ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2019

Просмотров: 2967

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

61. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан

(октябрь 1917–1918 гг.).

Политика Советского государства коренным образом изменила социальную структуру общества. Советское государство стремилось полностью искоренить сословное неравенство в стране, однако при этом одной из важнейших задач государственной власти называлось уничтожение эксплуататорского класса.

Были упразднены:

1) институт российского подданства;

2) приписка граждан к определенному сословию и получение прав и обязанностей в зависимости от этой приписки, которая в свою очередь определялась по рождению лица.

Впервые идея проведения сословной реформы появилась в период работы Временного правительства. 3 марта 1917 г. была принята «Декларация Временного правительства о его составе и задачах». Данная декларация:

1) устанавливала демократические права и свободы граждан;

2) отменяла ограничения по национальному и религиозному признаку;

3) были дарованы избирательные права женщинам;

4) она не отменяла сословные привилегии и чины.

Окончательно сословия были отменены Декретом ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». По этому Декрету граждане Советского государства уравнивались в правах, отменялись все сословия и чины, титулы и звания, упразднялись сословные учреждения.

По Декрету ВЦИК и СНК устанавливался единый статус и наименование для всех граждан – «гражданин Российской республики», т. е. вводился институт гражданства.

Особенности гражданства Советского государства: равные права и обязанности устанавливались только для трудящегося класса. Для лиц, которые используют труд других граждан, либо лиц, живущих на нетрудовые доходы, а также для духовных лиц и частных торговцев, торговых и коммерческих посредников устанавливались ограничения в избирательных правах.

Перечисленные лица обязаны были иметь трудовые книжки нетрудящихся (согласно Декрету СНК от 5 октября 1918 г.). Эти документы имели статус удостоверений личности для соответствующей категории граждан. Трудовые книжки для нетрудящихся должны были иметь лица свободных профессий, бывшие офицеры, воспитанники кадетских корпусов, бывшие присяжные поверенные и их помощники и т. д.

Трудовые книжки для нетрудящихся ограничивали их владельцев в праве свободного передвижения. Помимо этого, они обязывали выполнять общественно-полезную работу по месту проживания, на основании отметок в трудовой книжке, по которой выдавались продовольственные пайки.

Основные нововведения советской власти в области социального обеспечения граждан состояли в том, что в октябре 1920 г. по постановлению СНК была полностью отменена плата за топливо, жилые помещения, воду, электричество, пользование почтой, телеграфом, телефоном.

Экономическая сфера общественной жизни страны также стала более социальной: с ноября 1918 г. по Декрету СНК об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства была утверждена обязательная поддержка неимущего населения страны.


Для этого Наркомпрод формировал специальный кооперативный аппарат. В него входили отдельные (местные) единые потребительские общества (ЕПО), к которым прикреплялись все граждане.

Потребительские кооперативы выдавали населению продовольствие и товарные пайки на получение предметов первой необходимости.












62.Национально-государственное устройство советского государства (1917-1918). Декларация прав народов России.

После Февральской революции одновременно с системой буржуазных органов сложились другие, принципиально отличные от нее органы власти – Советы рабочих, солдатских, крестьянских и иных депутатов.

Советы создавали свои исполнительные органы – уездные, губернские и иные исполнительные комитеты Советов. Во главе обеих систем стали соответственно Центральный Исполнительный Комитет крестьянских Советов и ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов, избранные названными съездами. В июне 1917 г. Исполком Советов крестьянских депутатов принял решение о необходимости объединения с ЦИК рабоче-солдатских Советов, хотя практически это объединение произошло после Октября.

Все советские органы были выборными. Первые Советы рабочих депутатов избирались на собраниях трудовых коллективов, солдатские комитеты – по воинским подразделениям и частям, крестьянские Советы – на сельских сходах. В этих выборах не участвовала буржуазия, трудящиеся же обладали всеобщим избирательным правом.

