Файл: Самосознание.европейской.культуры.XX.века.1991.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2024

Просмотров: 481

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хан-Ду из династии Тан из-за серьезного проступка был сме­

щен со своего поста и стал торговатьуглем в городе Цилинь. Импе­ ратор, попавший в эту местностьво время военного похода, повст­ речал здесь своего старого мандарина. Он приказал ему сочинить стихотворениео торговлеуглем. Хан-Ду ответил ему таким стихот­ ворением. Император был тронут и вернул ему все титулы *.

Импровизация стихов в параллельном произнесении считалась на Дальнем Востоке почти непременным талантом. Успех аннамит­ ской миссии к пекинскому двору нередко зависел от импровизатор­ ского таланта главы этой миссии. Каждое мгновение надо было быть готовым к каверзным вопросам, к дюжине загадок, которые задавали император и его мандарины **. Своего рода диплома­ тия в форме игры.

В этой форме расспросов и ответов заключалось порой много полезных сведений. Девушка дает согласие на брак. Будущие мо­ лодожены вместе собираются открыть лавочку. Юноша просит свою невесту назвать все лекарства. За этим следует перечень всей фармакопеи. Таким же образом излагается арифметика, товарове­ дение, употребление календаря в земледелии. Иной раз это обыч­ ные загадки, которыми влюбленные испытывают находчивость

друг друга, или же знания литературного характера.

Выше уже указывалось, что прямое отношение к игре в загадки имеет форма катехизиса. По сути, мы имеем здесь одну из версий экзамена, которая в обществах Дальнего Востока заняла исключи­

тельно важное место.

В более развитых культурах еще долго сохраняется архаиче­

ское положение, в силу которого поэтическая форма отнюдь не

. воспринимается только как удовлетворение эстетической потреб­

ности, а выражает все, что имеет значение или жизненную ценность

в бытии коллектива. Всюду поэтическая форма предшествует лите­

ратурной прозе. Обо всем, что священно или величественно гово­ рят стихами. Не только гимны или притчи, НО И пространные трак­

таты строятся в употребительной метрической или строфической схеме, например древнеиндийские учебники сутры и шастры, а равным образом и плоды древнегреческой науки; в поэтическую форму отливает свою философию Эмпедокл, а Лукреций следует ему в этом. Только отчасти верной можно считать выдвинутую поч­

ти всеми древними учениями мотивировку стихотворной формы

соображениями полезности (не имея книг, общество таким

образом легче удерживает в памяти все тексты). Главное в том что в архаической фазе культуры сама жизнь строится, так

сказать, еще метрически и строфически. Пока и поскольку речь

идет о вещах возвышенных, стих выступает как более естественное средство выражения. В Японии вплоть до переворота 1868 г. 7 суть

всех серьезных государственных документов еще излагал ась в сти­

хах. Особое внимание история права уделила «поэзии вправе»,

*

Nguyen иаn Ниуеn. Les chants апегпевdes

gar,<ons et des fillesen еп Аппат

Гпёве.

Р., 1933. Р. 132.

.

**

Ibid. Р. 134.

 

следы которой были найдены на германской почве. Общеизвестно то место из древнефризского права *, где установление крайних

причин для продажи наследства сироты неожиданно переходит в лирическую аллитерацию: «Вторая нужда: когда год выдается трудный, и злой голод бродит по стране, и ребенок почти умирает с голоду, то должна мать продать с торгов наследство ребенка и ку­ пить своему ребенку корову и жита и т. Д.~ Третья нужда: когда ребенок вовсе лишен и одежды и крова. и надвигается угрюмый туман и холодная зима, каждый спешит на свои двор и в свою хи­ жину, в теплое логово, а дикий зверь ишет пустое дерево или пря­ чется от ветра под горои, чтобы сохранить свою жизнь. Тогда пла­

чет и стенает беспомошное дитя, и сетует на свою наготу и бес­

приютность, и оплакивает отца. который должен был защитить его

от голода и холода туманной зимы, но он лежит глубоко под дубом, в мрачной темноте. покрытый зеМ,1еи и з аключенныи в неВО.1Ю че­

тырьмя гвоздями».

