ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2019

Просмотров: 2970

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




57.Создание Временного правительства, его правовой статус. Реформирование государственного аппарата.

Временное правительство в России, центральный орган государственной власти, образовавшийся после Февральской буржуазно-демократической революции 1917, существовал со 2(15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917. Являясь высшим исполнительно-распорядительным органом, В. п. выполняло и законодательные функции. Местными органами власти В. п. были губернские и уездные комиссары. В. п. создано по соглашению между Временным комитетом Государственной думы 1917 и меньшевистско-эсеровскими руководителями исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, без поддержки которого оно не могло существовать и действовать первые 4 месяца (см. Двоевластие). В России двоевластие возникло в результате Февральской революции. 27 февраля 1917 года одновременно были образованы Временный комитет Государственной думы и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. 2 марта исполком Петроградского совета заключил с Временным комитетом Государственной думы соглашение об образовании Временного правительства. В июле ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и Исполком Всероссийского Совета крестьянских депутатов объявили о признании неограниченных полномочий второго коалиционного Временного правительства, министром-председателем которого стал социалист Керенский А. Ф.. В состав В. п. вошли: министр-председатель и министр внутренних дел — князь Г. Е. Львов, министры: иностранных дел — П. Н. Милюков (кадет), военный и морской — А. И. Гучков (октябрист), путей сообщений — Н. В. Некрасов (кадет), торговли и промышленности — А. И. Коновалов (прогрессист), финансов — М. И. Терещенко (внепартийный), просвещения — А. А. Мануйлов (кадет), земледелия — А. И. Шингарев (кадет), юстиции — А. Ф. Керенский (трудовик, с марта — эсер), обер-прокурор Синода — В. Н. Львов (центр), государственный контролёр — И. В. Годнев (октябрист).

Оставив определение общих принципов новой правовой системы Учредительному Собранию, Временное правительство ограничилось изданием большого числа временных законов и положений (о комиссарах правительства, о местных земельных комитетах, о волостном земстве и о введении земств в “неземских губерниях” и т.д.).

По мере ухудшения ситуации Временное правительство срочно дополняло старые законы, приспосабливая их к курсу на репрессии. Так, преступным объявлялось не только посягательство на свержение власти, но и создание помех в ее осуществлении, что позволяло привлечь к ответственности, например, любого демонстранта. Участников июльской демонстрации обвинили в государственной измене. Новшеством стало понятие “косвенный демонстрант”, т.е. тот, кто не участвовал, но одобрял. Их тоже стали привлекать к ответственности.


Самые большие изменения были внесены в систему мировых судов. Этот судебный орган, восстановленный законом 1912 г., был введен лишь в 20 губерниях (из 97). Постановлением Временного правительства от 5 мая мировые суды были созданы еще в 33 губерниях. Повысилась уголовная юрисдикция мирового суда (приговоры о заключении в тюрьму на срок до полутора лет), был определен порядок рассмотрения особо важных гражданских и уголовных дел.

30 мая был издан закон о создании суда по административным делам. В каждый уезд назначался административный судья со своим делопроизводством. В губернских городах учреждались административные отделения при окружных судах. Административные судьи рассматривали споры между государственными органами и органами самоуправления, а также общественными организациями. 7 сентября ведению этих судов были подчинены земельные и продовольственные комитеты.

С окончанием двоевластия Временное правительство обрушило репрессии на большевиков. За решетку мог угодить любой участник демонстрации, собрания, митинга. 7 июля прокуратуре было предписано арестовать всех руководителей партии большевиков.

Пойти на национализацию земли Временное правительство не могло, поскольку половина земель частных владельцев была заложена и национализация разорила бы банки. Выявилась полная беспомощность правительства в главном вопросе России. Лишь 24 октября Временное правительство постановило передать земли в ведение земельных комитетов - впредь до решения вопроса Учредительным собранием.








58.Правовые реформы Временного правительства.

ысшим законодательным, распорядительным и исполнительным органом власти являлось Временное правительство, призванное осуществлять управление страной до созыва Учредительного собрания. Правительство сконцентрировало в своих руках полномочия, которые ранее принадлежали императору, Государственному совету, Государственной думе и Совету министров. Решения правительства имели силу закона. Министром-председателем правительства был князь Львов, а затем им стал А.Ф. Керенский.

Временное правительство немедленно ликвидировало наиболее старорежимные элементы государственного аппарата. Функции упраздненных органов передавались вновь создаваемым ведомствам. Например, вместо Департамента полиции Временное правительство организовало в системе Министерства внутренних дел Главное управление по делам милиции. Появились новые министерства, осуществлявшие управление в сфере трудовых отношений и социального обеспечения. Были созданы специальные органы, которые занимались планированием развития экономики и регулированием хозяйственной жизни страны. Для подготовки земельной реформы учреждались Главный земельный комитет и местные земельные комитеты.