Советы сразу стали органами власти, возникла ситуация двоевластия, когда Временному правительству принадлежала номинальная власть, а Советам – фактическая.

II съезд Советов открылся 25 октября 1917 г. Для управления страной было образовано Советское правительство – Совет Народных Комиссаров. Предусматривалось также создание органов отраслевого управления – народных комиссариатов (комиссий). Был избран новый Центральный Исполнительный Комитет. Верховным органом Советского государства, обладающим всей полнотой власти, стал Всероссийский съезд Советов.

13 января 1918 г. III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов объединился с III Всероссийским съездом крестьянских депутатов, что положило конец существованию двух систем Советов. Главным решением V Всероссийского съезда Советов, открывшегося 4 июля 1918 г., было принятие первой советской Конституции, закрепившей окончательно власть советов.

Декларация прав народов России была принята 2 ноября 1917 г. Она имела важное значение для реализации на практике права наций на самоопределение, вплоть до образования самостоятельного государства, провозглашенного I и II Всеросссийским съездом Советов. Это создало правовую основу для последующего признания независимости Финляндии и советских социалистических республик, возникших на окраинах Российской империи. Декларация провозглашала основной принцип национально-государственного устройства – право наций на самоопределение. Декларация закрепила недопустимость самодержавия как политику натравливания одних народов на другие.


Сущность права на самоопределение наций по Декларации (принципы национально-государственного устройства):

1) равенство и суверенность народов Советского государства;

2) право на самоопределение распространяется вплоть до отделения народов;

3) равенство прав народов на свободное развитие;

4) все народы признавались равными по своему статусу, отменялись все прежние права и привилегии каких-либо народов.

Основная задача Декларации прав народов России – создание прочного союза советских народов в борьбе против «империалистско-аннексионистской буржуазии».

Декларация учреждала комиссию по делам национальностей – Народный комиссариат по делам национальностей (его возглавил И. В. Сталин).

Декларация устанавливала возможные национально-государственные статусы субъектов Федерации:

  1. суверенные республики; 2) автономии

Историческое значение Декларации прав народов России: она стала основой последующего формирования федеративного устройства Советского государства. Законодательное закрепление принципов национально-государственного устройства Декларации произошло с момента принятия резолюции III съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов «О федеральных учреждениях Российской Республики».

Первые проекты национально-государственного устройства:

1) формирование внутри страны национально-культурных автономий, т. е. государство само по себе должно быть унитарным;

2) создание федеративного государства, в состав которого должны войти самостоятельные, суверенные, независимые республики (этот проект получил большую поддержку, и именно эта форма была законодательно закреплена).


63.Формирование однопартийной политической системы в советской России (1917–1923 гг.).

Советская система зарождалась в условиях многопартийности. Вскоре наметился переход от многопартийности к однопартийной системе с последующей ликвидацией демократических завоеваний Февральской революции. Причины прогрессирующей недемократичности большевистского режима заключались, во-первых, в авторитаризме, присущем идеологии и партийной организации большевиков, и во-вторых, в приспособлении советской системы к экстремальным условиям экономической разрухи и гражданской войны. Можно выделить несколько важнейших этапов утверждения однопартийной системы.

Установление советской власти на местах происходило как путем мирного перехода управленческих функций в руки Советов, так и в результате вооруженного подавления сопротивления антибольшевистских сил. В октябре 1917 г. большевикам пришлось отразить наступление на Петроград войск, сохранивших верность Временному буржуазному правительству. Именно в этот момент с ультиматумом о создании однородного социалистического правительства выступил Исполнительный комитет профсоюз железнодорожников. Как только угроза Петрограду была ликвидирована, ленинская группа прервала переговоры о создании коалиционного социалистического правительства.