В данном случае мы имеем дело, по-видимом с. не с намеренным украшением текста из игровых побуждений, но с тем фактом, что само формирование права еще пребывало в возвышенной сфере, где поэтическое слово было естественным выразительным средст­ вом. Именно этим внезапным порывом в поэзию особенно нагляден древнефризский закон; в известном смысле он более типичен, чем древнеисландское искупительное речение (Trygg;!)amal), ко­ торое в одних аллитерированныхстрофах констатируетвосстанов­ ление мира, сообщает об уплате дани, строжайшим образом за­ прещает всякие дальнейшие раздоры и затем, возвещая, что тот, кто нарушит мир, нигде не найдет себе покоя и будет гоним всюду, разворачиваетсяв сплетение образов, усиливающих и простираю­ щих это «всюду» до самых дальних далей.

Всюду, где люди Волка гонят, Христиане В храм божий ходят,

Жертву в святилище Жрец приносит, Пламя пылает, Злак зеленеет, дитя зовет мать, Мать кормит дитя,

Дымится домашний очаг, Корабль плывет, Щиты блестят.

Солнце светит, Снег идет, Ель растет, Сокол парит

Весь весенний день, Опору обоим крыльям Сулит ему сила ветра, Небо синеет, Вспахано поле, Ветер воет, Воды текут в море, Слуги сеют жито.

Здесь, однако, мы явно имеем дело с чисто литературной разработкой определенногоправового казуса; едва ли это стихот­ ворение могло когда-нибудь служить практически, как имеющий силу документ. Оно живо воскрешает перед нами ту сферу прими­ тивнога первобытного единства поэзии и священного высказыва­

ния, в котором и заключается здесь суть дела.

* Friesische RechtsqlJellen. !)ie viеГlIПdzwапzig Landrechte Ed. К. Riсhthоfеп.

В. 1840. s::c

76


Все, что есть поэзия, вырастает в игре: в священной игре покло­ нения богам, в праздничной игре сватовства, в воинственной игре поединка, сопровождаемой хвастовством, оскорблениями и насме­ шкой, в игре остроумия и находчивости. В какой же степени сохра­

няется игровое качество поэзии в процессе развития и усложнения культуры?

Миф, в какой бы форме он ни передавался, всегда есть поэзия. В поэтической форме, средствами воображения он рассказывает о вещах, которые предсгавляются случившимися на самом деле. ОН может быть полон самого глубокого и священного смысла. Воз­ можно, он выражает связи, которые никогда нельзя будет описать рационально. Несмотря на этот священный и мистический харак­ тер, присущий мифу на той стадии культуры, которой он соответст­ вует,- и, значит, в полном сознании той абсолютной искренности, с которой он воспринимался,- нам позволительно спросить, мож­ но ли вообще считать миф совершенно серьезным. Миф серьезен настолько, насколько может быть серьезной поэзия. Рядом со всем,

что выходит за границы логически выверяющего суждения, и поэ­

зия, и миф пребывают в области игры. Но это не значит, что дан­ ная область ниже рангом. Случается, что миф, играя, поднимается

до высот, куда за ним не в силах последовать разум.

Границу между тем, что мыслится как возможное, с одной сто­ роны, и невозможным - с другой, человеческий дух проводит не сразу, а лишь по мере развития культуры. Для первобытного че­

ловека с его ограниченным логическим представленнем о миропо­ рядке, собственно говоря, еще все возможно. Миф, с его нелепостя­ ми и абсурдами, с его безмерными преувеличением и смешением пропорций, с его беззаботными непоследовательностями и прихот­

ливыми вариантами, еще не смущает человека как нечто немыели­

мое. Но можно себя спросить, не был ли и у первобытного челове­ ка к его вере в священность мифа с самого начала примешан юмо­ ристический элемент? Миф, вместе с поэзией, берет начало в сфере игры, но в этой же сфере более чем наполовину находится и вера первобытного человека, как и вся его жизнь.

