Файл: «Особенности политики мотивации персонала корпораций».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование системы мотивации персонала предполагает наличие следующих этапов:

1 этап: оценка системы материальной мотивации (система оплаты труда):

- формы оплаты труда персонала;

- размер оплаты труда персонала;

- определение наличия и размера обязательных выплат: оплата ежегодных отпусков; оплата больничных листов; обязательное медицинское страхование; отчисления на обязательное пенсионное страхование;

- наличие других видов выплат (надбавки, премии, социальные выплаты и т.п.),

2 этап: оценка системы нематериальной мотивации (система дополнительных неденежных компенсаций).

3 этап: выявление реальных потребностей персонала и интересов организации; сопоставление потребностей персонала и интересов организации (потребность в комфортных физических условиях труда; потребность в достойном заработке, материальном вознаграждении и материальных благах; потребность в социальных контактах; потребность в устойчивых длительных взаимоотношениях и т.п.);

4 этап: анализ и оценка затрат на осуществление системы мотивации персонала предприятия;

5 этап: определение эффективности системы мотивации персонала предприятия.

Анализ системы мотивации персонала АО «ЭнергоСтрой» показал:

- у каждого сотрудника компании чётко определены функции и обязанности, прописанные в должностных инструкциях. Кроме того, на предприятии существует взаимозаменяемость друг друга, что способствует обеспечению бесперебойной работы магазина, а значит, получению прибыли и повышению качеству обслуживания покупателей;

- на АО «ЭнергоСтрой» потребности торгового персонала отслеживаются хаотично. При приеме на работу с претендентом на должность проводится собеседование и анкетирование. Во время проведения данных процедур, отслеживаются потребности работника в самореализации, социальные и материальные потребности. Дальнейший мониторинг потребностей работников на предприятии не проводится. Поэтому, и эффективность анкет при приеме на работу снижается, т.к. потребности персонала со временем меняются;

- на предприятии применяются материальные и нематериальные мотиваторы;

Для устранения выявленных недостатков и усовершенствования системы мотивации персонала АО «ЭнергоСтрой», были предложены следующие рекомендации:

1. Введение в компании системы «социального кафетерия».

2. Мониторинг трудовых потребностей и мотивов персонала.

Социальная эффективность проекта мероприятий по совершенствованию системы мотивации АО «ЭнергоСтрой» может заключаться:


  • в улучшении морально-психологического климата;
  • в повышении настроя сотрудников на более длительное пребывание в компании;
  • в заинтересованности персонала в повышении интенсивности работы;
  • в повышении удовлетворенностью работой и т.д.