Администрацию на местах возглавили комиссары Временного правительства. Значительно расширялись объем полномочий и компетенция земских и городских органов самоуправления, стал более демократичным порядок их формирования. Общее руководство всей системой земских учреждений возлагалось на Всероссийский земский союз, а городских органов самоуправления – на Совет дум.


После революции сохранялись основные подразделения старой судебной системы: судебные палаты, окружные суды, мировые судьи. Вместе с тем, были проведены некоторые мероприятия по демократизации судов. В первую очередь эти изменения затронули деятельность мировых судей. Временное правительство также создало органы административной юстиции.

Временное правительство образовало Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. Разработанный совещанием закон впервые в истории России предусмотрел организацию выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Первоначально проведение выборов было запланировано в сентябре, однако, учитывая сложную политическую обстановку, сложившуюся в стране после военного мятежа генерала Л.Г. Корнилова (август 1917 г.), выборы собрания были перенесены на ноябрь.

Корниловский мятеж спровоцировал длительный правительственный кризис. В Петрограде было созвано Демократическое совещание (14–22 сентября). Совещание избрало постоянно действующий Временный совет республики (Предпарламент), который должен был осуществлять контроль за деятельностью Временного правительства до избрания Учредительного собрания.























59.Октябрьская революция 1917 г. и установление Советской власти. Законодательные акты II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов.

25 октября 1917 г. Военно-революционный комитет, который был создан по инициативе ЦК большевистской партии 12 октября 1917 г. при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов, в обращении «К гражданам России» провозгласил: «Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов – Военно-революционного комитета…». Большую роль в становлении нового государства сыграл II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, начавший свою работу 25 октября. В первом же документе, принятом съездом, – обращении «К рабочим, солдатам и крестьянам» – говорилось: «Вся власть отныне принадлежит Советам». Съезд принял два Декрета: «О мире» и «О земле». Декрет «О мире» содержал предложение немедленно начать мирные переговоры с противником, осуждал тайную дипломатию и выдвигал принцип равенства в международных отношениях. Декрет предлагал заключить мир без аннексий и контрибуций. Декретом «О земле» упразднялась частная собственность на землю. Помещичьи, удельные и церковные земли передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Все граждане России, желавшие обрабатывать землю своим трудом, должны были получить ее бесплатно. Но они не могли землю продавать, закладывать, дарить, а имели право передавать ее только по наследству. Запрещалось использование наемного труда. Предусматривались и коллективные формы хозяйства – артельная, товарищеская обработка земли. Земельные участки высококультурных хозяйств не подлежали разделу, а обращались в исключительное пользование государства или общин. Так было положено начало социалистическим преобразованиям в деревне. Съезд избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет – высший орган власти в период между съездами Советов, в составе 101 человека. II съезд Советов постановил образовать временное Рабоче-крестьянское правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК). Его состав на первых порах был однопартийным – большевистским. В ноябре-декабре пять левых эсеров вошли в правительство в качестве наркомов. Левые эсеры входили в советское правительство до заключения Брестского мира (3 марта 1918 г.). С самого начала СНК возглавил В. И. Ленин. Слом старых и создание новых государственных органов большевики осуществляли одновременно 5 января 1918 г. открылось Учредительное собрание. В составе депутатов преобладали правые эсеры (40 %). Большевики получили 22,5 % мест. Председателем собрания был избран правый эсер В. М. Чернов. Учредительное собрание отказалось утвердить внесенную большевиками в повестку дня «Декларацию прав трудящегося и эксплуатированного народа». Таким образом, оно отвергло идею социалистического выбора и установление диктатуры пролетариата. В связи с этим в ночь с 6 на 7 января ВЦИК принимает решение о роспуске Учредительного собрания. Разгон большевиками законно избранного представительного органа обострил политическую ситуацию в стране. 16 ноября 1917 г. выходит «Положение о рабочем контроле», согласно которому на всех промышленных, торговых, банковских и иных предприятиях вводился рабочий контроль. Он осуществлялся рабочими через выборные органы: заводские, фабричные комитеты. Высшим органом рабочего контроля стал Всероссийский совет рабочего контроля. Органы рабочего контроля имели право проверять все документы предприятий, запасы сырья, продуктов и других материалов, наблюдать за производством, устанавливать его объем.