Как только миф становится литературой, т. е. усваивается и передается в устойчивой форме культурой, которая между тем выс­ вобождается из сферы первобытного воображения, так он подпа­ дает под различие серьезности и игры. Миф священен, поэтому он должен быть серьезным. Но он по-прежнему говорит на первобыг­ ном языке, т. е. на языке образных предсгавлений, где противопо­ ложность игры и серьезности еще не имеет значения. Мы издавна так хорошо знакомы с образами греческой мифологии и настолько готовы в нашем романтическом восхищении поставить рядом с ней мифологию «Эдды», что обыкновенно бываем склонны не замечать, насколько велик в них дух варварства. Лишь столкнувшись с древ­ неиндийским мифологическим материалом, который волнует нас меньше, и с дикими фантасмагориями из всех частей света, кото­

рые открывают нашему взгляду этнологи, мы приходим К мысли,

что порождения (verbeeldingen) греческой или древнегерманской

мифологии при ближайшем рассмотрении по своему логическому и эстетическому качеству, не говоря уже об этическом, совсем или

почти не отличаются от безудержной фантазии древнеиндийского, африканского, американского или австралийского мифологическо­

го материала. Измеренные нашей меркой (хотя мы, конечно, не претендуем на последнее слово), и те, и другие, как правило, оди­

наково лишены стиля, соли, вкуса. Все эти похождения Гермеса, так же как Одина и Тора,- плод воображения дикарей. Не может быть сомнения: в тот период, когда мифологические представления

передаются в традиционной форме, они не согласуются больше с достигнутым духовным уровнем. Для того чтобы остаться в почете

в качестве священного элемента культуры, миф должен теперь ли­

бо получить мистическую интерпретацию, либо культивироваться исключительно как литература. По мере того как из мифа исчезает элемент веры, все сильнее звучит игровой тон, который присутству­ ет в нем с самого начала. Уже Гомер не был верующим. Тем не ме­ нее миф как поэтическая форма выражения божественного, даже

после того как он потерял свое преимущество адекватно переда­ вать постигнутое, по-прежнему сохраняет значительную функцию помимо чисто эстетической. Как Аристотель, так и Платон излага­ ют глубочайшую суть своей философской мысли в мифологической форме: у Платона это миф о душе, у Арнстогеля - представление о любви вещей к неподвижному движителю мира.

Для понимания игрового тона, который свойствен мифу, яснее любой другой мифологии говорят первые трактаты «Младшей Эдды» - «Видение Гюльви» И «Язык поэзии». Здесь мы имеем ми­ фологический материал, полностью ставший литературой, лите­ ратурой, которая из-за своего языческого характера официально должна была бы быть отвергнута, однако тем не менее осталась

в чести и сохранила для нас интерес как достояние культуры *. Писатели были христианами, даже людьми духовного звания. Они описывают мифические события в таком тоне, где явственно

слышны шутка и юмор. Но это не тон сильного своей верой хри­ стианина, который чувствует превосходство над поверженным

язычеством и иронизирует над ним, и не тон новообращенного, ко­ торый борется против прошлого как дьявольского мрака, но ско­ рее тон человека, в такой же степени верующего, в какой серьез­ НОГО,- подобный тон типичен для мифологического мышления, он вряд ли особенно отличается от того, какой был известен прежде, в добрые языческие времена. Соединение абсурдных мифологиче­ ских тем, чисто первобытной фантазии, как, например, в расска­ зах о Хрунгнире, Гроа, Аурвандиле Смелом,- и высокоразвитой поэтической техники точно так же полностью согласуется с сущ­ ностью мифа, поскольку он всегда стремится к самой возвышенной форме выражения. Много пищи для размышления дает название первого трактата -- «Gуlfаgiппiпg», т. е. буквально «одурачение Гюльви». Он написан в известной нам старинной форме космого-

* Аналогичную ситуацию описывает Де йосселин де йонг применительно к острову Буру.