При выборах в Учредительное собрание были созданы неравные условия для парий либерального толка. Всесоюзная Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажу (ВЧК) сосредоточилась на противодействии либеральной оппозиции. В целом итоги выборов в Учредительное собрание свидетельствовали о том, что Россия неизбежно должна пойти по социалистическому пути, однако принципиальным был вопрос, чья программа будет положена в основу этого движения: эсеров или большевиков. Большевики получили всего 24% голосов избирателей. Доминировали правые эсеры, которым предстояло сформировать новый состав правительства. Чтобы сохранить власть, Ленин, полагавший, что буржуазный парламентаризм изжил себя, подписал декрет о роспуске Учредительного собрания. Большевики при поддержке левых эсеров идут на роспуск местных Советов, где эсеры и меньшевики имели большинство. С этого времени Совнарком перестал быть временным правительством.

В декабре 1917 г. левые эсеры согласились составить вместе с большевиками коалиционное правительство. Блок с левыми эсерами позволил большевикам объединить Советы рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Однако в марте 1918 г. в знак несогласия с Брестским миром и политикой большевиков в крестьянском вопросе левые эсеры вышли из состава правительства. В июле 1918 г. после эсеровского мятежа большевики исключают эсеров из состава ВЦИК, изгоняют из всех Советов и разрывают партнерские отношения с единственным союзником.

Гражданская война усугубляет недемократические и бюрократические тенденции. Происходит перераспределение полномочий от Советов в пользу партийных комитетов и чрезвычайных органов власти: Реввоенсовет Республики (РВСР), Совет рабочей и крестьянской обороны, комбедам, революционным комитетам (ревкомам), ВЧК, всевозможным органам снабжения и армии. От иллюзий в отношении фабзавкомов и самоуправления в форме Советов Ленин уже в 1918 г. склоняется к передаче функций власти партийному аппарату. В 1920 г. на территории РСФСР окончательно запрещаются все остальные демократические партии, кроме большевистской.
















64.Создание основ советской судебной системы. Декреты о суде. Судебная реформа 1922 г.

Формирование новой судебной системы началось с Декрета о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г.: окружные и судебные палаты, правительствующий сенат, военные, морские и коммерческие суды. Ликвидировались прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей.

На их месте создавалась новая судебная система. Первым звеном ϶ᴛᴏй системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Суды действовали на принципал выборности и участия населения в отправлении правосудия.. Состав суда избирался местными Советами.


Предварительное следствие осуществляли единолично судьи, тем самым нарушался принцип отделения следствия от суда. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами.

В качестве кассационных инстанций, рассматривавших не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, выступали уездные и столичные съезды местных судей.

Местные суды решали дела именем Российской Республики, в ϲʙᴏей деятельности они должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, а также законами свергнутых правительств, если те не противоречат установленным нормам и принципам. В ноябре 1918 г. декретом СНК ссылки на старые законы были запрещены.

2. 15 февраля 1918г. был принят Декрет о суде № 2. Главные положения ϶ᴛᴏго документа ϲʙᴏдились к расширению подсудности местных судов и образованию новой судебной инстанции — окружных судов.

Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей, приговоры по уголовным делам — в составе двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда. Заседатели принимали решение как о факте преступления, так и о мере наказания.

Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, избираемые местными Советами.

Создавались коллегии правозаступников, члены кᴏᴛᴏᴩых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде.

В суде допускалось судоговорение на местных языках.

Предполагалось создание областных судов, однако данные органы не были сформированы в силу политических обстоятельств. По тем же причинам осенью 1918 г. окружные суды были ликвидированы.

Отменялся апелляционный порядок обжалования, по декрету допускался только кассационный порядок.

3. 13июля 1918 г. СНК был принят Декрет о суде №3. Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Следственные комиссии передавались в подчинение местным Советам. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Жалобы на решения и приговоры окружных судов рассматривались в кассационном суде в Москве.

В ноябре 1918г. ВЦИК утвердил Стоит сказать - положение о народном суде РСФСР. Учреждалась единая форма суда — народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей.

Защита и обвинение были возложены на коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные комиссии, милиция или сами судьи.

4. Декретом о суде № 1 наряду с местными судами учреждались революционные трибуналы.