенным личностям дать новое, вмещающее их в себе, осмысляющее их
творческие усилия единство.
ПРИМЕЧАНИЯ
В книге «Умирание искусства» раскрывается кризисное состояние разных видов и ракурсов художественного творчества: романистики (глава «Над вымыс лом слезами обольюсь»), лирики (глава «Чистая поэзия»), изображения чело века (глава «Механический герой»). Для настоящего издания выбрана глава, обобщающая подобные процессы в современном искусстве.
Автор книги Владимир Васильевич Вейдле (1895-1977) со времени высылки из России в 1924 году жил и работал на Западе: преподавал философию искус ства в Парижском Богословском институте. Сотрудничал в западных журналах и периодических изданиях русского зарубежья (<<Современные записки», «Воз-
290
душные пути», «Мосты», «Числа», «Вестник РСХД», «Континент»}. Прони ца тельность диагноза и размах эстетического обобщения в «Умирании искусства» и других работах послужили творческим импульсом для австрийского искусство веда Ганса Зедельма йра, автора основополагающего сочинения по философии современного искусства «Утрата середины» *, который признавал влияние работ русского коллеги не только на свое творчество, но и на развитие философской эсте тики ХХ века.
Основные работы В. В. Вейдле: «Вечерний день. Отклики и очерки на запад ные темы» (Н.-Й., 1952), «Задача России» (Н.-Й., 1954), «Безымянная страна» (Париж, 1968), «После «Двенадцати». Приношение кресту на могиле Александра Блока» (Париж, (973), «О поэтах и поэзии» (Париж, 1973).
1 Маре, Ганс фон (1837-1887)-- немецкий живописец, проделавший
путь от реалистической манеры к созданию романтико-символическихполотен. 2 Гоголь Н. В. Арабески / / Собр. соч. М., 1937. Т. 6. С. 67-90.
3Там же. С. 85-86.
4Там же. С. 88-89. Там же. С. 97.
Виолле-ле-Дюк, Эжен Эмманюэль (1814-1879) - французский архитектор, историк и теоретик архитектуры, представитель неоготики. Реставрировал ряд готических соборов и замков (в том числе - при участии Ж. Б. Лассю - собор
Парижекой богоматери).
7 Имеется в виду увлечение известного русского художественного и музыкаль ного критика В. В. Стасова фольклорными стилизациями в отечественной архитектуре, прежде всего творчеством И. П. Ропета (псевдоним архитектора И. Н. Петрова), автора ряда выставочных павильонов в России и за границей. Это течение использовало элементы русского деревянного зодчества при декоративно-орнаментальномоформлении каменных зданий. Пропаганде так называемого псевдорусского стиля посвящены статьи Стасова «Русские по стройки на всемирной выставке» (Стасов В. В. Собр. соч. Спб., 1824. Т. 1. Отд. 2.
С. 549-554), «Наши итоги на всемирной выставке» (там же, с. 627-672) и др. 8 Наиболее значительные образцы немецкой архитектуры второй половины XIX века созданы главным образом в парадном стиле итальянского Ренессанса: биржа, 1859-1863, архитектор Ф. Хициг; рейхстаг, 1884-1894, архитектор П. Валлот: Имперский суд в Лейпциге, 1888-1895, архитектор Л. Хофман; оперный театр в Дрездене, 1871-1878, архитектор Г. Земпер. Гофрид Земпер (1803-1879), работавший в Дрездене, Париже. Лондоне, Цюрихе и Вене, строил, в частности, здание Дрезденской картинной галереи; считается эклектическим
подражателем итальянского зодчества эпохи высокого Ренессанса и барокко.
9 Гоголь Н. В. Арабески / / Собр. соч. М., 1937. Т. 6. С. 89.
10 В 5-й главе l-й части романа «Воспитание чувств» Г. Флобер дает ирони ческое описание столпотворения стилей, отличающего здание парижского рес
торана «Альгамбра» (см.: Флобер Г. Избранные сочинения. М., 1947. С. 340). 11 Г-н Жозеф Прюдон - тип ничтожного и самодовольного буржуа, создан
ный французским писателем Анри Монье (1799-1877) в ряде сатирических пьес. Имя г-на Прюдона стало нарицательным, а его фигура - излюбленным пред метом карикатуристов в эпоху Луи-Филиппа.
12 Гарнье, Жак Луи (1825-1898) - французский архитектор, создатель помпезных сооружений в эклектическом духе (<<Гранд-опера» В Париже. оперный
TeaT~ и казино в МонтеКарло).
3 Земпер Г.- См. примечанис 4.
14 Кнаус, Людвиг (1829-1910) - немецкий живописец, мастер реалистиче ского бытового жанра; не без влияния голландских жанристов ХУН века изобра
жал сцены из крестьянского быта, тщательно выписывая детали.
15 Месонье. (Мейсонье), Эрнст (1815-1891) - французский живописец,
график, скульптор.
16 Луикаторз - убранство жилища в стиле Людовина XVI, созданном Шарлем Лебреном (последняя фаза барокко во Франции); отличается пыш
ностью и богатством отделки.
Луисэз - мебель в стиле Людовика ХУI со светлой обивкой, резьбой, позо лотой, характерной формой ножек. Начиная со второй половины XIX века худо жественная промышленность обратилась к воспроизведению этих стилей.
291