78

79



нического диалога, форме вопросов - ответов. Подобный же раз­ говор ведет Тор в палате Утгарда-Локи. Г. Неккель 8 справедливо

говорит здесь об игре. Ганглери задает древние священные во­ просы о происхождении вещей, о ветре, о зиме и лете. Разгадка содержится в ответах только, как правило, в виде причудливой ми­ фологической фигуры. Начало главы «Язык поэзии» также цели­ ком принадлежит сфере игры: это примитивная, лишенная стиля фантазия, где действуют глупые великаны и злые, хитрые карлы, где происходят грубые, нелепые события и чудеса, которые в конце концов объясняются обманом чувств. Это, без сомнения, мифоло­ гия в ее последней стадии. Но коль скоро она оказывается пошлой, абсурдной, нарочито фантастичной, не годится объяснять эти чер­ ты как позднейшее, недавнее искажение героических мифологиче­ ских концепций. Напротив, все они - и как раз потому, что лише­ ны стиля,- берут свое начало исключительно в мифе.

Форм поэзии много -- метрические формы, строфические фор­ мы, поэтическиесредства, как-то: рифма и ассонанс, смена строф и рефрен; формы выражения, как-то: драматическая,эпическая, ли­ рическая. Но как бы ни были различны все эти формы, в целом ми­ ре находяттолькоим подобные. То же самое относитсяк мотивам в поэзии и в повествовательномсообщениив целом. Их число кажет­ ся большим, но они повторяютсявсюду и во все времена. Нам на­ столько знакомы все эти формы и мотивы, что их существование для нас словно бы само собой разумеется, и мы редко задаемся вопросом о всеобщемзаконе, который определяетим быть так, а не иначе. Этот закон далеко идущего подобия поэтической вырази­ тельности во все известные нам периоды человеческогообщества главнымобразом, кажется,скрыт в том факте, что само выражение формообразующегослова коренится в функции, которая старше и первозданнее всей культурной жизни. Эта функция есть игра.

Суммируем еще раз собственные признаки игры, как они нам предсгавляются. Это - действие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла, в обозримом порядке, по доб­ ровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы или необходимости. Настроение игры есть отрешенность и вооду­

шевление - священное или просто праздничное, смотря по тому,

является ли игра посвящением или забавой. Само действие сопро­ вождается чувствами подъема и напряжения и несет с собой ра­

дость и разрядку.

Вряд ли можно отрицать, что сфере игры принадлежат по своей природе все способы поэтического формообразования: метрическое и ритмическое подразделение произносимой или поющейся речи, точное использование рифмы и ассонанса, маскировка смысла, искусное построение фразы. И тот, кто вслед за Полем Валери называет поэзию игрой, игрой, в которой играют словами и речью, не прибегает к метафоре, а схватывает глубочайший смысл самого слова «поэзия».

Связь поэзии С игрой касается не только внешних форм речи. Так же реально проявляется она в отношении форм образного воп-

80

лощения, мотивов, их оформления и выражения. Имеем ли мы дело с мифологическим воображением, с эпическим, драматическим или

же лирическим, с древними сагами или современным романом _~ всюду в качестве сознательной или иеосознанной цели выступает

напряжение, вызываемое словом, которое приковывает внимание слушателя (или читателя). И всегда субстратом поэзии является ситуация, взятая из человеческой жизни, или акт человеческого

переживания, при знакомстве с которыми это напряжение может захватить других. Вместе взятые, эти ситуации и акты немногочис­ ленны. В самом широком смысле они могут быть сведены по пре­

имуществу к ситуациям спора или любви или к ситуациям смешан­

ным, включающим и то, и другое.