Список использованных источников

  1. Базаров Т.Ю., Еремина Б.А. Управление персоналом: учебное пособие/Т.Ю. Базаров, Б.А. Еремина. – М.: Изд-во: Академия, 2013. – 420 с.
  2. Балашов Ю.К. Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулировании / Ю.К. Балашов, А.Г. Коваль //Кадры предприятия.- 2018.- №7.- С.55-63.
  3. Васильева М. Мотивация персонала в условиях внедрения инноваций / Васильева М. // Управление персоналом. – 2018. – № 1. – С. 20-22.
  4. Дафт Р. Менеджмент: учебное пособие / Дафт Р. – СПб.: Питер, 2014. – 458 с.
  5. Десслер Гари. Управление персоналом: учебное пособие / Десслер Гари. - М: Буква, 2013. – 508 с.
  6. Дятлов В.А. Управление персоналом: учеб. пособие / В.А. Дятлов.- М.: ПРИОР, 2017. - 365 с.
  7. Елисеева А.С. Совершенствование системы управления персоналом для успешного функционирования предприятия / А.С. Елисеева, Б.А. Павлова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития: материалы V междунар. науч.-практ. конф. - Саратов, 2017. – С. 42-44
  8. Жукова М.С. Совершенствование системы управления персоналом предприятия / М.С. Жукова // Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов: сб. науч. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и преподавателей. - 2017. – С. 110-113.
  9. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. Менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 168 с.
  10. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. - Минск.: Новое издание, 2016. - 256 с.
  11. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учеб. / А.Я. Кибанов.- М.: ИНФРА-М, 2017. - 304 с.
  12. Кидинов А.В. Психологическое моделирование внутригрупповых конфликтных отношений / А.В. Клинов // Дискуссия. - 2018. - № 1. - С. 121-124.
  13. Клемина Т.Р. Гибкие системы вознаграждения персонала за рубежом: Учебное пособие / Т.Р. Клемина. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.
  14. Леонова О.И., Леонов, А.В. Система управления персоналом в период реорганизации / О.И. Леонов, А.В. Леонов // Современные технологии управления. - 2017. - №01 (37). – С. 74 – 98.
  15. Литвинюк А. Управление персоналом: учебное пособие / А.М. Литвинюк. - М: Юристь, 2014. – 369 с.
  16. Мазин А., Шагалова, Т., Кабанов, В. Развитие комплексной оценки мотивации персонала в экономической системе: учебное пособие / А. Мазин, Т. Шагалова, В. Кабанов // Управление персоналом. – 2018. – № 4. – С. 18-22.
  17. Маслова В.М. Управление персоналом: учебное пособие / В.М. Маслова. – М.: Изд-во: Юрайт, 2013. - 496 с.
  18. Методология управления персоналом организации / Г.А. Насырова // Вестник Финансовой академии. – 2018. - № 3. – С. – 35-45.
  19. Митрофанова Е.А. Мотивация, оценка и стимулирование труда персонала организаций: учебник /Е.А. Митрофанова.- Барнаул: Алт. гос. тех. ун-та, 2016.- 190 с.
  20. Молодчик А., Молодчик М. Менеджмент. Стратегия, структура, персонал, знание: учебник // А. Молодчик, М. Молодчик. – М.: ГУ ВШЭ, 2016. – 188 с.
  21. Носова М. Мотивация в кризис: новая и очень нужная / М. Носова // Управление персоналом. – 2018. – № 2. – С. 15-18.
  22. Одегов Ю.Г. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / Ю.Г. Одегов, А.А. Федченко, Е.С. Дашкова. – М.: «Альфа-Пресс», 2016.- 336 с.
  23. Одегов Ю.Г., Руденко Г.В. Управление персоналом: учебное пособие для ВУЗов/ Ю.Г. Одегов, Г.В. Руденко - М.: Изд-во: Юрайт, 2014. – 508 с.
  24. Основы маркетинга и менеджмента: практикум / Л.В. Горшкова, О.Ю. Морозова. - М.: Академия, 2016. - 366 с.
  25. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 440 с.
  26. Основы управления персоналом: учебное пособие / А.П. Егоршин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 с.
  27. Поварич И.П. Развитие системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала организации: теория, методология, практика / Е.А.Митрофанова.- М., 2014. – 638 с.
  28. Полухина Т.Ю. Тренинг, как метод повышения эффективности работы организации / Т.Ю. Полухина // Экономика, 2017. – № 32. - С. 89 – 91.
  29. Поляков В., Дудник И. Мотивация персонала в условиях кризиса: учебное пособие / В. Поляков, И. Дудник // Управление персоналом. – 2018. – № 5. – С. 18-22.

Приложения

Приложение А

Современные теории мотивации

Таблица А1

Теория / автор

Закономерности поведения

1

2

Содержательные теории

Теория иерархии потребностей

А. Маслоу

Человек действует под влиянием потребностей пяти уровней. Потребности удовлетворяются последовательно: высшие не будут удовлетворены, если не удовлетворены потребности низших уровней

Теория существования,

отношений и роста

К. Алдерфера

Поведение человека детерминируется потребностями трех групп: существование, отношения, рост. При этом движение может быть как вверх по иерархии, так и вниз по невозможности удовлетворения потребностей высшего уровня

Двухфакторная теория

Ф. Герцберга

Поведение человека зависит от факторов гигиены, которые связаны с окружающей средой, и мотивационных факторов, которые связаны с характером и сущностью труда

Теория встречных потребностей

Д. Макклелланда

Поскольку потребности низших уровней в основном удовлетворены, на поведение человека оказывают влияние потребности успеха, власти, соучастия

Концепция мотивов

трудовой деятельности

Здравомыслова О. Г.