Декретом ВЦИК и СНК 2 декабря 1917 г. утверждается Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) как центральный орган, на который возлагалось осуществление задач в области организации новой экономики и планового регулирования всего народного хозяйства. В условиях военной опасности СНК 15 января 1918 г. принимает декрет «О рабоче-крестьянской Красной Армии», которая создавалась на принципах классовости («из наиболее сознательных организованных элементов трудящихся классов») и добровольности. Для вступления в ее ряды необходимо было иметь рекомендации войсковых комитетов, партийных или общественных организаций, стоявших на платформе советской власти. Для поддержания внутреннего порядка в стране 28 октября 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел принял Постановление «О рабочей милиции», которая учреждалась при Советах рабочих и солдатских депутатов. При Совнаркоме создается постановлением от 7 декабря 1917 г. особая система органов для борьбы с политическими противниками советской власти – Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Полномочия ВЧК постоянно расширялись. Местные органы ЧК быстро присвоили себе право выносить приговор и сразу расстреливать арестованных. ВЧК ввела две карательные меры, до революции в России не применявшиеся: взятие заложников и трудовые лагеря.





60.Создание советских органов власти и управления (октябрь 1917–1918 гг.). Образование и компетенция советских правоохранительных органов (милиция, ВЧК).

Параллельно с ликвидацией старых органов власти проходило формирование нового государственного аппарата.

На II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов была установлена следующая система органов государственной власти и управления:

Всероссийский съезд Советов - представительный орган советской власти;

Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) - действовал в перерывах между съездами;

Совет народных комиссаров (СНК) являлся правительством. Законодательную власть осуществлял и Съезды Советов и ВЦИК, исполнительную - СНК.

Учредительное собрание, созванное 5 января 1918 г., отказалось признать преобразования большевиков и было разогнано. В январе 1918г. на III съезде Советов была «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в соответствии с которой Россия была объявлена Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой - РСФСР. В качестве организации власти закреплялась система Советов, в качестве системы государственного устройства -федерация национальных республик.

На Съезде были провозглашены социализация земли, отмена частной собственности на землю, принципа уравнительного землепользования (Декрет о земле).

Для удержания власти в декабре 1917 г. большевиками был создан карательный орган - Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), обладавшая неограниченными правами (от ареста и следствия до вынесения приговора и приведения его в исполнение). Рабоче-крестьянская милиция, созданная в октябре 1917 г., осуществляла охрану общественного порядка. С октября 1917 г. по февраль 1918 г. происходило утверждение системы Советов на местах - «триумфальное шествие советской власти». Местные Советы проводили в жизнь декреты центральной власти, осуществляли реквизицию, создавали судебные органы и вооруженные отряды.


В качестве чрезвычайных мер формировались рабочие продовольственные отряды и комитеты бедноты.

Экономическая политика характеризовалась: ликвидацией частной собственности (экспроприация, введение «трудовых единиц» вместо денег); национализацией промышленности, финансов и транспорта (под управлением Высшего Совета народного хозяйства - ВСНХ); введением рабочего контроля на предприятиях (наблюдали за производством, устанавливали нормы выработки, себестоимость продукции, контролировали хозяйственную деятельность); введением всеобщей трудовой повинности, продовольственной разверстки.

Формирование советской судебной системы. В революционных условиях создавались и действовали характерные чрезвычайные судебные органы: суды народной совести, народные, мировые суды, руководствовавшиеся «революционным сознанием и совестью». Первоначальные правовые основы новой судебной системы были заложены Декретом о суде № 1, принятым СНК в ноябре 1917 г.: ликвидировались старые судебные органы, прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей. Создавалась новая судебная система, состоящая из местных судов (состояли из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей, которые избирались местными Советами, рассматривали незначительные гражданские и уголовные дела с участием обвинителей, защитников и поверенных, которыми могли быть любые лица, обладающие гражданскими правами; предварительное следствие велось единолично судьей), кассационных инстанций (ими являлись уездные и столичные съезды местных судей, которые рассматривали не вступившие в законную силу приговоры и решения местных судов). Правовую базу для рассмотрения дел составляло законодательство Советов, политические программы правящей партии и не противоречащие им старые законы. Декрет о суде № 92 (февраль 1918 г.) санкционировал создание окружных судов (рассматривали дела, не входящие в подсудность местных судов), действующих в составе 3 постоянных членов, 4 народных заседателей (гражданские дела), 12 заседателей и председательствующего члена суда (уголовные дела), отменял апелляцию, возобновлял следственные комиссии. Планировалось создание областных судов и Верховного судебного контроля, однако они не были созданы. Декрет о суде № 3 (июль 1918 г.) расширил подсудность местных судов, наделил Советы местных народных судей, создаваемых из судей низших судов, правом рассматривать кассационные жалобы.

На основании Положения о народном суде РСФСР (ноябрь 1918 г.) учреждался народный суд, состоящий из одного народного судьи (избирался Советами) и 2 или б заседателей (утверждались исполкомами Советов), который при решении дел должен был руководствоваться декретами и политическим правосознанием (было исключено применение старого законодательства). Параллельно с рассмотренными судебными органами для борьбы с противниками революции создавалась система революционных трибуналов и чрезвычайных комиссий, обладавших широкими полномочиями для проведения внесудебной расправы над неугодными правящей партии элементами.