Здесь мы приближаемся к области, которой как интегрирующе­ го элемента мы считали необходимым коснуться еще в рамках зна­

чения категории игры,- а именно к состязанию. В подавляющем большинстве случаев центральная тема поэтического или вообще

литературного произведения - задача, которую должен разре­ шить герой, испытание, которое он должен выдержать, препятст­ вие, которое он должен преодолеть. Самому названию «герой» или

«протагонист» для действующего лица повествования можно было бы посвятить не одну главу. Задание герою должно быть необычай­

но трудным, по виду невыполнимым. Оно чаще всего связано с вы­

зовом, с ИСполнением желания, с пробной работой, обетом или обе­ щанием. Нетрудно заметить, что все эти мотивы возвращают нас прямо в сферу игры - агона. Вторая группа мотивов, вызываю­

щих напряжение, основывается на скрытой самотождественности героя. ОН неузнаваем, оттого что прячет свою сущность или сам ее

не знает, или может менять свой облик, преображаться. Словом, герой выступает в маске, переодетым, окруженным тайной. И вновь

мы оказываемся во владениях священной древней игры и сокровен­ ной сущности, которая открывается лишь посвященным.

Культивируемая в состязаниях, как правило, имеющих целью превзойти соперника, архаическая поэзия почти неотделима от древней формы поединка с мистическими и хитроумными загадка­ ми. Как соперничество в разгадывании загадок порождает муд­

рость, так поэтическая игра производит на свет прекрасное слово. И над тем, и над другим господствует система правил, которая

определяет и термины искусства, и символы, будь то священные

или чисто поэтические; чаще всего они совмещают и то, и другое.

Как состязание в загадках, так и поэзия предполагают круг пос­ вященных, которому понятен их особый язык. Приемлемость ре­ шения в обоих случаях зависит единственно от вопроса, соответст­ вует ли оно правилам игры. Поэтом может быть тот, кто умеет го­ ворить на языке искусства. От обыкновенной поэтическая речь тем и отличается, что она умышленно пользуется особыми образами, которые не каждому понятны. Всякая речь выражает себя в об­ разах. Через пропасть между объективно сущими его пониманием сможет перелететь только искра воображения. Прикованным к слову понятиям суждено все время оставаться неадекватными

81


течению потока жизни. Слово, рожденное воображением, облекает вещи в экспрессию, просвечивает их лучами идеи. В то время Ka~ обыденный язык, этот практически и повсеместно используемыи инструмент, постоянно сглаживает образную природу словоупот­ ребления, внешне приобретая строго логическую самостоятель: ность, поэзия, как и прежде, намеренно культивирует образныи

характер языка.

То, что поэтическая речь делает с образами, есть игра. Она

располагает их в стилистическом порядке, она вкладывает в них тайны, и каждый образ, играя, отвечает на какую-либо загадку.

В архаической культуре поэтический язык еще является самым действенным средством выразительности. Поэзия выполняет более широкую и витальную функцию, чем удовлетворение литературных притязаний. Она переносит культ в область слова, она решает во­ просы о социальных отношениях, она становится носителем муд­ рости, нрава и обычая. Все это она делает, не изменяя своей игро­ вой сущности, потому что игрою очерчен круг самого изначального этапа культуры. Ее действия протекают большей частью в форме коллективных игр. Даже полезная деятельность, оказывается, главным образом подчинена так или иначе игре.

По мере духовного и материального развития культуры раз­

двигаются границы ее участков, где элемент игры отсутствует или

малозаметен, за счет тех, где игре открыты все пути. Культура в целом становится более серьезной. Кажется, что закон и война, ремесло, техника и познание теряют контакт с игрой. Даже культ, который когда-то находил в священнодействии широкий простор Дд1Я экспрессии в игровой форме, участвует, по-видимому, в этом процессе. Оплотом цветущей и благородной игры тогда остается

поэзия.