Есть несколько уровней мотивов трудовой деятельности: материальная заинтересованность в результатах труда, содержание труда, отношения в коллективе, смысл работы

Модель параллельной мотивации Выготского Л.

Высшие и низшие потребности существуют параллельно, поэтому и механизмы их удовлетворения также должны существовать параллельно и независимо

R-теория Подольчака Н.Ю

Поведение и мотивы людей объясняются склонностью к риску

Процессные теории

Комплексная процессная теория Л. Портера,

Э. Лоулера

Трудовое усилие и стремление выполнить работу зависят от привлекательности, ценности вознаграждения, ожидаемой за достижение трудовой цели, оценивает достоверность ее реализации и получение вознаграждения

Теория ожидания

В. Врума

Сила мотивации к труду зависит от оценки человеком соотношения результатов труда и потраченных усилий, скорректированных на справедливость и значимость вознаграждения, а также на уровень удовлетворенности от работы

Теория беспристрастности

(справедливости)

Дж. С. Адамса

Люди субъективно сравнивают полученное вознаграждение с потраченными усилиями, а также с вознаграждением других на аналогичной должности и соответственно корректируют свое поведение

Теория социальных сравнений Л. Фестингер

Люди, в первую очередь, стремятся оценивать свои достижения путем сравнения себя с другими людьми, а не по абсолютным показателям, на основе чего изменяют свое поведение

Теория вызова

Суркова С.А.

На мотивацию работников с высоким уровнем самоуверенности значительное влияние оказывают сложные задачи, которые являются своеобразным «вызовом»


Продолжение таблицы А1

1

2

Теория подкрепления

Скиннера Б.Ф.

Мотивация зависит от прошлого опыта человека, от последствий его действий в прошлом. Главной является оценка результатов деятельности работника и правильное соотношение моральных и материальных стимулов

Теория постановки целей

Э. Локка

Поведение человека детерминируется целями, которые он ставит перед собой и ради которых действует

Теория баланса между побуждением и вкладом

Барнарда С. И., Саймона

Х. А.

Равновесие между побуждением членов организации к активной деятельности и их реальным вкладом в достижение целей организации обеспечивается с помощью

дозированной выдачи вознаграждения

Теория «типичных переменных» и индивидуального выбора

Т. Парсонса

Индивид избирает поведение, исходя из конкретных ситуаций в организации. Этот выбор зависит от того, как работник оценивает ситуацию, что он желает в данной ситуации, и как может влиять на ситуацию

Теория мотивации социального изучения

А. Бандуры

Поведение человека объясняется символическими процессами, заменяемым изучением и самоконтролем

Теория характеристик

работы Р. Хакмана,

Г. Олдхема

На мотивацию оказывают влияние такие характеристики, как разнообразие труда, его значимость, результативность, самостоятельность при выполнении, обратная связь

Теории «поля» (отношений)

Теория Х и У

Д. Мак-Грегора

Согласно теории Х работники ленивые, безынициативные, работают лишь под принуждением, для них подходит жесткое руководство. Другие (теория В) способны к самомотивации, получают удовлетворение от самой работы

Теория Z В. Оучи

Главным в обеспечении эффективной деятельности является соблюдение принципа соучастия, т.е. обеспечение демократического стиля руководства, привлечение подчиненных к принятию решений, доверие, такт, близость

Теория ориентации на работу Голдторпа Д. Х.,

Д. Локвуда

Поведение человека зависит от приоритетной ориентации членов организации: инструментальной, бюрократической ориентации, ориентации на основе соучастия или профессиональной ориентации

Системы управления

человеческими ресурсами

Г. Лайкерта

На производительность труда значительное влияние оказывает стиль руководства

Концепции человека

Э. Шейна

Согласно концепции рационального экономического человека, социального человека и сложного человека, работники мотивируются соответствующими факторами

(экономическими, социальными и т.п.)