Игровой характер образной поэтической речи настолько оче­ виден, что вряд ли необходимо подтверждать его многочисленными

доводами или же иллюстрировать многочисленными примерами.

Учитывая существенную ценность, которую заключало в себе для архаической культуры занятие поэзией, можно не удивлять­ ся, что именно там поэтическая техника развилась до высшей степени строгости и утонченности. Ведь дело идет о строгой систе­

ме, о кодексе тщательно расписанных правил, имеющих принуди­ тельную силу и в то же время бесконечные возможности варьиро­ вания. Эта система сохраняется и передается как некая благород­ ная наука. Не случайно такое утонченное культивирование поэзии можно одинаково наблюдать у двух народов, которые на своих от­ даленныхтерриториях почти или совсем не имели контакта с более богатыми и древними культурами, могущими повлиять на их лите­ ратуру: это древняя Аравия и Исландия «Эдды» И саг. Можно оставить в стороне особенности метрики и просодии, дабы проил­

люстрировать сказанное на одном-единственном наглядном при­ мере, а именно древненорвежском кеннинге. Тот, кто называет

язык «шипом речи», землю - «дном пешеры ветров», ветер­ «хищником деревьев», каждый раз задает своим слушателям по-

этическую загадку, которую они молча отгадывают. Состязающе­ муся должны быть известны сотни таких загадок. У важнейших

предметов, например золота, были десятки поэтических имен. Один из трактатов Эдды, «Skaldskaparmal», т. е. «Язык поэзии», приво­ дит бесчисленноеколичествопоэтическихвыражений.Не в послед­

нюю очередь кеннинг служит и проверкой познаний в мифологии. У каждого из богов существуют различные прозвища, в которых

содержится намек на его приключения, его облик или его родство

с космическимистихиями. «Как иносказательнозовут Хеймдалля? Его называют сыном девяти матерей, или стражем богов, или белым асом (богом), врагом Локи, нашедшим ожерелье Фрейи» и многое другое*.

Тесная связь загадки и поэзии может быть установленапо раз­ ным признакам. Слишком ясное считается у скальлов техничес­ кой погрешностью. Старое требование, которого некогда придер­

живались древние греки, гласит, что слово поэта должно быть «темным». У трубадуров, чье искусство, как никакое другое, де­ монстрируетсвою функцию публичной игры, особенно почиталась поэзия «trobar clus», буквально «закрытая поэзия», «поэзия С по­

таенным смыслом».

Направления в современной лирике, которые намеренно ос­

таются эзотерическими и главным в своем творчестве делают за­

шифровку смысла в слове, оказываются, следовательно, до кон­

ца верными сущности своего искусства. Вместе с узким кругом читателей, который ПОНимает их язык, во всяком случае знаком с ним, они образуют замкнутую культурную группу весьма ста­ рого типа. Остается только неясным, способна ли окружающая культура в достаточной мере оценить и признать их поэзию, что­ бы образоватьто русло, в котором их искусство могло бы выпол­ нить свою жизненную функцию, составляющую смысл его су­

ществования.

г л а в а VIII функция ПОЭТИЧЕСКОГО

ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

Персонификация.- Пра-титан.- Бывает ли персонификация когда-нибудь серьезной? - Схоластическая аллегория или nрими­ зивная концепция? - Абстрактные фигуры.- Бедность у св. Франциска.- Идейная ценность средневековых аллегориЙ.- Пер­ сонификация как всеобщий habitus.- Люди и боги в облике жи­ волных>«Элементы поэзии суть функции игры.ч- Лирическое преивеличение.»-Неnомерность.-Драма как игра.- Агональные истоки драмы.«-Дионисийског настроение.

Если эффект образной речи заключается в описании состоя­ ния или события в терминахдвижущейся жизни, тогда открывает-

* Предположение, что первонстоки кеннинга следует искать в поэтическом, вовсе не исключает их связи с явлениями «табу».

82

83