Кросс-культурная

мотивация

Ф. Тромпенаарса,

С. Хемпден-Тернера

На мотивацию значительное влияние оказывают межнациональные культурные отличия

Теория поля К. Левина

Поведение человека является функцией личностных факторов и факторов окружения

Концепция

организационного

роста Г. Литвина,

Г. Стрингера

Отношение к производству, людей, творчеству и т.п. формируется под влиянием организационной культуры, социальной среды


Приложение Б

Этапы формирования системы мотивации труда персонала организации

1 Диагностика существующей системы мотивации и стимулирования труда персонала

1.1 Мониторинг состояния рынка труда и позиционирование организации

1.2 Диагностика существующих в организации методов, форм и элементов мотивации и стимулирования

1.3 Диагностика мотивации работников организации

4.1 Разработка структуры и содержания социального пакета

4.2 Дифференциация социального пакета по категориям персонала

4 Разработка системы материального неденежного стимулирования (социального пакета)

5.1 Определение основных направлений нематериального стимулирования

5.2 Дифференциация нематериального стимулирования по категориям персонала

6.1 Определение состава нормативно-регламентирующих документов в области стимулирования персонала

6.2 Разработка положений о стимулировании персонала в организации; об оплате труда, о премировании и пр.

5 Разработка системы нематериального стимулирования

6 Разработка внутренних нормативных документов, фиксирующих систему мотивации и стимулирования персонала

2 Формирование целей и принципов политики организации в области мотивации и стимулирования персонала, определение содержания и структуры системы стимулирования персонала

2.1 Анализ стратегии управления персоналом организации

2.2 Описание стратегии управления персоналом в области мотивации и стимулирования

2.3 Формирование состава и структуры системы мотивации и стимулирования труда персонала

3 Разработка системы материального денежного стимулирования (оплаты труда)

3.1 Анализ структуры персонала, выделение уровней управления и категорий персонала

3.2 Описание и анализ рабочих мест

3.3 Классификация рабочих мест (должностей) по внутрифирменной ценности

3.4 Грейдирование рабочих мест (должностей)

3.5 Установление базовых окладов, установление надбавок и доплат с учетом результатов анализа рыночной стоимости

3.6 Разработка переменной части оплаты труда (системы премирования)

Рисунок Б1

Приложение В

Расчет и анализ показателей рентабельности АО «ЭнергоСтрой»

Таблица В1 - Показатели рентабельности АО «ЭнергоСтрой», тыс.руб.

Показатель

Показатели, тыс. руб.

Финансовые коэффициенты, %

Темп роста 2016 г. / 2018 г, %

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Общая рентабельность отчетного периода (Прибыль до налогообложения / Выручка от продажи товаров)

0,101

0,114

0,087

10,1

11,4

8,7

86,7

Рентабельность основной деятельности (рентабельность издержек) (Валовая прибыль/ Себестоимость проданных товаров)

0,346

0,375

0,392

34,6

37,5

39,2

113,3

Рентабельность оборота (продаж) (Прибыль от продаж / Выручка (нетто) от реализации продукции)

0,084

0,126

0,129

8,4

12,6

12,9

153,6

Норма прибыли (коммерческая маржа) (Чистая прибыль / Чистая выручка от продаж)

0,072

0,075

0,043

7,2

7,5

4,3

59,7

Уровень самоокупаемости предприятия (Выручка от продаж / Себестоимость проданных товаров)

1,346

1,375

1,392

134,6

137,5

139,2

103,4